Много ли художнику нужно для счастья?

Кириллова Гульнара Темирхановна

Человек, идущий по пути творчества - счастливый человек!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogo_li_nado_hudozhniku_dlya_schastya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Много ли надо художнику для счастья?

Отец всех философов, Аристотель, в одном из своих трактатов писал:

«Необходимо влиять на людское поколение искусствами трёх родов: посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма»

«Искусство во все времена является общепринятым средством воспитания. Воспитание через искусство втягивает человека в лоно культуры и даёт ему возможность не только проживать свою собственную жизнь, но и осваивать жизненный опыт людей прошлых поколений»

Воспитание таких людей – главная цель и жизненная миссия тех. кто преподаёт сегодня искусство.

Сегодня весь мир восхищается качеством товаров и их эстетической привлекательностью производимых в Японии. Япония смогла добиться впечатляющих успехов в материальном производстве благодаря совершенной системе образования, в которой на ранних этапах развития детей – в яслях и детских садах – огромное значение придаётся именно художественному и эстетическому воспитанию по знаменитой системе скрипача Синити Судзуки.

В этой системе раннего развития, нацеленной на пробуждение творческих способностей, детей с 2-3 лет, по тщательно продуманной методике, начинают приобщать к музыке, танцам, изобразительному искусству.

Процессы научного и художественного творчества относятся к сфере высшего бессознательного. Они проявляются в интуиции, вдохновении, творческих озарениях. Художник часто не осознаёт до конца, откуда к нему приходят образы, звуки, краски и слова для их воплощения. Многие художники считают, что ими движет рука Всевышнего, или какие-то могущественные волшебные силы и, что он сам является лишь простым исполнителем воли этих тайных сил.

Менделеев во сне увидел свою периодическую систему элементов. Вот как он сам об этом писал:

Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так, как нужно, - только в одном месте впоследствии оказалась нужна правка»

Большое значение погружению в образ через технику медитации придавал выдающийся русский актёр Михаил Чехов, брат писателя Антона Павловича Чехова.

Он писал, что сначала ему надо было очистить сознание от всего житейского. Когда достигалась чистота и особая пустота, наступал второй этап, на котором актёр сосредотачивался и начинал как бы постепенно втягивать в себя образ того героя, которого ему предстояло играть.

Художники не знакомые с практикой медитации, называли это состояние творческим покоем, следствием которого  может родиться вдохновение.

Великий  швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг, разработал свой вариант психоанализа, объясняющий природу художественного творчества.

Описывая процесс художественного творчества К. Юнг писал, что творец, понижая уровень сознания, попадает во власть первообразов, архетипов, которые управляют им так, как будто «хвост виляет собакой». Творческий человек попадает во власть бессознательного начала, в котором содержится огромный запас знаний и идей опыта прошлых поколений. И его только надо суметь вывести наружу.

 Согласно концепции К. Юнга в коллективном бессознательном опыте каждого народа – в мифах, в преданиях, легендах – содержатся повторяющиеся образы и сюжеты, которые между собой имеют глубинное родство. Юнг назвал их архетипами.

Архетипы – это эмоционально-смысловые образования в ценностях племени и рода. Они могут быть обнаружены в психике человека через сновидения и в процессе вхождения в так называемые изменённые состояния сознания.

Через архетип, развёртываемый художником, человек получает возможность обрести доступ к глубочайшим источникам жизни.

«Здесь кроется социальная значимость искусства: оно неустанно работает над воспитанием духа времени».

Если рассмотреть некоторые позиции гуманистической психологии, станет предельно ясен процесс созревания в человеке творческого начала.

«Первоисточником и главным двигателем творчества является глубоко укоренённая в человеке потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации всех тех сил, которые заложены в него самой природой. А это возможно лишь через творчество. Человек не может творить в силу именно своей трансцендентной сущности, которая с необходимостью требует от него умения слушать свой внутренний голос, через него распознавать свои потребности и свою сущность. Если человек не следует своему внутреннему голосу, говорящему ему о его жизненном предназначении и направлении движения, если он выполняет только то, что от него требует окружающая среда или складывающиеся обстоятельства, он может серьёзно заболеть, стать невротиком и остаться на всю жизнь несчастным человеком»

Изречение Ромена Роллана – «творить – значит убивать смерть» -  главный постулат творческого человека.

В одном из своих писем А.П.Чехов признавался:

«Работая, я всегда бываю в хорошем настроении»

Он отличал, что для того, кто испытал наслаждение творчества, все другие наслаждения уже не существуют.

Изречения и воспоминания великих, а также исследования известных психологов в полной мере доказывают, что человек, идущий по пути творчества – счастливый человек!

Мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, говорим об этом, желаем это, но не задумываемся, как этого достичь?

Ответ прост: надо создать условия для воспитания творческой личности и начинать нужно как можно раньше.


Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М. 1995
  2. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения М., 2004
  3. Ершов П.М. Технология актёрского искусства М. Горбунок 1992
  4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность СПб. Евразия 1999
  5. Чехов М.П. Путь актёра М. 2003
  6. Юнг К.Г. Архетип и символ М. 1991
  7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей М. 2004