Рабочая программа курса профессиональной переподготовки "Композиция"

Рабочая программа курса профессиональной переподготовки "Композиция"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «МАРЬИНА РОЩА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УМР

____________________/ Юнак Е.В./

«_____»  ________________2015 г.

Рабочая программа профессиональной переподготовки

по дисциплине

«Композиция».

 Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Автор курса:

Калугина Ю.Н.

Москва, 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Композиция»

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная программа

Цель курса заключается в ознакомлении с основами теоретических знаний и формировании практических навыков по композиции в изобразительном искусстве, необходимыми для выполнения художественно-творческих работ.

Основными задачами учебного курса являются:

- получение теоретических знаний об основных законах, правилах приемах и выразительных средствах композиции;

- ознакомление с методами и приемами выполнения практических работ по композиции;

- развитие творческого восприятия, памяти, воображения, образного и абстрактного мышления, эстетического вкуса.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. С учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), Профессионального стандарта Педагога,  в соответствии с требованиями к квалификационным характеристикам, установленным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, в  результате изучения дисциплины  «Композиция» слушатель должен:

знать

  • законы композиционного построения;
  • средства гармонизации композиции;
  • специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ.

уметь 

  • грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве;
  • использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ;
  • использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами;
  • анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений.

приобрести практические навыки выполнения художественно-творческих работ 

по замыслу в различных техниках, жанрах и стилях.

Общая трудоемкость курса по плану переподготовки – 24 часа, из них: аудиторные занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 6 часов.

Форма итоговой аттестации по дисциплине: экзамен

3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия

18  

Лекции

12

Практические занятия

6

Самостоятельная работа

6

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

24

Формы отчетности: контрольные работы

По итогам разделов

Вид итогового контроля

зачет

3.2. Распределение часов по темам и видам   учебной работы

№п/п

Темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Сам.

работа

1

Организация композиции

12

6

3

3

Контрольная работа

1.1

Законы композиционного построения.

4

2

1

1

Проверка практических заданий

1.2

Средства гармонизации композиции.

4

2

1

1

Проверка практических заданий

1.3

Художественно-образный язык композиции.

4

2

1

1

Проверка практических заданий

2

Фронтальная композиция.

12

6

3

3

Контрольная работа

2.1

Композиция станковой картины.

1

1

Устный опрос

2.2

Композиция натюрморта.

2

1

1

Проверка практических заданий

2.3

Композиция пейзажа.

2

1

1

Проверка практических заданий

2.4

Композиция портрета.

3

1

1

1

Проверка практических заданий

2.5

Композиция сюжетно-тематической картины.

4

2

1

1

Проверка практических заданий

Итоговый контроль:

зачет

Итого:

24

12

6

6

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА

 Раздел I Организация композиции

Тема 1. Законы композиционного построения.

Композиция как предмет изучения. Композиция 1) как художественная форма произведения искусства; 2) как собственно произведение искусства; 3) как наука; 4) как учебная дисциплина. Определение понятия «композиция». Теоретические основы композиции: законы, правила, приемы и средства. Композиционное размещение. 

Закон целостности, восприятия, единства и соподчинения. Формат и структурная организация картинной плоскости. Условия достижения единства композиции. Роль композиционного центра в соподчинении всех ее частей и элементов. Доминанта и субдоминанта. Варианты их организации. Композиционная пауза – смысловой центр композиции. Варианты решения художественного образа с помощью композиционной паузы.

 Закон равновесия. Определение понятия «равновесие». Условия установления равновесия в композиции. Виды равновесия: статическое и динамическое. Специфика расположения элементов членения картинной плоскости при статическом и динамическом равновесии. Членение плоскости композиции на равные и неравные части прямыми и кривыми линиями с помощью постоянного модуля, использование приема оверлеппинга. Роль тональных отношений членения плоскости на части. Примеры компоновки предметов в формате плоскости, их влияние на статику и динамику изображения. Симметрия и асимметрия в композиции. Правила создания симметричного и асимметричного баланса при компоновке форм. Способы изменения визуального веса объектов композиции для установления равновесия.

Закон контрастов и аналогий. Определение понятий «контраст», «аналогия», «нюанс» и «тождество». Примеры их проявления в произведениях, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), архитектуре и дизайне. Закономерности применения контрастов и аналогий в композиции, их роль в передаче эмоционального настроя произведения

Практические задания

Выполнение композиционных упражнений из абстрактных, геометрических или стилизованных форм по размещению их в картинной плоскости так, чтобы между ними достигалось единство и соподчинение, а  композиционный центр был организован различными способами: самым большим элементом композиции, самой сложной по силуэту формой, композиционной паузой и т.п.  ( гуашь, темпера, аппликация)

        Тема 2. Средства гармонизации композиции.

               Ритм как средство гармонизации композиции. Значение ритма в природе и жизнедеятельности человека. Ритм как раздражитель, формирующий эстетические чувства. Специфика проявления ритма в искусстве. Активно-динамический и пассивно-динамический ритм. Закономерности построения метрической композиции. Простой и сложный ритм. Проявления статики и динамики в ритмических композициях. Примеры выполнения ритмизованных рисунков, их выразительные средства. 

Пропорции как средство гармонизации композиции. Определение понятия пропорции. Система пропорционирования в изобразительном искусстве: «золотое сечение» и «модулор». Примеры использования различных систем пропорционирования в произведениях изобразительного искусства, архитектуры. Специфика работы с пропорциями элементов композиции для передачи образной выразительности. Использование правил пропорционирования при делении картинной плоскости композиции для выбора месторасположения доминанты, субдоминанты, акцентов и контрастов.

Масштаб как средство гармонизации композиции. Определение масштаба, значение масштаба для произведений живописи, графики, ДПИ и архитектуры при определении их формата и размера. Специфика выбора масштаба для выражения идейного содержания композиции. Взаимосвязь масштаба и пропорций. Роль стаффажа в определении масштаба композиции. Правила выбора модуля с учетом масштаба композиции, способа выполнения изображения и используемых изобразительных приемов.

Практические задания

                       Выполнение упражнений на построение удлиненных ритмических композиций из геометрических или растительных мотивов с использованием простого ритма, сложного ритма с передачей ускорения или замедления в динамике элементов, с организацией движения к композиционному центру и т.п. (гуашь, темпера, графические материалы)

        Тема 3. Художественно-образный язык композиции.

Форма как средство выражения художественного образа. Художественный образ как продукт творческой деятельности. Средства выражения художественного образа: точка, линия, светотень, форма, размер, пропорция, масштаб, модуль, цвет и цветотень, фактура и текстура, формат и площади композиции. Роль точки, пятна, линии и светотени для создания полноценного художественного изображения, их выразительные возможности. Форма как средство выражения художественного образа. Разновидности форм: геометрические, реалистические, биоморфические, абстрактные. Круг, квадрат, треугольник и их производные. Их свойства выразительности, эмоционально-психологического воздействия на зрителя. Восприятие формы на плоскости. Роль стилизации и трансформации в передаче художественного образа. Приемы стилизации. Роль выделения собственных признаков для передачи художественных образов в композиции.

Художественный образ и фактура. Определение фактуры: физические, изобразительные, эстетические свойства фактуры. Эмоциональное воздействие фактуры на зрителя. Взаимосвязь фактуры и художественной обработки материалов. Передача художественных образов с помощью фактур в коллаже. Разница между понятиями «фактура» и «текстура». Передача фактуры средствами графики и живописи. Примеры графических фактур. Варианты использования фактур и текстур в графических изображениях, приближенных к реальности. Использование текстур и фактур в стилизации. Тональная и декоративная роль графических фактур. Выбор стилевого направления изображения с помощью графических фактур.

Художественный образ и цвет. Определение понятия «цветовая композиция», его отличие от понятия «колорит». Различные основные типа цветовых композиций: монохромия, полярная цветовая композиция, трехцветная композиция, многоцветие, а также производные типы цветовых композиций: многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону, ахроматическая композиция.

Практические задания

                  Выполнить зарисовки графических фактур, обозначающих разные свойства: мягкое, шершавое, гладкое, рельефное, мех, чешуя, перья, вязание, гравий, кора, вода, песок… (тушь, перо, кисть)

Контрольная работа

         Провести анализ композиции заданного произведения изобразительного искусства. Определить композиционный центр (доминанту и субдоминанту), вид равновесия, способ членения картинной плоскости, средства передачи статики или динамики, присутствие ритмической организации мотивов, специфику выбора масштаба, логику использования модуля или стаффажа. Анализ можно подтвердить дополнительными построениями, выполненными с помощью наложения кальки на репродукцию заданного произведения.

Раздел I1 Фронтальная композиция.

Тема 1. Композиция станковой картины.

            Специфика построения фронтальных композиций. Виды композиций: фронтальная, объемно-пространственная, глубинно-пространственная. Виды фронтальных композиций: станковая, графическая, декоративная, монументальная. Определение станкового произведения. Жанры станковой живописи и графики: натюрморт, интерьер, портрет, пейзаж, сюжетно-тематическая картина.            

 Приемы передачи пространства на плоскости. Способы организации пространства в различных типах композиций. Специфика членения на слои и планы в классических произведениях живописи и графики. Построение пространства по законам перспективы. Передача воздушной перспективы с помощью цвета. Анализ академических произведений живописи и графики.

Тема 2. Композиция натюрморта.

Специфика жанра, его развитие. Композиция натюрморта: тематика, выбор предметов, постановка художественно-образных задач, выразительные средства. Пластическое, пятновое и колористическое решение. Последовательность работы над композицией.

Практические задания

Самостоятельно составить тематический натюрморт, подобрав предметы по форме, цвету, фактуре и назначению так, чтобы решить задачи сюжетно-образного содержания. Продумать освещение натюрморта. Тематика натюрморта может выражать профессиональную деятельность (плотник, врач, повар…), литературные ассоциации (Ромео и Джульетта, Золушка, Война и Мир…), эмоциональное состояние (радость, грусть, тревога, торжество…).

Тема 3. Композиция пейзажа.

Выбор мотива для выполнения станковой композиции пейзажа. Решение задач образной передачи состояния природы. Соблюдение законов линейной воздушной перспективы. Выразительные средства живописи и графики, применяемые в пейзаже.

Практические задания

Выполнить форэскиз композиции пейзажа по этюдам, наброскам, фотографиям, с передачей состояния природы: пасмурное летнее утро, знойный полдень, перед грозой, холодное лето… (акварель, гуашь, смешанная техника, тушь)

Тема 4. Композиция портрета.

            Замысел композиции портрета, его художественное воплощение, композиционное решение. Задачи, решаемые в композиционном портрете. Выбор выразительных средств. Роль интерьера и экстерьера в однофигурной композиции.

Практические задания

Самостоятельно подготовить модель для тематического портрета, подобрав соответствующие элементы костюма, аксессуары по цвету, фактуре и назначению так, чтобы решить задачи сюжетно-образного содержания. Продумать фон, окружающие предметы и освещение портрета. Тематика портрета может выражать собирательный образ (юность, зрелость, доброта, коварство, герой, злодей…),  профессиональную деятельность (плотник, врач, повар…), литературных героев, исторических и народных персонажей, эмоциональное состояние (радость, грусть, тревога, торжество…). Выполнить форэскиз в графике.

Тема 5. Композиция сюжетно-тематической картины.

Методика работы над сюжетной композицией: идея, тема, сюжет, мотив в картине. Возникновение, формирование и художественное воплощение творческого замысла. Этапы ведения творческой работы. Значение творческо-поисковой деятельности. Основная цель выполнения эскизов и задачи, решаемые в них. Специфика организации сюжетной композиции в интерьере и пейзаже. Единство формы воплощения и идейного содержания сюжетной композиции.

Практические задания

По предварительным наброскам выполнить эскиз сюжетной композиции в цвете. Примерная тематика: прогулка, работа в поле, строители, в семейное кругу, свидание, прощание, праздник, спасатели и т.д. Композиция должна включать не более 2-х, 3-х персонажей. (гуашь, акварель, темпера)

Контрольная работа

Провести анализ академического произведения живописи или графики. Определить особенности перспективного построения, количество планов. Наложить на картину кальку и попробовать найти и начертить основные оси. Попытаться найти параллельные основным осям линии, объединяющие элементы композиции по определенной закономерности.(цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки).

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Разделы и темы для самостоятельной работы

Виды и содержание самостоятельной работы слушателей

1.1  Законы композиционного построения.

Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Выполнение композиций из абстрактных или сюжетных стилизованных форм, решая задачи передачи контраста, нюанса и тождества цвета, тона, форм, фактур различными способами: передать цветовой контраст при тождестве форм, передать контраст фактур, нюанс форм и цветовое тождество, организовать композиционный центр посредством контраста тона при тождестве цвета и нюансе форм и т. п.  (гуашь, темпера, аппликация)

  1. Средства гармонизации композиции.

Проработка учебного материала Выполнение практического задания:                       Выполнение эскиза композиции архитектурного пейзажа с использованием стаффажа так чтобы подчеркнуть следующие качества: колоссальность, величие или камерность, интимность объекта, легкость архитектуры и воздушное пространство и т.п. (карандаш, тушь, уголь, соус)

1.3 Художественно-образный язык композиции.

Выполнение практического задания:                       Выполнить несколько вариантов стилизованных композиций пейзажа или натюрморта с использованием линии; пятна и линии; линии и штриха; линии и точки; пятна, линии и штриха; пятна, линии и точки. (тушь, перо, кисть)

2.2 Композиция натюрморта.

Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Выполнить композиционные поиски тематического натюрморта, используя различные графические материалы и техники в зависимости от его сюжетно-образного содержания.( тушь, чернила, карандаш, уголь, пастель)

2.3 Композиция пейзажа.

Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Выполнить этюды и наброски одного и того же мотива пейзажа(с натуры или по памяти и представлению) в разное время суток с передачей разного состояния природы при помощи выразительных средств графики.(пастель,акварель, тушь, смешанная техника)

2.4 Композиция портрета.

Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Выполнить зарисовки портрета с передачей различных эмоциональных состояний модели при помощи композиционного размещения и выразительных средств графики.(карандаш, уголь, сангина, соус, пастель)

2.5 Композиция сюжетно-тематической картины.

Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Выполнить поиски и наброски к сюжетно-тематической композиции по выбранной тематике.(карандаш, гуашь, акварель, темпера)

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

       Провести анализ композиции  произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства , ответив на следующие вопросы:

  1. К какому виду и жанру можно отнести данную композицию?
  2. В какой технике она выполнена?
  3. Какова главная идея композиции?
  4. Какими художественно-выразительными средствами передается идейный замысел работы?
  5. Какой вид цветовых композиций или тип колорита используется в работе для выражения художественного образа?
  6. Какие виды цветовых контрастов представлены в работе?
  7. Какая роль отводится освещению композиции?
  8. Как выделяется композиционный центр?
  9. Какой вид равновесия представлен в данной работе?
  10. Как соблюдаются  законы равновесия в данной композиции?
  11. Правильно ли закомпонованы элементы композиции в данном формате?
  12. Какими средствами в композиции передаются движение или покой?
  13. Присутствует ли в композиции ритмическая организация мотивов?
  14. Какие средства гармонизации композиции используются наиболее активно в данной композиции для передачи идейного замысла?
  15. Какими способами передаются пространство и объем в композиции?

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

              7.1.Литература

Основная литература

1.    Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2006.

2.        Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.

3.        Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

4.        Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. – 2-е изд.  – М.: Просвещение, 1986.

 Дополнительная  литература

1.        Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

2.        Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.

3.        Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.

4.        Иттен Иоханнес. Искусство формы. – М.: Изд. Д. Аронов, 2006.

5.        Иттен Иоханнес. Искусство цвета.– М.: Изд. Д. Аронов, 2006.

6.        Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей – 2-е изд. – Мн.: Беларусь, 2006.

7.        Сокольникова Н.М. Изобразительное икусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч.Ч.3.Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2005.

8.        Чернышов О.В. Формальная композиция. Творческий практикум – Мн.: Харвест, 1999.

7.2. Методическое обеспечение дисциплины

Учебно-методический комплекс, включающий рабочую программу, календарно-тематический план, материалы к лекциям, дидактические материалы к практическим заданиям, контрольно-оценочные средства, включая материалы к экзамену.

7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Мультимедийные презентации по темам: «Композиция натюрморта», «Композиция пейзажа», «Композиция портрета».
  2. Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор.
  3. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: учебная доска, парты, стулья.