Искусство революционного романтизма во Франции, Эжен Делакруа

Зюзюн Кристина Андреевна

Интерактивный урок: история изо, музыка, литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Учреждение

Дополнительного Образования

 

«ДШИ Казачинско-Ленского района»

 Открытый урок

По предмету:

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

«Живопись»

5 класс

Тема: «Искусство революционного романтизма во Франции, Эжен Делакруа»

                                                Выполнила: Зюзюн

 Кристина  Андреевна

                                                                        преподаватель отделения

                                                                    изобразительного искусства

Магистральный

2017

Дата и время проведения: 13.10.2017, 10.00-10.40

Тема урока: Искусство революционного романтизма во Франции, Эжен Делакруа, 5 класс ФГТ.

Номер урока: 2 урок из 2.

Тип урока: Урок-презентация. 

Вид урока: Интегрированный урок: история изо, музыка, литература.

Цель урока: расширить знания, подчеркнуть взаимосвязь 3-х видов искусства.

Задачи урока: 

  • Учиться выражать свои чувства, эмоции, навеянные музыкой.         
  • Уметь описать и анализировать картины.
  • Рассмотреть революционный романтизм во французской живописи.

Образовательная: познакомить учащихся с  творчеством романтизма: живопись, литература, музыка.  

Развивающая: развитие эмоционального отклика на основе восприятия произведений искусства.

Воспитательная: воспитать эмоционально-эстетический вкус учащихся.

Зрительный ряд: репродукции картин.

Музыкальный материал: Этюд № 12 «Революционный», Полонез №3 Ф. Шопен, Н. Паганини Sonata mi-minor Op.16 ALLEGRО.

Оборудование: компьютер, телевизор.

Образовательные технологии:

  1. Проблемное обучение
  2. Информационно- коммуникационная

Используемые  методы обучения: словесный  (беседа, объяснение, рассуждение), наглядный (репродукции картин живописи, книги), демонстрационный (презентация, видео), практический (запись в тетрадь), проблемное изложение, частично поисковый метод.

План:

1.Организационная часть (проверка готовности к уроку)                                                - 2 мин.

2.Постановка цели урока (сообщение темы)                                                                      - 3 мин.

3. Беседа (повтор и изложение нового материала)                                                               - 20 мин.                                                

4. Практическая деятельность (запись в тетрадь)                                                             - 10мин.

5. Итог урока (анализ)                                                                                                             - 5 мин.

Ход урока:

1.Организационный момент         

   Готовность к уроку. Звучит музыка Никколо Паганини Sonata mi-minor Op.16 ALLEGRО, 2 минуты.

2.Постановка цели урока                                                                                                   

Тема урока: Искусство революционного романтизма во Франции. Эжен Делакруа.

3.Беседа.

Сегодня на уроке мы окунемся с вами в мир живописи, музыки и литературы  XIX века, познакомимся с художником Эжен Делакруа, композиторами Фредерик  Шопен, Никколо Паганини, писательницей Жорж Санд. Они жили в период восстаний, переворотов и революционных движений Франции. Жили и творили в этой атмосфере. 

Презентация: 

Слайд 1 -Запишите в тетрадь тему урока.

Слайд 2 –Повторим тему предыдущего урока. Франция конец 18 - начала 19 века. Что происходила в стране? Как чувствовали себя люди в таком мире?

Революционный романтизм – это поиск повышенной эмоциональности.

- Где брали вдохновение для творчества?

Слайд 3 -«Автопортрет в зеленом жилете» Фердина́н Викто́р Эжен Делакруа, великий французский художник родился 1798 году в обеспеченной семье, ни в чём не нуждался и даже окончил Императорский лицей. Но в 16 лет он остался круглой сиротой и поступил в Школу Изящных Искусств. Работал в Лувре – копировал работы известных мастеров живописи – Рубенс, Веласкес, Микеланджело.

На его картине светло-карие глаза смотрят в сторону зрителя тревожно и чуть надменно. Волевой, подчеркнутый светом подбородок, разметавшиеся завитки волос, рождающиеся на переносице резкие складки говорят о натуре сильной, живущей напряженной интеллектуальной жизнью и одновременно импульсивной. В фоне портрета — отражение той же борьбы и изменчивости: поверхность холста неровная, кое-где просвечивает грунт. Если по цвету самое яркое пятно в картине — зеленая полоса жилета, то светом выделено именно лицо — лицо человека непокорного, обуреваемого противоречивыми мыслями.

 Эжен Делакруа  говорил: «Живопись... мост, переброшенный от души художника к душе зрителя...».

Давайте с вами заглянем в мастерскую художника и постараемся понять, что нового внесли романтики в живопись. Первая его картина, которую написал в 24 года.

Слайд 4 - «Ладья Данте» (анализ, описание).

Делакруа позаимствовал сюжет для своей знаменитой «Ладьи» из прочитанной легендарной «Божественной комедии» Данте. У древних предков ладью, как правило, ассоциировали с жизненным началом. К тому же на ладье совершали перемещения в мир иной, образ лодки много веков считавшийся символическим образом Христианства. Данте и Вергилий считались символами культурного наследия. Сюжет картины основан на восьмой песни Ада Данте: поэт и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых, из вод которой вздымаются души грешников.

Слайд 5- Остров Хиос, греческая война за независимость от Османской империи.11 апреля 1822 года и последующая оккупация привели к гибели более 20 000 мирных жителей, а большую часть выживших обратили в рабство и депортировали. Это повлияло на художника, он написал картину.  

Слайд 6 – «Резня на Хиосе» (анализ, описание).

 На переднем плане картины изображена фризообразная композиция, страдания  людей в нарядной колоритной одежде от военного турецкого террора. На картине  нет выраженного главного героя. Плотное скопление персонажей на переднем плане резко контрастирует с открытым бескрайним пространством, где море и суша, свет и тень плавно перетекают друг в друга. Делакруа словно отказывается от законов перспективы, как и от прорисовки облаков. Общий план создаёт эффект растворяющегося в дали пространства, без центра и границ. На среднем плане разворачивается жестокая схватка на фоне горящих поселений и выжженной земли. Морской горизонт, окрашенный унылыми земляными красками, перемещается лишь дымом, головой солдата и лошадиной гривой. Тринадцать персонажей — мужчины, женщины и дети — согнаны для казни или порабощения. Израненные и поверженные, они представлены зрителю с суровой беспощадностью на почти ровной площадке.

Слайд 7 - Их размещение образует две человеческие пирамиды. На вершине левой — человек в красной феске, правой — солдат на вздыбленной лошади. Между двух пирамид видны два солдата в тени и ещё две жертвы — обнявшаяся пара молодых людей. Один из мужчин в левой пирамиде на грани смерти, второй отрешённо смотрит в сторону страдающих детей, но взгляд его проходит сквозь них — он понимает, что не в состоянии защищаться. Вся левая пирамида создаёт атмосферу безнадёжной обречённости.

Правая пирамида устремлена вверх. Лошадиная грива; извивающаяся женщина, привязанная к лошади; её соратница по несчастью, вцепившаяся в солдата; сам он, уверенно держащийся в седле и повелевающий своими жертвами — всё это придаёт группе динамику подъёма. У основания пирамиды сидит старуха, устремившая взгляд в небеса, справа от неё ребёнок с матерью. Эту композицию Делакруа пояснял следующим образом: «Чем меньше естественности, тем больше красоты и полноты образа; все должны быть собраны вместе».

- К какому жанру относится картина?

Слайд 8 – «Смерть Сарданапала» Легенда об ассирийском царе такова: он был известен  своим равнодушием к делам страны и довел её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им сценой. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — это суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.

Слайд 9 - 1830 году, вторая июльская французская революция. Под впечатлением пишет картину.

Слайд 10 - Самым известным его произведением стала картина  «Свобода, ведущая народ». Девиз Французской Республики «Свобода, равенство, братство».

- Что такое СВОБОДА?

Это понятие становится ключевым в эпоху романтизма.

Слайд 11 – или «Свобода ни баррикадах».

Французский художник в своём произведении воплотил освободительные идеи времени в аллегорической фигуре Свободы. Молодая женщина с трёхцветным республиканским знаменем символизирует Свободу, ведущую за собой. «…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайне мере, буду писать ради нее» – сообщал в письме брату Э.Делакруа.

- Кто является героем этого произведения?

Слайд 12- Сцена происходит в самом сердце Парижа, у городской ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются башни Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом революции 1830 г.

Слайд 13- В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, они движутся в направлении переднего плана картины и вправо. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. Слайд 14- И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует - она ободряет и возглавляет восставших. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка.

Слайд 15- На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской.

Слайд 16- Автопортрет и студент. Идущий бок о бок с рабочими во главе восставшей толпы интеллигент — это не кто иной, как сам Делакруа.

Слайд 17- Гавро́ш Тенардье́ —жизнерадостный, дерзкий на язык и в то же время смекалистый, пронырливый и одновременно храбрый и отзывчивый парижский бездомный сорванец, погибающий на баррикаде в ходе событий парижских беспорядков (анализ, описание).

-Что ещё можно добавить к этой картине?

- Как вы думаете, какая музыка могла звучать в то время?

Слайд 18 - «Портрет Паганини». Итальянский скрипач. Паганини часто играл на скрипке, закрыв глаза, как будто извлекал звуки из души. Именно так,  изобразил художник своего друга и ненароком подчеркнул один изъян – музыкант слегка хромал. Поэтому и поза Паганини на полотне отнюдь не ровная. Сама по себе картина мрачная, практически вся чёрная, кроме рубашки музыканта. Кстати, он так и ходил постоянно – в чёрном. И это было не от отсутствия денег на другую одежду, а это была уверенность, что чёрный цвет скрывает все его изъяны. Как бы то ни было, но художнику удалось передать и гениальность, и одиночество Паганини.  Художнику удалось ли при помощи красок услышать игру на скрипке.

- Если бы вы были композитором, какую музыку вы бы написали о революции?

Слайд 19 - «Портрет Фредерик Шопен». Такую музыку написал близкий друг Делакруа, польский  композитор  и пианист Фредерик Шопен Этюд №12 «Революционный », звуки созвучны с красками незавершенного портрета. Итак, на картине смелыми мазками создан очень харизматичный образ композитора. Его глубокие карие глаза наполнены ярким и сильным разумом, которому предстоит создать еще много музыкальных шедевров. Мужественные скулы, нос с горбинкой и волнистые волосы создают единый образ человека неординарного, порывистого и экспрессивного. Герой картины, находится, словно в напряжении от долгого позирования, взгляд отражает человека гордого достоинства и самообладания, вдохновенный взгляд творца.

Романтики стремились познать человека как личность. Особенность романтизма в литературе изобразить внутренний мир человека, его духовную жизнь. 

Дороги, ведущие к искусству, полны терни но на них удаётся срывать прекрасные цветы…

Слайд 20 - «Портрет Жорж Санд» французская писательница Амандина Аврора Люсиль Дюпен в 1839 году жила в Париже на улице Пигаль. Ее уютная квартира стала литературным салоном, где встречались Шопен, Делакруа и творческая интеллигенция. Несмотря на явную эскизность работы, портрет писательницы помогает зрителю лучше понять ее внутренний мир. Перед публикой нежная дама, которая словно постоянно ускользает от взгляда художника. Ощущение движения, динамика и некая загадочность - главные составляющие этой работы. Автор использует темные краски, которые заставляют зрителя вглядываться в детали. Если лицо модели лишь обозначено, то руки выписаны достаточно хорошо. Для художника именно руки писательницы были важным способом выразить ее творческую натуру.

В конце тридцатых годов палитра французской романистки обретает более суровый тон, сентиментальная проза уступает место роману социальному. Она писала: «...характер романа за последнее десятилетие претерпел полную революцию... место королей и принцев, которые прежде являлись героями произведений, в настоящее время начинает занимать бедняк, презираемый класс, чья жизнь и судьба, радости и страдания составляют содержание романов... 

Слайд 21- Музыкальные вечера доставляли художнику огромное наслаждение, и он решил увековечить импровизирующего Шопена и слушающую его Жорж Санд. Замыслом художника было объединение двух великих мастеров на одном полотне. Будучи близко знакомым с обоими героями своей новой работы, мастер даже не утруждал своих друзей позированием. Он писал их портреты по памяти.

Слайд Запишите в тетради.(звучит музыка Полонез №3 Фредерик Шопен, 5 минут).

- Какие чувства возникли у вас при прослушивании музыки?

Предлагаю вам  посмотреть видео сравнить произведение музыки Фредерик Шопен Этюд №12 «Революционный » и живопись Эжен Делакруа (слушание 2 минуты, видео).

- Понравилось ли вам произведение?

- Какой характер музыки?

- Какие образы рисует композитор?

- Соответствует музыкальный этюд с картиной «Свобода, ведущая народ»?

- Что нового внес романтик  Эжен Делакруа в живопись?

- Какая взаимосвязь трёх видов искусства?

МОЛОДЦЫ, спасибо за урок!

Интернет ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ладья_Данте

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ezhena-delakrua-portret-paganini/

http://cvetamira.ru/delakrua-ezhen-1798-1863

Литература:

Кантор А. М. , Кожина Е. Ф. , Лившиц  Н. А.  и др. Малая история искусств. Искусство XVIII века. М., 1977.

Раздольская В. И.  Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. М., 2005.