"Виды контраста и Контрастные цвета"

Логинова Наталья Павловна

В конспекте занятия в доступной для детей форме объясняются некоторые вопросы цветоведения:

  • Расположение цветового спектра по кругу для определения контрастных по отношению друг к другу цветов.

  • Знакомство с некоторыми видами контраста: светлотным. цветовым одновременным и последовательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vidy_kontrasta_i_kontrastnye_tsveta.docx636.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района
Санкт-Петербурга

ГБОУ ДОД Детская Художественная Школа № 3

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 «Виды контраста и контрастные цвета»

к программе 3-го года обучения

для детей  9-10 лет

Автор – составитель:

Логинова Наталья Павловна –

педагог дополнительного образования

отдела прикладного творчества

Михеевская Елена Павловна –
преподаватель рисунка, живописи, композиции

Михеевская Арина Вадимовна –
преподаватель рисунка, живописи, композиции

Санкт-Петербург

2017

Методическая цель занятия: Создание условий для развития детской одаренности на основе диалоговых форм обучения и использования элементов исследовательской деятельности.

Описание основных форм и приемов организации образовательной деятельности на занятии:

  • Проблемная лекция. Суть проблемной лекции заключается в том, что педагог в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом педагог, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, “подталкивает” их к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции учащиеся находятся в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога.
  • Лекция-диалог Содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции.
  • Визуализация, использование ЭОР
  • Опыты, элементы исследовательской деятельности направлены на самостоятельный поиск ответов, формирование собственного знания
  • Игровые технологии (игра «Найди пару»)
  • Вариативные формы контроля на протяжении занятия:

-опрос по пройденному материалу, включающий вопросы    поискового характера, мотивирующие вопросы.

- уточняющие вопросы после введения новых понятий

-самоконтроль и взаимоконтроль после игры «Найди пару»

         -самопрезентация после выполнения практической работы


Цель занятия: Продолжать развивать цветовосприятие и цветоощущение в процессе ознакомления с контрастными цветами

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятия: основные и дополнительные, ахроматические цвета, цветовой круг.
  • Продолжать знакомство с основными терминами и понятиями в теории и практике изобразительного искусства (контраст и виды контраста).

Развивающие: 

  • Продолжать развивать фантазию и творческую активность учащихся.
  • Развивать зрительное восприятие тренировать зрительно-моторную координацию в ходе занятий изобразительной деятельностью.
  • Формировать основы исследовательской деятельности через опыты и упражнения.

Воспитательные: 

  • Воспитывать самостоятельность и ответственность, взаимопомощь.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Приветствие.
Сообщение темы занятия.

Тема сегодняшнего занятия: «Знакомство с видами контраста и контрастными цветами».

Активизация учащихся.

Вы знаете, что цвета радуги художники располагают в виде замкнутого круга. Иногда этот круг состоит из 6-ти цветов (без голубого), иногда из 8-ми цветов (добавлен пурпурный, смесь красного и фиолетового), иногда из 16, 24 и т.д. Но цвета всегда расположены в виде круга. Почему не в ряд, почему не в виде полосы, треугольника  или прямоугольника?

На этот вопрос вы сами найдёте правильный ответ в конце нашего занятия.

Повторение пройденного.

Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что мы знаем о цвете.

Слайды на экране.

  1. Мы знаем, что солнечный свет на самом деле не белый, как нам кажется, а состоит из 7-ми чистейших цветов. Это явление мы видим на небе в виде радуги и на простейшем опыте со стеклянной призмой и лучом света (кадр №1).

Вопрос: Как научным словом мы назовём радугу?

  1. А как мы можем назвать все цвета радуги, используя латинское слово «хром», т.е. «цвет».
  2. Помимо цветов радуги есть чёрный, серые и белый цвет. Каким одним словом мы можем их назвать?
  3. Но существует ещё коричневый цвет и всевозможные землистые оттенки. Как мы назовём эти цвета?
  4. Мы знаем, что различные цвета вызывают у нас разные ощущения, разные эмоции, т.е. мы говорим о психологическом воздействии на нас различных цветов.

Например, некоторые цвета вызывают ощущение холода, а какие-то наоборот – тепла.

Вопрос: Что это за цвета? (кадр №2)

  1. Однажды провели опыт в порту и покрасили ящики одинакового веса разными цветами. А грузчики уверяли, что вес у ящиков разный. Одни им показались легче, а другие тяжелее.
  2. О каком психологическом свойстве цвета тут идёт речь? (Кадр №3)
  3. Есть ещё одно очень важное свойство  различных цветов. Они могут быть приближающие и удаляющие. Назовите приближающие цвета.  А теперь удаляющие цвета (кадр №4).

Теперь снова вернёмся к нашему цветовому кругу.

  1.  Вы знаете, что существуют основные цвета. Что это за цвета?
    Между основными цветами располагаются промежуточные (или составные)   цвета.

Поэтому, глядя на цветовой круг, мы можем догадаться из смеси каких 2-х основных цветов можно получить промежуточный.

Как называются цвета, которые находятся рядом на цветовом круге?
Но ведь это мы могли бы узнать, если бы расположили цвета в полосу или треугольник (кадр № 5).
Итак,  вопрос остаётся открытым, почему всё-таки художники располагают цвета солнечного спектра по кругу. 

Прежде, чем вы догадаетесь и дадите мне правильный ответ, мы должны вспомнить ещё один очень  важный момент. Попробуйте сформулировать определение: «Что такое контраст». (Дети предлагают разные варианты контраста: тонкий - толстый, сладкий – горький, высокий - худой,  чёрный – белый.)

Итак, ребята, правильно, контраст – это ярко выраженная противоположность. Самый наглядный пример – это чёрное и белое. Рядом с чёрным белое кажется белее, а чёрное на белом кажется чернее.  Контраст чёрного и белого называется светлотным, т.к. понятно что здесь главное различие цвета по светлоте.  Мы можем наблюдать явление светлотного контраста на примере любого яркого насыщенного цвета и сильно разбелённого. Ещё сильнее будет выражен светлотный контраст , если один цвет будет сильно затемнён, а другой сильно разбелён.( Плакат с примерами светлотного контраста.) (Табличка «Светлотный контраст»).

Но существует ещё один, очень важный для художников,  вид контраста. И тут мы совсем близко подходим к разгадке моего вопроса о цветовом круге.

Объяснение нового материала.

У меня в руке вырезанные из бумаги красные помидоры, зелёные огурцы,  оранжевые апельсины и жёлтые лимоны.

Посмотрите, что получится ,если я положу один красный помидор на зелёную скатерть, а другой на оранжевую, сближенную по цвету. (Ответы детей).
Правильно, красный помидор на зелёном кажется ярким. Создаётся впечатление, что он вырезан из другой бумаги.
Теперь положим один зелёный огурец  на красную скатерть, а другой на голубую, сближенную по цвету. Что получилось? (Ответы детей)
Итак, красное на зелёном  и зелёное на красном кажется ярче.

Теперь положим  один оранжевый апельсин на синюю бумагу, а другой на сближенную бумагу цвета «охра». Что вы теперь наблюдаете?
Правильно. Оранжевое на синем кажется ярче.

Последний эксперимент. Мы берём жёлтый лимон и кладём его на фиолетовую бумагу, а второй на бумагу сближенного цвета. Вы видите тот же эффект. На фиолетовом фоне лимон кажется ярче.

А теперь внимательно  посмотрите на цветовой круг.  Кто же найдёт отгадку на мой вопрос, почему цвета располагают по кругу.  Следите за моими словами: красное ярче на зелёном, оранжевое ярче на синем, жёлтое ярче на  фиолетовом.

Где находятся эти пары цветов на цветовом круге?
Правильно, напротив друг друга
.

Эти пары цветов тоже называют контрастными по отношению друг к другу (как чёрный и белый), но это уже не светлотный, а цветовой контраст. (Табличка «Цветовой контраст»).

Цветовой круг – подсказка для рисующих, чтобы в соответствии с замыслом, выбирать необходимый фон для своего изображения. Если надо – выделить изображаемый предмет,  или наоборот – сделать неярким, неброским.

Активизация внимания.

А теперь новая загадка. В записях узника Петропавловской крепости  встречаются  жалобы на то, что его мучают видения – какое-то красное чудовище появляется на стенах камеры, выкрашенной в зелёный цвет. Вам предстоит догадаться, в чём  разгадка этих видений.

Итак, давайте проведём опыт.

Я буду поочерёдно прикреплять прямоугольники разных цветов на белый лист бумаги.

1.  Для начала возьмём, например, синий и будем не моргая смотреть на него. Через минуту переведём взгляд на другой лист белой бумаги.
Что вы видите?

Правильно. На белом листе бумаги появилось прямоугольное пятно с оранжевым оттенком.

2.Теперь посмотрим  на оранжевый прямоугольник.

Что вы видите теперь?

Правильно. Прямоугольник с синим оттенком.

3.  Смотрим на жёлтый прямоугольник.

Теперь появилось фиолетовое пятно.

Жёлтый и фиолетовый тоже контрастные между собой цвета.

4.Теперь будем смотреть на зелёный силуэт неопределённой формы.
Появилось пятно красноватого цвета неопределённой формы.

Такое явление называется последовательным контрастом. (Табличка «Последовательный контраст»). Этот вид контраста возникает только после долгого воздействия на наш глаз определённого  цвета, потому и назван «последовательным». Для художников этот вид контраста не имеет большого значения, но само по себе  это очень интересно. Наш глаз так устроен, что всегда после долгого взгляда на один цвет, в нашем глазу появляется контрастный ему цвет. То есть у каждого цвета есть цвет, который в нашем глазу всегда будет его дополнять.  Жёлтый и фиолетовый всегда будут дополнять друг друга.  Синий и оранжевый тоже не могут обойтись друг без друга. А теперь догадайтесь, почему узнику в камере зелёного цвета всё время мерещился кто-то красного цвета?

Правильно. Здесь имеет место явление последовательного контраста.
Из-за этой особенности контрастных цветов их ещё называют
дополнительными.

Поэтому неважно как вы назовёте, например, красный и зелёный цвета – контрастными или дополнительными, художники вас поймут. (Табличка «Контрастные цвета  и  дополнительные цвета – одно и то же).

Контрольно-диагностический этап

Игра «Найди пару» (Условия игры прилагаются).

Физкультминутка.

Практическое занятие.

Сегодня вам предстоит выполнить следующее задание. Я раздам вам листы бумаги формата А5, на которых изображена путаница из различных печатных букв. Найдите начальную букву своего имени  и выполните её в одном из семи спектральных цветов. Какой это будет цвет, вы узнаете, если вытащите из этого мешочка жетон заданного цвета. Фон вы выполните контрастным цветом к вашему жетону. Как вы видите, весь фон вокруг любой буквы окружён переплетениями линий. Фон должен быть контрастным к букве, но состоять из сближенных между собой цветов.

Вот пример такого задания.

Итак, вытаскиваем жетоны и ищем заглавную букву своего имени на выданных листах.

Просмотр законченных работ.

Итог занятия.

Вопросы:

  • Что нового узнали о цвете?
  • Как вы будете использовать полученные знания о контрастных цветах при выполнении живописных работ?
  • Понравилось ли вам занятие?

Эмоциональный отклик на занятие. (Цветные смайлики)



C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\IMG_2728.JPG

C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\IMG_2748.JPG


C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\IMG_2752.JPGC:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\IMG_2751.JPG


C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\IMG_2738.JPGC:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\htmlimage 5.jpg



C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\htmlimage 2.jpgC:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\htmlimage 1.jpg


Аннотация № 1
к УМК занятия по программе
3 года обучения
C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\6-ти частный круг.pngC:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\8-ми частный круг.jpgC:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\12-ти частный круг.jpgC:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\24-х частный круг.jpeg

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала


«Цветовой спектр и виды цветовых кругов»

Форма методического материала

ЭОР

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Слайды:
«Опыт Исаака Ньютона по разложению солнечного света», «Пейзажный мотив с радугой»,
«6-ти частный цветовой круг»,

«7-ми частный цветовой круг»,
«12- частный цветовой круг»,
«24-частный цветовой круг».

Содержательная нагрузка методического материала

ЭОР «Цветовой спектр и виды цветовых кругов» служит для активизации внимания и для создания поисковой ситуации в решении вопроса о преимуществе расположения цветов спектра по кругу.

Методика применения методического материала

Помимо данного занятия применяется для закрепления знаний по цветоведению по другим темам раздела.

Результативность применения методического материала

Данные материалы в простой и доступной форме помогают уяснить достаточно сложные законы цветоведения.

Аннотация № 2
к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала


«Цветовой 24-х частный круг»

Форма методического материала

Плакат формата А-1

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
 Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Плакат с изображением 24-частного цветового круга

Содержательная нагрузка методического материала

Наглядное пособие «Цветовой 24-х частный круг» позволяет освоить и закрепить знания о солнечном спектре, местонахождении основных, сближенных и контрастных цветов на цветовом круге.

Методика применения методического материала

Для данного занятия используется для самостоятельного поиска ответа на вопрос о целесообразности расположения цветов спектра по кругу.

Результативность применения методического материала

Цветовой круг является постоянным наглядным пособием в помещении студии и способствует более серьёзному и внимательному отношению к цветовому решению учебных и творческих работ.

Аннотация № 3
к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала


Плакаты с определениями понятий и терминов:
«Контраст», «Контрастные цвета»

Форма методического материала

Плакаты формата А-2

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Плакаты с определениями, видимыми на расстоянии:
«
Контраст – резкое различие, противоположность в чём-либо», «Контрастные цвета – цвета, усиливающие взаимное звучание (яркость) друг друга».

Содержательная нагрузка методического материала

Наглядное пособие «Определения понятий и терминов» активизирует внимание на изучаемом в данный момент термине и продолжает серию плакатов с определениями различных терминов, изучаемыми по программе.

Методика применения методического материала

«Определения понятий и терминов» является постоянным наглядным пособием со сменяемой информацией об изучаемых в данный момент терминах.

Результативность применения методического материала

Способствует лучшему запоминанию профессиональной терминологии.

Аннотация № 4
к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала


«Словарь терминов»

Форма методического материала

Полоски бумаги с надписями, видимыми на расстоянии.

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Надписи:
«Основные цвета»,
«Промежуточные цвета», «Сближенные цвета»,
«Составные цвета»,
«Родственные цвета»,
«Виды контраста»,
«Светлотный контраст»,
«Одновременный цветовой контраст»,
«Последовательный цветовой контраст».

Содержательная нагрузка методического материала

Активизирует внимание на изучаемом в данный момент термине

Методика применения методического материала

«Словарьтерминов» является постоянным наглядным пособием со сменным названием изучаемых терминов.

Результативность применения методического материала

Способствует лучшему запоминанию профессиональной терминологии.

Аннотация № 5

к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала

Примеры светлотного контраста

Форма методического материала

Плакаты формата А-3.

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Сопоставление на плакате чёрного и белого цвета, а также тёмных и светлых хроматических цветов.

Содержательная нагрузка методического материала

Наглядный пример светлотного контраста.

Методика применения методического материала

 Демонстрация плакатов при изучении и закреплении знаний о видах контраста.

Результативность применения методического материала

Наглядный пример помогает познакомить учащихся со светлотным цветовым контрастом и способствует восприятию более широкого тонального диапазона.

Аннотация № 6
к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала

Набор «Объект и фон» для демонстрации одновременного цветового контраста.

Форма методического материала

Парные плоскостные силуэты овощей и фруктов: красные помидоры, зелёные огурцы, жёлтые лимоны и оранжевые апельсины. Демонстрационный фон контрастного и сближенного к этим объектам цветового тона .

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Сопоставление одинаковых объектов на разном цветовом поле  наглядно демонстрируют влияние  контрастного и сближенного фона на цветовое восприятие объекта.

Содержательная нагрузка методического материала

Наглядный пример одновременного цветового контраста и влияния окружения на цветовое восприятие объекта.

Методика применения методического материала

 Парные объекты прикрепляются к листам цветной бумаги (контрастной и сближенной по цвету).  

Результативность применения методического материала

Яркий наглядный пример помогает уяснить достаточно сложные законы цветоведения, знакомит учащихся с одновременным цветовым контрастом  и способствует развитию более тонкого цветового восприятия.

Аннотация № 7

к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала

Набор для демонстрации последовательного цветового контраста.

Форма методического материала

2 листа ватмана (формат А-1). Листы бумаги насыщенных спектральных цветов
(формат А-5 или А-4).

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная нагрузка методического материала

Наглядный пример последовательного цветового контраста .

Методика применения методического материала

 После пристального сосредоточенного взгляда на цветной лист бумаги, взгляд переводится на белый лист. При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему. Это будет цвет дополнительный тому, что видели прежде.

Результативность применения методического материала

Яркий наглядный пример помогает уяснить особенности зрения человека, знакомит учащихся с последовательным цветовым контрастом  и объясняет название «дополнительные цвета».

Аннотация № 8

к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала

Последовательность выполнения практического задания «Буква на контрастном фоне»

Форма методического материала

4 плаката (формат А-3), мешочек с цветными жетонами.

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Плакаты с последовательностью выполнения задания.

Методика применения методического материала

Учащиеся достают из мешочка жетон, цвет которого будет являться основным цветом буквы в их композиции. Фон должен выполняться в контрастном тоне. Цветовое «богатство» композиции достигается за счёт введения сближенных цветов.

Результативность применения методического материала

Наглядный пример последовательности и качества выполнения задания

Аннотация № 9

к УМК занятия по программе

3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала

«Диагностический материал»

Форма методического материала

Конверты с разноцветными жетонами

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

В конверте находятся жетоны красного, зелёного, синего, оранжевого, фиолетового и жёлтого цветов.

Содержательная нагрузка методического материала

Служит для проверки пройденного материала по теме «Контрастные цвета»

Методика применения методического материала

Учащимся предлагается составить из жетонов пары контрастных цветов

Результативность применения методического материала

Проверка полученных на занятии знаний по теме «Контрастные цвета»


Аннотация № 10

к УМК занятия по программе
3 года обучения

Раздел: «Цветоведение»
Тема: «Контрастные цвета и виды контраста»

Название методического материала

«Эмоциональный отклик на занятие»

Форма методического материала

Магнитные «смайлики» .
Таблица ахроматических цветов.

Таблица хроматических цветов.

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Цветоведение»
Тема занятия: «Контрастные цвета и виды контраста»

Содержательная структура методического материала

Магнитные «смайлики» жёлтого цвета с весёлым выражением.
Магнитные «смайлики» серого цвета с грустным выражением.
Цветовая ахроматическая шкала с текстами:
«Скучно. Непонятно», «Всё это давно знаю», «Напрасно пришёл на занятия», «Эти знания мне не нужны».

Содержательная нагрузка методического материала

Цветовая хроматическая шкала с текстами:
«Интересно. Всё понятно», «Увлекательно. Узнал много нового», «Хорошо, что не пропустил интересное занятие», «Вполне нормально».

Методика применения методического материала

В конце занятия учащимся предлагается прикрепить «смайлик» с выражением, которое соответствует впечатлению от занятия на цветовую шкалу.

Результативность применения методического материала

Даёт возможность педагогу оценить свою способность доступно и интересно изложить новый материал.

C:\Users\методист\Desktop\методическая выставка 2017\Занятие Логинова\IMG_2741.JPG