Методическая разработка "Дистанционное обучение как ресурс повышения качества дополнительного образования"

Ильина Наталья Николаевна

В материале описываются возможности дистанционного обучения на примере создания теоретического блока по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._raz._soyuz.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Номинация: Методическая продукция

«Дистанционное обучение как ресурс повышения качества дополнительного образования»

Авторы:

методист отдела ИЗО и ДПИ

 Ильина Наталья Николаевна

педагоги дополнительного образования:

Бабич Татьяна Васильевна,

Воронцова Вероника Юрьевна,

Осипова Оксана Владимировна,

Рокина Юлия Сергеевна,

Сивкова Наталья Анатольевна,

Цветкова Вера Викторовна.

Санкт-Петербург

2017

Аннотация

Ресурс дистанционного обучения «Введение в изобразительное искусство» является теоретическим блоком, позволяющим расширить и углубить обязательный для изучения обучающимися материал содержания большинства дополнительных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства.

Этот ресурс предназначен для воспитанников изостудий первого года обучения.

Краткое описание решаемой проблемы  

Внедрение ресурса дистанционного обучения в образовательный процесс способствует решению ряда проблем:

Во-первых, занятия по изобразительному искусству проводятся во второй половине дня. В это время обучающиеся чувствуют себя уставшими после занятий в общеобразовательной школе, поэтому многие педагоги дополнительного образования предпочитают не загружать детей большим объёмом теоретического материала и отдают предпочтение творческим практическим заданиям. Кроме этого, воспитанники изостудий могут пропустить ту или иную тему по уважительной причине. Также дополнительные общеобразовательные программы не поддерживаются учебниками, с помощью которых обучающиеся могут восполнить упущенный материал.

Во-вторых, педагогический опыт авторов ресурса показывает, что воспитанники, имеющие высокие знания в области искусства, владеющие основными понятиями и изобразительной грамотой, лучше справляются с творческими заданиями, так как самостоятельно могут выбирать способы и средства создания художественного образа.

Таким образом дополнение теоретического компонента ресурсом дистанционного обучения помогает педагогу гармонизировать соотношение знаниевого и практического опыта воспитанников, способствует развитию изобразительных навыков и творческого потенциала в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Целью данного образовательного  ресурса является создание условий для обеспечения информационной доступности и повышения качества теоретической подготовки в области изобразительной деятельности средствами дистанционного обучения.

Краткое описание и предъявление материалов 

Теоретический блок «Введение в изобразительное искусство» был составлен из занятий, каждое из которых завершается тестированием из 5 -10 вопросов с вариантами ответов. Ресурс самостоятельно разработан педагогами отдела  ИЗО и ДПИ Дома детского творчества «Союз»:

 Занятие №1:«Виды искусства», педагог Н.Н. Ильина.

Знакомство с такими видами искусств, как изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), ДПИ, архитектура, литература, музыка, театр, хореография, киноискусство, фотоискусство, их особенности и задачи, с понятием «художественный образ».

 Занятие №2: «Виды изобразительного искусства», педагог О.В. Осипова.

Занятие дополняет первое, более подробно раскрывает особенности видов изобразительного искусства. Краткое описание дополнено примерами произведений искусства, что позволяет обучающимся составить визуальное представление о живописи, графике, скульптуре и их основных разновидностях. Знакомство с видами и подвидами живописи, графики, скульптуры, их отличительными особенностями.

 Занятие №3: «Живопись», педагог В.В. Цветкова. 

Особенности, виды и подвиды станковой и монументальной живописи. Виды красок, используемых в станковой живописи, пастель. Декоративная живопись. Иконопись. Миниатюрная и театральная живопись.

Занятие №4: «Инструменты материалы и техники живописи», педагог О.В.Осипова.

Занятие раскрывает технологические особенности создания произведения живописи. Данный блок знакомит обучающихся со свойствами художественных красок, видами кистей и других инструментов для их нанесения, рассказывает, на какой основе пишется живописное произведение в той или иной технике. В качестве наглядных примеров приведены репродукции произведений живописи старых мастеров и современных художников.

Занятие №5: «Графика», педагог Н.А. Сивкова.

Содержание занятия включает в себя информацию о том, что такое графика, как вид изобразительного искусства; рисовальная и печатная графика; виды печати – высокая, глубокая и плоская печать, книжная графика, виды графических элементов и градация цвета (тональность).

 Занятие №6: «Графические инструменты, материалы и техники», педагог Ю.С. Рокина.

Знакомство с различными материалами, которыми пользуются художники, с возможностями, которые открывает использование графического рисования. Воспитанники смогут прочитать описание материалов, способы их использования, а так же увидеть, как выглядят эти материалы, и варианты их использования на примере картин мировой художественной культуры.

Занятие №7: «Декоративно – прикладное искусство», педагог В. Ю. Воронцова.

 Знакомство детей с понятием декоративно-прикладного искусства,  его эстетическая и утилитарная функция. Краткая история возникновения различных видов декоративно-прикладного искусства и их демонстрация (художественная резьба по дереву, кости, камню, художественная обработка металла, керамика, ткачество, деревянная игрушка, ткачество и т.д.)

 Занятие №8: «Синтез искусств», педагог Т.В. Бабич.

Соединение  нескольких видов изобразительного искусства в одном произведении. Разнообразие форм синтеза. Синкретизм. Примеры синтеза искусств.

Программное обеспечение. Для использования ресурса дистанционного обучения на хостинге учебного заведения создана информационная платформа, на которой, в свою очередь, создана система каталогов. В каталогах можно выбрать категорию занятия или педагога.

В данном ресурсе используется двухуровневая регистрация -  для педагогов и воспитанников. Для регистрации необходим адрес  электронной почты. Педагоги и воспитанники имеют личный кабинет.

Педагог может разместить занятие в виде текста с иллюстрациями, слайд шоу или видео. В личном кабинете отображается список всех его занятий, и статистика их прохождения.

В личном кабинете ребёнка отображается список занятий, которые он прошёл или собирается пройти, а также результаты контрольного тестирования.

 

Методы использования:

  • Информационно-коммуникативный
  • Наглядный

Результаты апробации показали что:

  • теоретический материал становится доступным для большинства воспитанников и может изучаться, повторяться в удобное для ребёнка время и неограниченное количество раз;
  • обучающиеся получают теоретический материал в большем объёме  относительно требований,  прописанных в образовательной программе;
  • так как в возрасте 6-8 лет дети не могут самостоятельно создать аккаунт, им помогают родители, становясь  таким образом активными участниками образовательного процесса;
  • самодиагностика обучающихся (тестирование) повышает самооценку ребёнка  и дополняет диагностический инструментарий педагога.

Критерии оценки успешности реализации разработки:

  • степень освоения обучащимися теоретического материала в сравнении результатов текущего и прошлых учебных годов;
  • изменение качества образовательной среды через создание единого образовательного пространства;
  • степень удовлетворенности детей и родителей качеством образовательных результатов.

Варианты использования разработки.

Данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования для внедрения дистанционного образовательного ресурса в процесс обучения изобразительному искусству.