ФОС ПМ 04 "Организация и проведение внеурочных мпероприятий в областиизобразительного и декоративно-прикладного искусства"
ФОС ПМ 04 "Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.04.
«Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2016
Согласовано:______________________________________________
Ф.И.О., должность, наименование организации
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по профессиональному модулю ПМ.04
Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства
050139 Изобразительное искусство и черчение
Приобретенный практический опыт, освоенные умения, усвоенные знания[1] | Результаты обучения ПК, ОК | Основные показатели оценки результата[2] | Наименование раздела, МДК, темы, подтемы[3] | Уровень освоения | Наименование контрольно-оценочного средства[4] | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел ПМ.04 Изучение методики организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства | Тест по МДК Портфолио Курсовая работа. | |||||
.МДК.04.01. Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | Тест по МДК Портфолио Курсовая работа. | |||||
Знать: методику работы по организации внеурочных мероприятий в области изобразительного искусства . | ПК 4.1. ОК 1, 4, 5, 8. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - целесообразность подготовки докладов, выступлений по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. | Тема 1.1. Методика организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. | Вопросы для устного опроса по теме: «Внеурочная деятельность. Внешкольная и внеклассная работа.». Практические занятие - семинар по представлению докладов или сообщений по развитию дополнительного образования в области изобразительной деятельности за рубежом и в России. | ||
1.1.1. Внеурочная деятельность. Внешкольная и внеклассная работа. | 1 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
1.1.2. История развития дополнительного образования по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. | 1 | Практические занятие – семинар по представлению докладов или сообщений по развитию дополнительного образования в области изобразительной деятельности за рубежом и в России | ||||
Иметь практический опыт: анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; знать: формы внеурочной работы по изобразительной деятельности; методику работы по организации внеурочных мероприятий в области изобразительного искусства | ПК 4.1., ОК 1, 2, 4, 5. | - учет требований современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю; - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач. | Тема 1.2. Формы организации внеурочной работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | Вопросы для устного опроса по темам: «Формы организации внеурочной работы учителя изобразительного искусства.», «Факультатив.», «Праздничные формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству.». Самостоятельная работа: - составление списка кинофильмов по искусству для культурно-просветительской работы; - составление тематического плана проведения бесед по искусству для различных возрастных групп детей. Практическое занятие - составление сравнительного анализа функционирования детских творческих объединений. | ||
1.2.1. Формы организации внеурочной работы учителя изобразительного искусства. | 2 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
1.2.2. Факультатив. | 2 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
1.2.3. Экскурсия, беседа, лекция, доклад, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству. | 2 | Самостоятельная работа - составление тематического плана проведения бесед по искусству для различных возрастных групп детей. | ||||
1.2.4. Детские творческие объединения по изобразительной деятельности: кружок, студия, мастерская. | 2 | Практическое занятие - составление сравнительного анализа функционирования детских творческих объединений. | ||||
1.2.5. Игровые формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству . | 2 | Самостоятельная работа -составление списка кинофильмов по искусству для культурно-просветительской работы. | ||||
1.2.6. Праздничные формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству. | 2 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
Иметь практический опыт: анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству; формы внеурочной работы по изобразительной деятельности | ПК 4.1. ОК 1, 4, 5, 8. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - целесообразность подготовки докладов, выступлений по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. | Тема 1.3. Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | Практические занятие - заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала программ дополнительного образования для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн. Доклад или сообщение об авторских программах по организации внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе. | ||
1.3.1. Анализ основных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Министерства образования РФ. | 2 | Практические занятие - заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала программ дополнительного образования для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн. | ||||
1.3.2. Анализ авторских программ по изобразительному искусству. | 2 | Доклад или сообщение об авторских программах по организации внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе. | ||||
Иметь практический опыт: анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; составления планов-конспектов проведения внеурочных мероприятий; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подбирать методический материал к проведению внеклассных мероприятий и обеспечивать его необходимым оборудованием; использовать методики дополнительного образования в области изобразительного искусства в процессе проведения внеурочных мероприятий знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству; формы внеурочной работы по изобразительной деятельности | ПК 4.1., 4.5. ОК 1, 2, 4, 5, 7. | - учет требований современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - соответствие календарно-тематического планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного плана внеурочной учебно-воспитательной работы и содержанию рабочей программы детского творческого объединения; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке, повышение качества обучения профессиональному модулю; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству. | Тема 1.4. Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | Самостоятельная работа: оформление календарно-тематического плана занятия детского творческого объединения по изобразительному искусству; составление пробного плана-конспекта по одной из форм организации внеурочной деятельности школьников. Практические занятие - Составление пробного календарно-тематического плана досуговых мероприятий. | ||
1.4.1. Планирование внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | 3 | Практические занятия - Составление пробного календарно-тематического плана досуговых мероприятий. | ||||
1.4.2. Составление рабочих планов-конспектов внеурочных мероприятий по изобразительному искусству. | 3 | Самостоятельная работа - составление пробного плана-конспекта по одной из форм организации внеурочной деятельности школьников. | ||||
1.4.3. Планирование занятий и мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в каникулярное время. | 3 | Самостоятельная работа: оформление календарно-тематического плана занятия детского творческого объединения по изобразительному искусству | ||||
Иметь практический опыт: составления планов-конспектов проведения внеурочных мероприятий; уметь: организовывать и проводить внеклассную и досуговую деятельность обучающихся; развивать у обучающихся художественный вкус и интерес к освоению ценностей изобразительного искусства; подбирать методический материал к проведению внеклассных мероприятий и обеспечивать его необходимым оборудованием; использовать методики дополнительного образования в области изобразительного искусства в процессе проведения внеурочных мероприятий; знать: методику работы по организации внеурочных мероприятий в области изобразительного искусства | ПК 4.1., 4.2. ОК 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12. | - учет требований современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения внеурочного мероприятия по изобразительному искусству; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов внеурочной изобразительной деятельности; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке, повышение качества обучения профессиональному модулю; - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству; - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства; - применение полученных профессиональных знаний в области преподавания изобразительного искусства для исполнения воинской обязанности. | Тема 1.5. Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. | Самостоятельная работа: составление алгоритма подготовки внеурочного занятия по различным видам изобразительной деятельности; составление рабочих планов-конспектов внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности; составление плана-конспекта игровых форм досуговых мероприятий; разработка и оформление дидактической игры по изобразительному искусству; разработка и оформление карточек-заданий по изобразительному искусству; выполнение эскиза наглядного пособия для внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | ||
1.5.1. Методические основы преподавания различных видов изобразительной деятельности на занятиях детских творческих объединений | 3 | Самостоятельная работа - составление алгоритма подготовки внеурочного занятия по различным видам изобразительной деятельности. | ||||
1.5.2. Методические рекомендации к проведению занятий по различным видам изобразительной деятельности. | 3 | Самостоятельная работа - составление рабочих планов-конспектов внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности; составление плана-конспекта игровых форм досуговых мероприятий; разработка и оформление дидактической игры по изобразительному искусству; разработка и оформление карточек-заданий по изобразительному искусству; выполнение эскиза наглядного пособия для внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | ||||
Иметь практический опыт: проведения диагностики и оценки результатов эстетического воспитания и художественного образования детей в процессе внеурочной деятельности; уметь: оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей | ПК 4.2. ОК 2, 7 | - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов внеурочной изобразительной деятельности; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. | Тема 1.6. Результативность внеурочной деятельности учащихся. | Самостоятельная работа: оформление карты оценки практических работ учащихся по внеурочной деятельности; разработка тестов для проверки знаний учащихся на занятиях детских творческих объединений по заданной тематике. | ||
1.6.1. Оценивание процесса и результата обучения изобразительному и декоративно прикладному искусству на внеурочных занятиях в школе. | 3 | Самостоятельная работа: Оформление карты оценки практических работ учащихся по внеурочной деятельности | ||||
1.6.2. Учет успеваемости школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству. | 3 | Самостоятельная работа: разработка тестов для проверки знаний учащихся на занятиях детских творческих объединений по заданной тематике. | ||||
Иметь практический опыт: анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; проведения диагностики и оценки результатов эстетического воспитания и художественного образования детей в процессе внеурочной деятельности; проведения консультаций, индивидуального обсуждения достижений и трудностей в процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей в рамках внеурочной деятельности; уметь: анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; знать: методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий | ПК 4.4., 4.5. ОК 1, 2, 3, 5, 6, 7. | - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за внеурочными мероприятиями по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с сокурсниками, преподавателями в ходе обучения для успешного освоения образовательной программы и личностного развития; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач; - учет результатов самоанализа внеурочной педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству. | Тема 1.7. Наблюдение и анализ внеурочных занятий и досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности | Самостоятельная работа: оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности; анализ плана проведения внеурочного мероприятия по изобразительному искусству. | ||
1.7.1. Методика наблюдения внеурочных занятий по изобразительному и декоративно прикладному искусству. | 3 | Самостоятельная работа: оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности. | ||||
1.7.2. Методика наблюдения досуговых мероприятий. | 3 | Самостоятельная работа: оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности. | ||||
1.7.3. Анализ внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | 3 | Самостоятельная работа: анализ плана проведения внеурочного мероприятия по изобразительному искусству. | ||||
Иметь практический опыт: руководства практической деятельностью обучающихся и осуществления индивидуального подхода к ним; индивидуального педагогического руководства творческой деятельностью ребенка в области изобразительного искусства; подготовки одаренных детей к участию в творческих конкурсах, выставках; уметь: развивать у обучающихся художественный вкус и интерес к освоению ценностей изобразительного искусства; оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей | ПК 4.2., 4.3. ОК 3, 7. | - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов внеурочной изобразительной деятельности; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения внеурочного мероприятия для формирования положительной мотивации к освоению материалов по изобразительному искусству; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. | Тема 1.8. Внеурочная работа с детьми, одаренными в области изобразительного искусства. | 3 | Самостоятельная работа: разработка вариантов индивидуальных заданий для одаренных детей разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности на внеклассных занятиях. | |
Иметь практический опыт: проведения диагностики и оценки результатов эстетического воспитания и художественного образования детей в процессе внеурочной деятельности; уметь: планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; знать: методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий | ПК 4.5. ОК 1, 5, 11. | - соблюдение требований, предъявляемых к ведению журнала учета работы учебной группы в процессе его заполнения; - соответствие календарно-тематического планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного плана внеурочной учебно-воспитательной работы и содержанию рабочей программы детского творческого объединения; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
| Тема 1.9. Ведение документации учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности. | 3 | Вопросы для устного опроса по теме: «Ведение документации учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности.» | |
Иметь практический опыт: взаимодействия с родителями и администрацией образовательного учреждения по вопросам проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; организации и проведения внеурочных мероприятий совместно с родителями и участниками образовательного процесса; уметь: консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); знать: содержание, формы и методы работы с родителями (лицами, их заменяющими) | ПК 4.3. ОК 1, 3, 6, 10, 11 | - целесообразность выбора форм и методов взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) для совместного решения вопросов организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - демонстрация интереса к будущей профессии через участие в олимпиадах, мастер-классах, выставках творческих работ; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; | Тема 1.10. Взаимодействие учителя изобразительного искусства с родителями или лицами их заменяющими по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | 3 | Самостоятельная работа: составление плана консультации родителей по вопросам эстетического воспитания и художественного образования учащихся. | |
Иметь практический опыт: взаимодействия с родителями и администрацией образовательного учреждения по вопросам проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; уметь: вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам эстетического воспитания и художественного образования школьников в процессе внеурочной деятельности | ПК 4.5. ОК 5, 6, 8, 10, 11. | - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с администрацией образовательного учреждения в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | Тема 1.11. Взаимодействие учителя изобразительного искусства с администрацией школы по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | 3 | Вопросы для устного опроса по теме: «Взаимодействие учителя изобразительного искусства с администрацией школы по вопросу внеурочной деятельности учащихся.» | |
иметь практический опыт: - анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; - составления планов-конспектов проведения внеурочных мероприятий; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; - анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; - консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); - вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам эстетического воспитания и художественного образования школьников в процессе внеурочной деятельности; знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству; - формы внеурочной работы по изобразительной деятельности. - методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий. | ПК 4.1., 4.4., 4.5. ОК 1, 4-8. | - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за внеурочными мероприятиями по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю, оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству; - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения. | Учебная практика - музейная | Ведение дневника по учебной практике, включающего: - анализ экспозиции художественных музеев, выставок, отдельных залов для разработки экскурсионной программы внеурочной деятельности учащихся разных возрастных групп; - анализ отдельных художественных произведений для беседы об искусстве с учащимися разных возрастных групп; - рецензии о посещении тематических художественных выставок с точки зрения проведения культурно-просветительской работы учащихся и их родителей; - эстетический анализ выставки детского творчества. Практические занятия, включающие сбор наглядно-иллюстративного материала для проведения внеурочных занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Рефераты, презентации и доклады по различной тематике художественного творчества, представленного в экспозициях музеев, в соответствии с требованиями программ внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусств. | Отчёт о прохождении музейной практики | |
иметь практический опыт: - анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; - проведения консультаций, индивидуального обсуждения достижений и трудностей в процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей в рамках внеурочной деятельности; - взаимодействия с родителями и администрацией образовательного учреждения по вопросам проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; - анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; - консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); - вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам эстетического воспитания и художественного образования школьников в процессе внеурочной деятельности; знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству; - формы внеурочной работы по изобразительной деятельности. - методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий; - содержание, формы и методы работы с родителями (лицами, их заменяющими).
| ПК 4.1., 4.4., 4.5. ОК 1, 4-8 | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за внеурочными мероприятиями по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю, оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству; - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения. | Учебная практика – Практика показательных занятий по внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства. | Практические занятия: - ознакомление с документацией, обеспечивающей процесс внеурочной деятельности по изобразительному искусству, включая календарно-тематическое планирование, планы-конспекты внеурочных занятий или мероприятий, журналы учёта работы учебной группы; - наблюдение занятий детского творческого объединения по изобразительной и декоративно- прикладной деятельности: кружка, мастерской, студии; - наблюдение досуговых внеурочных мероприятий учителя изобразительного искусства: КВН, викторины, конкурса; - наблюдение культурно-просветительских внеурочных занятий по изобразительному искусству: экскурсий, бесед, лекций, докладов, просмотра кинофильмов по изобразительному искусству; - обсуждение отдельных занятий по изобразительной и декоративно- прикладной деятельности, досуговых мероприятий , культурно-просветительских внеурочных занятий по изобразительному искусству в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителем изобразительного искусства. Ведение дневника по учебной практике, включающего выполнение письменного анализа различных форм внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства. | Дневник по учебной практике. | |
иметь практический опыт: - анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; - составления планов-конспектов проведения внеурочных мероприятий; - организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; - руководства практической деятельностью обучающихся и осуществления индивидуального подхода к ним; - индивидуального педагогического руководства творческой деятельностью ребенка в области изобразительного искусства; - подготовки одаренных детей к участию в творческих конкурсах, выставках; - проведения диагностики и оценки результатов эстетического воспитания и художественного образования детей в процессе внеурочной деятельности; - организации и проведения внеурочных мероприятий совместно с родителями и участниками образовательного процесса; - проведения консультаций, индивидуального обсуждения достижений и трудностей в процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей в рамках внеурочной деятельности; - взаимодействия с родителями и администрацией образовательного учреждения по вопросам проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; - планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - организовывать и проводить внеклассную и досуговую деятельность обучающихся; - развивать у обучающихся художественный вкус и интерес к освоению ценностей изобразительного искусства; - подбирать методический материал к проведению внеклассных мероприятий и обеспечивать его необходимым оборудованием; - использовать методики дополнительного образования в области изобразительного искусства в процессе проведения внеурочных мероприятий; - оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; - консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); - вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам эстетического воспитания и художественного образования школьников в процессе внеурочной деятельности; знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству; - формы внеурочной работы по изобразительной деятельности; - методику работы по организации внеурочных мероприятий в области изобразительного искусства; - методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий; - содержание, формы и методы работы с родителями (лицами, их заменяющими). | ПК 4.1. – 4.5 ОК 1 -12 ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ОК 12 | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся; - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения внеурочного мероприятия по изобразительному искусству; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов внеурочной изобразительной деятельности; - соответствие методики проведения внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству структуре и содержанию рабочего плана-конспекта; - учет общего уровня развития отдельной группы школьников и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на внеурочном занятии; - логическая последовательность, литературная грамотность, доступность и эмоциональная выразительность речи учителя при проведении внеурочного занятия или мероприятия; - соответствие уровня проведения мастер-класса возрастным особенностям обучающихся и тематике внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения внеурочного мероприятия для формирования положительной мотивации к освоению материалов по изобразительному искусству; - целесообразность выбора форм и методов взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) для совместного решения вопросов организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за внеурочными мероприятиями по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению; - соблюдение требований, предъявляемых к ведению журнала учета работы учебной группы в процессе его заполнения; - соответствие календарно-тематического планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного плана внеурочной учебно-воспитательной работы и содержанию рабочей программы детского творческого объединения; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю, оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала; - учет результатов самоанализа внеурочной педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству; - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения. - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий педагогического руководства внеурочной деятельностью в области изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. - применение полученных профессиональных знаний в области преподавания изобразительного искусства для исполнения воинской обязанности. | Производственная практика - Практика по организации и проведению внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | Практические занятия: - наблюдение занятий детского творческого объединения по изобразительной и декоративно- прикладной деятельности: кружка, мастерской, студии, проводимых сокурсниками на педагогической практике; - обсуждение отдельных внеурочных занятий в диалоге с сокурсниками , руководителем педагогической практики и учителем изобразительного искусства; - самостоятельное проведение внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; - наблюдение досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно- прикладной деятельности: КВН, викторин. фестивалей детского творчества, конкурсов, праздников, презентаций, театрализованных представлений, проводимых сокурсниками на педагогической практике; - самостоятельное проведение досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; - наблюдение внеурочных мероприятий культурно-просветительской работы: экскурсий, бесед, лекций, докладов, просмотра кинофильмов по изобразительному искусству, проводимых сокурсниками на педагогической практике; - обсуждение отдельных внеурочных мероприятий в диалоге культурно-просветительской работы с сокурсниками, руководителем педагогической практики и учителем изобразительного искусства; - самостоятельное проведение внеурочных мероприятий культурно-просветительской работы по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Ведение дневника по производственной практике, включающего следующие задания: - анализа и самоанализа внеурочных занятий по изобразительному искусству; - рабочие планы-конспекты внеурочных занятий для самостоятельного проведения их на педагогической практике; - дидактические и наглядные материалы для самостоятельного проведения внеурочных занятий на педагогической практике; - анализ и самоанализ досуговых мероприятий по изобразительной деятельности; - рабочие планы-конспекты досуговых мероприятий для самостоятельного проведения их на педагогической практике; - дидактические и наглядные материалы для самостоятельного проведения досуговых мероприятий на педагогической практике; - анализ и самоанализ внеурочных мероприятий культурно-просветительской работы по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; - рабочие планы-конспекты внеурочных мероприятий культурно-просветительской работы для самостоятельного проведения их на педагогической практике; - дидактические и наглядные материалы для самостоятельного проведения внеурочных мероприятий культурно-просветительской работы на педагогической практике. | Отчет и дневник по производственной практике. | |
Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
(из учебного плана)
Элементы ПМ | Формы промежуточной аттестации* | ||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | ||
МДК 1 | - | - | зачет | экзамен | - | - | |
УП (музейная) | - | - | зачет | - | - | ||
УП | - | - | зачет | - | - | ||
ПП | - | - | зачет | - | - | ||
ПМ | Экзамен (квалификационный) | ||||||
__________________________________________________________________ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж №16
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
по профессиональному модулю ПМ.04.
Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства
050139 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2013
Спецификация контрольно-оценочного средства
для экзамена (квалификационного)
Результаты освоения ПМ ПК, ОК (желательно группировать) | Основные показатели оценки результата | Максимальное количество баллов | Вид задания* | Формы и методы оценивания** |
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении. ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях. ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия. ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при тематическом планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся. - целесообразность выбора форм и методов взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) для совместного решения вопросов организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за внеурочными мероприятиями по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению. - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению. - соответствие календарно-тематического планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного плана внеурочной учебно-воспитательной работы и содержанию рабочей программы детского творческого объединения; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя. Демонстрация интереса к будущей профессии через: - оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке. - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий педагогического руководства внеурочной деятельностью в области изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | 4 | смешанный портфолио | Оценка практических заданий, представленных в портфолио: тематического планирования, рабочих планов-конспектов внеурочных занятий или мероприятий, дидактических, наглядных и презентационных материалов к внеурочным занятиям или мероприятиям по изобразительному искусству. Проверка и оценка документации к проведению анализа (самоанализа) внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству: карт наблюдений, карт оценки детских работ и т.п. Оценка письменного анализа внеурочных занятий и мероприятий. Проверка и оценка грамотности оформления и ведения учебной документации в процессе прохождения педагогической практики. Проверка отчетной документации для аттестации студентов по педагогической практике, включая дневник практики. Оценка письменных работ: докладов, выступлений на семинарах. Характеристики с места прохождения производственной практики. |
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении. ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия. ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях. ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при тематическом планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся. - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения внеурочного мероприятия по изобразительному искусству; - соответствие методики проведения внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству структуре и содержанию рабочего плана-конспекта; - учет общего уровня развития отдельной группы школьников и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на внеурочном занятии; - логическая последовательность, литературная грамотность, доступность и эмоциональная выразительность речи учителя при проведении внеурочного занятия или мероприятия; - соответствие уровня проведения мастер-класса возрастным особенностям обучающихся и тематике внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения внеурочного мероприятия для формирования положительной мотивации к освоению материалов по изобразительному искусству; - целесообразность выбора форм и методов взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) для совместного решения вопросов организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. - соблюдение требований, предъявляемых к ведению журнала учета работы учебной группы в процессе его заполнения; - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на внеурочных занятиях или мероприятиях по изобразительному искусству для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала; - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
| 4 | Практическое задание: «Организация и проведение внеурочного мероприятия или занятия на базе общеобразовательной школы» | Оценка рабочего плана-конспекта внеурочного занятия или мероприятия. Оценка содержания и качества оформления дидактических и наглядных материалов к внеурочному занятию или мероприятию по изобразительному искусству. Заочная оценка на основе экспертной оценки видеоматериалов педагогического руководства деятельностью школьников в процессе проведения внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству на производственной практике. Проверка, анализ и оценка детских работ по результатам проведенного занятия или мероприятия. Проверка и оценка грамотности оформления и ведения учебной документации. |
Критерии оценки:
1 балл – компетенция практически не проявляется, имеет низкие качественные показатели, не сформирована
2 балла – компетенция проявляется не постоянно, имеет низкие качественные показатели, не достаточно сформирована
3 балла – компетенция проявляется практически постоянно, имеет средние качественные показатели, сформирована
4 балла – компетенция проявляется постоянно, имеет высокие качественные показатели, сформирована
(описать используемую шкалу оценивания (например, 4-балльная), систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев), полученных испытуемым, при выполнении задания и (или) защите проекта, портфолио, относительно установленной шкалы и правила принятия решения об итоговой оценке квалификационного испытания.
*виды заданий зависят от того, что планируется контролировать в ходе экзамена (квалификационного):
- продукт;
- процесс;
- продукт и процесс одновременно.
Процесс оценивается:
- если необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;
- если значим временной фактор (необходим хронометраж);
- если продукт (результаты) имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.
Продукт деятельности оценивается:
- если не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);
- если сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или он выполняется длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
Оценивание одного и того же объекта (продукта или процесса деятельности) может дать возможность оценить одну или сразу несколько компетенций, или все компетенции.
** для оценки разных групп компетенций могут использоваться в ходе экзамена (квалификационного) следующие формы и методы оценивания:
- очный (по принципу «здесь и сейчас»)
- заочный на основе экспертной оценки видеоматериалов или материалов портфолио, рейтинга обучающего.
Чаще всего применяется смешанная форма оценивания, когда профессиональные компетенций проверяется в условиях производства или приближенных к ним, а общие компетенции на основе портфолио.
Требования к портфолио обучающегося
1.Тип портфолио: смешанный
2.Требования к содержанию и оформлению материалов для вложения в портфолио:
Портфолио должен содержать практические работы по МДК 04.01. «Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства», включая материалы семинарских занятий в виде докладов и сообщений, материалы практических заданий, включая самостоятельные работы, курсовую работу, материалы по всем видам учебной и производственной практик, включая дневники практики, анализы и самоанализы, конспекты внеурочных занятий и мероприятий, а также наглядные материалы, презентации, учебную документацию, дипломы, грамоты, свидетельства и материалы об успехах в области внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Материалы портфолио должны быть представлены в печатном виде, оформлены в общую папку, разложены согласно содержанию, страницы пронумерованы и внесены в содержание. (Перечень работ и документов, требования к оформлению портфолио с примерами оформления отдельных заданий представлены в приложении).
3.Оценка портфолио
Коды проверяемых компетенций | Показатели оценки результата | Критерии оценки | Максимальное количество баллов |
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при тематическом планировании внеурочных мероприятий изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике мероприятия по изобразительному искусству; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования внеурочных занятий или мероприятий по изобразительному искусству, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике мероприятия и возрастным особенностям обучающихся. | 1 балл – компетенция практически не проявляется, имеет низкие качественные показатели, не сформирована 2 балла – компетенция проявляется не постоянно, имеет низкие качественные показатели, не достаточно сформирована 3 балла – компетенция проявляется практически постоянно, имеет средние качественные показатели, сформирована 4 балла – компетенция проявляется постоянно, имеет высокие качественные показатели, сформирована | 4 |
ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях. | - целесообразность выбора форм и методов взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) для совместного решения вопросов организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. | Критерии те же | 4 |
ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия. | - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за внеурочными мероприятиями по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) внеурочного занятия или мероприятия по изобразительному искусству, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению. - учет недостатков руководства внеурочной деятельностью, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) занятия или мероприятия, при разработке предложений по их преодолению. | Критерии те же | 4 |
4ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | - соответствие календарно-тематического планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного плана внеурочной учебно-воспитательной работы и содержанию рабочей программы детского творческого объединения; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя. | Критерии те же | 4 |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии через: - оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке. | Критерии те же | 4 |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. | Критерии те же | 4 |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Критерии те же | 4 |
ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности. | - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых во внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. | Критерии те же | 4 |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; | Критерии те же | 4 |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. | Критерии те же | 4 |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий педагогического руководства внеурочной деятельностью в области изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. | Критерии те же | 4 |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | Критерии те же | 4 |
Пакет экзаменатора
- Информация для экзаменатора
Количество заданий для экзаменующегося 32
Максимальное время выполнения задания 4 часа.
Используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы:
Материалы для рисования, лепки и аппликации, интерактивный проектор, натурный фонд кабинета изобразительного искусства общеобразовательной школы.
Литература для обучающегося:
Основные источники
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005.- 288с.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф. образования – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004.-239с.
- Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / Сост.:Горушкина С.Н., Тозыякова И.А., Шубин Ю.А.- Ростов на /Д.: Феникс, 2007.-300с.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ.пед.училищ и колледжей – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004.-346с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.
- Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная тьютерская модель) – 2-е доп. изд. – Ижевск: ERGO, 2010.-296с.
- standart.edu./catalog.aspx?CatalogId=2588
Дополнительные источники:
- Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив.док. и материалы – М.: Просвещение, 2008.- 317с.
- Ватулина М.В. Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», М.: Центр внешкольной работы северо-западного окружного Управления образования, 2008.- 56с.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений/Под ред.О.Е.Лебедева – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-256с.
- Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время / Авторы сост.- Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, О.И. Радомская и др. М.: Просвещение 2008.- 208с.
- festival.1september.ru/articles/subject/28
- ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей.
- ru.wikipedia.org/wiki/Учреждения_дополнительного_образования_детей
- Спецификация контрольно-оценочного средства для экзамена (квалификационного)
- Оценочные листы по количеству обучающихся*
- Аттестационные листы по практике (учебной и (или) производственной) *
- Сводная оценочная ведомость*
*в документах предварительно заполняются графы, носящие информационный характер:
- фамилия, имя, отчество обучающегося;
- код, наименование специальности;
- наименование профессионального модуля;
- Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля.
[1] столбец 1 заполняется в соответствии с требованиями к практическому опыту, умениям, знаниям заложенными в ФГОС СПО и определенными в п. 1.3 рабочей программы «Цели и задачи освоения дисциплины».
[2] столбцы 2,3 «Результаты обучения – освоенные ПК, ОК», «Основные показатели оценки результата» заполняются в соответствии с разделом 5 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»;
[3] столбец 4 «Наименование раздела, МДК, темы, подтемы» – в соответствии с п.3.2 рабочей программы «Содержание обучения по профессиональному модулю»
[4] примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по МДК, разделам и темам профессиональных модулей; для промежуточной аттестации по МДК, учебной и производственной практике.