Конспект НОД в подготовительной группе Тематическая неделя : «Осень. Приметы осени» Образовательная область: «Художественное творчество,живопись»

Бурда Ирина Валерьевна

В данном занятии освещены сразу несколько основополагающих элементов в обучении живописи. В простой форме даются понятие мазка, плановости, центра композиции, важности детальной проработки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_peyzazh.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Тематическая неделя : «Осень. Приметы осени»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Воспитатель Бурда Ирина Валерьевна

ГБДОУ №28 Курортного района г.Санкт-Петербурга.

Цель:

Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

Дать понятие «Живопись», «пейзаж», «динамичность мазка» и «центр композиции», познакомить с техникой рисования гуашью.

Научить смело рисовать красками не ассоциируя их с осторожным рисованием карандашами или мелками. Ознакомиться с приемами иллюзии перспективы на бумаге, создание плановости  на плоскости листа.

Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, тона, линии, композиции.

Программное содержание:

Учить детей передавать в рисунке передний и задний план, строение дерева - ствол (кистью), ветки разной толщины и направление линий. Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального или горизонтального мазка. Акцентировать внимание на необходимости контрастной и детальной прорисовке переднего плана. Закреплять представления детей о характерных признаках осени в цветовой гамме. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки. Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество. Воспитывать положительное отношение к природе, умение созерцать прекрасное, передавать настроение.

Материал: - репродукция картин В.Поленова и И.Левитана "Золотая осень",

 белый лист картона А3 (образец работы), - листы белого картона формата а4 предварительно проклеенные бумажным скотчем по периметру для детей (за несколько минут до урока рекомендуется прогрунтовать его широкой кистью и белой гуашью), видеоурок с пошаговым выполнением работы, заранее намешанные цвета краски в соответствии с видеоматериалом (один комплект на 3-4 человека, кисти №3, 8 (белка), - влажные салфетки, вода, - на каждого ребёнка.

 Методические приёмы: - показ видеоурока  и объяснение воспитателя, - вопросы к детям, - напоминание о технике рисования гуашью, акцент на высветлении тона краски при высыхании, напоминание о пастозности мазка, минимальном количестве воды и внимательности к ее чистоте, - наблюдение за работой детей, советы, корректировка ошибок - слушание музыки П. Чайковского «Октябрь», - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем, - Д/И «Найди по описанию».

Предварительная работа: Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, напоминание о необходимости грунтовки картона белилами,  рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев, травы, отражение их в реке и прочих цветовых особенностях осени.

Ход деятельности:

I. Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, кто у вас сегодня в гостях? Вы его знаете?

Дети: Лесовичок.

Воспитатель: Откуда он к нам пришёл?

Дети: Лесовичок к нам пришёл из леса.

Воспитатель: И пришёл не с пустыми руками. Что это?

Дети: Это иллюстрация картины.

Воспитатель: А где же хранятся настоящие картины?

Дети: В музеях, а также в картинной галерее.

Воспитатель: Ребята, а кто пишет картины?

Дети: Художники.

Воспитатель: А вы как называется этот вид искусства?

Дети: Живопись.

Воспитатель: Правильно! А как вы думаете, от каких слов произошло слово «Живопись»?. (ответы детей) Правильно! Живо Писать.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется картина, где нарисована природа? (высказывания детей) Правильно! Пейзаж.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины. Их нарисовали В.Поленов и И.Левитан. Обе они называются «Золотая осень». Как вы думаете, почему их так назвали ?

- Чему на картине отведено больше места: земле или небу?

- Почему земле больше? Чем отличаюся деревья вблизи и вдали?

- Что хотел показать художник?

- Деревья нарисованы на одном расстоянии друг от друга?

- Почему вы так решили? Докажите. (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Чем? (ответы детей)

Воспитатель: Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красиво? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.

II. Основная часть.

Воспитатель: Лесовичок принёс ещё и посылку, и спрятал её в группе. Он хочет поиграть с вами в игру «Найди по описанию». Лесовичок будет подсказывать, а вы слушайте меня внимательно: «Эта посылка прямоугольной формы..., золотистого цвета..., справа от шкафа…. и т.д.»

Дети: Ура! Нашли.

Воспитатель: Откроем посылку, посмотрим, что внутри.

(дети достают по одному предмету и называют его)

Воспитатель: Смотрите, белый лист, не до конца закрашенный. Странно! Кисти,тряпка, гуашевые краски, стакан-непроливайка…

Воспитатель: Как вы думаете, зачем всё это здесь? Для чего? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Лесовичок предлагает вам стать маленькими волшебниками (художниками).

Воспитатель: ребята, а кто помнит, в чем особенность рисования гуашью?

Дети: (примерно) гуашь густая, не любит много воды, непрозрачная, при высыхании становится светлее.
Демонстрация образца работы на формате А3.

Воспитатель: Как вы думаете, с какой части пейзажа мы начнем рисовать? (ответы) Правильно! С неба и дальних деревьев.
А что первым бросается в глаза? Верно! Самое яркое и высокое дерево. Оно то и является центром композиции.

Ребята, посмотрите внимательным взглядом художника, одинаково ли нарисован ближний и дальний берег? В чем разница? Правильно! Весь секрет в тоненьких и ярких травинках. Ну что, вдохновились?

Дети подходят к столам, где лежат различные изобразительные материалы. Просматривают видеоурок с поэтапным рисованием пейзажа. Воспитатель ставит видео на паузу в соответствии с темпом рисования группы.По ходу занятия корректируются движения кистью у ребят с пояснением. На моменте прорисовки отражения в реке удобна оздоровительная пауза. Пока листы подсыхают, воспитатель проводит физкультминутку «Мы листики осенние». Дети берут из корзинки жёлтые берёзовые, дубовые и разноцветные кленовые листья.

Воспитатель: Листья, от какого дерева вы взяли?

Физкультминутка «Мы листики осенние» 

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Мы листики осенние,

(хоровод. дети держат листья в руках)

На ветках мы сидели,

(поднимают руки вверх, покачивают)

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

(идут по кругу, помахивая листьями)

И на землю тихо сели.
(приседают, касаясь листьями пола)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.
(встают на цыпочки, руки с листьями вверх, кружатся)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

 (Далее дети сортируют  берёзовые листочки слева, дубовые по центру, а кленовые справа.)

Воспитатель: А теперь нарисуем яркую  листву у центрального дерева и траву на переднем плане. Каким цветом? (жёлтым, оранжевым, красным, коричневым)

Воспитатель: Набираю на кисть нужную мне краску. Рисую листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги, держа кисть наклонно к бумаге. Рисуем короткие горизонтальные мазки для листьев, примакиваем. И протяжные вертикальные мазки, уходящие в тонкую линию для травы, этот способ рисования называется способом вытягивания. (Дети рисуют на своих картинах.)

Есть еще один прием, когда мы ведем кисть и крутим ее одновременно. Он удобен в изображении коры дерева или тонких корявых веток. Не забываем, что к краям веточки становятся потоньше.

Воспитатель: Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть, и проведу прямую линию.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать ствол? (коричневым) Не забывайте про тон посветлее и потемнее, и кору хорошо показывать тоненькими вертикальными мазками.

Воспитатель: Получился ствол (рисуем сверху вниз, постепенно нажимая на кисть). Что же ещё, дети, мне нужно нарисовать, чтобы получилось дерево?

Дети: Веточки.

Воспитатель: Правильно. Вверху рисуем очень короткие тоненькие веточки, чуть ниже - веточки подлиннее и потолще.

Воспитатель: Получилось дерево? (да)

Воспитатель: Теперь нарисуем дерево с разноцветными листьями. Какие краски будем использовать?

Дети: Жёлтая, красная, оранжевая.

Воспитатель: Такая разноцветная листва осенью бывает у клёна. Рисуем листья способом примакивания или горизонтальными мазками. Нарисовали жёлтые листья, затем хорошо промываем кисть водой и набираем краску красного цвета и т.д. (Во время самостоятельной работы детей звучит музыка П. Чайковского «Октябрь».)

III. Заключительная часть. Анализ работ.

- Какое время года изобразили в своих рисунках?

- Какие краски использовали?

- Какими способами рисовали? Что мы использовали? (тонирование, примакивание, горизонтальные и вертикальные мазки)

- У кого лучше получилось передать образ осеннего дерева?

- Что в нашем уроке вам понравилось больше всего?