Примерная программа ПМ 05
Примерная программа ПМ.05. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №16
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05.
Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению
2012 г.
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)
050139 Изобразительное искусство и черчение
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Педагогический колледж №16
Разработчики: Калугина Ю.Н. – к.п.н., Почетный работник СПО, методист
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 14 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 16 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению
1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
050139 Изобразительное искусство и черчение
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Методическое обеспечение реализации образовательных
программ по изобразительному искусству и черчению
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.
ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики
.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в основной профессиональной образовательной программе по специальности 050139 изобразительное искусство и черчение, для курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для учителей изобразительного искусства и черчения. Уровень образования: среднее профессиональное. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
календарно-тематического и перспективного планирования;
изучения педагогической и методической литературы по проблемам изобразительного искусства и черчения;
самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в области образовательных программ по изобразительному искусству и черчению;
участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
оформления портфолио педагогических достижении;
выступления по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в общеобразовательных учреждениях;
уметь:
анализировать примерные программы в области изобразительного искусства и черчения;
составлять календарно-тематические планы;
разрабатывать программы на основе примерных;
сравнивать эффективность применяемых методов при преподавании изобразительного искусства и черчения;
подбирать и оформлять методическое обеспечение образовательного процесса;
оформлять кабинет;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
знать:
теоретические основы планирования образовательного процесса, виды планов;
требования к составлению и оформлению календарно-тематического плана и рабочей программы;
современные программы по изобразительному искусству и черчению для образовательных учреждений;
особенности современных подходов и педагогических технологий в области изобразительного искусства и черчения;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
логику подготовки и требования к устному выступлению, реферату, конспекту.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 84 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов;
учебной и производственной практики – 36часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: методическое обеспечение реализации образовательных
программ по изобразительному искусству и черчению, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1 | Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей |
ПК 5.2 | Создавать в кабинете предметную развивающую среду |
ПК 5.3 | Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК.8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ЧЕРЧЕНИЮ.
Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК.5.1.ПК.5.2.ПК.5.3. | Раздел 1. Изучение основ методической работы учителя изобразительного искусства и черчения. | 84 | 32 | 10 | - | 16 | - | - | 36 |
ПК.5.1.ПК.5.2.ПК.5.3. | Производственная практика (по профилю специальности) | - | - | ||||||
Всего: | 84 | 32 | 10 | - | 16 | - | - | 36 | |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 05. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Изучение основ методической работы учителя изобразительного искусства и черчения. | 32 | |||
Тема 1.1. Основные направления методической работы учителя общеобразовательной школы. | Содержание | 10 | ||
1 | Сущность методической работы в школе. Методическая работа как система, способствующая повышению профессионального уровня педагога. Цель, задачи, основные направления методической работы. Структура методического обеспечения образовательного процесса. Формы организации методической работы в школе. Коллективные формы методической работы: педсоветы, семинары, практикумы, конференции, школы передового опыта, методические объединения и т.д., их характеристика. Индивидуальные формы методической работы: стажировка, консультации, посещения уроков, работа над творческой темой, самообразование и т.д., их характеристика. | 1 | ||
2 | Методическая деятельность учителя. Особенности участия учителя изобразительного искусства и черчения в различных формах методической работы. Содержание методической работы учителя изобразительного искусства и черчения: создание рабочих программ, планирование образовательного процесса, создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля, создание предметно-развивающей среды, самообразование, повышение квалификации, изучение педагогического опыта, совершенствование собственной деятельности педагога. Распространение педагогического опыта собственной практики через выступления по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения, участие в тематических выставках, оформление портфолио достижений и т.д. | 2 | ||
3 | Инновационная педагогическая деятельность в области изобразительного искусства и черчения. Современные подходы и педагогические технологии в области изобразительного искусства и черчения. Сравнительные характеристики традиционных и инновационных технологий обучения. Разновидности инновационных технологий интерактивного характера: имитационные, дидактические, ролевые игры, игровое проектирование и моделирование, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии, проблемные задания и т.д. Их характеристика и возможности применения в процессе обучения изобразительному искусству и черчению. Компьютерные технологии, их роль в преподавании изобразительного искусства и черчения. | |||
Семинарские занятия | ||||
1 | Представление сообщений об инновационных технологиях в области изобразительного искусства и черчения с наглядной демонстрацией примеров их применения в учебном процессе с помощью электронных презентаций. | |||
Практические занятия | (2) | |||
1 | Деловая игра на воспроизведение примеров применения инновационных технологий в процессе преподавания изобразительного искусства или черчения. | |||
Тема 1.2. Планирование образовательного процесса в общеобразовательной школе. | Содержание | 8 | ||
1 | Планирование учебного процесса. Значение планирования образовательного процесса. Нормативные документы по планированию образовательного процесса в средней общеобразовательной школе: «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 Г. №196), основная общеобразовательная программа, примерный план, примерные программы. Принципы планирования: гибкость, учет возрастных особенностей, цикличность, комплексность и интегрированность, постепенное усложнение материала и т.д. Виды планирования: перспективное и календарное. Документация по планированию учебно-воспитательной работы учителя изобразительного искусства и черчения: рабочие программы, календарно-тематические планы, планы внеурочной деятельности. Технология календарно-тематического планирования на основе рабочих программ по изобразительному искусству и черчению с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, класса и отдельных детей. Правила использования документации по планированию учебной деятельности для заполнения школьного журнала. | 3 | ||
2 | Программное обеспечение учебного процесса. Виды учебных программ: типовые (примерные), модифицированные, экспериментальные, авторские. Характеристика современных типовых образовательных программ по изобразительному искусству и черчению. Рабочие программы: их функциональное назначение, специфика и отличие от примерных программ. Технология разработки рабочей программы на основе примерной. Требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ. Экспертиза и анализ рабочих программ по изобразительному искусству и черчению. Составление рецензии на рабочую программу. | 3 | ||
Практические занятия | (4) | |||
1
| Анализ школьных календарно-тематических планов по изобразительному искусству или черчению на соответствие учебному плану и рабочим программам. Анализ записей в школьном журнале на соответствие содержанию календарно-тематического планирования. | |||
2 | Составление рецензии на рабочую программу по изобразительному искусству или черчению. | |||
Тема 1.3.Создание предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства и черчения. | Содержание | 6 (2) | ||
1 | Предметно-развивающая среда в общеобразовательной школе. Определение предметно-развивающей среды как комплекса материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию учебной деятельности школьников. Многогранность развивающей среды и ее структурные компоненты. Требования к проектированию и принципы построения среды: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциональной среды и т.д. | 3 | ||
2 | Предметно-развивающая среда в кабинете изобразительного искусства и черчения. Санитарно-гигиенические требования к кабинету изобразительного искусства и черчения. Специфика оснащения кабинета изобразительного искусства и черчения техническими средствами обучения, учебно-наглядными, аддитивными, аудиовизуальными пособиями, оборудование для хранения художественных, учебно-дидактических материалов и документации. Перечень информационных, учебно-методических и наглядных материалов, необходимых для создания предметно-развивающей среды, требования к их содержанию и оформлению. Эстетическое оформление кабинета изобразительного искусства и черчения. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Моделирование предметно-развивающей среды кабинета изобразительного искусства и черчения. | |||
Тема 1.4. Систематизация и анализ педагогического опыта в области преподавания изобразительного искусства и черчения. | Содержание | 8 | ||
1 | Самоанализ и анализ педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения. Формы проведения анализа и самоанализа педагогической деятельности учителя: собеседование, оценка детских работ, анализ успеваемости, анализ урока, тестирование, анализ учебно-методических материалов, документации и т.д. Требования к анализу и самоанализу уроков изобразительного искусства и черчения. Разновидности анализа уроков: экспертный, аспектный и компетентностный, их специфика и содержание. Схема анализа (самоанализа) занятия. Критерии оценки деятельности учителя и учащихся на уроках изобразительного искусства и черчения. Виды отчетной и аналитической документации по анализу и самоанализу педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, правила ее оформления. Значение портфолио педагогических достижений для систематизации собственного педагогического опыта, рекомендации по его оформлению. | 3 | ||
2 | Изучение, обобщение и распространение информации по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения. Формы передачи педагогического опыта в общеобразовательных учреждениях: устные выступления, рефераты, конспекты и публикации. Структурно-логическая схема устного выступления. Подготовка выступления: разработка плана и содержания доклада, составление презентации. Структура, содержание, логика письменного изложения материалов по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в форме рефератов и требования по их оформлению. Требования к подготовке и оформлению конспектов и статей. Поиск педагогической и методической литературы по проблемам преподавания изобразительного искусства и черчения, оформление библиографического аппарата. Приемы изложения научного материала. | 3 | ||
Семинарские занятия | (2) | |||
1 | Выступление по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения или защита рефератов. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Оформление портфолио личных достижений студента в процессе обучения в педагогическом колледже. | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 05 Тема 1.1. Подготовка сообщений об инновационных технологиях в области изобразительного искусства и черчения с наглядной демонстрацией примеров их применения в учебном процессе с помощью компьютерных презентаций. Тема 1.2. Разработка фрагмента рабочей программы по изобразительному искусству или черчению на одну четверть на основе примерной программы для общеобразовательной школы. Заполнение бланка календарно-тематического плана для общеобразовательной школы на основе содержания фрагмента рабочей программы по изобразительному искусству или черчению. Тема 1.3. Составить примерный перечень информационных, учебно-методических и наглядных материалов по изобразительному искусству или черчению согласно календарно-тематическому планированию на одну четверть для создания предметно-развивающей среды в кабинете. Тема 1.4. Подготовка статьи по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения. Подготовка рефератов по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения в общеобразовательной школе. Подготовка доклада или сообщения по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения в общеобразовательной школе с компьютерной презентацией для устного выступления.
| 16 | |||
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ Работа в методическом кабинете общеобразовательной школы с целью изучения его оснащения и содержания материалов, отражающих педагогический опыт работы отдельных педагогов. Участие в пополнение фондов методического кабинета материалами по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в форме конспектов, докладов, компьютерных презентаций и т.п. Ознакомление с документацией и материалами по методической работе учителя изобразительного искусства и черчения: календарно-тематическими и перспективными планами, планированием методической и воспитательной работы, отчетами преподавателя, конспектами уроков, рабочими программами, оформлением методических комплексов и разработок, школьными журналами и т.д. Обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителями практики, учителями и письменный анализ структуры, содержания и оформления документации по планированию процесса преподавания изобразительного искусства и черчения. Выполнение письменного анализа рабочих программ по изобразительному искусству и черчению, включая оценку образовательных технологий. Подготовка документации для проведения анализа педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения путем оценки детских работ, уровня успеваемости, анализа урока, ознакомления с учебно-методическими материалами и документацией по самоанализу. Анализ педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения путем оценки детских работ, уровня успеваемости, посещения уроков, ознакомления с учебно-методическими материалами и документацией по самоанализу. Оформление документации по анализу педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения. Обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителями практики, учителями и анализ методического комплекта и учебно-методических пособий в кабинете изобразительного искусства и черчения. Участие в создании предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства и черчения. Письменный анализ соответствия предметно-развивающей среды кабинета изобразительного искусства и черчения основным требованиям, предъявляемым к ее построению. Подготовка отчета о прохождении производственной практики, включая дневник практики, материалы по анализу педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, анализы рабочих программ и учебно-развивающей среды, материалы по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения для пополнения фонда методического кабинета, оценочную ведомость и характеристику с места прохождения практики. | 36 | |||
Всего | 84 | |||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов теории и методики изобразительного искусства.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: оборудование учебного класса, комплекты методических пособий и материалов, мини библиотечный фонд.
Технические средства обучения: видео материалы, видео или DVD проигрыватель, компьютер с проектором, экран или интерактивная доска.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест на производственной практике предоставляет базовая общеобразовательная школа: методический кабинет, методические материалы в кабинете изобразительного искусства, оборудование и материалы предметной развивающей среды кабинета изобразительного искусства общеобразовательной школы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бережнова Е.В. Основы исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 6-е изд..стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.-128с.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: изд. АО Гиппократ, 2005. - 64с.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: Из опыта работы – М.: Учитель, 2009. – 143с.
- Настольная книга завуча: методическая работа в школе /авт.-сост. Л.М. Сыромятникова. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 384 с.
- Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений/ [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.] ; под. ред. С.А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 512с.
- standart.edu./catalog.aspx?CatalogId=2588
Дополнительные источники:
- Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: метод. Рекомендации / [Горюшкина М. С. И др.;] под общ. Ред. Л. Я.Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144с.
- Виноградова Н.А.Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 7 –е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2009. -96с.
- Воронина Е.В.Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте "Образование". – М.: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2008. – 368с.
- Воронцов Г. А. Работа над рефератом. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 64 с.
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-сост. М. В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с..
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: «Академия», 2000.-272с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 2005. – 256с.
- festival.1september.ru
10. www.ishnk.ru/staffs/methodical
11. ped-praktika.ru/archives/osnovnye-formy-metodicheskoj-raboty-v- shkole.html 12. ped-praktika.ru/archives/metodicheskaya-rabota-v-shkole-ee-napravleniya.html
13. www.khobotovo.narod.ru/p23aa1.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Учебные занятия проводятся в отдельном кабинете и включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий. Кроме того, предусматривается самостоятельная работа. Контроль за освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных домашних работ, а также по результатам итоговой аттестации, которая может проводиться в форме зачета и экзамена.
Освоение данного профессионального модуля включает в себя прохождение производственной практики, которая реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Производственная практика проходит на базе общеобразовательных школ. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов выполнения заданий, которые фиксируются в журнале по практике, и на основании отчетной документации студентов, заверенных администрацией базовых школ.
В случае затруднений в освоении программы и выполнения учебных заданий или при подготовке к прохождению производственной практики и к итоговой аттестации обучающиеся могут получить как индивидуальную, так и групповую консультационную помощь.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение таких дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия физиология и гигиена», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и профессиональных модулей ПМ.01 «Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях», ПМ.02 «Преподавание черчения в общеобразовательных учреждениях», ПМ.04 «Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение междисциплинарному курсу: высшее педагогическое образование по специальности изобразительное искусство и черчение, опыт преподавательской деятельности, стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Педагогический состав: высшее педагогическое образование по специальности изобразительное искусство в и черчение, опыт преподавательской деятельности, стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Руководители педагогической практики со стороны образовательного учреждения - учителя изобразительного искусства: высшее педагогическое образование, опыт преподавательской деятельности.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей. ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики. | - Соответствие учебно-тематического планирования уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству и черчению виду образовательного учреждения, особенностям возраста, группы/класса, отдельных детей; - соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию рабочих программ по изобразительному искусству и черчению; - соответствие содержания рабочих программ по изобразительному искусству и черчению требованиям примерных программ, на основе которых осуществлялась его разработка; - учет требований рабочей программы при составлении календарно-тематического планирования.
- учет санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей обучающихся, требований образовательных программ и методик в процессе оснащения кабинета изобразительного искусства и черчения, выбора средств обучения; - соответствие эстетического оформления кабинета изобразительного искусства и черчения его функциональному назначению и возможностям решения учебно-воспитательных, а также культурно- просветительских задач.
- соблюдение методических рекомендаций по организации, проведению и документальному оформлению анализа (самоанализа) педагогической деятельности; - соответствие оценки педагогической деятельности учителя изобразительного искусства или черчения результатам анализа (самоанализа); - учет недостатков в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, выявленных в процессе анализа (самоанализа), при разработке предложений по их преодолению; - соответствие выбора педагогической и методической литературы по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения поставленным задачам по подготовке конспектов, рефератов или устных выступлений; - соблюдение требований к структуре, содержанию, логике и литературной грамотности изложения, оформления и представления материалов по актуальным вопросам преподавания в форме рефератов, докладов; - содержательность, информативность, грамотность оформления материалов портфолио педагогических достижений. | Проверка и оценка учебно- тематического планирования; Проверка и оценка содержания рабочих программ, разработанных на основе примерных. Оценка перечня информационных, учебно-методических и наглядных материалов для создания предметно-развивающей среды в кабинете; Наблюдение за созданием предметно-развивающей среды в процессе педагогической практики и оценка ее результатов. Проверка и оценка документации к проведению анализа (самоанализа) педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения. Оценка выступлений по актуальным вопросам преподавания на семинарских занятиях. Проверка и оценка рефератов, докладов. Оценка портфолио педагогических достижений. Проверка и оценка отчетной документации по педагогической практике. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Демонстрация интереса к будущей профессии через: - повышение качества обучения профессиональному модулю; -участие в НСО, профессиональных конкурсах, олимпиадах, мастер-классах, выставках творческих работ, научных конференциях; - оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке. - соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области методического обеспечения процесса преподавания изобразительного искусства и черчения. - соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства и черчения. - целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и нестандартных ситуациях в области методического обеспечения процесса реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению; - соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач; - содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и черчения; - соблюдение требований по оформлению методической и отчетной документации в процессе ее подготовки в электронном виде. - целесообразность взаимодействий с сокурсниками, преподавателями в ходе обучения для успешного освоения образовательной программы и личностного развития; - целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач; - проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач.
- учет результатов самоанализа педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству. - необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения; - целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах, подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития. - учет требований новых педагогических технологий при планировании процесса преподавания изобразительного искусства и черчения; - соответствие корректировок цели, содержания и выбора технологий преподавания изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу. - соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства в общеобразовательной школе - соблюдение правовых норм в области методического обеспечения процесса преподавания изобразительного искусства и черчения. - применение полученных профессиональных знаний в области методического обеспечения процесса преподавания изобразительного искусства и черчения для исполнения воинской обязанности. | Оценка эффективности освоения профессионального модуля по уровню успеваемости студента. Оценка содержания портфолио студента. Экспертная оценка выполнения заданий производственной практики по подготовке, проведению и анализа (самоанализа) педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, по созданию предметно-развивающей среды в кабинете. Оценка участия в деловых играх по моделированию стандартных и нестандартных ситуаций. Обсуждение, анализ отдельных заданий педагогической практики в диалоге с сокурсниками и преподавателями. Оценка письменных работ: докладов, рефератов выступлений на семинарах. Оценка выступлений с докладами перед аудиторией с презентацией материалов. Проверка профессиональной документации на педагогической практике.
Оценка участия в деловых играх, круглых столах, предусматривающих работу с делением на группы, команды. Наблюдение за ролью обучающихся в группе. Обсуждение, анализ отдельных заданий педагогической практики в диалоге с сокурсниками и преподавателями. Проверка содержания характеристики с места прохождения производственной практики. Проверка и оценка материалов по анализу (самоанализу) результатов педагогической деятельности Оценка содержания портфолио педагогических достижений, включающее дипломы о дополнительной подготовке, повышении квалификации, публикации, грамоты. Проверка материалов выступлений, рефератов, докладов, статей и т.д. Экспертная оценка планирования педагогической деятельности в ходе педагогической практики. Проверка анализа рабочих программ по изобразительному искусству и черчению, включающего оценку образовательных технологий. Наблюдение за деятельностью студентов по созданию предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства в процессе производственной практики, оценка ее результатов. Оценка участия в деловых играх. Проверка содержания характеристики с места прохождения производственной практики. Оценка участия в деловых играх. Наблюдение за деятельностью в процессе прохождения производственной практики. |
[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.