ФОС по дисциплине "Композиция"
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОМПОЗИЦИЯ»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2016
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
Композиция
050139 изобразительное искусство и черчение
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)[1] | ПК, ОК | Наименование темы[2] | Уровень освоения темы | Наименование контрольно-оценочного средства[3] |
Текущий контроль | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; знать: законы композиционного построения. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 1.1. Законы композиционного построения. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 1.2. Средства гармонизации композиции. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ Контрольная работа: «Анализ композиции заданного произведения изобразительного искусства» |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 2.1. Художественный образ и форма. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 2.2. Художественный образ и фактура. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений; знать: теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 2.3. Художественный образ и цвет. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ Письменный анализ цветового строя репродукции живописной картины, декоративного панно |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 2.4. Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ Контрольная работа: анализ композиции произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства путем ответов на вопросы |
уметь: анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений; знать: законы композиционного построения; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.1. Композиция станковой картины. | 3 | Графический композиционный анализ академического произведения живописи или графики |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.2. Композиция натюрморта. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.3. Композиция интерьера. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.4. Композиция пейзажа. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.5. Композиция портрета. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.6. Композиция сюжетно-тематической картины. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.7. Композиция в графике. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве; использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ; использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами; знать: законы композиционного построения; средства гармонизации композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции; специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ. | ПК 3.2, 3.4 ОК.2, 4 | Тема 3.8. Декоративная композиция. | 3 | Просмотр самостоятельных практических работ |
Промежуточная аттестация в форме | зачета | |||
Итоговая аттестация в форме | экзамена | |||
Все контрольно-оценочные средства прилагаются к таблице.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Контрольно-оценочные средства.
Тема 1.1. Законы композиционного построения.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнение композиционных упражнений из абстрактных, геометрических или стилизованных форм по размещению их в картинной плоскости так, чтобы между ними достигалось единство и соподчинение, а композиционный центр был организован различными способами: самым большим элементом композиции, самой сложной по силуэту формой, композиционной паузой и т.п. А4 ( гуашь, темпера, аппликация)
- Выполнение упражнений на уравновешивание геометрических или стилизованных форм в статической и динамической композиции с помощью симметрии, асимметрии, членения плоскости формата.А4 ( гуашь, темпера, аппликация)
- Выполнение композиций из абстрактных или сюжетных стилизованных форм, решая задачи передачи контраста, нюанса и тождества цвета, тона, форм, фактур различными способами: передать цветовой контраст при тождестве форм, передать контраст фактур, нюанс форм и цветовое тождество, организовать композиционный центр посредством контраста тона при тождестве цвета и нюансе форм и т. п. А4 (гуашь, темпера, аппликация)
- Выполнение композиций натюрморта или пейзажа, трансформированных с использованием различных приемов членения картинной плоскости на части для передачи статики или динамики изображения.А4 (тушь, гуашь, темпера)
- Выполнение композиций из различных форм (абстрактных, геометрических, силуэтных и стилизованных изображений посуды, транспорта, домов, деревьев, фруктов) с передачей статического или динамического равновесия. При этом допускается использовать все композиционные средства для выражения статики и динамики: членение плоскости, выделение доминанты, выбор графических приемов, цветового и тонального решения, передача нюансов и контрастов форм и элементов, симметрии и асимметрии изображения и т.д.А4 (гуашь, темпера, аппликация)
Критерии:
- Соблюдение законов композиционного построения: единства и соподчинения, равновесия, контрастов и аналогий
- Копоновка элементов композиции в заданном формате
- Соблюдение условий задания
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность замысла
- Качество изображения
- Законченность и аккуратность
Тема 1.2. Средства гармонизации композиции.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнение упражнений на построение удлиненных ритмических композиций из геометрических или растительных мотивов с использованием простого ритма, сложного ритма с передачей ускорения или замедления в динамике элементов, с организацией движения к композиционному центру и т.п. А4 (гуашь, темпера, графические материалы)
- Выполнение упражнений на пропорциональное деление объектов различной формы, а также картинной плоскости композиции заданного формата. А4 (графические материалы, аппликация)
- Выполнение эскиза композиции архитектурного пейзажа с использованием стаффажа так чтобы подчеркнуть следующие качества: колоссальность, величие или камерность, интимность объекта, легкость архитектуры и воздушное пространство и т.п. А3 (карандаш, тушь, уголь, соус)
- Выполнение композиций из сюжетных форм, натюрмортов или пейзажей с использованием ритмического рисунка, позволяющего выразить различные эмоциональные состояния: покой, страсть, тревогу, торжественность и т.д. Композиция выполняется любыми изобразительными средствами. А4
- Выполнить эскиз композиции монументального масштаба на модульной основе, соразмерную человеку, из геометрических или сюжетных форм.А3 (карандаш, тушь, уголь)
Критерии:
- Соблюдение законов композиционного построения: единства и соподчинения, равновесия, контрастов и аналогий
- Копоновка элементов композиции в заданном формате
- Соблюдение условий задания
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность замысла
- Соответствие выбора средств гармонизации образной идее композиции
- Качество изображения
- Законченность и аккуратность
Контрольная работа
Провести анализ композиции заданного произведения изобразительного искусства. Определить композиционный центр (доминанту и субдоминанту), вид равновесия, способ членения картинной плоскости, средства передачи статики или динамики, присутствие ритмической организации мотивов, специфику выбора масштаба, логику использования модуля или стаффажа. Анализ можно подтвердить дополнительными построениями, выполненными с помощью наложения кальки на репродукцию заданного произведения.
Тема 2.1 Художественный образ и форма.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить упражнения по размещению геометрических фигур разного цвета и размера на цветных листах одного формата. Проследить за визуальным изменением форм в зависимости от их месторасположения на конкретном цветном фоне, сделать выводы: фигура кажется меньше, вытянута по горизонтали, легкая, тяжелая, равновесие нарушено и т.п. А4 (аппликация)
- Выполнить упражнения на передачу с помощью средств графики: пятна, линии, точки, штриха, абстрактных ассоциаций, связанных с музыкой, различного характера (менуэт, вальс, танго и т.п.) или отображающих разные эмоциональные состояния (восторг, гнев, грусть, умиротворение, счастье и т.п.)А4
- Выполнить несколько вариантов стилизаций животных, выделяя собственные признаки: колючесть, пушистость, хищность, беззащитность, длинноухость, коротконогость, массивность, изящество и т.п. с помощью выразительных средств графики: пятна, линии, точки, штриха.А4 (тушь, перо, кисть)
- Выполнить несколько стилизаций объектов общего понятия: цветка, рыбы, дома, птицы .автомобиля… по привнесенным признакам: добрый, злой, хитрый, опасный, жадный, честный…А4 (тушь, перо, кисть)
- Выполнить несколько вариантов стилизованных композиций пейзажа или натюрморта с использованием линии; пятна и линии; линии и штриха; линии и точки; пятна, линии и штриха; пятна, линии и точки.А4 (тушь, перо, кисть)
- Выполнить эскиз логотипа с изображением животного, соответствующего по собственным признакам заданным характеристикам: надежность, скорость, элегантность, сила, интеллект, доброта, защита и т.п.А4 (тушь, перо, кисть)
Критерии:
- Копоновка элементов композиционных упражнений в заданном формате
- Соблюдение условий задания
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность замысла
- Качество изображения
- Законченность и аккуратность
Тема 2.2. Художественный образ и фактура.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить упражнения по изучению художественно-образных свойств фактур различных материалов, дать им характеристику, найти соответствующую им форму, подчеркнуть их выразительные особенности с помощью другой фактуры и соответствующего освещения.А3
- Выполнить зарисовки графических фактур, обозначающих разные свойства: мягкое, шершавое, гладкое, рельефное, мех, чешуя, перья, вязание, гравий, кора, вода, песок…А4 (тушь, перо, кисть)
- Выполнить зарисовку драпировки или фруктов с проработкой формы и объема с помощью графических фактур. А4 (тушь, перо, кисть).
- Выполнить композицию в технике коллажа из абстрактных форм, используя материалы с разными фактурами для передачи образной выразительности и эмоционального настроя в соответствии с выбранной темой: «Жара», «Счастливое детство», «Музыка Чайковского» и т.п.А3
- Выполнение стилизованных сюжетных композиций, пейзажа или натюрморта с использованием графических текстур и фактур в соответствии с выбранным стилевым направлением: модерн, футуризм, восток, русское кружево, африканский стиль...А3(тушь, перо, кисть)
Критерии:
- Соблюдение законов композиционного построения: единства и соподчинения, равновесия, контрастов и аналогий
- Копоновка элементов композиций и упражнений в заданном формате
- Соблюдение условий задания
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность замысла
- Соответствие выбора фактур и стиля изображения образной идее композиции
- Качество изображения
- Законченность и аккуратность
Тема 2.3. Художественный образ и цвет.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить сюжетно-декоративную композицию по типу монохромии. К композиции прилагается шкала выбранных оттенков. А4 (гуашь или темпера)
- Выполнить эскиз плаката по типу полярной цветовой композиции на противопоставление понятий, ситуаций и качеств (современное, прогрессивное – старое, неактуальное; быстро, энергичное – медленное, ленивое; чисто, аккуратное – грязное, неряшливое; трудолюбивый – лентяй; осторожный – безрассудный и т.д.). К композиции прилагается шкала выбранных оттенков.А4 (гуашь, темпера или аппликация)
- Выполнить декоративную композицию натюрморта или пейзажа, взяв за основу три цвета, составляющих гармоничную триаду. К композиции прилагается шкала выбранных цветов. А4 (гуашь или темпера)
- Взяв за основу трехцветную декоративную композицию пейзажа или натюрморта, выполнить ее вариант с другим типом колорита. К композиции прилагается шкала выбранных оттенков.А4 (гуашь или темпера)
- Выполнить несколько вариантов рисунка несложного интерьера, пейзажа или натюрморта, стараясь передать разный характер освещения: спокойное в меру контрастное, статичное (классическое);напряженное, драматическое, контрастное, создающее динамизм; сосредоточенное на небольшом пространстве, таинственное, интимное; слабое, размытое, туманное, пастельное. А4 (соус, уголь, черная акварель или сепия)
- Выполнить три варианта одной и той же композиции (абстрактной, сюжетно-декоративной и орнаментальной) с передачей цветового контраста, нюанса и тождества на любой из предложенных типов контраста или их сочетаний: светлого и темного, по цвету, по насыщенности, дополнительных цветов, теплых и холодных цветов. А4 (гуашь или темпера).
- Взяв за основу ахроматическую бессюжетно-геометрическую композицию, выполнить ее варианты в разных цветовых гармониях и типах колорита. К каждому варианту прилагается шкала выбранных оттенков. А4(гуашь или темпера)
Критерии:
- Композиционное размещение изображения и шкал в формате листа.
- Грамотность, лаконичность и четкость композиции.
- Грамотное применение схем поиска цветов по цветовому кругу для их гармоничного сочетания в композиции.
- Качество смешения и нанесения цвета и тона
- Точность передачи светлоты элементов композиции и их цветовых оттенков
- Выразительность цветового решения
- Законченность и аккуратность
Письменный анализ цветового строя репродукции живописной картины, декоративного панно
По заданной репродукции живописной картины, декоративного панно или цветной художественной фотографии составить спектр цветов, определить вид данной цветовой композиции, ее контрастов, характер цветовой гармонии, тип колорита, характер освещения и их роль в передаче образной выразительности и идейного замысла художественного произведения.
Тема 2.4. Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить варианты бессюжетных композиций, выражающих качественно различные состояния: человека (восторг, страх, радость, тоска, тревога, усталость, обида и т.п.) и природы (первый снег, золотая осень, летний зной, ранняя весна, цветение садов, пурга, лунная ночь и т.п.) Выбрать произвольный формат и свободную графическую технику (акварель, гуашь, пастель, темпера, кисть, перо, смешанные техники и т.п.)
Критерии:
- Соблюдение законов композиционного построения: единства и соподчинения, равновесия, контрастов и аналогий
- Копоновка элементов композиций и упражнений в заданном формате
- Соблюдение условий задания
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность замысла
- Соответствие выбора фактур, цвета, формы и стиля изображения образной идее композиции
- Выразительность изображения
- Законченность и аккуратность
Зачет
Провести анализ композиции произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства , ответив на следующие вопросы:
1) К какому виду и жанру можно отнести данную композицию?
2) В какой технике она выполнена?
3) Какова главная идея композиции?
4) Какими художественно-выразительными средствами передается идейный замысел работы?
5) Какой вид цветовых композиций или тип колорита используется в работе для выражения художественного образа?
6) Какие виды цветовых контрастов представлены в работе?
7) Какая роль отводится освещению композиции?
8) Как выделяется композиционный центр?
9) Какой вид равновесия представлен в данной работе?
10) Как соблюдаются законы равновесия в данной композиции?
11) Правильно ли закомпонованы элементы композиции в данном формате?
12) Какими средствами в композиции передаются движение или покой?
13) Присутствует ли в композиции ритмическая организация мотивов?
14) Какие средства гармонизации композиции используются наиболее активно в данной композиции для передачи идейного замысла?
15) Какими способами передаются пространство и объем в композиции?
Тема 3.1. Композиция станковой картины.
Анализ академического произведения живописи или графики:
Провести анализ академического произведения живописи или графики. Определить особенности перспективного построения, количество планов. Наложить на картину кальку и попробовать найти и начертить основные оси. Попытаться найти параллельные основным осям линии, объединяющие элементы композиции по определенной закономерности.(цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки).
Тема 3.2. Композиция натюрморта.
Просмотр самостоятельных практических работ:
Самостоятельно составить тематический натюрморт, подобрав предметы по форме, цвету, фактуре и назначению так, чтобы решить задачи сюжетно-образного содержания. Продумать освещение натюрморта. Тематика натюрморта может выражать профессиональную деятельность (плотник, врач, повар…), литературные ассоциации (Ромео и Джульетта, Золушка, Война и Мир…), эмоциональное состояние (радость, грусть, тревога, торжество…).
Выполнить композиционные поиски тематического натюрморта, используя различные графические материалы и техники в зависимости от его сюжетно-образного содержания. А4 (тушь, чернила, карандаш, уголь, пастель)
Выполнить этюд в технике акварели. А3
Критерии:
- Композиционная грамотность натурной постановки.
- Выразительность натурной постановки, соответствие выбора предметов, цветовых сочетаний и освещения тематике работы.
- Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
- Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций предметов.
- Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
- Соответствие стиля и манеры изображения образной идее композиции.
- Качество техники выполнения композиции.
Тема 3.3. Композиция интерьера.
Просмотр самостоятельных практических работ:
Выполнить зарисовки общественного интерьера с различных точек зрения для решения задач передачи глубины или тесноты, бесконечности или ограниченности пространства, пустоты или уюта, простора или интимности, камерности помещения. А3 (карандаш, уголь, сепия, соус, чернила, тушь)
Выполнить зарисовки домашнего интерьера с различных точек зрения для решения задач передачи глубины или тесноты, бесконечности или ограниченности пространства, пустоты или уюта, простора или интимности, камерности помещения. А3 (карандаш, уголь, сепия, соус, чернила, тушь)
Критерии:
- Выразительность натуры, соответствие выбора интерьера, его цветового решения и освещения тематике работы.
- Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
- Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций предметов.
- Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
- Соответствие стиля и манеры изображения образной идее композиции.
- Качество техники выполнения композиции.
Тема 3.4. Композиция пейзажа.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить пейзаж по этюдам, наброскам, фотографиям, с передачей состояния природы: пасмурное летнее утро, знойный полдень, перед грозой, холодное лето… А3 (акварель, гуашь, смешанная техника, тушь)
- Выполнить этюды и наброски одного и того же мотива пейзажа(с натуры или по памяти и представлению) в разное время суток с передачей разного состояния природы при помощи выразительных средств графики. А3 (пастель,акварель, тушь, смешанная техника)
Критерии:
- Выразительность натуры, соответствие выбора мотива пейзажа, его цветового решения и состояния погоды и освещения тематике работы.
- Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
- Грамотность передачи планов, глубины и пространства
3. Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций предметов.
4. Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
5. Соответствие стиля и манеры изображения образной идее композиции.
6. Качество техники выполнения композиции.
Тема 3.5. Композиция портрета.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить композиционную работу по теме: «Портрет», решая задачи компоновки, выбора выразительных средств живописи и манеры выполнения для достижения большей достоверности, передачи характера модели и идейного содержания произведения. Модель портрета должна выражать определенный образ: русская красавица, уставшая девушка, бравый солдат, лучший друг, слушая музыку и т.д. А2 (гуашь или темпера)
- Выполнить зарисовки портрета с передачей различных эмоциональных состояний модели при помощи композиционного размещения и выразительных средств графики. А3(карандаш, уголь, сангина, соус, пастель)
Критерии:
- Выразительность натуры, соответствие выбора типажа для портрета, его цветового решения и состояния освещения тематике работы.
- Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
- Грамотность передачи объема головы.
3. Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций головы человека.
4. Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
5. Соответствие стиля и манеры изображения образной идее композиции.
6. Качество техники выполнения композиции.
Тема 3.6. Композиция сюжетно-тематической картины.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- По предварительным наброскам выполнить эскиз сюжетной композиции в цвете. Примерная тематика: прогулка, работа в поле, строители, в семейное кругу, свидание, прощание, праздник, спасатели и т.д. Темы должны выражать различные эмоциональные состояния. Композиция должна включать не более 2-х, 3-х персонажей. А2 (гуашь, акварель, темпера)
- Выполнить поиски и наброски к сюжетно-тематической композиции по выбранной тематике. А4 (карандаш, гуашь, акварель, темпера)
Критерии:
- Оригинальность замысла.
- Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
3. Грамотность передачи планов, глубины и пространства
4. Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций элементов и персонажей композиции.
5. Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
6. Соответствие стиля и манеры изображения образной идее композиции.
7. Качество техники выполнения композиции.
Тема 3.7. Композиция в графике.
Просмотр самостоятельных практических работ:
- Выполнить эскизы книжных иллюстраций, обложки, заставок и т.д. в едином стиле. А4 (тушь, акварель, гуашь, темпера или акрил)
- Выполнить эскиз плаката. А3 (гуашь, темпера)
- Выполнить макет книги. А4 (графические материалы)
- Выполнить эскизы знаков визуальной коммуникации. А4 (черно-белая графика)
Критерии:
- Оригинальность замысла.
2. Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
3. Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций элементов композиции.
4. Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
5. Соответствие стиля и манеры изображения образной идее композиции.
6. Качество техники выполнения композиции.
Тема 3.8. Декоративная композиция.
Просмотр самостоятельных практических работ:
1. Выполнить эскиз декоративного панно для общественного интерьера, выбрав тематику композиции и технологию художественной обработки материалов в зависимости от его стиля и назначения. А3 (гуашь, темпера)
- Выполнить несколько вариантов композиционных зарисовок реального объекта с постепенной заменой его предметных признаков на абстрактные ассоциации. А4 (карандаш, уголь, пастель)
- Выполнить эскиз декоративной композиции для определенной технологии художественной обработки материалов. А3 (темпера, гуашь)
- Выбрать репродукцию многофигурной жанровой композиции с ярко-выраженной конфликтной ситуацией (Брюллов «Последний день Помпеи», Перов «Тройка», Решетников «Опять двойка» и др.). С помощью кальки с иллюстрации оригинала в несколько этапов провести «снятие изобразительности» с элементов композиции в следующем порядке: исключение цвета, исключение тона и второстепенных деталей, достижение предельного состояния декомпозиции оригинала. Завершающая работа должна содержать формально-композиционное выражение конфликтной ситуации.(тушь)
Критерии:
- Оригинальность замысла.
2. Композиционное размещение рисунка в выбранном формате.
3. Грамотность и выразительность в передаче форм и пропорций элементов композиции.
4. Грамотность и выразительность в передаче цветовых сочетаний.
5. Соответствие стилизации изображения декоративной технологии и образной идее композиции.
6. Качество техники выполнения композиции.
Пакет экзаменатора Информация для экзаменатора (программа экзамена )
Количество заданий для экзаменующегося 26
Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
Используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы: _______________________________________________________________
Литература для обучающегося:
Основные источники:
1. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2006.
2. Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
4. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.
Дополнительные источники:
1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
2. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
3. Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
4. Иттен Иоханнес. Искусство формы. – М.: Изд. Д. Аронов, 2006.
5. Иттен Иоханнес. Искусство цвета.– М.: Изд. Д. Аронов, 2006.
6. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей – 2-е изд. – Мн.: Беларусь, 2006.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное икусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч.Ч.3.Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2005.
8. Чернышов О.В. Формальная композиция. Творческий практикум – Мн.: Харвест, 1999.
Критерии оценки:
- Полнота ответа
- Точность определений
- Логичность изложения
- Грамотность и осмысленность изложения материала
- Использование примеров из произведений изобразительного искусства
Критерии оцениваются по 4-х балльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично.
Отметка 2 или «неудовлетворительно» ставится, если анализируемые критерии не достаточно выражены и имеют крайне низкое качество.
Отметка 3 или «удовлетворительно» ставится, если критерии сформированы не до конца, характеристики их не высоки, но заметно лучше, чем на предыдущем уровне.
Отметка 4 или «хорошо» ставится, если критерии сформированы, качественные характеристики их выше, чем на предыдущем уровне, но имеются ошибки, недочеты и есть над чем работать, чтобы улучшить их свойства.
Отметка 5 или «отлично» ставится, когда критерии окончательно сформированы, качественные показатели их высокие, серьезных недостатков нет.
1. Билеты экзамена по композиции.
Билет №1.
- Определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве. Теоретические основы композиции.
- Ахроматические композиции.
Билет №2.
- Законы композиционного построения.
- Монохромия в композиции.
Билет №3.
- Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.
- Полярные композиции.
Билет №4.
- Организация композиционного центра.
- Трехцветные композиции.
Билет №5.
- Закон равновесия в композиции.
- Многоцветные композиции.
Билет №6.
- Симметрия и асимметрия в композиции.
- Типы колорита в композиции.
Билет №7.
- Статика и динамика в композиции.
- Свет как выразительное средство композиции.
Билет №8.
- Способы членения плоскости композиции.
- Виды композиций.
Билет №9.
- Закон контрастов и аналогий в композиции.
- Композиция станковой картины.
Билет №10.
- Средства гармонизации композиции.
- Приемы передачи пространства в станковой композиции.
Билет №11.
- Ритм как средство гармонизации композиции.
- Композиция натюрморта.
Билет №12.
- Пропорции как средство гармонизации композиции.
- Методика работы над композицией натюрморта.
Билет №13.
- Масштаб как средство гармонизации композиции.
- Композиция интерьера.
Билет №14.
- Художественно-образный язык композиции. Средства выражения художественного образа.
- Методика работы над композицией интерьера.
Билет №15.
- Выразительные средства графической композиции.
- Композиция пейзажа.
Билет №16.
- Форма как средство выражения художественного образа.
- Методика работы над композицией интерьера.
Билет №17.
- Стилизация и трансформация форм в композиции.
- Композиция пейзажа.
Билет №18.
- Стилизация по собственному признаку.
- Методика работы над композицией пейзажа.
Билет №19.
- Стилизация по заданному признаку.
- Композиция портрета.
Билет №20.
- Стилизация по собственному и заданному признаку.
- Методика работы над композицией портрета.
Билет №21.
- Фактура как средство выражения художественного образа.
- Композиция сюжетно-тематической картины.
Билет №22.
- Использование шкал, цветовых кругов при гармонизации цвета в композиции.
- Методика работы над композицией сюжетно-тематической картины.
Билет №23.
- Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.
- Виды графических композиций.
Билет №24.
- Контрасты цвета в композиции.
- Композиция книги.
Билет №25.
- Виды цветовых композиций.
- Композиция в оформительской графике: плакат.
2. Вопросы и задания к экзамену
- Определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве. Теоретические основы композиции.
- Законы композиционного построения.
- Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.
- Формат и структурная организация картинной плоскости.
- Организация композиционного центра.
- Закон равновесия в композиции.
- Симметрия и асимметрия в композиции.
- Статика и динамика в композиции.
- Способы членения плоскости композиции.
- Использование приема «оверлеппинг» в композиции.
- Визуальный вес объектов композиции.
- Закон контрастов и аналогий в композиции.
- Средства гармонизации композиции.
- Ритм как средство гармонизации композиции.
- Пропорции как средство гармонизации композиции.
- «Золотое сечение» как система пропорционирования в изобразительном искусстве.
- «Модулор» как система пропорционирования в изобразительном искусстве.
- Масштаб как средство гармонизации композиции.
- Применение модуля для масштабного согласования композиции.
- Роль стаффажа для определения масштаба композиции.
- Художественно-образный язык композиции. Средства выражения художественного образа.
- Выразительные средства графической композиции.
- Форма как средство выражения художественного образа.
- Стилизация и трансформация форм в композиции.
- Стилизация по собственному признаку.
- Стилизация по заданному признаку.
- Стилизация по собственному и заданному признаку.
- Методика создания символа-логотипа по привнесенному и собственному признаку.
- Фактура как средство выражения художественного образа.
- Передача фактуры средствами графики.
- Передача художественных образов с помощью фактур в коллаже.
- Виды цветовых композиций.
- Ахроматические композиции.
- Монохромия в композиции.
- Полярные композиции.
- Трехцветные композиции.
- Многоцветные композиции.
- Типы колорита в композиции.
- Использование шкал, цветовых кругов при гармонизации цвета в композиции.
- Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.
- Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.
- Выбор цвета в композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.
- Контрасты цвета в композиции.
- Свет как выразительное средство композиции.
- Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.
- Виды композиций.
- Композиция станковой картины.
- Приемы передачи пространства в станковой композиции.
- Построение пространства по законам перспективы.
- Анализ композиции академических произведений живописи и графики.
- Композиция натюрморта.
- Методика работы над композицией натюрморта.
- Композиция интерьера.
- Методика работы над композицией интерьера.
- Композиция пейзажа.
- Методика работы над композицией пейзажа.
- Композиция портрета.
- Методика работы над композицией портрета.
- Композиция сюжетно-тематической картины.
- Методика работы над композицией сюжетно-тематической картины.
- Правила построения многофигурной композиции.
- Виды графических композиций.
- Композиция книги.
- Методика создания макета книги.
- Композиция книжной иллюстрации.
- Композиция в оформительской графике: плакат.
- Композиция в оформительской графике: стенд.
- Сводная оценочная ведомость*
*в документах предварительно заполняются графы, носящие информационный характер:
- фамилия, имя, отчество обучающегося;
- код, наименование специальности;
- наименование дисциплины.
[1] столбцы 1,2 «Результаты обучения – освоенные умения, усвоенные знания»; «ПК, ОК» заполняется в соответствии с разделом 4 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»
[2] столбцы 3,4 «Наименование темы», «Уровень освоения темы» заполняется в соответствии с п.2.2 рабочей программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины»
[3] примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.