Рабочая программа "Исполнитель художественно-оформильских работ"
Рабочая программа "Исполнитель художественно-оформительских работ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского |
СОГЛАСОВАНО Председатель экспертного совета по дополнительному образованию ГАОУ ВО МГПУ ____________________/ / Протокол №_____ от _________________ | УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ГАОУ ВО МГПУ _________________/...................../ «_____»______________20____ г. |
Программа профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих) |
в скобках указывается вид программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих / программа переподготовки рабочих, служащих / программа повышения квалификации рабочих, служащих |
«Исполнитель художественно-оформительских работ» |
название программы |
(180 часов) |
объем в часах (в скобках) |
Автор(ы) программы: |
Калугина Ю.Н., к.п.н., преподаватель ИСПО им. К.Д.Ушинского |
Фамилия И.О., звание, должность |
Москва, 2016
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящий учебный разработан на основе ЕТКС по профессиональной подготовке по профессии 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ»
Настоящий учебный план предназначен для профессиональной подготовки учащихся школы по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ». Срок обучения в объеме 180 часов (8 месяцев): 156 часа (теоретические занятия – 108 часов, практические занятия – 48 часов , учебная практика – 30 часов, производственная практика – 20 часов). На квалификационный экзамен отводится 10 часов.
Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии рабочего, служащего.
1.1. Нормативно-правовые основы разработки профессиональной подготовки по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ»:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292);
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513);
- Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 29 октября 2013 г. №1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования";
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих ( утв. Министерством труда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с изменениями от 12 февраля 2014 г.)
1.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы – 8 месяцев.
1.3. Цель программы
Овладение профессиональными умениями в художественно-оформительской деятельности, умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда, соотносить свои намерения к специалистам по профессии «Исполнитель художественно- оформительских работ», находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг, определять пути трудоустройства;
1.4. Задачи программы:
- формирование готовности к успешной деятельности на рынке труда и продолжению обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.
- развитие особых качеств эстетического сознания учащихся, формирование их духовной культуры, воспитание уважительного отношения к труду художника, дизайнера, народного умельца;
- усвоение практических умений и навыков работы разными художественными материалами, инструментами и приспособлениями для выполнения художественно-оформительских работ;
- овладение теоретическими знаниями в области композиции, основ колористики, художественного оформления;
- овладение знаниями перспективных направлений и методов дизайн - проектирования, ориентированных на создание новых сред жизнедеятельности человека;
- овладение способностью прогнозировать и моделировать развивающиеся культурные пространства в среде человеческой деятельности;
- овладение знаниями основных тенденций развития, связанных с изменяющимися ценностными установками культуры в целом;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.
1.5. Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен:
знать:
- Основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
- Принципы и законы композиции;
- Средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс, специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
- Основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания,ряды хроматических и ахроматических тонов, свойства теплых и холодных тонов;
- Общие сведения, классификацию, назначение, виды и свойства материалов, применяемых для выполнения художественно-оформительских работ;
- Характеристики конструкционных материалов и декоративно-отделочных материалов и области их применения;
- Технологическую последовательность выполнения подготовительных работ;
- Назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила их использования;
- правила подготовки поверхности под отделку;
- Состав и свойства применяемых клеев, грунтов, имитационных материалов, виды, назначение, состав и свойства красителей, правила составления колеров;
- Основные виды шрифтов, их назначение, последовательность выполнения шрифтовых работ;
- Методы перевода и увеличения знаков;
- Приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов;
- Правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ.
- Основы проектирования оформительских работ.
- Последовательность выполнения оформительских работ.
- Правила техники безопасности при выполнении оформительских работ.
уметь:
- разрабатывать эскиз (проект), (варианты эскиза-проекта) изделия в соответствии с заданием;
- работать с эскизами, рисунками, изображениями, различными шрифтами и декоративными элементами;
- подготавливать материалы, инструменты и рабочие поверхности к работе;
- выполнять художественные работы оформительского, рекламного и шрифтового характера;
- осуществлять правильный контроль выполнения художественно-оформительских работ;
- правильно пользоваться инструментами для оформительских работ.
1.6. Овладеть следующими компетенциями:
Исполнитель художественно-оформительских работ должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Выполнение подготовительных работ.
ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.
ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.
ПК 1.3. Составлять колера.
ПК 1.4. Оформлять фоны.
Выполнение шрифтовых работ.
ПК 2.1. Изготавливать простые шаблоны.
ПК 2.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
Выполнение оформительских работ.
ПК 3.1. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.
ПК 3.2. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.
ПК 3.3. Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические.
ПК 3.4. Комбинировать элементы оформления и надписи в рекламных материалах.
ПК 3.5. Контролировать качество выполненных работ
Компетенции в области обучения по рабочей профессии | |||
ПК-31 | способен использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) | ПК-31 | способен и готов анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) |
ПК-32 | способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня | ПК-32 | способен и готов разрабатывать и применять новые методики повышения производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности |
ПК-33 | готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности | ПК-33 | способен и готов формировать у обучающихся навыки поведения на рынке труда |
ПК-34 | готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня | ПК-34 | способен формировать экономическую и правовую культуру |
ПК-35 | готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики | ПК-35 | способен и готов контролировать учебно-профессиональный (производственный) процесс подготовки рабочих (специалистов) в образовательных организациях профессионального обучения, СПО и ДПО |
ПК-36 | готов к производительному труду | ПК-36 | способен и готов контролировать качество результатов труда обучающихся в соответствии с уровнем получаемой квалификации |
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
Индекс | Наименование дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик | Формы аттестации | Максимальное количество часов освоения профессии | Максимальное количество часов для самостоятельной работы слушателя | Максимальное количество аудиторных занятий слушателей | В том числе | |
лекций | Лабораторных/ практических | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
П.00 | Профессиональный цикл | ||||||
Общепрофессиональные дисциплины | зачет | 48 | 48 | 20 | 28 | ||
Экономика организации | 4 | 4 | 4 | ||||
Основы композиции | 22 | 22 | 6 | 16 | |||
Основы колористики | 16 | 16 | 4 | 12 | |||
Безопасность жизнедеятельности | 6 | 6 | 6 | ||||
128 | Профессиональные модули | зачет | |||||
ПМ.01 | Технология подготовительных работ | 34 | 30 | 4 | 26 | ||
МДК.01.01. | Основы технологии подготовительных работ | 30 | 30 | 4 | 26 | ||
УП.01 | 4 | ||||||
ПМ.02 | Выполнение шрифтовых работ. | 32 | 28 | 4 | 24 | ||
МДК.02.01 | Основы выполнения шрифтовых работ. | 28 | 28 | 4 | 24 | ||
УП.02 | 4 | ||||||
ПМ.03 | Выполнение оформительских работ. | 36 | 32 | 4 | 28 | ||
МДК.03.01. | Основы выполнения оформительских работ. | 32 | 32 | 4 | 28 | ||
УП.03 | 4 | ||||||
ПП.00 | Производственная практика | зачет | 20 |
| |||
КЭ | Квалификационный экзамен | 10 | Вид профессиональной деятельности: освоен/не освоен | ||||
Всего | 180 | 170 | 30 | 128 | |||
2.2. Рабочая программа
Тема | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание |
Профессиональный цикл | ||
Общепрофессиональные дисциплины | ||
Экономика организации | ||
Тема 1. | ||
Основы композиции | ||
Тема 1.Композиция в дизайне и оформительской деятельности. | Лекция 2ч | Композиция как художественная форма произведения искусства. Определение понятия «композиция». Теоретические основы композиции: законы, правила, приемы и средства. Композиционное размещение. Искусство композиции как основа дизайна и оформительских работ. Формат и структурная организация картинной плоскости. Условия достижения единства композиции. Роль композиционного центра в соподчинении всех ее частей и элементов. Доминанта и субдоминанта. Варианты их организации. Композиционная пауза – смысловой центр композиции. Варианты решения художественного образа с помощью композиционной паузы. |
Тема 2. Закон равновесия в композиции | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч. | Определение понятия «равновесие». Условия установления равновесия в композиции. Виды равновесия: статическое и динамическое. Примеры компоновки предметов в формате плоскости, их влияние на статику и динамику изображения. Симметрия и асимметрия в композиции. Правила создания симметричного и асимметричного баланса при компоновке форм. Способы изменения визуального веса объектов композиции для установления равновесия. Выполнение композиционных упражнений из геометрических форм по размещению их в картинной плоскости так, чтобы между ними достигалось единство и соподчинение, а композиционный центр был организован различными способами: самым большим элементом композиции, самой сложной по силуэту формой, композиционной паузой и т.п. (аппликация) Выполнение упражнений на уравновешивание геометрических форм в статической и динамической композиции с помощью симметрии, асимметрии, членения плоскости формата. (аппликация) |
Тема 3. Закон контрастов и аналогий в композиции | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч. | Определение понятий «контраст», «аналогия», «нюанс» и «тождество». Примеры их проявления в произведениях, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), архитектуре и дизайне. Закономерности применения контрастов и аналогий в композиции, их роль в передаче эмоционального настроя произведения Выполнение композиций из абстрактных или сюжетных стилизованных форм, решая задачи передачи контраста, нюанса и тождества цвета, тона, форм, фактур различными способами: передать цветовой контраст при тождестве форм, передать контраст фактур, нюанс форм и цветовое тождество, организовать композиционный центр посредством контраста тона при тождестве цвета и нюансе форм и т. п. ( аппликация) |
Тема 4. Ритм как средство гармонизации композиции | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч. | Значение ритма в природе и жизнедеятельности человека. Ритм как раздражитель, формирующий эстетические чувства. Специфика проявления ритма в искусстве. Активно-динамический и пассивно-динамический ритм. Закономерности построения метрической композиции. Простой и сложный ритм. Проявления статики и динамики в ритмических композициях. Примеры выполнения ритмизованных рисунков, их выразительные средства. Выполнение упражнений на построение удлиненных ритмических композиций из геометрических, шрифтовых или сюжетных мотивов с использованием простого ритма, сложного ритма с передачей ускорения или замедления в динамике элементов, с организацией движения к композиционному центру и т.п. (коллаж, графические материалы) |
Тема 5. Масштаб и пропорции как средства гармонизации композиции | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч. | Определение масштаба, значение масштаба для оформительских работ, дизайна и архитектуры при определении их формата и размера. Взаимосвязь масштаба и пропорций. Правила выбора модуля с учетом масштаба композиции, способа выполнения изображения и используемых изобразительных приемов. Выполнить эскиз композиции монументального масштаба (панно или рекламного щита) на модульной основе, соразмерную человеку, из геометрических или сюжетных форм..(коллаж, графические материалы) |
Тема 6. Художественно-образный язык композиции. | Практическая работа 4ч. | Художественный образ как продукт творческой деятельности. Средства выражения художественного образа: точка, линия, форма, размер, пропорция, масштаб, модуль, цвет и цветотень, фактура и текстура, формат и площади композиции. Форма как средство выражения художественного образа. Разновидности форм: геометрические, реалистические, биоморфические, абстрактные. Круг, квадрат, треугольник и их производные. Их свойства выразительности, эмоционально-психологического воздействия на зрителя. Восприятие формы на плоскости Выполнить упражнения по размещению геометрических фигур разного цвета и размера на цветных листах одного формата. Проследить за визуальным изменением форм в зависимости от их месторасположения на конкретном цветном фоне, сделать выводы: фигура кажется меньше, вытянута по горизонтали, легкая, тяжелая, равновесие нарушено и т.п. (аппликация) |
Основы колористики | ||
Тема 1. Основные характеристики цвета | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч. | Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Цветовой спектр. Основные смешанные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Собственные качества: тон, светлота и насыщенность и их взаимосвязь с зрительным восприятием человека. Несобственные качества цвета: легкость, тяжесть, мягкость, жесткость и т.д. и их взаимосвязь с эмоциональным восприятием человека. Смешение цветов, его физические и химические механизмы. Оптические явления и иллюзии, вызываемые цветом. Основные оптические особенности групп красных и синих цветов. Примеры оптических явлений при взаимодействии различных цветов. Цветовое образование и разрушение формы. «Весовые» категории цвета. Цветовое восприятие вербального и печатного текста. Учет оптического воздействия цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе для корректировки восприятии формы, изменения внешнего вида предметов. Учет факторов эмоционально-психологического воздействия цвета в выборе колорита для произведений живописи, декоративных и оформительских работ,дизайнерских решений различного назначения Выбрать объемные фигуры (куб, параллелепипед, призму, пирамиду и т.п.) или силуэты какой-либо формы (можно брать простую геометрическую – овал, квадрат, ромб или абстрактную). Раскрасить их и поместить на соответствующий фон так, чтобы подчеркнуть форму, изменить или подчеркнуть величину, положение на листе или в пространстве, оптически видоизменить формы цветом путем создания иллюзий объемности, масштабности, глубинности, направленности, динамичности, акцента и полного разрушения. Можно выполнить не все задания, а 2 или 3 из них по выбору (А4, гуашь или темпера). Выполнить абстрактные композиции, передающие различные эмоциональные состояния человека (жизнерадостность, покой, тревогу и т.д.), используя цветовые ассоциации. (А3, смешанная техника). |
Тема 2. Монохромии | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч. | Ахроматическая гармония. Использование 9-ступенчатой шкалы для создания различных типов ахроматических гармоний: светло-серой, темно-серой, контрастной. Применение ахроматической гармонии в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в оформительской деятельности, в дизайне. Значение предварительных ахроматических эскизов при выборе цветового решения. Однотоновая гармония или монохромия. Построение однотоновой шкалы из 15 ступеней и ее использование в процессе выполнения гармонии. Примеры использования монохромии в дизайне, декоративном искусстве, в искусстве и культуре различных времен и народов. Выбрать из 9-ступенчатой ахроматической шкалы 3-4 оттенка. Выполнить 3 геометрических композиции в светло-серой, темно-серой и контрастной ахроматических гармониях. К каждой композиции прилагается шкала выбранных оттенков. (А4, гуашь или темпера). Выполнить 3 однотоновых шкалы любых цветов. Используя их, выполнить 3 геометрических однотоновых композиции. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера). |
Тема 3. Полихромии | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч | Гармония родственных и родственно-контрастных цветов цветов. Использование цветового круга для создания цветовых гармоний. Основные правила гармонизации цветов. Характеристики различных видов цветовых гармоний. Примеры их использования в изобразительном искусстве, дизайне, художественном оформлении. Выполнить 3 одинаковых геометрических композиции: в ахроматической гармонии из 3-4 цветов (т.н. тональный эскиз), вторая и третья композиции выполняются в различных родственных гармониях (одна должна быть «теплой», другая – «холодной»). К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера). |
Тема 4. Контрасты | Лекция 1ч. Практическая работа 3ч | Одновременный цветовой контраст. Пограничный цветовой контраст. Способы их усиление и ослабления. Участие ахроматических цветов в цветовом контрасте. Осветление и затемнение цветов. Использование контраста по цвету в дизайне и декоративном искусстве. Контраст по насыщенности. Способы ослабления насыщенности цвета: смешение с белым, смешение с черным, смешение с серым, смешение с дополнительным цветом. Контраст дополнительных цветов. Характеристика дополнительных цветов. Определение дополнительных цветов с помощью 12-частного цветового круга. Контраст дополнительных цветов в природе, искусстве и дизайне. Контраст теплых и холодных цветов. Усиление и ослабление контраста теплых и холодных цветов. Контраст по площади цветовых пятен и симультанный контраст. Нейтрализация действия симультанного контраста. Выполнить упражнения по усилению и ослаблению различных видов цветовых контрастов на примере взаимодействия шрифта и фона. (А4, гуашь или темпера). |
Безопасность жизнедеятельности | ||
Профессиональные модули | ||
ПМ.01.Технология подготовительных работ | ||
МДК 01.01. Основы технологии подготовительных работ | ||
Тема 1.1. Материаловедение | Лекция 2ч. | Основные характеристики декоративно-отделочных материалов и области их применения Материалы для художественно-оформительских работ их классификация и их сочетания в соответствии с художественным замыслом и физико-химическими характеристиками. Применение материалов в соответствии с особенностями выполняемых работ. Характеристики конструкционных материалов: древесины, металлов, керамики, стекла, пластических масс. Характеристики декоративно-отделочных материалов и области их применения. Сорта и марки лаков и красок, шпатлевочно-грунтовочные составы. Влияние физико-химических свойств материалов на их сочетаемость. Меры безопасности при хранении и работе с горючими веществами и материалами, с легковоспламеняющимися жидкостями. |
Тема 1.2. Техника подготовительных работ в художественном оформлении | Лекция 2ч. Практическая работа 2ч | Виды подготовительных работ для художественно-оформительской деятельности: работа с бумагой и картоном, изготовление планшетов и стендов, подготовка поверхностей, включая натягивание бумаги на основу, грунтовку, нанесение фонов, перенос рисунка, разметка, составление колеров, работа с красками и графическими материалами. Последовательность выполнения подготовительных работ. Натягивание бумаги на планшет. Проклеивание и грунтовка бумаги и картона для работы гуашью. Окрашивание бумаги с помощью поролоновой губки и поролонового валика. |
Тема 1.3. Использование трафарета в художественно-оформительских работах | Практические работы 4ч | Материалы и оборудование для выполнения трафаретов. Техника вырезания трафарета. Нанесение рисунка с помощью трафарета. Изготовление шрифтовых и орнаментальных трафаретов. Упражнения по выполнению шрифтовых и орнаментальных трафаретов. |
Тема 1.4. Использование трафарета и шаблона в художественно-оформительских работах | Практическая работа 4ч | Выполнение плаката, объявления, герба или символа с использованием трафарета и шаблона. |
Тема 1.5. Техника работы красками | Практическая работа 4ч | Выполнение работы гуашью разными способами (кистью, сухой кистью, тонкой кистью, поролоновой губкой, мастихином) Работа акварелью разными способами («по-сырому», квадратной кистью, круглой кистью, тонкой кистью, набрызг, отмывка, размытие) Составление колеров из разных видов красок Выполнение монотипии гуашью. |
Тема 1.6. Имитация различных природных и искусственных материалов | Практическая работа 4ч | Приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика). Окрашивание бумаги с эффектом разных фактур. Изготовление фактурной бумаги с помощью красок |
Тема 1.7.Работа с бумагой и картоном | Практическая работа 4ч | Работа с бумагой и картоном (резка, сгибание, наклеивание, оклеивание и т.д.) Упражнения на овладение различной техникой работы с бумагой и картоном. Выполнение объемных элементов шрифта или символа, путем конструирования из бумаги или способом папье-маше. |
Тема 1.8. Перенос рисунка на поверхность. | Практическая работа 4ч | Способы увеличения и переноса рисунка на поверхность для оформительских работ. Материалы и инструменты для выполнения чертежей для разметки. Техника подготовки оборудования и последовательность выполнения работ по переноске рисунка для оформительских работ.Техника выполнения шаблона. Выполнение коллажа по шаблону, сделанному с произведения изобразительного искусства или фотографии. |
ПМ. 02. Выполнение шрифтовых работ. | ||
МДК 02.01. Выполнение шрифтовых работ. | ||
Тема 2.1.История развития и классификация шрифтов. | Лекция 4ч. | История развития шрифтов. Классификация. Четыре древнейших вида письма. Этапы формирования западноевропейского шрифта. Влияние античности, готики и эпохи Возрождения на образность шрифтов. Элементы букв и надписи. Гарнитуры шрифтов. Основные шрифты Требования предъявляемые к шрифтам.Техника написания шрифта плакатным пером. Рубленный шрифт. Брусковый шрифт. Академический шрифт. Архитектурный шрифт. Древнерусский шрифт. Правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ. Правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ. |
Тема 2.2.Техника написания шрифтов. | Практическая работа 4ч | Подготовка материалов для написания шрифтов с помощью перьев и графических материалов (маркеров, гелевых ручек) Выполнение упражнений по технике работы тушью плакатным пером и кистью. Выполнение тушью алфавита архитектурного шрифта по модульной сетке |
Тема 2.3.Рубленный шрифт | Практическая работа 4ч | Выполнение тушью алфавита рубленого шрифта по модульной сетке с помощью графических материалов. |
Тема 2.4. Рисованный шрифт | Практическая работа 4ч | Рисованный шрифт. Курсивный шрифт. Материалы, инструменты, варианты техники выполнения. Образность шрифта, связь рисунка букв с содержанием текста. Ассоциативный шрифт. Зависимость рисунка букв от техники выполнения. Рукописные шрифты, техника их выполнения плакатными перьями и плоскими кистями. |
Тема 2.5.Техника выполнения шрифта по трафарету, нормографу и шаблону. | Практическая работа 4ч | Последовательность выполнения шрифтовых работ с помощью трафарета, шаблона и нормографа. Методы расчета текста по строкам и высоте, методы перевода и увеличения знаков, приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления, приемы заполнения оконтуренных знаков, правила разметки для шрифтовых работ с помощью трафарета, шаблона и нормографа. Выполнение надписей с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов. |
Тема 2.6.Создание шрифтовых композиций. | Практическая работа 4ч | Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом в шрифтовых композициях. Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм. Ритмический строй шрифта. Основные закономерности построения шрифтовых композиций. Цветовая гармония, стилевое единство шрифтов, смысловая акцентировка в шрифтовой композиции. Шрифтовые плакаты. Целостность и композиционная слаженность построения плаката. Выполнить шрифтовую композицию афиши или рекламы по модульной сетке с готового эскизаА4, графика. |
Тема 2.6. Создание шрифтовых композиций | Практическая работа 4ч | Самостоятельно подобрать гарнитуру шрифтов для объявления в зависимости от его содержания. Выполнить шрифтовую композицию объявления по модульной сетке с использованием авторского шрифта А4, графика. |
ПМ.03. Выполнение оформительских работ. | ||
МДК 03.01. Основы выполнения оформительских работ | ||
Тема 3.1.Основы художественного проектирования. | Лекция 4ч. | Основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды. Средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. Специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит. Особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации. Функциональная, конструктивная и эстетическая ценность объектов дизайна. Создавние эскизов и наглядных изображенияйобъектов дизайна. Использование художественных средств композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования. Выстраивание композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды. Соблюдение закономерности соподчинения элементов и соотношение размеров в проектах художественно-оформительских работ. Разновидности, назначение и использование компьютерных программ (Adobe Photoshop, Corel Draw) для создания проектов для графического дизайна и оформительской деятельности. |
Тема 3.2.Плакат шрифтовой | Практическая работа 4ч | Выполнение шрифтового плаката по готовому проекту. Или выполнение проекта шрифтового плаката в программе Corel Draw, Adobe Photoshop |
Тема 3.3. Плакаты с изобразительными элементами | Практическая работа 4ч | Выполнение макета плаката (открытки) с изобразительными элементами. Или выполнение макета плаката (открытки) с изобразительными элементами в программе Corel Draw Adobe ,Photoshop |
Тема 3.4.Оформление стенной газеты | Практическая работа 4ч | Оформление стенной газеты по готовому шаблону (коллективная работа) Или выполнение макета стенной газеты в программе Corel Draw, Adobe Photoshop |
Тема 3.5. Оформление стенда | Практическая работа 4ч | Оформление стенда готовому шаблону (коллективная работа) Или выполнение проекта стенда в программе Corel Draw, Adobe Photoshop |
Тема 3.6.Оформление выставки | Практическая работа 4ч | Оформление выставки работ учащихся по специальности «Художник-оформитель» (коллективная работа) Или выполнение проекта выставки работ учащихся по специальности «Художник-оформитель» в программе Corel Draw, Adobe Photoshop |
Тема 3.7.Оформление сцены | Практическая работа 4ч | Оформление сцены к школьному мероприятию по готовым эскизам (коллективная работа) Или выполнение проекта оформления сцены в программе Corel Draw, Adobe Photoshop |
Тема 3.8.Оформление витрины. | Практическая работа 4ч | Оформление фрагмента витрины по готовым проектам, самостоятельно найденным в информационных источниках. Или выполнение проекта оформления витрины в программе Corel Draw, Adobe Photoshop |
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Вопросы для квалификационного экзамена
Теоретическая часть
- Перечислите, какие инструменты применяются при выполнении художественно-оформительских работ.
- Назовите, какие материалы применяются при выполнении художественно-оформительских работ.
- Расскажите, как подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.
- Объясните, что такое колер.
- Перечислите вариации выполнения фонов.
- Объясните, что такое шаблон.
- Объясните, что такое трафарет.
- Назовите основные материалы и инструменты, используемые при написании шрифтов.
- Объясните термин «антиквенный шрифт».
- Назовите особенности выполнения каллиграфического письма.
- Назовите особенности работы квадратным пером, круглоконечным пером и кистью.
- Объясните, что такое буквица.
- Перечислите элементы букв и надписи.
- . Назовите последовательность выполнения работ по трафаретам и шаблонам.
- Перечислите инструменты и материалы, применяемые при изготовлении коллажей.
- Расскажите о применение модуля и модульной сетки в оформительских работах.
- Назовите виды построения композиции в оформительских работах.
- Объясните значение технического рисунка, эскиза, чертежа в оформительских работах.
- Объясните выбор формата, компоновки материалов, ритмическую основу размещения статей, заметок, рисунков в стенной газете.
- Расскажите о видах и конструкциях стендов.
- Объясните зависимость рисунка букв от техники выполнения.
- Расскажите о способах смягчения и усиления цветовых контрастов в оформительских работах.
- Назовите этапы художественно-оформительской работы над эскизным проектом оформительской деятельности.
- Объясните, отчего зависит выбор стиля оформления выставки, витрины или сцены.
- Назовите последовательность подготовительных работ для оформления информационного или рекламного стенда.
Практическая часть
- .Выполнение надписи по модульной сетке тонким архитектурным шрифтом.
- Выполнение надписи по модульной сетке рубленым шрифтом
- Выполнение надписи по модульной сетке антиквенным шрифтом
- Выполнение надписи по модульной сетке рисованным шрифтом.
- Выполнение надписи по модульной сетке авторским шрифтом по выбору.
- Выполнение надписи по модульной сетке готическим шрифтом
- Выполнение надписи по модульной сетке русским шрифтом
- Выполнение надписи ассоциативным шрифтом.
- Выполнение буквицы по образцу.
- Выполнение знака-символа по шаблону.
- Перенос и увеличение шрифта по модульной сетке.
- Перенос и увеличение изображения по модульной сетке.
- Перенос и увеличение изображения знака-символа по модульной сетке.
- Перенос и увеличение изображения орнаментального элемента по модульной сетке.
- Выполнение надписи по трафарету.
- Выполнение знака-символа по трафарету.
- Выполнение орнамента по трафарету.
- Выполнение надписи по шаблону.
- Перенос изображения с использованием шаблона.
- Вырезание трафарета для надписи.
- Вырезание трафарета орнаментального элемента.
- Выполнение имитации фактур дерева.
- Выполнение имитации фактур камня.
- Разведение колеров по шкале оттенков
- Разведение колеров по шкале оттенков.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Основная литература
- Адамчик М.В. «Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве», Минск, Харвест,2009
- Беккерман Я.И. Технология оформительских работ. М.: Высшая школа, 1999.
- Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2006.
- Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
- Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Ломов С.П., Аманжолов С.А. Цветоведение: Учебн. Пособие для вузов, по спец. «Изобразит. Искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн». – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014
- Лаврентьев А.Н. «История дизайна», М. «Гардарики», 2007
- М.В. Лопес. Декоративно-малярные техники. М.: АСТ-ПРЕСС, 2010
- Макетирование. Под ред. Топчий И.В., Калмыковой Н.В. Учебное пособие. Курс «Довузовская подготовка», М.: МАРХИ, 2006
- Макетирование, Мультимедийное пособие на DVD.под редакцией Топчий И.В., Калмыкова Н.В., Максимова И.А. и др. М.: МАРХИ, 2007
- Морган Маргарет. Буквицы: Энциклопедия. Декоративная каллиграфия, М.: АРТ-РОДНИК, 2008.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебн. Для общеобразовательных организаций., М.: Просвещение, 2014
- А.Е. Сурженко. Альфрейно-живописные работы. Москва, Высшая школа, 1996
- Чихольд Ян. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера М: Эксмо, 2010
4.2. Дополнительная литература
- Адаир Д. Эффективная коммуникация – М.: Эксмо, 2006.-320 с.
- Алаи С.И. Технология конструкционных материалов : Учебник. – М. : Просвещение, 2006. – 303 с.
- Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
- Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
- Зайцев А. Наука о цвете и живопись. – М. : Искусство, 2006. – 158 с.
- Иттен И. Искусство формы. – М. : Издательский Дом Аронов, 2008.
- Иттен И. Искусство цвета. – М. : Издательский Дом Аронов, 2001.
- Кидд Чип GO. Самая простая книга по графическому дизайну. СПб.: Питер, 2014
- Лауэр Д., Пентак С. Основы дизайна. СПб.: Питер, 2014
- Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1980.
- Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации: пособие для самодеятельных художников. М.: Плакат, 1978.
- Страшнов В.Г. Как оформить стенд. М.: Плакат, 1984.
- Шрифты для художников-оформителей./ Сост. Г. Кликушин. Мн.: Полымя, 1984.
4.3. Электронные ресурсы
1. Рисование фигуры человека, основы композиции, академический рисунок, рисование интерьера, рисование деревьев, рисование животных: http://www.artprojekt.ru/school/homo/Sod.html
2. Российский общеобразовательный портал http:// www.school.edu.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http:// www.edu.ru
4.4. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы предполагает наличие материально-технической базы, соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и практического обучения, предусмотренных учебным планом.
Перечень учебных кабинетов:
1) безопасности жизнедеятельности;
2) дизайна и информационных технологий;
3) спортивный и актовый залы.
Мастерская:
- Живописи и рисунка
- Декоративно-прикладного искусства
Оборудование учебного кабинета:
1) рабочее место преподавателя;
2) учебные места обучающихся;
3) мольберты;
4) наглядные и дидактические пособия.
- Кадровое обеспечение программы
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Утверждено на заседании кафедры |
указывается название кафедры/совета |
Протокол №___ от «__»______________20__ г.
Зав. кафедрой ___________________/______________________/