Примерная программа ПМ 05

Примерная программа ПМ.05. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_05-pravka.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №16

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05.

Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению

2012 г.


Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

050139 Изобразительное искусство и черчение

        

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Педагогический колледж №16

Разработчики: Калугина Ю.Н. – к.п.н., Почетный работник СПО, методист

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                        номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

14

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

16


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

050139 Изобразительное искусство и черчение

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Методическое    обеспечение    реализации    образовательных
программ по изобразительному искусству и черчению
 

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.

          ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики

.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в основной  профессиональной образовательной программе по специальности 050139 изобразительное искусство и черчение, для курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для учителей  изобразительного искусства и черчения. Уровень образования: среднее профессиональное. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

календарно-тематического и перспективного планирования;

изучения педагогической и методической литературы по проблемам изобразительного искусства и черчения;

самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в области образовательных программ по изобразительному искусству и черчению;

участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;

оформления портфолио педагогических достижении;

выступления по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в общеобразовательных учреждениях;

уметь:

 анализировать примерные программы в области изобразительного искусства и черчения;

составлять календарно-тематические планы;

разрабатывать программы на основе примерных;

сравнивать эффективность применяемых методов при преподавании изобразительного искусства и черчения;

подбирать и оформлять методическое обеспечение образовательного процесса;

оформлять кабинет;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

знать:

теоретические основы планирования образовательного процесса, виды планов;

требования к составлению и оформлению календарно-тематического плана и рабочей программы;

современные программы по изобразительному искусству и черчению для образовательных учреждений;

особенности современных подходов и педагогических технологий в области изобразительного искусства и черчения;

        педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;

        логику подготовки и требования к устному выступлению, реферату, конспекту.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 84 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 16 часов;

учебной и производственной практики – 36часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: методическое    обеспечение    реализации    образовательных
программ по изобразительному искусству и черчению, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей

ПК 5.2

Создавать в кабинете предметную развивающую среду

ПК 5.3

Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики

ОК 1.                          

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ЧЕРЧЕНИЮ.

Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК.5.1.ПК.5.2.ПК.5.3.

Раздел 1. Изучение основ методической работы учителя изобразительного искусства и черчения.

84

32

10

-

16

-

-

36

ПК.5.1.ПК.5.2.ПК.5.3.

Производственная практика (по профилю специальности)

-

-

Всего:

84

32

10

-

16

-

-

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 05.  Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Изучение основ методической работы учителя изобразительного искусства и черчения.

32

Тема 1.1. Основные направления методической работы учителя общеобразовательной школы.

Содержание

10

1

     Сущность методической работы в школе.

      Методическая работа как система, способствующая повышению профессионального уровня педагога. Цель, задачи, основные направления методической работы. Структура методического обеспечения образовательного процесса. Формы организации методической работы в школе. Коллективные формы методической работы: педсоветы, семинары, практикумы, конференции, школы передового опыта, методические объединения и т.д., их характеристика. Индивидуальные формы методической работы: стажировка, консультации, посещения уроков, работа над творческой темой, самообразование и т.д., их характеристика.

1

2

     Методическая деятельность учителя.

      Особенности участия учителя изобразительного искусства и черчения в различных формах методической работы.  Содержание методической работы учителя изобразительного искусства и черчения: создание  рабочих программ, планирование образовательного процесса, создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля, создание предметно-развивающей среды, самообразование, повышение квалификации, изучение педагогического опыта, совершенствование собственной деятельности педагога. Распространение педагогического опыта собственной практики через выступления по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения, участие в тематических выставках, оформление портфолио достижений и т.д.

2

3

        Инновационная педагогическая деятельность в области изобразительного искусства и черчения.

       Современные подходы и педагогические технологии в области изобразительного искусства и черчения. Сравнительные характеристики традиционных и инновационных технологий обучения. Разновидности инновационных технологий интерактивного характера: имитационные, дидактические, ролевые игры, игровое проектирование и моделирование, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии, проблемные задания и т.д. Их характеристика и возможности применения в процессе обучения изобразительному искусству и черчению. Компьютерные технологии, их роль в преподавании изобразительного искусства и черчения.

Семинарские занятия

1

      Представление сообщений об инновационных технологиях в области изобразительного искусства и черчения с наглядной демонстрацией примеров их применения в учебном процессе с помощью электронных презентаций.

Практические занятия

(2)

1

Деловая игра на воспроизведение примеров применения инновационных технологий в процессе преподавания  изобразительного искусства  или черчения.

Тема 1.2. Планирование образовательного процесса в общеобразовательной школе.

Содержание

8

1

       Планирование учебного процесса.

       Значение планирования образовательного процесса. Нормативные документы по планированию образовательного процесса в средней общеобразовательной школе: «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 Г. №196), основная общеобразовательная программа, примерный план, примерные программы. Принципы планирования: гибкость, учет возрастных особенностей, цикличность, комплексность и интегрированность, постепенное усложнение материала и т.д. Виды планирования: перспективное и календарное. Документация по планированию учебно-воспитательной работы учителя изобразительного искусства и черчения: рабочие программы, календарно-тематические планы, планы внеурочной деятельности. Технология календарно-тематического планирования на основе рабочих программ по изобразительному искусству и черчению с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, класса и отдельных детей. Правила использования документации по планированию учебной деятельности для заполнения школьного журнала.            

3

2

      Программное обеспечение учебного процесса.

      Виды учебных программ: типовые (примерные), модифицированные, экспериментальные, авторские. Характеристика современных типовых образовательных программ по изобразительному искусству и черчению. Рабочие программы: их функциональное назначение, специфика и отличие от примерных программ. Технология разработки рабочей программы на основе примерной. Требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ. Экспертиза и анализ рабочих программ по изобразительному искусству и черчению. Составление рецензии на рабочую программу.                            

3

Практические занятия

(4)

1

 

      Анализ школьных календарно-тематических планов по изобразительному искусству или черчению на соответствие учебному плану и рабочим программам.

      Анализ записей в школьном журнале на соответствие содержанию календарно-тематического планирования.

2

      Составление рецензии на рабочую программу по изобразительному искусству или черчению.

Тема 1.3.Создание предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства и черчения.

Содержание

6

(2)

1

      Предметно-развивающая среда в общеобразовательной школе.     

      Определение предметно-развивающей среды как комплекса материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию учебной деятельности школьников. Многогранность развивающей среды и ее структурные компоненты. Требования к проектированию и принципы построения среды: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциональной среды и т.д.

3

2

       Предметно-развивающая среда в кабинете изобразительного искусства и черчения.   

       Санитарно-гигиенические требования к кабинету изобразительного искусства и черчения. Специфика оснащения кабинета изобразительного искусства и черчения техническими средствами обучения, учебно-наглядными, аддитивными, аудиовизуальными пособиями, оборудование для хранения художественных, учебно-дидактических материалов и документации. Перечень информационных, учебно-методических и наглядных материалов, необходимых для создания предметно-развивающей среды, требования к их содержанию и оформлению. Эстетическое оформление кабинета изобразительного искусства и черчения.

Практические занятия

1

      Моделирование предметно-развивающей среды кабинета изобразительного искусства и черчения.

Тема 1.4. Систематизация и анализ педагогического опыта в области преподавания изобразительного искусства и черчения.

Содержание

8

1

     Самоанализ и анализ педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения.

      Формы проведения анализа и самоанализа педагогической деятельности учителя: собеседование, оценка детских работ, анализ успеваемости, анализ урока, тестирование, анализ учебно-методических материалов, документации и т.д. Требования к анализу и самоанализу уроков изобразительного искусства и черчения. Разновидности анализа уроков: экспертный, аспектный и компетентностный, их специфика и содержание. Схема анализа (самоанализа) занятия. Критерии оценки деятельности учителя и учащихся на уроках изобразительного искусства и черчения. Виды отчетной и аналитической документации по анализу и самоанализу педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, правила ее оформления. Значение портфолио педагогических достижений для систематизации собственного педагогического опыта, рекомендации по его оформлению.

3

2

      Изучение, обобщение и распространение информации по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения.

     Формы передачи педагогического опыта в общеобразовательных учреждениях: устные выступления, рефераты, конспекты и публикации. Структурно-логическая схема устного выступления. Подготовка выступления: разработка плана и содержания доклада, составление презентации. Структура, содержание, логика письменного изложения материалов по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в форме рефератов и требования по их оформлению. Требования к подготовке и оформлению конспектов и статей. Поиск педагогической и методической литературы по проблемам преподавания изобразительного искусства и черчения, оформление библиографического аппарата. Приемы изложения научного материала.      

3

Семинарские занятия

(2)

1

Выступление по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения  или защита рефератов.

Практические занятия

1

Оформление портфолио личных достижений студента в процессе обучения в педагогическом колледже.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 05

       Тема 1.1. Подготовка сообщений об инновационных технологиях в области изобразительного искусства и черчения с наглядной демонстрацией примеров их применения в учебном процессе с помощью компьютерных презентаций.

        Тема 1.2. Разработка фрагмента рабочей программы по изобразительному искусству или черчению на одну четверть на основе примерной программы для общеобразовательной школы.

         Заполнение бланка календарно-тематического плана для общеобразовательной школы на основе содержания фрагмента рабочей программы по изобразительному искусству или черчению.  

       Тема 1.3.   Составить примерный перечень информационных, учебно-методических и наглядных материалов по изобразительному искусству или черчению согласно календарно-тематическому планированию на одну четверть для создания предметно-развивающей среды в кабинете.

        Тема 1.4. Подготовка статьи по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения.

       Подготовка рефератов по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения в общеобразовательной школе.

      Подготовка доклада или сообщения по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства или черчения в общеобразовательной школе с компьютерной презентацией для устного выступления.

     

16

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

       Работа в методическом кабинете общеобразовательной школы с целью изучения его оснащения и содержания материалов, отражающих педагогический опыт работы отдельных педагогов.

       Участие в пополнение фондов методического кабинета материалами по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в форме конспектов, докладов, компьютерных презентаций и т.п.

       Ознакомление с документацией и материалами по методической работе учителя изобразительного искусства и черчения: календарно-тематическими и перспективными планами, планированием методической и воспитательной работы, отчетами преподавателя, конспектами уроков, рабочими программами, оформлением методических комплексов и разработок, школьными журналами и т.д.

        Обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителями практики, учителями и письменный анализ структуры, содержания и оформления документации по планированию процесса преподавания изобразительного искусства и черчения.

       Выполнение письменного анализа рабочих программ по изобразительному искусству и черчению, включая оценку образовательных технологий.

        Подготовка документации для проведения анализа педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения путем оценки детских работ, уровня успеваемости, анализа урока, ознакомления с учебно-методическими материалами и документацией по самоанализу.

         Анализ педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения путем оценки детских работ, уровня успеваемости, посещения уроков, ознакомления с учебно-методическими материалами и документацией по самоанализу.

        Оформление документации по анализу педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения.

        Обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителями практики, учителями и анализ методического комплекта и учебно-методических пособий в кабинете изобразительного искусства и черчения.

     Участие в создании предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства и черчения.                                  Письменный анализ соответствия предметно-развивающей среды кабинета изобразительного искусства и черчения основным требованиям, предъявляемым к ее построению.      

       Подготовка отчета о прохождении производственной практики, включая дневник практики, материалы по анализу педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, анализы рабочих программ и учебно-развивающей среды, материалы по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения для пополнения фонда методического кабинета, оценочную ведомость и характеристику с места прохождения практики.

36

Всего

84

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов теории и методики изобразительного искусства.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: оборудование учебного класса, комплекты методических пособий и материалов, мини библиотечный фонд.

Технические средства обучения: видео материалы, видео или DVD проигрыватель, компьютер с проектором, экран или  интерактивная доска.

        Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест на производственной практике предоставляет базовая общеобразовательная школа: методический кабинет, методические материалы в кабинете изобразительного искусства, оборудование и материалы предметной развивающей среды кабинета изобразительного искусства общеобразовательной школы.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бережнова Е.В. Основы исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 6-е изд..стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.-128с.
  2. Закон Российской Федерации об образовании. М.: изд. АО Гиппократ, 2005. - 64с.
  3. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: Из опыта работы – М.: Учитель, 2009. – 143с.
  4. Настольная книга завуча: методическая работа в школе /авт.-сост. Л.М. Сыромятникова. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 384 с.
  5. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений/ [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.] ; под. ред. С.А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 512с.
  6. standart.edu./catalog.aspx?CatalogId=2588

Дополнительные источники:

  1. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: метод. Рекомендации / [Горюшкина М. С. И др.;] под общ. Ред. Л. Я.Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144с.
  2. Виноградова Н.А.Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 7 –е  изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2009. -96с.
  3. Воронина Е.В.Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте "Образование". – М.: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2008. – 368с.
  4. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 64 с.
  5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  6. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-сост. М. В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с..
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -  М.: «Академия», 2000.-272с.   
  8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 2005. – 256с.
  9. festival.1september.ru

      10. www.ishnk.ru/staffs/methodical

11. ped-praktika.ru/archives/osnovnye-formy-metodicheskoj-raboty-v- shkole.html 12. ped-praktika.ru/archives/metodicheskaya-rabota-v-shkole-ee-napravleniya.html

13. www.khobotovo.narod.ru/p23aa1.html

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Учебные занятия проводятся в отдельном кабинете и включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий. Кроме того, предусматривается самостоятельная работа. Контроль за  освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных домашних работ, а также по результатам итоговой аттестации, которая может проводиться в форме зачета и экзамена.

Освоение данного профессионального модуля включает в себя прохождение производственной практики, которая реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Производственная практика проходит на базе общеобразовательных школ. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов выполнения заданий, которые фиксируются  в журнале по практике, и на основании отчетной документации студентов, заверенных администрацией базовых школ.

В случае затруднений в освоении программы и выполнения учебных заданий или при подготовке к прохождению производственной практики и к итоговой аттестации обучающиеся могут получить как индивидуальную, так и групповую  консультационную помощь.    

Освоению данного модуля должно предшествовать изучение таких дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия  физиология и гигиена», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и профессиональных модулей ПМ.01 «Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях», ПМ.02 «Преподавание черчения в общеобразовательных учреждениях», ПМ.04 «Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного  и декоративно-прикладного искусства».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение  междисциплинарному курсу: высшее педагогическое образование по специальности изобразительное искусство и черчение, опыт преподавательской     деятельности, стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Педагогический состав: высшее педагогическое образование по специальности изобразительное искусство в и черчение, опыт преподавательской деятельности, стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Руководители педагогической практики со стороны образовательного учреждения - учителя изобразительного искусства: высшее педагогическое образование, опыт преподавательской деятельности.

 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.

ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.

- Соответствие учебно-тематического планирования уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству и черчению виду образовательного учреждения, особенностям возраста, группы/класса, отдельных детей;

- соблюдение требований, предъявляемых к оформлению, структуре и содержанию рабочих программ по изобразительному искусству и черчению;

- соответствие содержания рабочих программ по изобразительному искусству и черчению требованиям   примерных программ, на основе которых осуществлялась его разработка;

- учет требований рабочей программы при составлении календарно-тематического планирования.

 

- учет санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей обучающихся, требований образовательных программ и методик в процессе оснащения кабинета изобразительного искусства и черчения, выбора средств обучения;

- соответствие эстетического оформления кабинета изобразительного искусства и черчения его функциональному назначению и возможностям решения учебно-воспитательных, а также культурно- просветительских задач.

 

- соблюдение методических рекомендаций по организации, проведению и документальному оформлению анализа (самоанализа) педагогической деятельности;

- соответствие оценки педагогической деятельности учителя изобразительного искусства или черчения  результатам анализа (самоанализа);

- учет недостатков в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, выявленных в процессе анализа (самоанализа), при разработке предложений по их преодолению;

- соответствие выбора педагогической и методической литературы по актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения поставленным задачам по подготовке конспектов, рефератов или устных выступлений;

- соблюдение требований к структуре, содержанию, логике и литературной грамотности изложения, оформления и представления материалов по актуальным вопросам преподавания в форме рефератов, докладов;

- содержательность, информативность, грамотность оформления материалов портфолио педагогических достижений.      

Проверка и оценка учебно- тематического планирования;

Проверка и оценка содержания рабочих программ, разработанных на основе примерных.

Оценка перечня информационных, учебно-методических и наглядных материалов для создания предметно-развивающей среды в кабинете;

Наблюдение за созданием предметно-развивающей среды в процессе педагогической практики и оценка ее результатов.

Проверка и оценка документации к проведению анализа (самоанализа) педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения.

Оценка выступлений по актуальным вопросам преподавания на семинарских занятиях.

Проверка и оценка рефератов, докладов.

Оценка портфолио педагогических достижений.

Проверка и оценка отчетной документации по педагогической практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

         

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрация интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения  профессиональному модулю;

-участие в НСО, профессиональных конкурсах, олимпиадах, мастер-классах, выставках творческих работ, научных конференциях;

- оформление портфолио студента для представления достижений в профессиональной подготовке.

- соответствие выбора форм организации собственной деятельности и типовых методов повышению эффективности и качества решения профессиональных задач в области методического обеспечения процесса преподавания изобразительного искусства и черчения.

- соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач результатам самоанализа педагогической деятельности в области изобразительного искусства и черчения.

- целесообразность принятых решений для поведения педагога в стандартных и  нестандартных ситуациях в области методического обеспечения процесса реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению;

- соответствие принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональным и этическим нормам и требованиям.

- необходимость и достаточность информации, полученной с использованием различных источников, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- необходимость и достаточность информации, полученной с использованием электронных источников, для постановки и решения профессиональных задач;

- содержательность, доступность, методическая грамотность, художественно-эстетическая ценность компьютерных презентаций для демонстрации материалов, используемых в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и черчения;

- соблюдение требований по оформлению методической и отчетной документации в процессе ее подготовки в электронном виде.

- целесообразность взаимодействий с сокурсниками, преподавателями в ходе обучения для успешного освоения образовательной программы и личностного развития;

- целесообразность взаимодействий с учителями изобразительного искусства, администрацией образовательного учреждения, сокурсниками в ходе  педагогической практики для постановки и решения профессиональных задач;

- проявление навыков работы в группе в процессе коллективного поиска решения проблемных задач.

 

- учет результатов самоанализа педагогической деятельности для повышения эффективности освоения обучающимися образовательной программы по изобразительному искусству.

- необходимость и достаточность информации, полученной в ходе самообразования, постановке и  решению задач, направленных на повышение профессионального уровня преподавания изобразительного искусства и черчения;

- целесообразность посещения дополнительных занятий, факультативов, мастер-классов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, участия в выставках, конкурсах,  подготовки докладов, выступлений, публикация статей по вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения для решения задач самообразования, профессионального и личностного развития.

- учет требований новых педагогических технологий при планировании процесса преподавания изобразительного искусства и черчения;

- соответствие корректировок цели,  содержания и выбора технологий преподавания изобразительного искусства изменениям и обновлениям в требованиях к образовательному процессу.  

- соблюдение гигиенических норм и правил техники безопасности при организации предметно-развивающей среды в кабинете  изобразительного искусства в общеобразовательной школе  

- соблюдение правовых норм в области методического обеспечения процесса преподавания изобразительного искусства и черчения.

- применение полученных профессиональных знаний в области методического обеспечения процесса преподавания изобразительного искусства и черчения для исполнения воинской обязанности.

Оценка эффективности освоения профессионального модуля по уровню успеваемости студента.

Оценка содержания портфолио студента.

 Экспертная оценка выполнения заданий производственной практики по подготовке, проведению и анализа (самоанализа) педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, по созданию предметно-развивающей среды  в кабинете.

Оценка участия в деловых играх по моделированию стандартных и  нестандартных ситуаций. Обсуждение, анализ отдельных заданий педагогической практики в диалоге с сокурсниками и преподавателями.

Оценка письменных работ: докладов, рефератов выступлений на семинарах.

Оценка выступлений с докладами перед аудиторией с презентацией материалов.

 Проверка профессиональной документации на педагогической практике.

 

Оценка участия в деловых играх, круглых столах, предусматривающих работу с делением на группы, команды.

Наблюдение за ролью обучающихся в группе.

Обсуждение, анализ отдельных заданий педагогической практики в диалоге с сокурсниками и преподавателями.

Проверка содержания характеристики с места прохождения производственной практики.  

Проверка и оценка материалов по анализу (самоанализу) результатов педагогической деятельности

Оценка содержания портфолио педагогических достижений, включающее дипломы о дополнительной подготовке, повышении квалификации, публикации, грамоты.

Проверка материалов выступлений, рефератов, докладов, статей и т.д.

Экспертная оценка планирования педагогической деятельности в ходе педагогической практики.

Проверка анализа рабочих программ по изобразительному искусству и черчению, включающего оценку образовательных технологий.

Наблюдение за деятельностью студентов по созданию предметно-развивающей среды в кабинете изобразительного искусства в процессе  производственной практики, оценка ее результатов.

Оценка участия в деловых играх. Проверка содержания характеристики с места прохождения производственной практики.  

Оценка участия в деловых играх. Наблюдение за деятельностью в процессе прохождения производственной практики.


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.