Тематический конспект по теме «Ранний классический период искусства Древней Греции»

Никитина Дарья Алексеевна

Данный тематический конспект содержит информацию об искусстве Древней Греции периода ранней классики, дополненный иллюстрациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Древняя Греция. Ранняя классика608.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический конспект по теме

«Ранний классический период искусства Древней Греции»

Архитектура. Художественные формы первой половины 5 века до н.э., особенно архитектурные, чётки, энергичны и напряженны не только в постройках Балканского полуострова, но и в зданиях Сиракуз, Агригента, Селинунта, Метапонта, Пестума.

Храм Афины Афайи на острове Эгина (490 г. до н.э.) был центром большого святилища. Дорический храм из местного известняка, со стенами, покрытыми мраморной штукатуркой, фронтонами и симой из паросского мрамора.

Храм Зевса в святилище Олимпии, зодчий Либон из Элиды (472 – 456 гг. до н.э.). Известняк, покрытый мраморной штукатуркой; скульптуры фронтонов, метопы и черепица были мраморными.

 

Храм Геры в Пестуме (1ая половина 5 в. до н.э.). Кристаллический известняк золотистого цвета (раннеклассический периптер).

 

В классическую эпоху особенно расширились и процветали святилища Зевса в Олимпии и Аполлона в Дельфах (366 – 339 гг. до н.э., его руины сейчас в Дельфах).

Декоративная скульптура. Фронтоны храма Афины Афайи в Эгине (490 – 480 гг. до н.э.) возникли на рубеже архаики и классики. На них изображалась битва греков и троянцев.

 Торжественность композиции. Создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены единым действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное. Здесь нет равновеликости статуй, свойственной архаике, нет и плоскостности фигур.

Скульптуры западного фронтона более архаичны, чем восточного (на нём скульптура была заменена). Мастер архаичного западного фронтона стремился, чтобы композиция прежде всего воспринималась издали красивым декоративным узором. Для скульптора раннеклассического восточного важна красота жизненности и естественности фигур и их движений.

Во второй четверти 5 века до н.э. в искусстве Греции происходят значительные изменения.

Мраморные статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии (около 460 г. до н.э.). Композиция восточного фронтона более сдержанная и торжественная, чем динамичная с западного, где возле Аполлона изображены борющиеся с кентаврами греки.

На восточном фронтоне изображен момент перед состязанием героя Пелопса и царя Эномая. Затишью восточного фронтона противостоит взволнованность чувств западного. Подлинно классические образы, внутренне эмоциональные и страстные, внешне сохраняют возвышенное спокойствие.

Декор храма Зевса в Олимпии не ограничивается фронтонами. На 12 исполненных из паросского мрамора рельефных метопах, располагавшихся в пронаосе и постикуме, изображались подвиги Геракла.

  

Эти метопы – лучший пример простоты и глубины выразительности, которой в совершенстве владели греки в искусстве.

Круглая скульптура и рельефы. Статуя Аполлона из Пьомбино (около 475 г. до н.э.). Архаическое изящество, но пластическое решение уже новое.

     

Копия скульптурной группы тираноубийц Гармодия и Аристогитона работы Антенора конца 6 в. до н.э., копия выполнена по заказу афинян скульпторами Критием и Несиотом в 477 г. до н.э. (иллюстрация выше). Нет портретности, т.к. главная тема – торжество духа общественности, общности греческого гражданского коллектива.

Дельфийский возничий (около 470 г. до н.э.). Робкое стремление к точности в передаче реального образа, а так образ носит предельно обобщённый характер.

   

Бронзовая статуя Посейдона с мыса Артемисион (460 г. до н.э.). Выразительность движения. Статуя поражает заключённой в ней мощью.

Ионическая школа. В работах ионических мастеров в это время преобладали темы лирического характера. Рельефы с изображением рождения Афродиты из морской пены («Трон Людовизи»), около 470 – 460 гг. до н.э.

 

Мастеру удалось в камне выразить поэтическую и возвышенную, радостную и таинственную сущность чувства, воспевавшего любовь.

Схематичность и застылость преодолевались в скульптуре - монументальном и общественном виде искусства - медленнее, чем в вазописи, где мастера решительнее брались за новые сюжеты.  Скульптура Эрот Соранцо (2я четверть 5 в. до н.э.), ощущается тяготение традиций.

       

Скульптор Мирон из Элевфер. Показывал подвижными образы реального мира. Как аттический скульптор Мирон любил изображать энергичное действие. Благородство выразительных движений. Дискобол Мирона (около 470 года до н.э.), здесь воплощены физическое напряжение атлета, волевая сосредоточенность. Лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное властной энергии, в то же время спокойно. Движение скрыто в совершенном равновесии.

 

 Афина и Марсий (450 г. до н.э.), сущность данного произведения – превосходство благородного над низменным. Контрастные образы Афины и Марсия. Мирон был новатором, отвергшим традиции архаического искусства, которые связывали мастеров ещё в первой половине 5 века до н.э.

Монументальная терракотовая группа «Зевс, уносящий Ганимеда (Олимпия)», 470 г. до н.э. Скульпторы стремились к сюжетам возвышенным и героическим.

Декоративно-прикладное искусство. В 5 веке до н.э. мастера исполняют из бронзы небольшие фигурки богов, атлетов, дискометателей, молящихся девушек, служивших не только дарами и приношениями в храмы, но нередко ручками для круглых бронзовых зеркал. Золотые и серебряные монеты, над чеканами которых работали мастера далеко незаурядных способностей, поражают гармоническими композициями. Резные геммы из полудрагоценных камней (фигурки людей, животных, птиц, портреты) отличаются красотой и изысканностью исполнения.

Вазопись, живопись (ранняя классика). Появляется краснофигурная вазопись. В чернофигурной больше действующих лиц, детали процарапаны, значительная роль отведена орнаменту. В краснофигурной – внимание сосредоточено на главном (амфоры Андокида, сюжет «Пир Гераклав присутствии богини Афины», 520 – 510 гг. до н.э.).

Светлые фигуры воспринимаются более реальными, им требуется больше пространства. В чернофигурных вазах тоже есть своя прелесть: силуэтность хорошо гармонирует с поверхностью сосуда. Реальность краснофигурных изображений начинает «прорывать» поверхность вазы, и роспись постепенно теряет свою декоративную роль украшения.

У Евфрония можно встретить как бытовые (жанровые) сцены, так и сюжеты высокого стиля. В бытовой сцене художник показывает свободное общение героев (диалоги), но в сценах с возвышенными сюжетами, в монументальных образах сохраняется сдержанность и величавость.

     

Вазописцы ранней классики были первыми в освоении возможностей краснофигурной техники. Их росписи ещё заключают в себе некую скованность, но то, что начали Евфроний, Евфимид, Бриг и Дурис в изображении свободного движения человеческой фигуры, было продолжено другими мастерами 5 века до н.э.

Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи происходило в тесной связи с творчеством художников-монументалистов того времени – афиняна Микона (470-450 гг. до н.э.) и фазосца Полигнота (460-440 гг. до н.э.). Их произведения не сохранились, т.к. по большей части были росписями стен разрушенных позднее зданий.

  

Белофонные лекифы и килики с белой облицовкой дают представление о поисках вазописцами новых живописных возможностей.

 

Возможно, что какие-то вазовые росписи являются повторениями фресок Микона, Полигнота и других.

В краснофигурных росписях середины 5 века до н.э. заметно тяготение к печальным, задумчивым образам.