ФОС по ПМ 01 "Преподавание изобразительного икусства в общеобразовательных организациях"
ФОС по ПМ 01 "Преподавние изобразитешльного искусства в общеобразовательных организациях"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.01.
«Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2016
Согласовано:______________________________________________
Ф.И.О., должность, наименование организации
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по профессиональному модулю ПМ.01
Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях
050139 Изобразительное искусство и черчение
Приобретенный практический опыт, освоенные умения, усвоенные знания[1] | Результаты обучения ПК, ОК | Основные показатели оценки результата[2] | Наименование раздела, МДК, темы, подтемы[3] | Уровень освоения | Наименование контрольно-оценочного средства[4] | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел ПМ.01 Изучение теории и методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях. | Тест по МДК Портфолио Курсовая работа. | |||||
.МДК.01.01. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях | Тест по МДК Портфолио Курсовая работа. | |||||
Уметь: находить и использовать информацию по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, методическую и др. информацию, необходимую для подготовки к урокам; использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; Знать: методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников. | ПК 1.1. ОК 1, 4, 5, 8. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ школьного дополнительного образования при планировании уроков изобразительного искусства; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - целесообразность подготовки докладов, выступлений по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. | Тема 1.1. Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе как предмет изучения. | Вопросы для устного опроса по теме: «Введение в методику преподавания изобразительного искусства». Практические занятие - семинар по представлению докладов и сообщений по истории развития методов обучения рисованию за рубежом и в России. | ||
1.1.1. Введение в методику преподавания изобразительного искусства. | 1 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
1.1.2. История развития методов обучения рисованию. | 1 | Практические занятие – семинар по представлению докладов и сообщений по истории развития методов обучения рисованию за рубежом и в России. | ||||
уметь: оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся, знать: психолого-педагогические основы овладения изобразительной деятельностью, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе обучения изобразительному искусству, механизмы развития мотивации изобразительной деятельности; теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп | ПК 1.1.-1.3. , ОК 2, 7, 10 | - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся; - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области преподавания изобразительного искусства; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на уроке изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации процесса обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе | Тема 1.2. Психолого-педагогические основы овладения изобразительной деятельностью в общеобразовательной школе. | Вопросы для устного опроса по темам: «Психологические основы обучения изобразительному искусству», «Педагогические основы обучения изобразительному искусству». | ||
1.2.1. Психологические основы обучения изобразительному искусству. | 2 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
1.2.2. Педагогические основы обучения изобразительному искусству. | 2 | Вопросы для устного опроса по теме. | ||||
Знать: содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях; теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп; требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству | ПК 1.1. ОК 1, 4, 5, 8. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ для общеобразовательных школ при тематическом планировании уроков изобразительного искусства; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - целесообразность подготовки докладов, выступлений по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. | Тема 1.3. Содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях. | Практические занятие - заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала основных общеобразовательных программ по изобразительному искусству Министерства образования РФ.для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн. Доклад или сообщение об авторских программах по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе. | ||
1.3.1. Анализ основных общеобразовательных программ по изобразительному искусству Министерства образования РФ. | 2 | Практические занятие - заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала основных общеобразовательных программ по изобразительному искусству Министерства образования РФ.для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн. | ||||
1.3.2. Анализ авторских программ по изобразительному искусству. | 2 | Доклад или сообщение об авторских программах по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе. | ||||
Иметь практический опыт: анализа планов проведения уроков изобразительного искусства, разработки предложений по их совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков изобразительного искусства; знать: содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях; теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп; требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству | ПК 1.1., 1.5. ОК 1, 2, 4, 5, 7. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ для общеобразовательных школ при тематическом планировании уроков изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике урока изобразительного искусства; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования уроков изобразительного искусства, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся; - соответствие календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного учебного плана и содержанию рабочей программы; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке, повышение качества обучения профессиональному модулю; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на уроках по изобразительному искусству. | Тема 1.4. Планирование уроков по изобразительному искусству. | Самостоятельная работа: Оформление иллюстрированного календарно-тематического плана по изобразительному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся. Анализ плана проведения урока изобразительного искусства. Практические занятия - Упражнения в определении целей и задач для урока изобразительного искусства в целом и для его отдельных этапов. Составление пробного календарно-тематического плана уроков по изобразительному искусству для определенной возрастной группы учащихся на одну четверть. | ||
1.4.1. Планирование урока изобразительного искусства. | 3 | Практические занятия - Упражнения в определении целей и задач для урока изобразительного искусства в целом и для его отдельных этапов. Самостоятельная работа - Анализ плана проведения урока изобразительного искусства. | ||||
1.4.2. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. | 3 | Практические занятия – Составление пробного календарно-тематического плана уроков по изобразительному искусству для определенной возрастной группы учащихся на одну четверть. Самостоятельная работа - Оформление иллюстрированного календарно-тематического плана по изобразительному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся. | ||||
Иметь практический опыт: определения цели и задач, планирования и проведения уроков изобразительного искусства уметь: находить и использовать информацию по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, методическую и др. информацию, необходимую для подготовки к урокам; отбирать содержание, подбирать дидактические материалы и организовывать изобразительную деятельность обучающихся; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся; использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; знать: содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях; теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп; методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников; методику выполнения педагогического рисунка на классной доске при проведении уроков изобразительного искусства; требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству | ПК 1.1., 1.2. ОК 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12. | - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся; - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения урока изобразительного искусства; - соответствие методики проведения урока изобразительного искусства структуре и содержанию рабочего плана-конспекта; - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - логическая последовательность, литературная грамотность, доступность и эмоциональная выразительность речи учителя при изложении учебного материала; - соответствие уровня выполнения педагогического рисунка или мастер-класса содержанию учебного материала урока изобразительного искусства и возрастным особенностям обучающихся; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения урока изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала; - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке, повышение качества обучения профессиональному модулю; - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области преподавания изобразительного искусства; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых на уроках изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на уроках изобразительного искусства; - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения уроков изобразительного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и проведения уроков изобразительного искусства; - применение полученных профессиональных знаний в области преподавания изобразительного искусства для исполнения воинской обязанности. | Тема 1.5. Методика проведения уроков изобразительного искусства. | Самостоятельная работа: Составление рабочих планов-конспектов уроков по различным видам изобразительной деятельности. Разработка и оформление дидактической игры по изобразительному искусству. Разработка и оформление проблемных карточек-заданий по изобразительному искусству. Выполнение эскиза наглядного пособия по изобразительному искусству. Подготовка технологической карты для проведения мастер-класса. Практические занятия - Упражнения по выполнению педагогического рисунка на классной доске по предложенному образцу. Проведение мастер-классов по рисованию с натуры, декоративно-прикладному искусству, дизайну, конструированию или лепке. | ||
1.5.1. Методические основы преподавания изобразительного искусства на уроках в общеобразовательной школе. | 3 | Самостоятельная работа - Разработка и оформление дидактической игры по изобразительному искусству. Выполнение эскиза наглядного пособия по изобразительному искусству. Практические занятия – Упражнения по выполнению педагогического рисунка на классной доске по предложенному образцу. | ||||
1.5.2. Методические рекомендации к проведению уроков по различным видам изобразительной деятельности. | 3 | Самостоятельная работа - Составление рабочих планов-конспектов уроков по различным видам изобразительной деятельности. Разработка и оформление проблемных карточек-заданий по изобразительному искусству. Подготовка технологической карты для проведения мастер-класса. Практические занятия – Проведение мастер-классов по рисованию с натуры, декоративно-прикладному искусству, дизайну, конструированию или лепке. | ||||
Иметь практический опыт: ведения учебной документации уметь: оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, вести учет успеваемости школьников; вести учебную документацию знать: требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству; особенности оценочной деятельности учителя изобразительного искусства. | ПК 1.3. ОК 2, 3, 5, 7 | - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность выбора форм и методов для оценки теоретических знаний и практических изобразительных умений и навыков; - соответствие выбора критериев оценки практических работ специфике разных видов изобразительной деятельности; - учет уровня успеваемости в процессе оценки эффективности освоения обучающимися программы общеобразовательной школы по изобразительному искусству; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области преподавания изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на уроках изобразительного искусства. | Тема 1.6. Оценочная деятельность учителя изобразительного искусства. | Самостоятельная работа: Оформление карты оценки практических работ учащихся на уроках изобразительного искусства по заданной тематике. Разработка тестов для проверки знаний учащихся на уроках изобразительного искусства по заданной тематике. Практические занятия - Составление плана организации анализа детских работ по заданной тематике для школьников разных возрастных групп Разработка критериев для карты оценки практических работ школьников разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности. Упражнения в оценивании детских работ по разным видам изобразительной деятельности с помощью соответствующих критериев. | ||
1.6.1. Оценивание процесса и результата обучения изобразительному искусству. | 3 | Самостоятельная работа: Оформление карты оценки практических работ учащихся на уроках изобразительного искусства по заданной тематике. Разработка тестов для проверки знаний учащихся на уроках изобразительного искусства по заданной тематике. Практические занятия – Составление плана организации анализа детских работ по заданной тематике для школьников разных возрастных групп Разработка критериев для карты оценки практических работ школьников разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности. | ||||
1.6.2. Учет успеваемости школьников на уроках изобразительного искусства. | 3 | Практические занятия – Упражнения в оценивании детских работ по разным видам изобразительной деятельности с помощью соответствующих критериев. | ||||
Иметь практический опыт: наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; уметь: осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков; анализировать подготовку и проведение уроков, корректировать и совершенствовать их; проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках; знать: методику наблюдения и анализа уроков изобразительного искусства | ПК 1.4., 1.5. ОК 1, 2, 3, 5, 6, 7. | - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за процессом обучения изобразительному искусству на уроках; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) урока изобразительного искусства, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков преподавания, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) урока, при разработке предложений по их преодолению. - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области преподавания изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с сокурсниками, преподавателями в ходе обучения для успешного освоения образовательной программы и личностного развития; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач; - учет результатов самоанализа педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству. | Тема 1.7. Наблюдение и анализ уроков изобразительного искусства. | Самостоятельная работа: Оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на уроках изобразительного искусства. Практические занятия - Наблюдение и анализ урока изобразительного искусства при просмотре видеозаписи. | ||
1.7.1. Методика наблюдения уроков изобразительного искусства. | 3 | Самостоятельная работа: Оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на уроках изобразительного искусства. | ||||
1.7.2. Анализ уроков изобразительного искусства. | 3 | Практические занятия – Наблюдение и анализ урока изобразительного искусства при просмотре видеозаписи | ||||
Уметь: оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми знать: особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении | ПК 1.2., 1.3. ОК 3, 7. | - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в процессе преподавания изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на уроках изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. | Тема 1.8. Работа с детьми, одаренными в области изобразительного искусства. | 3 | Самостоятельная работа: Разработка вариантов индивидуальных заданий для одаренных детей разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности. | |
Уметь: оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми знать: особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении | ПК 1.2., 1.3. ОК 3, 7. | - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в процессе преподавания изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на уроках изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. | Тема 1.9. Работа с детьми, имеющими трудности в обучении изобразительному искусству. | 3 | Самостоятельная работа: Разработка вариантов заданий по разным видам изобразительной деятельности, адаптированных для детей, имеющих трудности в обучении. | |
Уметь: консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации); устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими); взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими); знать: формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса | ОК 1, 3, 6, 10, 11 | - демонстрация интереса к будущей профессии через участие в олимпиадах, мастер-классах, выставках творческих работ; - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при проведении уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и проведения уроков изобразительного искусства. - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач. | Тема 1.10. Взаимодействие учителя изобразительного искусства с родителями или лицами их заменяющими. | 3 | Самостоятельная работа: Составление плана консультации родителей по вопросам эстетического воспитания и художественного образования. Практические занятия – Деловая игра на воспроизведение ситуаций взаимодействия учителя изобразительного искусства с родителями школьников. | |
Уметь: вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам обучения школьников изобразительному искусству | ПК 1.5. ОК 6, 8, 10, 11 | - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя - целесообразность взаимодействий с администрацией образовательного учреждения в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития; - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при проведении уроков изобразительного в общеобразовательной школе; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | Тема 1.11. Взаимодействие учителя изобразительного искусства с администрацией школы. | 3 | Самостоятельная работа: Составление списка материально-технического оснащения кабинета по различным видам изобразительной деятельности для запроса у администрации школы. Практические занятия – Деловая игра на воспроизведение ситуаций взаимодействия учителя изобразительного искусства с администрацией школы. | |
Иметь практический опыт: ведения учебной документации уметь: вести учебную документацию; знать: виды учебной документации, требования к ее оформлению. | ПК 1.5. ОК 1, 5, 11. | - соблюдение требований, предъявляемых к ведению учебного журнала в процессе его заполнения; - соответствие календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного учебного плана и содержанию рабочей программы; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя. - демонстрация интереса к будущей профессии через оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | Тема 1.12. Ведение документации учителя изобразительного искусства. | 3 | Вопросы для устного опроса по теме: «Ведение документации учителя изобразительного искусства » | |
иметь практический опыт: анализа планов проведения уроков изобразительного искусства, разработки предложений по их совершенствованию; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации уметь: оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков; анализировать подготовку и проведение уроков; проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках; знать: теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп; методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников; методику выполнения педагогического рисунка на классной доске при проведении уроков изобразительного искусства; особенности оценочной деятельности учителя изобразительного искусства; особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении; методику наблюдения и анализа уроков изобразительного искусства; виды учебной документации, требования к ее оформлению | ПК 1.1., 1.4., 1.5. ОК 1, 4-8 | - учет требований ФГОС ООО и современных программ для общеобразовательных школ при тематическом планировании уроков изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике урока изобразительного искусства; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся. - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за процессом обучения изобразительному искусству на уроках; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) урока изобразительного искусства, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков преподавания, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) урока, при разработке предложений по их преодолению. - соблюдение требований, предъявляемых к ведению учебного журнала в процессе его заполнения; - соответствие календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного учебного плана и содержанию рабочей программы; - демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения профессиональному модулю, оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых на уроках изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного школьного образования, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на уроках изобразительного искусства; - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения. | Учебная практика – Практика показательных уроков изобразительного искусства. | Практические занятия: Ознакомление с документацией, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, включая календарно-тематическое планирование, планы-конспекты уроков, школьные журналы. Наблюдение показательных уроков изобразительного искусства. (10 уроков) Обсуждение показательных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями изобразительного искусства и оценка уровня их организации, проведения и результативности. Ведение дневника по учебной практике, включающего выполнение письменного анализа показательных уроков изобразительного искусства с оценкой основных этапов урока по критериям компетентности педагога в области личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивировании обучающихся, обеспечения информационной основы деятельности, разработки программ деятельности и принятия педагогических решений, в области организации учебной деятельности. | Дневник по учебной практике. | |
иметь практический опыт: анализа планов проведения уроков изобразительного искусства, разработки предложений по их совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков изобразительного искусства; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации уметь: оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, вести учет успеваемости школьников; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков; анализировать подготовку и проведение уроков, корректировать и совершенствовать их; консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации); находить и использовать информацию по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, методическую и др. информацию, необходимую для подготовки к урокам; отбирать содержание, подбирать дидактические материалы и организовывать изобразительную деятельность обучающихся; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся; проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими); взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими); использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам обучения школьников изобразительному искусству; вести учебную документацию; знать: психолого-педагогические основы овладения изобразительной деятельностью, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе обучения изобразительному искусству, механизмы развития мотивации изобразительной деятельности; содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях; теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп; методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников; методику выполнения педагогического рисунка на классной доске при проведении уроков изобразительного искусства; требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству; особенности оценочной деятельности учителя изобразительного искусства; особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении; формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса; методику наблюдения и анализа уроков изобразительного искусства; виды учебной документации, требования к ее оформлению. | ПК 4.1. – 4.5 ОК 1 -12 ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ОК 12 | - учет требований ФГОС ООО и современных программ для общеобразовательных школ при тематическом планировании уроков изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике урока изобразительного искусства; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования уроков изобразительного искусства, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся. - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения урока изобразительного искусства; - соответствие методики проведения урока изобразительного искусства структуре и содержанию рабочего плана-конспекта; - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - логическая последовательность, литературная грамотность, доступность и эмоциональная выразительность речи учителя при изложении учебного материала; - соответствие уровня выполнения педагогического рисунка или мастер-класса содержанию учебного материала урока изобразительного искусства и возрастным особенностям обучающихся; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения урока изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность выбора форм и методов для оценки теоретических знаний и практических изобразительных умений и навыков; - соответствие выбора критериев оценки практических работ специфике разных видов изобразительной деятельности; - учет уровня успеваемости в процессе оценки эффективности освоения обучающимися программы общеобразовательной школы по изобразительному искусству. - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за процессом обучения изобразительному искусству на уроках; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) урока изобразительного искусства, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков преподавания, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) урока, при разработке предложений по их преодолению. - соблюдение требований, предъявляемых к ведению учебного журнала в процессе его заполнения; - соответствие календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного учебного плана и содержанию рабочей программы; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя. Демонстрация интереса к будущей профессии через: - повышение качества обучения профессиональному модулю; -участие в НСО, профессиональных конкурсах, олимпиадах, мастер-классах, выставках творческих работ, научных конференциях; - оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке. - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области преподавания изобразительного искусства. - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области преподавания изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. - целесообразность взаимодействий с сокурсниками, преподавателями в ходе обучения для успешного освоения образовательной программы и личностного развития; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач. - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на уроках изобразительного искусства; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на уроке изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала; - учет результатов самоанализа педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству. - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. - применение новых педагогических технологий в процессе преподавания изобразительного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий преподавания изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации процесса обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности в области преподавания изобразительного искусства.
- применение полученных профессиональных знаний в области преподавания изобразительного искусства для исполнения воинской обязанности. | Производственная практика - Практика пробных уроков изобразительного искусства. | Практические занятия: Наблюдение уроков изобразительного искусства, проводимых сокурсниками на педагогической практике. Обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями изобразительного искусства и оценка уровня их организации, проведения и результативности. Самостоятельное проведение уроков изобразительного искусства на педагогической практике. (8 уроков) Выявление в процессе наблюдения уроков изобразительного искусства одаренных детей и учащихся, имеющих трудности в обучении. Анализ руководства их художественно-творческой деятельностью путем обсуждения с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителем и разработка предложений по его совершенствованию. Ведение дневника по производственной практике, включающего следующие задания: - анализ и самоанализ уроков изобразительного искусства с оценкой основных этапов урока по критериям компетентности педагога в области личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивировании обучающихся, обеспечения информационной основы деятельности, разработки программ деятельности и принятия педагогических решений, в области организации учебной деятельности и разработка предложений по их совершенствованию и коррекции; - рабочие планы-конспекты уроков изобразительного искусства для самостоятельного проведения их на педагогической практике; - дидактические и наглядные материалы для самостоятельного проведения уроков изобразительного искусства на педагогической практике; - материалы для оценки результатов обучения изобразительному искусству на уроках в процессе прохождения практики: карты наблюдения, карты оценки, тесты на проверку знаний; - анализ планов-конспектов уроков изобразительного искусства в дневнике педагогической практики с разработкой предложений по их совершенствованию. Отчет о прохождении производственной практики, включающий календарно-тематические и рабочие планы проведения уроков, дидактические и наглядные материалы к ним, детские работы, материалы для оценки результатов обучения, дневник практики с письменными анализами наблюдения и самоанализами проведения уроков, оценочную ведомость. | Отчет и дневник по производственной практике. | |
Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
(из учебного плана)
Элементы ПМ | Формы промежуточной аттестации* | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |
МДК 1 | - | - | - | - | - | зачет | экзамен | - |
УП | - | - | - | - | - | зачет | - | - |
ПП | - | - | - | - | - | - | зачет | - |
ПМ | Экзамен (квалификационный) | |||||||
__________________________________________________________________ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж №16
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
по профессиональному модулю ПМ.01.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
050139 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2014
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050139 Изобразительное искусство и черчение
| |
ОДОБРЕН Предметной (цикловой) Комиссией профессиональных художественных дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 2014 г. | |
Председатель предметной (цикловой) комиссии /Гудина Л.Б. | |
Заместитель директора по учебно- производственной работе | |
___________/Харламова С.Г. | |
| |
Заместитель директора по учебно- методической работе ___________/Юнак Е.В. | |
Составители:
Калугина Юлия Николаевна к.п.н., почетный работник СПО, преподаватель профессиональных дисциплин ХГО
Согласовано:______________________________________________
Спецификация контрольно-оценочного средства
для экзамена (квалификационного)
Результаты освоения ПМ ПК, ОК (желательно группировать) | Основные показатели оценки результата | Максимальное количество баллов | Вид задания* | Формы и методы оценивания** |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки изобразительного искусства. ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки изобразительного искусства. ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения ПК 1.4. Анализировать уроки изобразительного искусства. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ для общеобразовательных школ при тематическом планировании уроков изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике урока изобразительного искусства; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования уроков изобразительного искусства, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся. - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения урока изобразительного искусства; - соответствие методики проведения урока изобразительного искусства структуре и содержанию рабочего плана-конспекта; - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - логическая последовательность, литературная грамотность, доступность и эмоциональная выразительность речи учителя при изложении учебного материала; - соответствие уровня выполнения педагогического рисунка или мастер-класса содержанию учебного материала урока изобразительного искусства и возрастным особенностям обучающихся; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения урока изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность выбора форм и методов для оценки теоретических знаний и практических изобразительных умений и навыков; - соответствие выбора критериев оценки практических работ специфике разных видов изобразительной деятельности; - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за процессом обучения изобразительному искусству на уроках; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) урока изобразительного искусства, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков преподавания, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) урока, при разработке предложений по их преодолению. - соблюдение требований, предъявляемых к ведению учебного журнала в процессе его заполнения; - соответствие календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного учебного плана и содержанию рабочей программы; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя.
Демонстрация интереса к будущей профессии через- повышение качества обучения профессиональному модулю; -участие в НСО, профессиональных конкурсах, олимпиадах, мастер-классах, выставках творческих работ, научных конференциях; - оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке. - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области преподавания изобразительного искусства. - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. - целесообразность взаимодействий с сокурсниками, преподавателями в ходе обучения для успешного освоения образовательной программы и личностного развития; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач. - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. - применение новых педагогических технологий в процессе преподавания изобразительного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий преподавания изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности в области преподавания изобразительного искусства. | 4 | смешанный портф олио | Оценка практических заданий, представленных в портфолио: тематического планирования, рабочих планов-конспектов уроков, дидактических, наглядных и презентационных материалов к урокам изобразительного искусства. Проверка и оценка документации к проведению анализа (самоанализа) уроков изобразительного искусства: карт наблюдений, карт оценки детских работ и т.п. Оценка письменного анализа уроков. Проверка и оценка грамотности оформления и ведения учебной документации в процессе прохождения педагогической практики. Проверка отчетной документации для аттестации студентов по педагогической практике, включая дневник практики. Оценка письменных работ: докладов, выступлений на семинарах. Характеристики с места прохождения производственной практики. |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки изобразительного искусства. ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки изобразительного искусства. ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения ПК 1.4. Анализировать уроки изобразительного искусства. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - соответствие формулировок цели и задач тематике урока изобразительного искусства; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования уроков изобразительного искусства, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся. - соблюдение рекомендаций, представленных в рабочем плане-конспекте, при подготовке дидактических, наглядных материалов и оборудования, необходимых для проведения урока изобразительного искусства; - соответствие методики проведения урока изобразительного искусства структуре и содержанию рабочего плана-конспекта; - учет общего уровня развития отдельного класса и индивидуальных особенностей обучающихся при использовании различных методов, средств и форм организации изобразительной деятельности на уроке; - логическая последовательность, литературная грамотность, доступность и эмоциональная выразительность речи учителя при изложении учебного материала; - соответствие уровня выполнения педагогического рисунка или мастер-класса содержанию учебного материала урока изобразительного искусства и возрастным особенностям обучающихся; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с детским коллективом в процессе проведения урока изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала. - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность выбора форм и методов для оценки теоретических знаний и практических изобразительных умений и навыков; - соответствие выбора критериев оценки практических работ специфике разных видов изобразительной деятельности; - учет уровня успеваемости в процессе оценки эффективности освоения обучающимися программы общеобразовательной школы по изобразительному искусству. - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за процессом обучения изобразительному искусству на уроках; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) урока изобразительного искусства, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков преподавания, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) урока, при разработке предложений по их преодолению. - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя. - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области преподавания изобразительного искусства. - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области преподавания изобразительного искусства; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - соответствие поставленных целей результатам педагогического руководства образовательной деятельностью обучающихся на уроках изобразительного искусства; - целесообразность педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в процессе организации и контроля их деятельности на уроке изобразительного искусства для формирования положительной мотивации к освоению учебного материала; - учет результатов самоанализа педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству. - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий преподавания изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации процесса обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе - соблюдение правовых норм в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности в области преподавания изобразительного искусства.
| 4 | Практическое задание: «Организация и проведение урока изобразительного искусства в общеобразовательной школе» | Оценка рабочего плана-конспекта урока изобразительного искусства. Оценка содержания и качества оформления дидактических и наглядных материалов к уроку изобразительного искусства. Заочная оценка на основе экспертной оценки видеоматериалов педагогического руководства деятельностью школьников в процессе проведения урока изобразительного искусства на производственной практике. Проверка, анализ и оценка детских работ по результатам проведенного занятия или мероприятия. Проверка и оценка грамотности оформления и ведения учебной документации. |
Критерии оценки:
1 балл – компетенция практически не проявляется, имеет низкие качественные показатели, не сформирована
2 балла – компетенция проявляется не постоянно, имеет низкие качественные показатели, не достаточно сформирована
3 балла – компетенция проявляется практически постоянно, имеет средние качественные показатели, сформирована
4 балла – компетенция проявляется постоянно, имеет высокие качественные показатели, сформирована
(описать используемую шкалу оценивания (например, 4-балльная), систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев), полученных испытуемым, при выполнении задания и (или) защите проекта, портфолио, относительно установленной шкалы и правила принятия решения об итоговой оценке квалификационного испытания.
*виды заданий зависят от того, что планируется контролировать в ходе экзамена (квалификационного):
- продукт;
- процесс;
- продукт и процесс одновременно.
Процесс оценивается:
- если необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;
- если значим временной фактор (необходим хронометраж);
- если продукт (результаты) имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.
Продукт деятельности оценивается:
- если не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);
- если сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или он выполняется длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
Оценивание одного и того же объекта (продукта или процесса деятельности) может дать возможность оценить одну или сразу несколько компетенций, или все компетенции.
** для оценки разных групп компетенций могут использоваться в ходе экзамена (квалификационного) следующие формы и методы оценивания:
- очный (по принципу «здесь и сейчас»)
- заочный на основе экспертной оценки видеоматериалов или материалов портфолио, рейтинга обучающего.
Чаще всего применяется смешанная форма оценивания, когда профессиональные компетенций проверяется в условиях производства или приближенных к ним, а общие компетенции на основе портфолио.
Требования к портфолио обучающегося
1.Тип портфолио: смешанный
2.Требования к содержанию и оформлению материалов для вложения в портфолио:
Портфолио должен содержать практические работы по МДК 01.01. «Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях», включая материалы семинарских занятий в виде докладов и сообщений, материалы практических заданий, включая самостоятельные работы, курсовую работу, материалы по всем видам учебной и производственной практик, включая дневники практики, анализы и самоанализы, конспекты уроков, а также наглядные материалы, презентации, учебную документацию, дипломы, грамоты, свидетельства и материалы об успехах в области преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Материалы портфолио должны быть представлены в печатном виде, оформлены в общую папку, разложены согласно содержанию, страницы пронумерованы и внесены в содержание. (Перечень работ и документов, требования к оформлению портфолио с примерами оформления отдельных заданий представлены в приложении).
3.Оценка портфолио
Коды проверяемых компетенций | Показатели оценки результата | Критерии оценки | Максимальное количество баллов |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки изобразительного искусства. | - учет требований ФГОС ООО и современных программ для общеобразовательных школ при тематическом планировании уроков изобразительного искусства; - соответствие формулировок цели и задач тематике урока изобразительного искусства; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию планирования уроков изобразительного искусства, в процессе составления рабочего плана-конспекта; - соответствие выбора педагогических методов, приемов и средств обучения тематике урока и возрастным особенностям обучающихся. | 1 балл – компетенция практически не проявляется, имеет низкие качественные показатели, не сформирована 2 балла – компетенция проявляется не постоянно, имеет низкие качественные показатели, не достаточно сформирована 3 балла – компетенция проявляется практически постоянно, имеет средние качественные показатели, сформирована 4 балла – компетенция проявляется постоянно, имеет высокие качественные показатели, сформирована | 4 |
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения
| - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании результатов изобразительной деятельности; - целесообразность выбора форм и методов для оценки теоретических знаний и практических изобразительных умений и навыков; - соответствие выбора критериев оценки практических работ специфике разных видов изобразительной деятельности. | Критерии те же | 4 |
ПК 1.4. Анализировать уроки изобразительного искусства. | - соблюдение методических рекомендаций по организации анализа (самоанализа) педагогической деятельности при планировании и проведении наблюдения за процессом обучения изобразительному искусству на уроках; - соответствие содержания письменного анализа (самоанализа) урока изобразительного искусства, составленного по результатам наблюдения, требованиям, предъявляемым к его оформлению и структуре; - учет недостатков преподавания, трудностей в обучении изобразительному искусству, выявленных в процессе анализа (самоанализа) урока, при разработке предложений по их преодолению. | Критерии те же | 4 |
4ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству. | - соответствие календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для разных классов требованиям школьного учебного плана и содержанию рабочей программы; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству, при подготовке отчета по аттестации (самоаттестации) учителя. | Критерии те же | 4 |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии через: - оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке. | Критерии те же | 4 |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства. | Критерии те же | 4 |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Критерии те же | 4 |
ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности. | - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; - соблюдение требований по оформлению профессиональной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. | Критерии те же | 4 |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; | Критерии те же | 4 |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. | Критерии те же | 4 |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | - применение новых педагогических технологий в процессе организации и проведения уроков изобразительного искусства с учетом требований обновления целей и содержания образования; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий педагогического руководства на уроках изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. | Критерии те же | 4 |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - соблюдение правовых норм в процессе организации и проведения уроков изобразительного искусства | Критерии те же | 4 |
Пакет экзаменатора
- Информация для экзаменатора
Количество заданий для экзаменующегося 32
Максимальное время выполнения задания 4 часа.
Используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы:
Материалы для рисования, лепки и аппликации, интерактивный проектор, натурный фонд кабинета изобразительного искусства общеобразовательной школы.
Литература для обучающегося:
1. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная тьютерская модель) – 2-е доп. изд. – Ижевск: ERGO, 2010.
2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы./ В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов. – М.: Дрофа, 2010.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы./ В.С.Кузин , С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. 1 – 8 классы./ Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой и др. – М.: Дрофа, 2002
7. standart.edu./catalog.aspx?CatalogId=2588
Дополнительные источники:
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: ВАКО, 2009.
3. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
4. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2000.
5. Горяева Н.А. Твоя мастерская.: Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразоват. учреждений./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
6. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
7. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. – М : Просвещение, 2008.
8. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие/ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
9. Изобразительное искусство: Поурочные планы по программе В.С. Кузина/ Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.
10. Изобразительное искусство 1-8 классы: Развернутое тематич. Планирование по программе Б.М. Неменского/ Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Полищук, Т.В. Андриенко. – Волгоград: Учитель, 2010.
11. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: Конспекты уроков./ Сост. З.А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
12. Изобразительное искусство: творческие тетради для нач. школы/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова и др. – М.: Просвещение, 2008.
13. Изобразительное искусство. 1-4 классы: Упражнения, задания, тесты./ Авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
14. Катханова Ю.Ф. Изобразительное искусство: Рабочие тетради. 1-4 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
15. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 кл. нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: АГАР, 1998.
17. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений.: в 2 ч. – М. Дрофа, 2001
18. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений.: в 2 ч. – М. Дрофа, 2001
19. Неменская Л.И. Искусство в жизни человека.: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
20. Неменская Л.И. Искусство и ты – ты изображаешь, украшаешь и строишь.: Учебник для 1 кл. нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
21. Неменская Л.И.Каждый народ - художник.: Учебник для 4 кл.нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2000.
22. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
23. Рабочие тетради по основам народного искусства для занятий с детьми 7-9 лет на уроках труда и изобразительного искусства./ Автор и рук. Проекта Ю.Г. Дорожин. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч. – Обнинск: Титул, 2005.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
26. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
27. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2009.
28. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.: Учебник для 3 кл. нач. школы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. – М.: Просвещение, 2006.
29. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.: Учебник для 4 кл. нач. школы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2005.
30. festival.1september.ru/articles/subject/28
- Спецификация контрольно-оценочного средства для экзамена (квалификационного)
- Оценочные листы по количеству обучающихся*
- Аттестационные листы по практике (учебной и (или) производственной) *
- Сводная оценочная ведомость*
*в документах предварительно заполняются графы, носящие информационный характер:
- фамилия, имя, отчество обучающегося;
- код, наименование специальности;
- наименование профессионального модуля;
- Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля.
[1] столбец 1 заполняется в соответствии с требованиями к практическому опыту, умениям, знаниям заложенными в ФГОС СПО и определенными в п. 1.3 рабочей программы «Цели и задачи освоения дисциплины».
[2] столбцы 2,3 «Результаты обучения – освоенные ПК, ОК», «Основные показатели оценки результата» заполняются в соответствии с разделом 5 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»;
[3] столбец 4 «Наименование раздела, МДК, темы, подтемы» – в соответствии с п.3.2 рабочей программы «Содержание обучения по профессиональному модулю»
[4] примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по МДК, разделам и темам профессиональных модулей; для промежуточной аттестации по МДК, учебной и производственной практике.