Конспект занятия с элементами арт-терапии и психогимнастики

Стороженко Дарья Вячеславовна

Разработанное  занятие с элементами арт-терапии способствует профилактике  эмоциональных и поведенческих расстройств. Для эффективного взаимодействия с детьми в занятии применялись современные психологические методы и приемы, в основе которых лежит  арт-терапия. Комплексный подход, включающий синтез арт-терапевтических техник (техники направленной визуализации, рисования, художественного слова, телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии), позволяет добиться реализации поставленных задач для каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами арт-терапии и психогимнастики

Тема занятия: Путешествие в сказочный лес

Цель: развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы

Задачи:

- создание эмоционально  положительного настроя у участников тренинга

- сплочение коллектива на основе совместной продуктивной деятельности

- развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения

- снятие эмоционального напряжения

- развитие активного творческого воображения

- развивать чувство равновесия, координацию движений

Оборудование: следы, макеты деревьев; листы А4; шерсть, краски, клей ПВА; кисти; стаканчики для воды; музыкальные аудиофайлы «Лес», «Звуки природы»; листья из бумаги различных цветов.

План занятия:

Часть занятия

Вид задания

I.  Орг.момент

- Игра «Давайте поздороваемся»

- Игра «Клубочек»

II. Основная часть

- Динамическая минутка «Следы»

- Игра-релаксация «Деревья»

- Игра «Изобрази животное»

- Игра «Большое животное»

- Арт-терапевтическая коллективная работа «Сказочная птица»

III. Итог

- Рефлексия

- Динамическая минутка «Следы»

- Игра «Настроение»

Одним из самых эффективных средств развития личности детей является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы состоит в гармонизации развития личности. В последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
o Формированию представлений о себе,
o Изучению и выражению своих чувств и эмоций;
o Формированию позитивного самовосприятия;
o Развитию коммуникативных навыков;
o Эмоциональному сближению;
o Снятию психоэмоционального напряжения;
o Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Арт-терапия совместно с психогимнастикой работают на сохранение психического здоровья и предупреждают эмоциональные расстройства у детей.

Разработанное  занятие с элементами арт-терапии способствует профилактике  эмоциональных и поведенческих расстройств. Для эффективного взаимодействия с детьми в занятии применялись современные психологические методы и приемы, в основе которых лежит  арт-терапия. Комплексный подход, включающий синтез арт-терапевтических техник (техники направленной визуализации, рисования, художественного слова, телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии), позволяет добиться реализации поставленных задач для каждого ребенка.

Часть занятия

Речь учителя

Разминка

 

- Игра «Давайте поздороваемся»

- Игра «Клубочек»

Приветствие по кругу на невербальном уровне:

- Сейчас давайте попробуем поздороваться друг с другом без помощи голоса.

Игра «Давайте поздороваемся»

Взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «локти» – трутся локтями, «спины» – трутся спинами., по сигналу «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»


- У нас с вами отлично получилось! Молодцы!

Игра «Клубочек»

- Чтобы нам всем познакомиться, я предлагаю сесть в круг и, передавая клубок ниток следующему человеку, называть свои имена. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец.  

Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся связанными нитью.

- Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. И на нашем занятии мы должны быть дружными, действовать слаженно.

Основная часть

- Динамическая минутка «Следы»

- Игра-релаксация «Деревья»

- Игра «Изобрази животное». 

- Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в сказочный лес. Закрывайте глаза, наша волшебная музыка поможет нам перенестись в сказочный лес.

Звучит приятная медленная музыка. Взрослые закрывают глаза и представляют, как они переносятся в волшебный лес.

- Ну, вот мы и прибыли в наш волшебный лес. Смотрите, как здесь красиво! А вот чтобы попасть на самую красивую лесную поляну, нужно пройти по волшебным следам.

Динамическая минутка «Следы»

Звучит весёлая музыка, взрослые «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам» (это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику» (это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия (можно использовать подушки).

-
Вот мы и на полянке. Здесь так хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох (3 раза).
-
Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнемся солнышку (вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу. В нашем лесу растут разные деревья.

Игра-релаксация «Деревья»

(выполняется под спокойную музыку)

- Деревья, окружающие нас, очень красивы, а цветы издают изумительный аромат. Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой.

- Давайте представим себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями, ветки качаются под дуновением легкого, теплого ветерка. Вы тянетесь высоко, высоко, к самому солнышку. 

- Отлично! Скажите, пожалуйста, каким деревом вы себя представили?

-  Кто еще обитает в сказочном лесу? 

Игра «Изобрази животное»

- Правильно, в лесу действительно живут разные звери и птицы.

-Давайте покажем лесных животных и птиц   при помощи мимики и жестов, не произнося слов.

Игра проходит под музыку. Взрослые надевают маски, двигаясь хаотично, они  изображают зверей и птиц.

- У вас очень хорошо получилось изобразить животных и птиц леса!

Динамическая пауза

- Игра «Большое животное»

- Мы с вами выяснили, что в сказочном лесу живёт много животных: и маленьких, и больших. Я предлагаю нам всем вместе поиграть в игру «Большое доброе животное».

- Для этого нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное. Давайте придумаем ему имя!

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное. Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

- У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось наутек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит.

- Очень хорошо, молодцы.

Основная часть

- Арт-терапевтическая коллективная работа

- Благодаря нам в сказочном лесу появилось одно большое и доброе животное.

- Как вы думаете, нашему большому доброму животному грустно одному в лесу?

 Я предлагаю сделать для него друга, большую добрую птицу.

Под спокойную музыку взрослые выполняют работы.

- Какая красивая у нас получилась птица! Спасибо вам!

Итог

- Рефлексия

- Динамическая минутка «Следы»

- Игра «Настроение»

- Скажите, понравилось ли вам путешествие в сказочный лес? Что больше всего запомнилось?

- Нам пора домой, а чтобы вернуться  мы должна пройти по волшебным следам.

Динамическая минутка «Следы»

Звучит весёлая музыка, взрослые «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам» (это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику» (это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия (можно использовать подушки).

- Вот мы и вернулись домой. Я благодарю вас за то, что вы побывали в сказочном лесу, были дружными.

- На прощанье  хочу  подарить вам букет из листьев. Выберите, пожалуйста, листик того цвета, который больше всего подходит вашему настроению на занятии.

- Вы выбрали самые яркие листики, которые говорят о том, что у Вас солнечное, хорошее настроение.

- Наше занятие закончилось! Спасибо!