Пояснительная записка

Пояснительная запискаПояснительная записка по изобразительному искусству по программе Неменского Б.М. составлена на основе новых (2017 г.) методических пособий и материалов в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_5-8_klass.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной (авторской) программы основного общего образования на основе образовательной программы ФГОС « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2013г.

     Индивидуальное обучение составлено для обучающихся:

5Б Крутышева Вероника

5В Ильин Илья

6А Фролова Полина

6Б Сираев Рашид

7В Максимов Данил, Дьякун Михаил, Кожин Алексей.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта)

1). Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н.А. Горяева, О.В. Островская Москва  «Просвещение» 2013г

2) Учебник «Искусство в жизни человека». Л.А Неменская. Москва  «Просвещение» 2013г.

3) Учебник «Дизайн и архитектура в жизни человека». А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Москва  «Просвещение» 2013г.

4) Учебник «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». А.С Питерских, Москва  «Просвещение» 2013г.

5).  Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».

6).  Методическое пособие для учителя.

Основная цель курса развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

  • формирование системы знаний изобразительного искусства
  • познание на конкретных примерах многообразия мировой культуры
  • познание сущности и динамики главных процессов изображения
  • понимание главных особенностей декоративно-прикладного искусства
  • формирование навыков и умений создания предметов прикладного искусства
  • воспитание уважения, сознательного отношения к наследию предков
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством приобщения к искусству своего народа
  • развитие творческих компетенций, посредством изучения народных промыслов
  • формирование качеств мышления, необходимых для активного творчества
  • развитие устойчивого интереса к искусству зарубежных стран
  • формирование у школьников умений применять полученные знания для реализации собственных проектов
  • приобретение опыта разнообразной деятельности в современном дизайне

Задачи курса:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Описание новизны учебной программы возможно через:

1) изменение количества часов на изучение курса, его тем (в пределах учебного плана);

2) обоснование и определение содержания рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением предмета, профильных классах;

3) раскрытие содержания разделов, тем с опорой на научные школы и учебники (из действующего федерального перечня);

4) изложение последовательности изучения учебного материала с установлением внутрипредметных и межпредметных логических связей (вариант-изменение последовательности тем с учетом структуры используемого УМК);

5) дополнение перечня изучаемых тем в рамках раздела;

6) указание специфики использования педагогических технологий (например, проектной и исследовательской деятельности).

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета (курса)

  «Изобразительное искусство»  — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об искусстве в целом.

Школьный курс «Изобразительное искусство»  — это образовательный курс, направленный на практическую художественно-творческую деятельность и художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Курс «Изобразительное искусство» является частью науки об искусстве в целом. Поэтому включает в себя разные виды визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

   Подростковый возраст отличается развитием у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Поэтому приоритетной целью художественного образования в школе является формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!

Раздел 3. Место учебного курса в учебном плане

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

  • Является продолжением изучения изобразительного искусства в начальной школе.
  • На изучение данного предмета отводится 1 год
  • Поддерживают данный предмет курсы технологии и искусства
  • Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса осуществляется на дополнительных занятиях

 Предмет изобразительное искусство входит в единую образовательную структуру. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов (из них 35 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса). Рабочая программа предусматривает обучение изобразительному искусству в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ: 1

2) практических работ: 35

3) лабораторных работ: 0

Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений

и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

           Регулятивные УУД: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

          Познавательные УУД:

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

           Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
  • применять перспективу в практической творческой работе;
  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок;
  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
  • пользоваться правилами работы на пленэре;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
  • различать и характеризовать виды портрета;
  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
  • культуре зрительского восприятия;
  • характеризовать временные и пространственные искусства;
  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
  • понимать сочетание различных объемов в здании;
  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
  • понимать основы краткой истории костюма;
  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
  • называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
  • различать особенности художественной фотографии;
  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
  • понимать изобразительную природу экранных искусств;
  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
  • различать понятия: игровой и документальный фильм;
  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
  • понимать основы искусства телевидения;
  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

Раздел 5. Содержание учебного предмета, курса

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

5 класс

 Древние корни народного искусства (9 ч)

      Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

Тема: «Древние образы в народном искусстве».

Тема: «Убранство русской избы».

Тема: «Внутренний мир русской избы».

Тема: «Конструкция, декор предметов народного быта».

Тема: «Русская народная вышивка».

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тема: «Народные праздничные обряды».

Связь времен в народном искусстве (8 ч)

     Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках».

Тема: «Искусство Гжели».

Тема: «Городецкая роспись».

Тема: «Хохлома».

Тема: «Жостово. Роспись по металлу».

Тема: «Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла».

Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Декор – человек, общество, время (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Тема: «Зачем людям украшения».

Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».

Тема: «Одежда «говорит» о человеке».

Тема: «Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Тема: «О чём рассказывают нам гербы Белгородской области».

Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)».

Декоративное искусство в современном мире (8 ч)

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Тема: «Современное выставочное искусство».

Тема: «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)»

Тема: «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)»

Тема: «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»».

Содержание

Изобразительное искусство в жизни человека.

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 ч)

        В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного  искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит  в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника  С. Косенкова.  В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».

Тема: «Рисунок - основа языка всех видов изобразительных искусств».

Тема: «Черное и белое – основа языка графики».

Тема: «Объем – основа языка скульптуры».

Тема: «Цвет-основа языка живописи».

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

        Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

Тема: «Натюрморт – изображение предметного мира».

Тема: «Человек и мир вещей».

Тема: «Художник и мир вещей».

 Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (11 ч)

        Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

Тема: «Образ человека – главная тема искусства».

Тема: «Конструкция головы человека и ее пропорции».

Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека».

Тема: «Портрет в скульптуре».

Тема: «Портрет в живописи».

Тема: «Роль цвета в портрете».

Тема: «Великие портретисты. Художники – наши земляки».

Тема: «Государственная Третьяковская галерея»

Тема: «Обобщающий урок за год. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств».

 Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 ч)

        Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в  разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном  искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».

Тема: «Пейзаж»

Тема: «Отношение художника к миру природы».

Тема: «Пейзаж в графике.

Тема: «Выражение красоты природы.

Тема: «Построение пространства в пейзаже».

Тема: «Роль колорита в пейзаже».

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

7класс

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры

Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»

Tема: «Прямые линии и организация пространства»

Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»

Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»

Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»

Тема: «Многообразие форм графического дизайна»

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»

Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»

Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»

Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»

Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»

Тема: «Роль и значение материала в конструкции»

Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»

Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»

Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»

Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»

Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»

Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»

Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»

Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»

Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»

Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»

Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»

Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»

Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.

8 класс

Художник и искусство театра.

Роль изображения в синтетических искусствах

Тема: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино».

Тема: «Правда и магия театра. Театральное искусство и художник».

Тема: «Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества».

Тема: «Сценография - искусство и производство».

Тема: «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».

Тема: «Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол».

Тема: «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению».

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.

Эволюция изобразительных искусств и технологий

Тема: «Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности».

Тема: «Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать».

Тема: «Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура».

Тема: « «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера».

Тема: «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета».

Тема: «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа».

Тема: «Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка».

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Тема: «Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино».

Тема: «Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме».

Тема: «От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках».

 Тема: «Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять».

Тема: «Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере».

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель

Тема: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения».

Тема: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка».

Тема: «Жизнь врасплох, или Киноглаз».

Тема: «Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка».

Тема: «В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства».

Раздел 6. Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности.

Основными формами организации учебных занятий являются: уроки открытия новых знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, урок-экскурсия, уроки-практикумы.

Формы организации учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский, частично-поисковый,  наглядно-практический, практический, репродуктивный, игровой методы, беседа, творческий поиск.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Типы контроля: годовая контрольная работа. Промежуточная аттестация осуществляется в форме «Годовой проверочной работы», приложение прилагается. Формы контроля: письменная работа по терминологии.

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3.  Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин  художников.
  • Муляжи для рисования
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Литература:

  1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
  2. Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.
  3. И. П. Волков. Художественная студия в школе
  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.
  5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
  6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

  1. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

  1. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
  3. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
  4. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
  5. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

3-е изд. М., 1998.

  1. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

  1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
  2. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
  3. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, январь 1992.
  4. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Электронно-образовательные ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
  3. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  5. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».
  7. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
  8. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

Раздел 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

 Выпускник научится (для базового уровня результатов)

-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

- владеть  навыком фотографирования;

- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

- принципам построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

- принципам киномонтажа в создании художественного образа;

- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;

- аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Промежуточная аттестация для 8 классов.

Пояснительная записка.

Цель

Задачи

Критерии оценивания

Демоверсия заданий

Перечень тем

Годовая проверочная работа.

  1. Что такое искусство?
  2. Перечисли виды искусств.
  3. Что такое изобразительное искусство?
  4. Перечисли виды изобразительного искусства.
  5. ДПИ – это…
  6. Живопись – это…
  7. Графика – это…
  8. Скульптура – это…
  9. Архитектура – это…
  10. Дизайн – это…
  11. Перечисли синтетические виды искусств.
  12. Какие виды искусств относятся к временным?
  13. Какие виды искусств относятся к пространственным?
  14. Какие виды искусств относятся к пространственно-временным?
  15. Перечисли выразительные средства изобразительного искусства.
  16. Перечисли выразительные средства синтетических видов искусств.