Рабочая программа курса: "Исполнитель художественно-оформительских работ"

Рабочая программа курса: "Исполнитель художественно-оформительских работ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского

СОГЛАСОВАНО

Председатель экспертного совета

по дополнительному образованию

ГАОУ ВО МГПУ

____________________/                         /

Протокол №_____ от _________________

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

ГАОУ ВО МГПУ

_________________/...................../

«_____»______________20____ г.

Программа профессионального обучения

(программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих)

в скобках указывается вид программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих / программа переподготовки рабочих, служащих / программа повышения квалификации рабочих, служащих

«Исполнитель художественно-оформительских работ»

название программы

(180 часов)

объем в часах (в скобках)

Автор(ы) программы:

Калугина Ю.Н., к.п.н.,  преподаватель ИСПО им. К.Д.Ушинского

Фамилия И.О., звание, должность

        

Москва, 2016


Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящий учебный разработан на основе ЕТКС  по профессиональной подготовке по профессии 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ»

 Настоящий учебный план предназначен для профессиональной подготовки учащихся школы по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ». Срок обучения в объеме 180 часов (8 месяцев): 156 часа (теоретические занятия – 108 часов, практические занятия – 48 часов , учебная практика – 30 часов, производственная практика – 20 часов). На квалификационный экзамен отводится 10 часов.

Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии рабочего, служащего.

1.1. Нормативно-правовые основы разработки профессиональной подготовки по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ»:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по  основным  программам  профессионального  обучения (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292);
  3. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513);
  4. Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 29 октября 2013 г. №1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования";
  5. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
  6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих ( утв. Министерством труда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с изменениями от 12 февраля 2014 г.)

1.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы – 8 месяцев.

1.3. Цель программы

Овладение профессиональными умениями в художественно-оформительской деятельности, умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда, соотносить свои намерения к специалистам по профессии «Исполнитель художественно- оформительских работ», находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг, определять пути трудоустройства;

1.4. Задачи программы:

- формирование готовности к успешной деятельности на рынке труда и продолжению обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

- развитие особых качеств эстетического сознания учащихся, формирование их духовной культуры, воспитание уважительного отношения к труду художника, дизайнера, народного умельца;

- усвоение практических умений и навыков работы разными художественными материалами, инструментами и приспособлениями для выполнения художественно-оформительских работ;

- овладение теоретическими знаниями в области композиции, основ колористики, художественного оформления;

- овладение знаниями перспективных направлений и методов дизайн - проектирования, ориентированных на создание новых сред жизнедеятельности человека;

- овладение способностью прогнозировать и моделировать развивающиеся культурные пространства в среде человеческой деятельности;

- овладение знаниями основных тенденций развития, связанных с изменяющимися ценностными установками культуры в целом;

-  воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.

1.5. Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен:

знать:

  • Основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
  • Принципы и законы композиции;
  • Средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс, специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
  • Основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания,ряды хроматических и ахроматических тонов, свойства теплых и холодных тонов;
  • Общие сведения, классификацию, назначение, виды и свойства материалов, применяемых для выполнения художественно-оформительских работ;
  • Характеристики конструкционных материалов и декоративно-отделочных материалов и области их применения;
  • Технологическую последовательность выполнения подготовительных работ;
  • Назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила их использования;
  • правила подготовки поверхности под отделку;
  • Состав и свойства применяемых клеев, грунтов, имитационных материалов, виды, назначение, состав и свойства красителей, правила составления колеров;
  • Основные виды шрифтов, их назначение, последовательность выполнения шрифтовых работ;
  • Методы перевода и увеличения знаков;
  • Приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов;
  • Правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ.
  • Основы проектирования оформительских работ.
  • Последовательность выполнения оформительских работ.
  • Правила техники безопасности при выполнении оформительских работ.

уметь:

  • разрабатывать эскиз (проект), (варианты эскиза-проекта) изделия в соответствии с заданием;
  • работать с эскизами, рисунками, изображениями, различными шрифтами и декоративными элементами;
  • подготавливать материалы, инструменты и рабочие поверхности к работе;
  • выполнять художественные работы оформительского, рекламного и шрифтового характера;
  • осуществлять правильный контроль выполнения художественно-оформительских работ;
  • правильно пользоваться инструментами для оформительских работ.

1.6. Овладеть следующими компетенциями:

Исполнитель художественно-оформительских работ должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

     Профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Выполнение подготовительных работ.

ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.

ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

ПК 1.3. Составлять колера.

ПК 1.4. Оформлять фоны.

Выполнение шрифтовых работ.

ПК 2.1. Изготавливать простые шаблоны.

ПК 2.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.

Выполнение оформительских работ.

ПК 3.1. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.

ПК 3.2. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

ПК 3.3. Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические.

ПК 3.4. Комбинировать элементы оформления и надписи в рекламных материалах.

ПК 3.5. Контролировать качество выполненных работ

Компетенции в области обучения по рабочей профессии

ПК-31

способен использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)

ПК-31

способен и готов анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов)

ПК-32

способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня

ПК-32

способен и готов разрабатывать и применять новые методики повышения производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности

ПК-33

готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности

ПК-33

способен и готов формировать у обучающихся навыки поведения на рынке труда

ПК-34

готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня

ПК-34

способен формировать экономическую и правовую культуру

ПК-35

готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными

требованиями эргономики

ПК-35

способен и готов контролировать учебно-профессиональный (производственный) процесс подготовки рабочих (специалистов) в образовательных организациях профессионального обучения, СПО и ДПО

ПК-36

готов к производительному труду

ПК-36

способен и готов контролировать качество результатов труда обучающихся в соответствии с уровнем получаемой квалификации

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план

Индекс

Наименование дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Формы аттестации

Максимальное количество часов освоения профессии

Максимальное количество часов для самостоятельной работы  слушателя

Максимальное количество аудиторных занятий слушателей

В том числе

лекций

Лабораторных/ практических

1

2

3

4

5

6

7

8

П.00

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

зачет

48

48

20

28

Экономика организации

4

4

4

Основы композиции

22

22

6

16

Основы колористики

16

16

4

12

Безопасность жизнедеятельности

6

6

6

128

Профессиональные модули

зачет

ПМ.01

Технология подготовительных работ

34

30

4

26

МДК.01.01.

Основы технологии  подготовительных работ

30

30

4

26

УП.01

4

ПМ.02

Выполнение шрифтовых работ.

32

28

4

24

МДК.02.01

Основы выполнения шрифтовых работ.

28

28

4

24

УП.02

4

ПМ.03

Выполнение оформительских работ.

36

32

4

28

МДК.03.01.

Основы выполнения оформительских работ.

32

32

4

28

УП.03

4

ПП.00

Производственная практика

зачет

20

 

КЭ

Квалификационный экзамен

10

Вид профессиональной деятельности:

освоен/не освоен

Всего

180

170

30

128

2.2. Рабочая программа

Тема

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

Экономика организации

Тема 1.

Основы композиции

Тема 1.Композиция в дизайне и оформительской деятельности.

Лекция 2ч

Композиция как художественная форма произведения искусства. Определение понятия «композиция». Теоретические основы композиции: законы, правила, приемы и средства. Композиционное размещение. Искусство композиции как основа дизайна и оформительских работ. Формат и структурная организация картинной плоскости. Условия достижения единства композиции. Роль композиционного центра в соподчинении всех ее частей и элементов. Доминанта и субдоминанта. Варианты их организации. Композиционная пауза – смысловой центр композиции. Варианты решения художественного образа с помощью композиционной паузы.

Тема 2. Закон равновесия в композиции

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч.

Определение понятия «равновесие». Условия установления равновесия в композиции. Виды равновесия: статическое и динамическое. Примеры компоновки предметов в формате плоскости, их влияние на статику и динамику изображения. Симметрия и асимметрия в композиции. Правила создания симметричного и асимметричного баланса при компоновке форм. Способы изменения визуального веса объектов композиции для установления равновесия.

Выполнение композиционных упражнений из геометрических форм по размещению их в картинной плоскости так, чтобы между ними достигалось единство и соподчинение, а  композиционный центр был организован различными способами: самым большим элементом композиции, самой сложной по силуэту формой, композиционной паузой и т.п.  (аппликация)

Выполнение упражнений на уравновешивание геометрических форм в статической и динамической композиции с помощью симметрии, асимметрии, членения плоскости формата. (аппликация)

Тема 3. Закон контрастов и аналогий в композиции

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч.

Определение понятий «контраст», «аналогия», «нюанс» и «тождество». Примеры их проявления в произведениях, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), архитектуре и дизайне. Закономерности применения контрастов и аналогий в композиции, их роль в передаче эмоционального настроя произведения

Выполнение композиций из абстрактных или сюжетных стилизованных форм, решая задачи передачи контраста, нюанса и тождества цвета, тона, форм, фактур различными способами: передать цветовой контраст при тождестве форм, передать контраст фактур, нюанс форм и цветовое тождество, организовать композиционный центр посредством контраста тона при тождестве цвета и нюансе форм и т. п.  ( аппликация)

Тема 4. Ритм как средство гармонизации композиции

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч.

Значение ритма в природе и жизнедеятельности человека. Ритм как раздражитель, формирующий эстетические чувства. Специфика проявления ритма в искусстве. Активно-динамический и пассивно-динамический ритм. Закономерности построения метрической композиции. Простой и сложный ритм. Проявления статики и динамики в ритмических композициях. Примеры выполнения ритмизованных рисунков, их выразительные средства.

Выполнение упражнений на построение удлиненных ритмических композиций из геометрических, шрифтовых или сюжетных мотивов с использованием простого ритма, сложного ритма с передачей ускорения или замедления в динамике элементов, с организацией движения к композиционному центру и т.п. (коллаж, графические материалы)

Тема 5. Масштаб и пропорции как средства гармонизации композиции

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч.

Определение масштаба, значение масштаба для оформительских работ, дизайна и архитектуры при определении их формата и размера. Взаимосвязь масштаба и пропорций. Правила выбора модуля с учетом масштаба композиции, способа выполнения изображения и используемых изобразительных приемов.

Выполнить эскиз композиции монументального масштаба (панно или рекламного щита) на модульной основе, соразмерную человеку, из геометрических или сюжетных форм..(коллаж, графические материалы)

Тема 6. Художественно-образный язык композиции.

Практическая работа 4ч.

 Художественный образ как продукт творческой деятельности. Средства выражения художественного образа: точка, линия, форма, размер, пропорция, масштаб, модуль, цвет и цветотень, фактура и текстура, формат и площади композиции. Форма как средство выражения художественного образа. Разновидности форм: геометрические, реалистические, биоморфические, абстрактные. Круг, квадрат, треугольник и их производные. Их свойства выразительности, эмоционально-психологического воздействия на зрителя. Восприятие формы на плоскости

 Выполнить упражнения по размещению геометрических фигур разного цвета и размера на цветных листах одного формата. Проследить за визуальным изменением  форм в зависимости от их месторасположения на конкретном цветном фоне, сделать выводы: фигура кажется меньше, вытянута по горизонтали, легкая, тяжелая, равновесие нарушено и т.п. (аппликация)

Основы колористики

Тема 1. Основные характеристики цвета

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч.

Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Цветовой спектр. Основные смешанные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Собственные качества: тон, светлота и насыщенность и их взаимосвязь с зрительным восприятием человека. Несобственные качества цвета: легкость, тяжесть, мягкость, жесткость и т.д. и их взаимосвязь с эмоциональным восприятием человека. Смешение цветов, его физические и химические механизмы. Оптические явления и иллюзии, вызываемые цветом. Основные оптические особенности групп красных и синих цветов. Примеры оптических явлений при взаимодействии различных цветов. Цветовое образование и разрушение формы. «Весовые» категории цвета. Цветовое восприятие вербального и печатного текста. Учет оптического воздействия цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе для корректировки восприятии формы, изменения внешнего вида предметов. Учет факторов эмоционально-психологического воздействия цвета в выборе колорита для произведений живописи, декоративных и оформительских работ,дизайнерских решений различного назначения

Выбрать объемные фигуры (куб, параллелепипед, призму, пирамиду и т.п.) или силуэты какой-либо формы (можно брать простую геометрическую – овал, квадрат, ромб или абстрактную). Раскрасить их и поместить на соответствующий фон так, чтобы подчеркнуть форму, изменить или подчеркнуть величину, положение на листе или в пространстве, оптически видоизменить формы цветом путем создания иллюзий объемности, масштабности, глубинности, направленности, динамичности, акцента и полного разрушения. Можно выполнить не все задания, а 2 или 3 из них по выбору (А4, гуашь или темпера).

       Выполнить абстрактные композиции, передающие различные эмоциональные состояния человека (жизнерадостность, покой, тревогу и т.д.), используя цветовые ассоциации. (А3, смешанная техника).

Тема 2. Монохромии

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч.

     Ахроматическая гармония. Использование 9-ступенчатой шкалы для создания различных типов ахроматических гармоний: светло-серой, темно-серой, контрастной. Применение ахроматической гармонии в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в оформительской деятельности, в дизайне. Значение предварительных ахроматических эскизов при выборе цветового решения.

     Однотоновая гармония или монохромия. Построение однотоновой шкалы из 15 ступеней и ее использование в процессе выполнения гармонии. Примеры использования монохромии в дизайне, декоративном искусстве, в искусстве и культуре различных времен и народов.

Выбрать из 9-ступенчатой ахроматической шкалы 3-4 оттенка. Выполнить 3 геометрических композиции в светло-серой, темно-серой и контрастной ахроматических гармониях. К каждой композиции прилагается шкала выбранных оттенков. (А4, гуашь или темпера).

       Выполнить 3 однотоновых шкалы любых цветов. Используя их, выполнить 3 геометрических однотоновых композиции. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

Тема 3. Полихромии

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч

Гармония родственных и родственно-контрастных цветов цветов. Использование цветового круга для создания цветовых гармоний. Основные правила гармонизации цветов. Характеристики различных видов цветовых гармоний. Примеры их использования в изобразительном искусстве, дизайне, художественном оформлении.

Выполнить 3 одинаковых геометрических композиции: в ахроматической гармонии из 3-4 цветов (т.н. тональный эскиз), вторая и третья композиции выполняются в различных родственных гармониях (одна должна быть «теплой», другая – «холодной»). К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

Тема 4. Контрасты

Лекция 1ч.

Практическая работа 3ч

Одновременный цветовой контраст. Пограничный цветовой контраст. Способы их усиление и ослабления. Участие ахроматических цветов в цветовом контрасте. Осветление и затемнение цветов. Использование контраста по цвету в дизайне и декоративном искусстве.                 Контраст по насыщенности. Способы ослабления насыщенности цвета: смешение с белым, смешение с черным, смешение с серым, смешение с дополнительным цветом. Контраст дополнительных цветов. Характеристика дополнительных цветов. Определение дополнительных цветов с помощью 12-частного цветового круга. Контраст дополнительных цветов в природе, искусстве и дизайне.      Контраст теплых и холодных цветов. Усиление и ослабление контраста теплых и холодных цветов.      Контраст по площади цветовых пятен и симультанный контраст. Нейтрализация действия симультанного контраста.

Выполнить упражнения по усилению и ослаблению различных видов цветовых контрастов на примере взаимодействия шрифта и фона. (А4, гуашь или темпера).

Безопасность жизнедеятельности

Профессиональные модули

ПМ.01.Технология подготовительных работ

МДК 01.01. Основы технологии подготовительных работ

Тема 1.1. Материаловедение

Лекция 2ч.

Основные характеристики декоративно-отделочных материалов и области их применения Материалы для художественно-оформительских работ их классификация и их сочетания в соответствии с художественным замыслом и физико-химическими характеристиками. Применение материалов в соответствии с особенностями выполняемых работ. Характеристики конструкционных материалов: древесины, металлов, керамики, стекла, пластических масс. Характеристики декоративно-отделочных материалов и области их применения. Сорта и марки лаков и красок, шпатлевочно-грунтовочные составы. Влияние физико-химических свойств материалов на их сочетаемость. Меры безопасности при хранении и работе с горючими веществами и материалами, с легковоспламеняющимися жидкостями.

Тема 1.2. Техника подготовительных работ в художественном оформлении

Лекция 2ч.

Практическая работа 2ч

Виды подготовительных работ для художественно-оформительской деятельности: работа с бумагой и картоном, изготовление планшетов и стендов, подготовка поверхностей, включая натягивание бумаги на основу, грунтовку, нанесение фонов, перенос рисунка, разметка, составление колеров, работа с красками и графическими материалами. Последовательность выполнения подготовительных работ.

Натягивание бумаги на планшет.

 Проклеивание и грунтовка бумаги и картона для работы гуашью.

Окрашивание бумаги с помощью поролоновой губки и  поролонового валика.

Тема 1.3. Использование трафарета в художественно-оформительских работах

Практические работы 4ч

Материалы и оборудование для выполнения трафаретов. Техника вырезания трафарета. Нанесение рисунка с помощью трафарета.

Изготовление шрифтовых и орнаментальных трафаретов.

Упражнения по выполнению шрифтовых и орнаментальных трафаретов.

Тема 1.4. Использование трафарета и шаблона в художественно-оформительских работах

Практическая работа 4ч

Выполнение плаката, объявления, герба или символа  с использованием трафарета и шаблона.

Тема 1.5. Техника работы красками

Практическая работа 4ч

Выполнение работы гуашью разными способами (кистью, сухой кистью, тонкой кистью, поролоновой губкой, мастихином)

 Работа акварелью разными способами («по-сырому», квадратной кистью, круглой кистью, тонкой кистью, набрызг, отмывка, размытие)

 Составление колеров из разных видов красок

Выполнение монотипии гуашью.

Тема 1.6. Имитация различных природных и искусственных материалов

Практическая работа 4ч

Приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика).

Окрашивание бумаги с эффектом разных фактур.

Изготовление фактурной бумаги с помощью красок

Тема 1.7.Работа с бумагой и картоном

Практическая работа 4ч

Работа с бумагой и картоном (резка, сгибание, наклеивание, оклеивание и т.д.)

Упражнения на овладение различной техникой работы с бумагой и картоном.

Выполнение объемных элементов шрифта или символа, путем конструирования из бумаги или способом папье-маше.

Тема 1.8. Перенос рисунка на поверхность.

Практическая работа 4ч

Способы увеличения и переноса рисунка на поверхность для оформительских работ. Материалы и инструменты для выполнения чертежей для разметки. Техника подготовки оборудования и последовательность выполнения работ по переноске рисунка для оформительских работ.Техника выполнения шаблона.

 Выполнение коллажа по шаблону, сделанному с произведения изобразительного искусства или фотографии.

ПМ. 02. Выполнение шрифтовых работ.

МДК 02.01. Выполнение шрифтовых работ.

Тема 2.1.История развития и классификация шрифтов.

Лекция 4ч.

История развития шрифтов.  Классификация. Четыре древнейших вида письма. Этапы формирования западноевропейского шрифта. Влияние античности, готики и эпохи Возрождения на образность шрифтов. Элементы букв и надписи. Гарнитуры шрифтов. Основные шрифты

Требования предъявляемые к шрифтам.Техника написания шрифта плакатным пером. Рубленный шрифт. Брусковый шрифт. Академический шрифт. Архитектурный шрифт. Древнерусский шрифт.

Правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ. Правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ.

Тема 2.2.Техника написания шрифтов.

Практическая работа 4ч

Подготовка материалов для написания шрифтов с помощью перьев и графических материалов (маркеров, гелевых ручек)

Выполнение упражнений по технике работы тушью плакатным пером и кистью.

Выполнение тушью алфавита архитектурного шрифта по модульной сетке

Тема 2.3.Рубленный шрифт

Практическая работа 4ч

Выполнение тушью алфавита рубленого шрифта по модульной сетке с помощью графических материалов.

Тема 2.4. Рисованный шрифт

Практическая работа 4ч

Рисованный шрифт. Курсивный шрифт. Материалы, инструменты, варианты техники выполнения. Образность шрифта, связь рисунка букв с содержанием текста. Ассоциативный шрифт. Зависимость рисунка букв от техники выполнения. Рукописные шрифты, техника их выполнения плакатными перьями и плоскими кистями.

Тема 2.5.Техника выполнения шрифта по трафарету, нормографу и шаблону.

Практическая работа 4ч

Последовательность выполнения шрифтовых работ с помощью трафарета, шаблона и нормографа. Методы расчета текста по строкам и высоте, методы перевода и увеличения знаков, приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления, приемы заполнения оконтуренных знаков, правила разметки для шрифтовых работ с помощью трафарета, шаблона и нормографа.

Выполнение надписей с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов.

Тема 2.6.Создание шрифтовых композиций.

Практическая работа 4ч

Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом в шрифтовых композициях. Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм. Ритмический строй шрифта. Основные закономерности построения шрифтовых композиций. Цветовая гармония, стилевое единство шрифтов, смысловая акцентировка в шрифтовой композиции. Шрифтовые плакаты. Целостность и композиционная слаженность построения плаката.  

Выполнить шрифтовую композицию афиши или рекламы по модульной сетке с готового эскизаА4, графика.

Тема 2.6. Создание шрифтовых композиций

Практическая работа 4ч

Самостоятельно подобрать гарнитуру шрифтов для объявления в зависимости от его содержания.

Выполнить шрифтовую композицию объявления по модульной сетке с использованием авторского шрифта  А4, графика.

ПМ.03. Выполнение оформительских работ.

МДК 03.01. Основы выполнения оформительских работ

Тема 3.1.Основы художественного проектирования.

Лекция 4ч.

Основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды. Средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. Специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит. Особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации. Функциональная, конструктивная и эстетическая ценность объектов дизайна. Создавние эскизов и наглядных изображенияйобъектов дизайна. Использование художественных средств композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования. Выстраивание композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды. Соблюдение закономерности соподчинения элементов и соотношение размеров в проектах художественно-оформительских работ.

Разновидности, назначение и использование компьютерных программ (Adobe Photoshop, Corel Draw) для создания проектов для графического дизайна и оформительской деятельности.

Тема 3.2.Плакат шрифтовой

Практическая работа 4ч

Выполнение шрифтового плаката по готовому проекту.

Или выполнение проекта шрифтового плаката в программе Corel Draw, Adobe Photoshop

Тема 3.3. Плакаты с изобразительными элементами

Практическая работа 4ч

Выполнение макета плаката (открытки) с изобразительными элементами.

Или выполнение макета плаката (открытки) с изобразительными элементами в программе Corel Draw Adobe ,Photoshop

Тема 3.4.Оформление стенной газеты

Практическая работа 4ч

Оформление стенной газеты по готовому шаблону (коллективная работа)

Или выполнение макета стенной газеты в программе Corel Draw, Adobe Photoshop

Тема 3.5. Оформление стенда

Практическая работа 4ч

Оформление стенда готовому шаблону (коллективная работа)

Или выполнение проекта стенда в программе Corel Draw, Adobe Photoshop

Тема 3.6.Оформление выставки

Практическая работа 4ч

Оформление выставки работ учащихся по специальности «Художник-оформитель»  (коллективная работа)

Или выполнение проекта выставки работ учащихся по специальности «Художник-оформитель»  в программе Corel Draw, Adobe Photoshop

Тема 3.7.Оформление сцены

Практическая работа 4ч

Оформление сцены к школьному мероприятию по готовым эскизам (коллективная работа)

Или выполнение проекта оформления сцены в программе Corel Draw, Adobe Photoshop

Тема 3.8.Оформление витрины.

Практическая работа 4ч

Оформление фрагмента витрины по готовым проектам, самостоятельно найденным в информационных источниках.  

Или выполнение проекта оформления витрины в программе Corel Draw, Adobe Photoshop

Раздел 3.         Формы аттестации и оценочные материалы

Вопросы для квалификационного экзамена

Теоретическая часть

  1. Перечислите, какие инструменты применяются при выполнении художественно-оформительских работ.
  2.  Назовите, какие материалы применяются при выполнении художественно-оформительских работ.
  3.  Расскажите, как подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.
  4.  Объясните, что такое колер.
  5.  Перечислите вариации выполнения фонов.
  6.  Объясните, что такое шаблон.
  7.  Объясните, что такое трафарет.
  8.  Назовите основные материалы и инструменты, используемые при написании шрифтов.
  9.  Объясните термин «антиквенный шрифт».
  10.  Назовите особенности выполнения каллиграфического письма.
  11.   Назовите особенности работы квадратным пером, круглоконечным пером и кистью.
  12.  Объясните, что такое буквица.
  13.  Перечислите элементы букв и надписи.
  14. . Назовите последовательность выполнения работ по трафаретам и шаблонам.
  15.  Перечислите инструменты и материалы, применяемые при изготовлении коллажей.
  16.  Расскажите о применение модуля и модульной сетки в оформительских работах.
  17.  Назовите виды построения композиции в оформительских работах.
  18. Объясните значение технического рисунка, эскиза, чертежа в оформительских работах.
  19. Объясните выбор формата, компоновки материалов, ритмическую основу размещения статей, заметок, рисунков в стенной газете.
  20.  Расскажите о видах и конструкциях стендов.
  21. Объясните зависимость рисунка букв от техники выполнения.
  22. Расскажите о способах смягчения и усиления цветовых контрастов в оформительских работах.
  23. Назовите этапы художественно-оформительской работы над эскизным проектом оформительской деятельности.
  24. Объясните, отчего зависит выбор стиля оформления выставки, витрины или сцены.
  25. Назовите последовательность подготовительных работ для оформления информационного или рекламного стенда.

Практическая часть

  1. .Выполнение надписи по модульной сетке тонким архитектурным шрифтом.
  2. Выполнение надписи по модульной сетке рубленым шрифтом
  3. Выполнение надписи по модульной сетке антиквенным шрифтом
  4. Выполнение надписи по модульной сетке рисованным шрифтом.        
  5. Выполнение надписи по модульной сетке авторским шрифтом по выбору.        
  6. Выполнение надписи по модульной сетке готическим шрифтом
  7. Выполнение надписи по модульной сетке русским шрифтом
  8. Выполнение надписи ассоциативным шрифтом.
  9. Выполнение буквицы по образцу.
  10. Выполнение знака-символа по шаблону.
  11. Перенос и увеличение шрифта по модульной сетке.
  12. Перенос и увеличение изображения по модульной сетке.
  13. Перенос и увеличение изображения знака-символа по модульной сетке.
  14. Перенос и увеличение изображения орнаментального элемента по модульной сетке.
  15. Выполнение надписи по трафарету.
  16. Выполнение знака-символа по трафарету.
  17. Выполнение орнамента по трафарету.
  18. Выполнение надписи по шаблону.
  19. Перенос изображения с использованием шаблона.
  20. Вырезание трафарета для надписи.
  21. Вырезание трафарета орнаментального элемента.
  22. Выполнение имитации фактур дерева.
  23. Выполнение имитации фактур камня.
  24. Разведение колеров по шкале оттенков
  25. Разведение колеров по шкале оттенков.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Основная литература

  1. Адамчик М.В. «Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве», Минск, Харвест,2009
  2. Беккерман Я.И. Технология оформительских работ. М.: Высшая школа, 1999.
  3. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2006.
  4. Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
  5.  Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  6. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Цветоведение: Учебн. Пособие для вузов, по спец. «Изобразит. Искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн». – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014
  7. Лаврентьев А.Н. «История дизайна», М. «Гардарики», 2007
  8. М.В. Лопес. Декоративно-малярные техники. М.: АСТ-ПРЕСС, 2010
  9. Макетирование. Под ред. Топчий И.В., Калмыковой Н.В. Учебное пособие. Курс «Довузовская подготовка», М.: МАРХИ, 2006
  10. Макетирование, Мультимедийное пособие на DVD.под редакцией Топчий И.В., Калмыкова Н.В., Максимова И.А. и др. М.: МАРХИ, 2007
  11. Морган Маргарет. Буквицы: Энциклопедия. Декоративная каллиграфия, М.: АРТ-РОДНИК, 2008.
  12. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебн. Для общеобразовательных организаций., М.: Просвещение, 2014
  13.   А.Е. Сурженко. Альфрейно-живописные работы. Москва, Высшая школа, 1996
  14.   Чихольд Ян. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера М: Эксмо, 2010

4.2. Дополнительная литература

  1. Адаир Д. Эффективная коммуникация – М.: Эксмо, 2006.-320 с.
  2. Алаи С.И. Технология конструкционных материалов : Учебник. – М. : Просвещение, 2006. – 303 с.
  3. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
  4. Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
  5. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. – М. : Искусство, 2006. – 158 с.
  6. Иттен И. Искусство формы. – М. : Издательский Дом Аронов, 2008.
  7. Иттен И. Искусство цвета. – М. : Издательский Дом Аронов, 2001.
  8. Кидд Чип GO. Самая простая книга по графическому дизайну. СПб.: Питер, 2014
  9. Лауэр Д., Пентак С. Основы дизайна. СПб.: Питер, 2014
  10. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1980.
  11. Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации: пособие для самодеятельных художников. М.: Плакат, 1978.
  12.    Страшнов В.Г. Как оформить стенд. М.: Плакат, 1984.
  13. Шрифты для художников-оформителей./ Сост. Г. Кликушин. Мн.: Полымя, 1984.

4.3. Электронные ресурсы

 1. Рисование фигуры человека, основы композиции, академический рисунок, рисование интерьера, рисование деревьев, рисование животных: http://www.artprojekt.ru/school/homo/Sod.html

2. Российский общеобразовательный портал http:// www.school.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http:// www.edu.ru

4.4. Материально-технические условия реализации программы

Реализация программы предполагает наличие материально-технической базы, соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и практического обучения, предусмотренных учебным планом.

Перечень учебных кабинетов:

1) безопасности жизнедеятельности;

2) дизайна и информационных технологий;

3) спортивный и актовый залы.

Мастерская:

  1. Живописи и рисунка
  2. Декоративно-прикладного искусства

Оборудование учебного кабинета:

1) рабочее место преподавателя;

2) учебные места обучающихся;

3) мольберты;

4) наглядные и дидактические пособия.

  1. Кадровое обеспечение программы

Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Утверждено на заседании кафедры

указывается название кафедры/совета

Протокол №___ от  «__»______________20__ г.

Зав. кафедрой ___________________/______________________/