Проблемы эстетического воспитания в российской школе в сравнении с японской культурой

Ачилова Виктория Васильевна

Отношение к красоте у современных школьников и суть проблемы эстетического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы эстетического воспитания в российской школе

в сопоставлении  с японской образовательной культурой.

Подготовила: Ачилова В.В.

учитель изобразительного искусства

МКОУ Большеясырская ООШ

1.Проблемы современного эстетического воспитания в России.

2. Опыт Японии, как противостоящий нашему опыту.

3. Один из вариантов решения проблемы.

Ответьте на рад вопросов.

- Каким бы основным словом вы бы назвали эстетику? (Красота)

Т.Е. эстетическое воспитание это преклонение и восприятие красоты. В фильме «НЕ бойся, я с тобой» есть песенка со словами «притупилась чувствительность зрителя».          Красивые картинки всюду: в кино, журналах, телефонах. Анимашки всех видов, блеск во всем (технике, ручки, машины) и фильмы ужаса и катастроф до невозможности притупили чувствительность зрителя. Это про порог восприятия красоты – он снижен до безобразия.

   О преклонению я вообще молчу – «вроде служенье великим богам, а на поверку великий я сам.» Преклоняться в мире уничтожения авторитетов вообще не принято. Для этого нужно понятие чего-то, что выше меня, понятия божества и нашей немощности и падения. Это было еще тогда, когда в поколениях передавали религиозное  чувство и воспитывали «реликт» (старый, священный) его у потомков.

То есть мы имеем перед собой «низкочувствительных ( с убитой чувствительностью)  и генетически невосприимчивых к поклонению перед красотой школьников»

Этот экранный тип восприятия формируется не только кино и телевидением, но и комиксами, дисплеем компьютера. Поток часто даже не фиксируемых сознанием сигналов информации, создающих постоянный информационный фон, приучает внимание как бы скользить по поверхности мелькающих раздражителей, не пропуская их до осознания. Постепенно такая привычка (или такая установка) может разрушить саму способность к концентрации как умению сосредотачивать и удерживать внимание на том или ином предмете.

Если учесть, что именно способность к концентрации лежит в основе развития умственных способностей человека, развития его мышления и чувств, то можно понять ту обеспокоенность, с которой современный японский философ Ямасина Сабуро пишет о ненаблюдаемой ранее и усиливающейся деградации человеческой природы.

- Какие искусства вы бы отнесли к  воспитанию эстетики? ( Изо, музыка, литература, кино, танцы, дпи, архитектура.) Какие из них могут еще тронуть наших школьников? К сожалению не литература – читать они не любят. Все виды изо тоже не привлекают.

  Как сказал Владимир Ильич: «Важнейшим из наших искусств для нас является кино…». И он был прав, так как кино наиболее приближено к жизни – есть движение, есть момент созерцания и восприятия, есть набор чувств и голова работает о том, как решить проблему героя.

Было письмо в электронке  о инициативе 100 фильмов, предложил Н.С.Михалков. Список фильмов и сайт я вам раздам. Но мне кажется, фильмы любимые нами, не любимы нашими детьми. В списке «100» фильмы старшего поколения. И стоило бы продолжить и усовершенствовать этот список. Организаторы проекта предлагают еще 150 иностранных фильмов включить, но тут надо учитывать возраст просматривающих. До 21 года  и после.

И просматривать фильмы вместе с детьми, а через день работать над ними, по плану хороших учителей  литературы советского периода.

Часть 2. (не для всех)

Почему же так зависает наше с вами эстетическое воспитание?

Ответь те еще на один вопрос. На что воздействует красота? (на душу)

Вот тут все и попались. А мы живем в современном мире, где даже в институтах  (где должны доращивать, а не подстригать мозги) преобладает научное мировоззрение. А по науке, в главной науке о душе «психологии» этого  понятия не существует. Оно заменено понятием «психика» - отражательная способность Высшей Нервной Деятельности человека. Т.е. без тела нет и дела.

А как воздействовать на то, что не существует с точки зрения современной науки. Это как «двойные стандарты» в политике.  Эстетическое чувство посредством зрительного рецептора есть, а души – вместилища и аппарата для восприятия - нет. Если опору сделать только на память (что не оспаривается современной наукой) – пускай ученик смотрит и запоминает красивые вещи. ТО мы опять получим «притупление чувствительность, но не как не эстетическое восприятие мира. Это с успехом показывают наши «звезды» и финансовые воротилы. У них полно красивых вещей, но можем ли мы их назвать эстетически воспитанными людьми? Навряд ли. Их душа не развита и не сострадательна, не падает ниц перед красотой.

Япония.

Вывод.

Помещаемая на вершине иерархии ценностей красота, захватывающая всего человека, есть сила, гармонизирующая совокупность всех его человеческих проявлений. Последовательное проведение красоты в жизнь, эстетизация среды, практический характер художественных циклов в системе образования, институт традиционных искусств (от изящных до боевых), обеспечивающих охват всех сфер бытия как сфер проявления тех или иных форм красоты, проникновение ее в быт, осмысляемый с позиций красоты, — все это и есть самый надежный путь эстетического воспитания. Воздействие красотой, растворенной в мире, пронизывающей жизнь, выраженной в искусстве, является единственным по-настоящему действенным средством эстетического формирования человека. Никакая теоретическая система, если она оторвана от реалий жизни, никакая специально создаваемая система воспитания, если она находится в противоречии с окружением, не подкреплена им, не обеспечена содержанием и организацией самой жизни, не способна дать нужного эффекта.



Предварительный просмотр:

Опыт Японии, как противостоящий нашему опыту эстетического воспитания.

(по информации из интернет источников)

Образование в Японии.

Японское образование использует в качестве опорных основ идеи влиятельных философских, религиозно-мировоззренческих, этических учений: синто, бусидо, буддизма, конфуцианства. Синтоизм (от япон. синто - путь богов) -японская религия, возникшая из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Важной стороной синтоизма является поклонение красоте природы {гора Фудзи, цветущие деревья и пр.) Благодаря буддизму исконно японская философия освоила идею нереальности видимого мира с присущим ей убеждением, что Истинная Реальность может быть явлена человеку только через Красоту.

Что касается западных теорий воспитания, то среди них наибольшее распространение и влияние в Японии имеют идеи швейцарского педагога Генриха Песталоцци, идеи и система американского философа и педагога Джона Дьюи.

Характеризуя, свойственный японцам эстетизм, Тэцудзо Таникава отмечает: «именно эстетическое чувство - основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все остальные».1 Причина подобного отношения к окружающему миру кроется в особом философско-эстетическом миропонимании японцев, которое рассматривает Красоту как проявление Истины окружающего мира. 

Каким бы видом труда японец не занимался, это - не просто осуществление намеченной им цели, это - эстетика труда, любование трудом, наслаждение трудовым процессом и результатами своего труда.

Действенность японской системы образования, ее необыкновенная результативность объясняются не только традиционным трудолюбием японцев и их дисциплинированностью, но и историческими и культурными традициями, единством языка и культуры, обеспечивающим монолитность нации.

В Японии по традиции эстетическому и художественному воспитанию уделяется серьезное внимание. Что главное назначение человека и вместе с тем высшее его удовлетворение состоит в том, чтобы создавать основополагающие ценности: пользу, красоту, добро.

В японском сознании слово «семья» ассоциируется как минимум с тремя различными значениями.  «Согласно конфуцианскому учению, в мире существует большая мировая семья, состоящая из Неба-отца, Земли-матери и человека - дитяти. Вторая большая семья - государственная, В ней император является одновременно и Небом, и Землей (отцом и матерью), министры - его старшие сыновья, народ - младшие. И, наконец, обыкновенная семья (политическая и социальная единица)». Традиции семейного воспитания в Японии чрезвычайно сильны, благодаря укоренившимся в японском сознании конфуцианским идеям о сыновней почтительности, о почитании родителей, старших предков.

Этапы воспитания ребенка в Японии

Этап первый.

В японской семье малыш до 5 лет является королем. Он не знает никаких запретов. Если он по недомыслию совершит какой-либо проступок или шалость, мама может лишь сказать: «Мне больно», «Горячо», «Это опасно». Карапуз является маленьким исследователем. Он просто не может понять, по какой причине ему запрещают что-то делать

Этап второй.

Когда карапуз достигает 5 лет, он уже не считается маленьким. С этого возраста мама и папа ставят перед чадом определенные задачи и требования, объясняют ему, как жить в коллективе и как себя вести.  Сейчас на него смотрят, как на раба. Он не может поступать по собственному усмотрению.

Японские педагоги и родители никогда не сравнивают конкретного малыша с другими детьми и не критикуют его. В детских учреждениях детей выделять не принято. Японцы говорят, что с карапузом нельзя сюсюкаться, иначе из него вырастет эгоист.

Этап третий.

Когда ребенок достигает 10 лет, с ним разговаривают, как с равным. Мама и папа начинают спрашивать его мнения при принятии всевозможных решений. Они вместе ищут выход из ситуаций. В этом возрасте основная задача родителей – привить чаду независимость и самостоятельность. Указывать и давить недопустимо. Если вы возьмете проблемы ребенка на себя, то из него не получится уверенного в себе и целеустремленного человека, как говорят в Японии.

Пятнадцатилетний японец считается взрослым. © yaponiia.com

Отцы много времени проводят на работе и поэтому не участвуют в воспитании малышей первых лет жизни. Японцы не стирают, не шьют, не готовят, а только добывают деньги для семьи. Если малышу не исполнилось 3 лет, то мама не может выйти на работу. В противном случае ее будут считать безответственной и легкомысленной. Малыша мамы носит где-то на себе из-за чего малыш чувствует себя в безопасности и в тепле, что положительно сказывается на его ощущениях вне дома и на уровне психологического комфорта. В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода.

  Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому — означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» — один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

Самое страшное – одиночество

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», — говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. — Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.    Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично.

Детский сад – с 3 до 6 лет. Дошкольник в детском саду знакомится с палитрой в 25 оттенков цветов, второклассник должен уметь пользоваться красками 36-и цветов и знать названия их.

Так, они считают, например, что оптимальное число детей, приходящихся на одного воспитателя в детском саду, это трое, но не больше пяти, — такое серьезное отношение к данному вопросу объясняется осознанием ответственности за воспитание прежде всего чувств, для которого необходимо тонкое, внимательное общение, буквально взращивание чувств с самого раннего возраста, когда только и можно заложить по-настоящему глубокие основы высокой эмоциональной культуры. Причём, существует психологическая установка, что взрослые не поучают ребёнка, а воспитывают его в непосредственном процессе общения, в ходе отношений своеобразного “партнерства”, в ходе совместных занятий искусством и т.п.

Игра и природа как объект любования и источник впечатлений — основные факторы формирования навыка творческого поведения, воспитания художественного вкуса, чувства цвета, формы.

«Возможность почувствовать себя членом группы»

В исследовании Дж.Тобин взрослым задавался вопрос о том, что является главной целью обучения в детском саду. Более 80% опрошенных японцев ответили, что это «переживание эмпатии», в то время как в США подобный ответ встретился лишь в 39% случаев. Также более 60% взрослых в Японии отметили «возможность почувствовать себя членом группы». В сравнении с этим, например, в Китае и США данный ответ не был столь популярен. Если говорить о социализации, то к окончанию дошкольного возраста в Японии от ребенка ожидается, что он:
1. ведет себя как член группы;
2. внимателен к нуждам членов группы;
3. умеет слушать других;
4. умеет отвечать на вопросы;
5. умеет участвовать в групповых формах деятельности (в особенности в таких групповых ритуалах, как принятие пищи, уборка помещения и различные игры).

Начальная школа – с 6 до 12 лет. В школе маленьких японцев обязательно учат играть на 2-3 музыкальных инструментах; чаще всего это традиционные японские инструменты — трехструнный щипковый сямисэн, кото (цитра), сякухати (бамбуковая флейта), а также фортепиано, гитара. В школе же даются теоретические сведения и практические навыки изобразительного искусства, в частности преподаются основы гравюры. Каждая школа в Японии (как и всякая фирма) имеет свой гимн.

Средняя школа – с 12 до 15 лет.

Однако после того, как заканчиваются школьные занятия, ученики немедленно приступают к домашним: школьные преподаватели задают на дом столько, что школьники вынуждены по 5-6 часов в день делать уроки. И уклониться от этого невозможно, так как бдительные мамы строго следят за своими чадами и не дают им отдыхать, пока не будут выполнены все задания. Обмануть их, выдав некую абракадабру за выполненное домашнее задание, тоже не получится, поскольку мамы не хуже учителей разбираются в школьных предметах, так как сами когда-то учились точно так же. Не зря их называют «кеику мама» – «мама, одержимая образованием».

Причём японские семьи, как известно, живут очень тесно, а включенный телевизор или возня младших братьев рядом очень мешают сосредоточиться на домашних заданиях. Поэтому прагматичные японцы придумали для домашней учёбы специальные приспособления – разборные деревянные ящики ростом с сидящего за партой человека и электрической лампой внутри. В этих ящиках детей ничто не отвлекает от учёбы, причём отпираются они только снаружи: пока не вызубрил – не выйдешь.

Так что японские школьники учатся очень много. Даже не столько учатся, сколько учат. Вернее, заучивают.

Старшая школа – с 15 до 18 лет.  Форма обучения очная. Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной, её посещают более 94 % школьников (по данным на 2005 год).Число частных старших школ составляет около 55 %, тем не менее, и государственные, и частные старшие школы являются платными. Существует специализация по гуманитарным и естественным предметам. Главной целью обучения является поступление в университет. Специализированными предметами на выбор являются агрономияпромышленностьторговлярыбалка, медицинская подготовка, благосостояниеиностранные языки и т. д. В частных школах дополнительно преподают другие предметы. Проводится также классный час, посвященный изучению истории края, пацифизму, школьным мероприятиям. Общегосударственных учебников не существует. Подходящие учебники выбирают образовательные комитеты муниципальных районов или руководство школы. Ношение формы и уборка учениками школы является обязательным. После уроков учащиеся участвуют во внеклассной деятельности, изучая кэндо,дзюдокюдокаллиграфиюатлетикуполитэкономию и т. д.