Программа кружка по рисованию "Волшебная кисточка"

Василькина Наталья Викторовна

Программа и паспорт для куржка доп.образования по ИЗО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждено»

и.о.директора ГБОУ СОШ №849

Юницкой Е.А.

--------------

              Рабочая программа по внеурочной деятельности

 художественного  направления

(кружок «Волшебная кисточка»)

                                                                                                                                                 

                                                                                    Составлена учителем

                                                          Василькиной Н.В.

                                                                           

                                                                       

                                                           

                                                     

                      2014 – 2015 уч.г.

Программа кружка  изобразительного творчества

«Волшебная кисточка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

         Рабочая программа детского объединения дополнительного образования детей  «Акварелька» (кружок «Волшебная кисточка») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.  Разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

          Программа предполагает формирование у младших школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир  искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

            Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством,  прекрасным в жизни и в творчестве.

      Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

       В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

      Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

       Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

  Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель:  

     Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.  Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.   Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

     Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 12 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-18 человек. Занятия 2 раза в неделю. Срок реализации 2 года, 136 часов, из них теоретических занятий – 7 ч, практических занятий – 120 ч, экскурсии – 9 ч. Первый год обучения – 68 ч., второй -68 ч.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  •  ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 7 – 9 лет;
  •  развивающий и исследовательский –  второй год обучения для обучающихся 10 –12 лет;

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

             Приёмы и методы организации занятий кружка.

          Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

       Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

      Кружковцы участвуют в оформлении класса и школы к различным праздникам, знаменательным датам.

      На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию. 
      Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.

       Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят. 
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям. 

         В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; 
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога. 
           Формы подведения итогов реализации данной программы: открытые занятия, мастер-классы, массовые мероприятия, выполнение отдельных заданий, проектов, выставки и  конкурсы.  

            Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
  • в каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • сбъекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества

      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) ;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

 

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Возрастные особенности воспитанников    

    Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

    Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

  1. Формы занятий
  2. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Задачи 1 года реализации программы:

  1. формировать художественные умения и навыки
  2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
  3. развивать воображение и навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и изобразительныых материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

Задачи 2года реализации программы:

  1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
  2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
  3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
  • Отражение индивидуально-личностных позиций  в творческой деятельности.
  • Развитие художественного вкуса.
  • Овладение художественными терминами.
  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

           Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня,  начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

        Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Материально-техническое обеспечение: 
  • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
  • оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
  • Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

  1. Методическое обеспечение:
  •  видеотека (материалы по творчеству российских,  советских и зарубежных художников);
  • дидактические материалы на различных носителях,
  • методические материалы, наглядные пособия.

Учебно-тематическое планирование

  1. Первый год обучения. Ознакомительный этап:  7 – 8 лет.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 - 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Тематическое планирование

Тема

Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра.  Условия безопасной работы.

1

теор

2

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

2

практич

3

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

2

практич

4

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

1 практич1

теор

5

«Грустный дождик»

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

1

практич

6

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

2

практич

7

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

2

практич

8

Рисуем дерево тампованием.

Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

1

теор

9

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Изобразительные свойства гуаши.

2

практич

10

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

2

практич

11

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

2

практич

12

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

1

практич

1

теор

13

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

2

практич

14

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

1

практич

15

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

9

практич

16

«Фантастические цветы».

Аппликация на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла. Составление композиции.

9

практич

17

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

 

8

практич

18

Обзорные экскурсии

«Здравствуй, мир!» Интерактивные экскурсии. Зарисовки

8

экскурс

19

«Я мечтаю».

 Свободная композиция.

8

практич

20

Заключительное занятие.

Выставка работ, награждение активных кружковцев.

2

практич

Всего часов:

68

Прогнозируемые результаты

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  • Второй год обучения. Исследовательский и развивающий этапы: 10–12 лет.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Тема

Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

Плоский орнамент и круглая форма.

Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.

1

практич

2

«Сказочная рыба».

Живопись. Плотная компоновка в листе, проработка рыбы орнаментом.

1

практич

3

«Подводный мир».

Живопись. Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма.

2

практич

4

«Осенний цветок».

Живопись. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. Возможна компоновка двух-трёх цветков.

2

практич

5

«Осеннее настроение».

Живопись. Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная).

2

практич

6

«Портрет животного».

Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.

1

теор

7

«Первый снег».

Графическая композиция с включением городского или деревенского пейзажа, персонажей (людей, детей, собак и т.д.)

2

практич

8

«Портрет сказочного героя».

Живопись. Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя: Снежная королева, Бармалей, Колдун, Морской царь, Баба-Яга, Царевна-Лебедь и др.

1 практич

1

теор

9

Задание на колорит

Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения.

1

10

Коллективная работа "Новогодняя елка"

Задание - игра: коллективное  размещение игрушек на треугольнике елки и заполнение оставшихся пространств нарисованными бусами, свечками, конфетками.

2

практич

11

Зима-кружевница

Освоение понятий ритма, пятна, линии как основных элементов графической выразительности.

2

практич

12

коллективная работа

"Сказочный город"

Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу.

3

практич

13

«Портрет мамы»

Развитие навыков работы по наблюдению, по памяти. Создание характера в портрете.

2

практич

14

«Цирк»

Задача создания атмосферы цирка с использованием портрета циркового артиста (клоун, акробат, жонглер, дрессировщик, фокусник). Передача характера и движения основной фигуры.

8 практич

1

теор

15

«Весенний пейзаж»

Живопись. Передать в цвете различные состояния и весенние настроенияя в природе (весна в городе, в горах, весенняя пашня, поздняя цветущая весна)

9

практич

1

экскурс

16

«Цветы с натуры»

Живопись. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".

8

практич

17

«Цветы сказочные и фантастические».

Цветная графика. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме.

8

практич

18

Коллективная работа «Цветочная сказка»

Цветная графика. Сюжеты из сказок с Дюймовочкой, гномами, эльфами, муравьями и другими  маленькими существами.

8

практич

17

Заключительное занятие.

Выставка работ, защита проектов, награждение активных кружковцев.

2

практич

Всего часов:

68

Прогнозируемые результаты

Обучаемые   второго года обучения

Должны знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  •  закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Должны уметь:

 видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в   рисунках;

  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
  • анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
  • передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
  • проявлять творчество в  создании работ.