Тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство"

Календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс по программе Неменского Б.М. составлены на основе новых (2017г.) методических пособий и материалов в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название раздела

Дата проведения

Характеристика видов

деятельности учащихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Работа с детьми ОВЗ

№ урока

Тема урока

Личностные УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Древние корни народного искусства  (8 часов).

4.09-9.09

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

аргументировать свою позицию.

Подбор материала о русской избе

1

Древние образы в народном искусстве.

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

2-3

Убранство русской избы

11.09-16.09

18.09-23.09

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

ЛР: 

ценностное отношение к культуре своего края.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:  рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Подбор иллюстративного материала

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

4

Внутренний мир русской избы

25.09-30.09

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Материал об орнаментальных символах

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

5

Конструкция и декор предметов народного быта

2.10-7.10

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Материал о вышивках

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

6

Русская народная вышивка

9.10-14.10

        Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

подбор иллюстративного материала о народном костюме

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

7

Народный праздничный костюм.

16.10-21.10

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

1.подбор материала по теме.

2.Выставка работ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

8

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

23.10-28.10

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Повторить все о народном искусстве.

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

Связь времен в народном искусстве (8 часов).

9

Древние образы в современных народных игрушках.

6.11-11.11

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традици игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

1.Подбор материала

2.выставка работ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

10

Искусство Гжели.

13.11-18.11

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Подбор материала о городец- кой росписи

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

11

Городецкая роспись

20.11-25.11

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Подбор материала о хохломе

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

12-13

Хохлома.

27.11-2.12

4.12-9.12

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Подбор материала о жостовских подносах

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

14

Жостово. Роспись по металлу.

11.12-16.12

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Подбор материала о керамике

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

15

Искусство керамики. Истоки и современное развитие

18.12-23.12

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям керамики.

Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России.

Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Повторить все о народных промыслах

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

16

Роль народных промыслов в современной жизни.

25.12-30.12

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Выставка работ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

                                                                         

Декор – человек, общество, время (12 часов)

     

17

Зачем людям украшения

9.01-14.01

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Подбор материала по теме

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

18-19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

16.01-21.01

23.01-28.01

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

принести иллюстративный материал

 по теме

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

20-21

Одежда «говорит» о человеке.

30.01-4.02

6.02-11.02

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать 

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

1.Подобра

ть иллюстративный материал по теме

2.выставка работ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

23-24

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

13.02-18.02

20.02-25.02

Высказываться

о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивныесоставлять план последовательности действий.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Подобрать информацию о гербах

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

25-26

О чём рассказывают  гербы и эмблемы

27.02-4.03

6.03-11.03

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Подбор материала о ДПИ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

27-28

Роль декоративного искусства в жизни человека

13.03-18.03

20.03-25.03

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Подбор информации о современном ДПИ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

Декоративное искусство в современном мире (8 часов).

20.03-25.03

27.03-1.04

29-30

Современное выставочное искусство.

3.04-8.04

10.04-15.04

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Подбор материа

ла о витражах

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

31-34

Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства

17.04-22.04

24.04-29.04

1.05-6.05

8.05-13.05

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Подбор материала о мозаич-

ном панно

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)

35-36

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»

15.05-20.05

22.05-27.05

Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

ЛР: эстетические чувства

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Познавательные: ориентироваться в разнообра-зии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

1.подобрать материал по теме

2.выстав

ка работ

Индивидуальное задание (упрощенный вариант)