статья "Проблемы проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных прогргамм в соответствии с общими положениями, целями и задачами Концепции развития дополнительного образования".

Ильина Наталья Николаевна

В статье говорится о противоречиях между нормативными документами, регламентирующими проектирование программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proekt._proektirovanie_programmm.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с общими положениями, целями и задачами Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года. 

  1.  Уважаемые коллеги! Вы все хорошо знакомы с таким документом как Концепции развития дополнительного образования детей и видели, что такие формулировки как «персонализация дополнительного образования», «формирование индивидуальных образовательных траекторий» встречаются в его тексте достаточно часто. Но, насколько я знаю, на данный момент нет никаких нормативных документов, регламентирующих деятельность педагогов в этом направлении. Максимум, что может себе позволить педагог – это работа с одарёнными воспитанниками вне занятий по расписанию, в своё свободное время. Нередко он вынужден совмещать занятие  по программе с основным составом группы и работу с одарённым ребёнком, выполняющим индивидуальное задание. В особом внимании педагога нуждаются дети с ограниченными возможностями. Но всё чем располагает педагог - это 4-6 часов в неделю для группы 15 и больше человек. Получается, что «возможность  выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий» существует только на бумаге.
  2.   Наборы учащихся в группы первого года обучения не предполагают ни каких творческих испытаний или собеседования. 1 сентября педагог записывает в свой коллектив всех желающих, независимо от их способностей.  Какое-то количество учащихся по истечении 1,2 месяцев впервые попробовав свои силы в изобразительном искусстве, понимают, что этот вид деятельности им не интересен, или менее интересен в сравнении с другими направлениями. Ведь, как правило, современные родители записывают своего ребёнка в несколько творческих коллективов. При этом переоценивают возможности ребёнка, затем понимая свою ошибку, сокращают его нагрузку. Таким образом, учащиеся и их родители, могут воспользоваться своим правом на пробы и ошибки, на возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций, описанным в Концепции. А педагог при этом нарушает требования «Параграфа», даже тогда, когда имеет возможность добрать других учащихся. Ведь смена списочного состава нежелательна во время всего срока реализации программы. Возникает ситуация, в которой, некоторые педагоги, «искусственно» удерживают того ребёнка, который попал в коллектив случайно, только потому, что не хочет лишний раз вносить какие-либо изменения в «Параграф».
  3.  Последние требования к уровню освоения программ ещё больше осложнили ситуацию педагогов работающих на базе школ. Как правило, их нагрузка это 8 учебных часов на одной базе, то есть 2 группы по 4 часа в неделю. Педагог в школе не может себе позволить не набирать первоклассников на первый год обучения, и как следствие не может работать по 3-х летним и тем более 4-х летним программам. Таким образом, для опытных педагогов, воспитавших лауреатов и призёров конкурсов разного уровня, базовый уровень программы предел, который они не смогут преодолеть, так как для программы углублённого уровня обязательным условием является срок реализации от 3 лет. А  отсутствие программ углублённого уровня рано или поздно будет учитываться и при аттестации педагога и при определении места учреждения в рейтингах.

Вывод: В настоящее время всё внимание педагогов переключается с главных задач социализации учащихся, развития их креативных способностей на решение описанных проблем. До недавнего времени в самых разных форматах коллегиального общения педагогов дополнительного образования отмечалось такое преимущество, как свобода педагогов допонительного образования в выборе теоретического материала, практических заданий, средств и способов решения поставленных задач.

Руководители многих творческих коллективов (изостудий)  являются специалистами в определённом  направлении изобразительной деятельности  - художественная обработка разных материалов, дизайн и т.д. Они стараются поделиться со своими учениками этими особыми знаниями и умениями, и включают их в разрабатываемые ими программы, делая их неповторимыми. Благодаря этому многие современные выставки и конкурсы детского творчества учреждений дополнительного образования отличаются многообразием изобразительным техник, сочетанием разных материалов, неожиданными композиционными решениями.    Это, на мой взгляд, ещё одно преимущество. И чтобы их сохранить, информационные базы, документы, регламентирующие  деятельность педагогов должны учитывать специфику дополнительного образования и  отличаться по своей сути и форме от требований к общеобразовательным школьным программам.