Рабочая программа курса профессиональной переподготовки "Методика организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства"
Рабочая программа курса профессиональной переподготовки "Методика организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «МАРЬИНА РОЩА»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УМР
____________________/ Юнак Е.В./
«_____» ________________2015 г.
Рабочая программа профессиональной переподготовки
по дисциплине
«Методика организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства».
Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Автор курса:
Калугина Ю.Н.
Москва, 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методика организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
- ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная программа
Цель курса заключается в формировании профессиональных знаний и навыков, необходимых для организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных учреждениях.
Основными задачами учебного курса являются:
- познакомить слушателей с методическими основами дополнительного образования в области изобразительного искусства;
- дать представление о требованиях и содержании современных программ дополнительного образования по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для детей школьного возраста;
- научить определять цели и задачи, планировать, организовывать, проводить и анализировать различные формы занятий и культурно-досуговых мероприятий в рамках школьного дополнительного образования по изобразительному искусству, оценивать процесс и образовательные результаты;
- познакомить с требованиями по оформлению документации, обеспечивающей процесс дополнительного образования по изобразительному искусству.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- С учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), Профессионального стандарта Педагога, в соответствии с требованиями к квалификационным характеристикам, установленным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, в результате изучения дисциплины «Методика организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» слушатель должен:
знать
- теоретические основы и методику планирования занятий и культурно-досуговых мероприятий в рамках школьного дополнительного образования по изобразительному искусству;
- формы организации дополнительного образования по изобразительной деятельности;
- методику работы по организации занятий и культурно-досуговых мероприятий в области изобразительного искусства;
- методику осуществления наблюдения, анализа различных форм дополнительного образования школьников и оценки результатов мероприятий;
уметь
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм дополнительного образования;
- планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- организовывать и проводить внеклассную и досуговую деятельность обучающихся;
- развивать у обучающихся художественный вкус и интерес к освоению ценностей изобразительного искусства;
- подбирать методический материал к проведению занятий и мероприятий и обеспечивать его необходимым оборудованием;
- использовать методики дополнительного образования в области изобразительного искусства в процессе проведения внеурочных мероприятий;
- оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам;
приобрести практические навыки
- анализа планов и организации внеурочных занятий и мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- составления планов-конспектов проведения внеурочных занятий и досуговых мероприятий.
Общая трудоемкость курса по плану переподготовки – 40 часов, из них: аудиторные занятия – 32 часа, самостоятельная работа – 8 часов.
Форма итоговой аттестации по дисциплине: экзамен
- ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия | 26 |
Лекции | 14 |
Практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа | 8 |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | 34 |
Вид итогового контроля | Экзамен |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
№п/п | Темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Сам. работа | ||||
1 | Методика организации дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства | 34 | 14 | 12 | 8 | экзамен |
1.1 | Формы организации работы в области школьного дополнительного образования по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | 8 | 3 | 3 | 2 | Устный опрос Проверка практических заданий |
1.2 | Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | 5 | 2 | 2 | 1 | Проверка практических заданий |
1.3 | Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | 6 | 2 | 2 | 2 | Проверка практических заданий |
1.4 | Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. | 9 | 4 | 2 | 3 | Проверка практических заданий |
1.5 | Результативность дополнительного образования учащихся. | 2 | 1 | 1 | - | Проверка практических заданий |
1.6 | Наблюдение и анализ внеурочных занятий и досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности | 2 | 1 | 1 | - | Проверка практических заданий |
1.7 | Ведение документации педагога дополнительного образования по изобразительному искусству | 2 | 1 | 1 | - | Проверка практических заданий |
Итоговый контроль: | экзамен | |||||
Итого: | 34 | 14 | 12 | 8 | ||
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
Раздел I
Тема 1. Формы организации работы в области школьного дополнительного образования по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Методика организации дополнительного образования в общеобразовательной школе. Внеурочная деятельность учителя изобразительного искусства в системе школьного дополнительного образования, его специфика, отличия от обязательных форм организации учебной деятельности. Особенности школьного дополнительного образования в области изобразительного искусства. Роль дополнительного художественного образования в школе полного дня.
Цели, задачи и содержание методики внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искусству. Необходимая учебная и методическая литература. Формы организации внеурочной работы учителя изобразительного искусства. Многообразие форм проведения внеурочной работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству: факультатив, беседы, лекции, доклады, кинофильмы, экскурсии, детские творческие объединения. Формы детских творческих объединений по изобразительной деятельности: кружок, студия, мастерская. Формы организации досуговых мероприятий по изобразительной деятельности: КВН, викторина, фестиваль детского творчества, конкурс, праздник.
Факультатив. Его роль в учебном процессе. Его структура, содержание, цель, задачи, методика организации учебной работы. Планирование занятий факультатива изобразительного искусства.
Экскурсия, беседа, лекция, доклад, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству. Экскурсия беседа, лекция, доклады просмотры кинофильмов как формы культурно-просветительской работы со школьниками в области изобразительного искусства. Их структура, содержание и методика проведения
Детские творческие объединения по изобразительной деятельности: кружок, студия, мастерская, их роль в школьном дополнительном образовании. Специфика организации работы детских творческих объединений в различных возрастных группах.
Игровые формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству. Разнообразие игровых форм организации культурно-досуговой деятельности школьников: КВН, викторина и т.д. Их структура, содержание, цель, задачи, методика проведения и особенности планирования.
Праздничные формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству. Разнообразие праздничных форм организации культурно-досуговой деятельности школьников: фестиваль детского творчества, конкурс, праздники, презентации, театрализованные представления и т.д. Их структура, содержание, цель, задачи, методика проведения.
Практические занятия:
Составить сравнительный анализ функционирования детских творческих объединений, отметив общие признаки и различие.
Практикум по организации конкурсов, игровой деятельности для досуговых мероприятий в области изобразительного искусства.
Тема 2. Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Анализ основных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Министерства образования РФ. Изучение и анализ программ детских художественных школ, детских творческих объединений по изобразительной деятельности. Специфика структуры их построения и принцип распределения учебного материала. Методические комплекты к данным программам, их содержание и примеры применения.
Анализ авторских программ по изобразительному искусству. Отличительные особенности авторских программ, правила их разработки и утверждения. Разнообразие авторских программ и возможности их использования в процессе организации внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе.
Практические занятия:
Заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала программ дополнительного образования для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн.
Тема 3. Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности.
Роль планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Виды документации по планированию внеурочной работы в общеобразовательной школе. Методика составления плана внеурочных мероприятий учителя изобразительного искусства. Методика календарно-тематического планирования детского творческого объединения.
Методика составления рабочих планов-конспектов для различных форм организации внеурочной деятельности школьников: занятий детского творческого объединения, экскурсии, сценариев досуговых мероприятий.
Планирование занятий и мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в каникулярное время. Особенности программ дополнительного образования на каникулярное время. Методика составления календарно-тематического планирования на каникулярный период.
Практические занятия:
Составление пробного календарно-тематического плана внеурочных мероприятий по изобразительному искусству на одну четверть.
Тема 4. Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности.
Методические основы преподавания различных видов изобразительной деятельности на занятиях детских творческих объединений. Виды изобразительной деятельности их характеристика и возможности изучения на занятиях детских творческих объединений в зависимости от возрастной группы, от интересов и мотивации учащихся, от материального и кадрового обеспечения учебного процесса.
Характеристика форм, методов и приемов организации занятий детских творческих объединений в процессе изучения различных видов изобразительной деятельности. Методические рекомендации к проведению занятий по различным видам изобразительной деятельности: рисунку, живописи, композиции, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусства или культурно-просветительской деятельности.
Практические занятия:
Составление технологической карты занятия кружка по какому-либо виду изобразительной деятельности (по выбору слушателя)
Тема 5. Результативность дополнительного образования учащихся.
Оценивание процесса и результата обучения изобразительному и декоративно прикладному искусству на внеурочных занятиях в школе. Требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству. Оценивание результатов изобразительной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Организация анализа детских работ на занятиях в разных возрастных группах, его роль в формировании положительной мотивации к изобразительной деятельности и объективной самооценки у школьников.
Учет успеваемости школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству. Виды учета успеваемости школьников. Критерии оценки теоретических знаний и практических умений и навыков по разным видам изобразительной деятельности. Составление карт оценки практических работ обучающихся и возможности их использования в процессе обучения изобразительному искусству.
Организация отчетных мероприятий по итогам обучения изобразительной деятельности на внеурочных занятиях. Разнообразие форм организации отчетных мероприятий по итогам обучения изобразительной деятельности на внеурочных занятиях: выставки, конкурсы, олимпиады и их разновидности. Организация подготовки к участию в данных мероприятиях разного уровня: оформление документации, методических материалов, творческих работ.
Практические занятия:
Практикум по организации анализа и оценки детских работ, участвующих в конкурсе художественного творчества.
Тема 6. Наблюдение и анализ внеурочных занятий и досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности
Цель и задачи наблюдения внеурочных занятий и культурно-досуговых мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Методика организации и проведения наблюдения за деятельностью учителя и учеников. Отчетная документация: дневники и карты наблюдения, правила их составления, заполнения и обработки данных.
Анализ внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. План и логика изложения анализа занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности на основе данных наблюдения. Методика проведения опроса (анкетирования, тестирования и т.д.), экспертной оценки и самооценки для объективного анализа и самоанализа качества организации и проведения занятий и мероприятий дополнительного художественного образования школьников.
Практические занятия:
Наблюдение и анализ внеурочных занятий или культурно-досуговых мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству при просмотре видеозаписи.
Тема 7. Ведение документации педагога дополнительного образования по изобразительному искусству.
Учебная документация учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности. Цели и задачи делопроизводства педагога дополнительного образования.
Ознакомление с должностными инструкциями, инструкцией по соблюдению правил техники безопасности с общими положениями, функциями, обязанностями, правами и ответственность. Правила ведения журнала учёта работы учебной группы. Составление плана работы в каникулы. Отчёт об итогах образовательной работы за год, протокол родительских собраний.
Практические занятия:
Ознакомление с пакетом документов педагога дополнительного образования по изобразительному искусству.
Практикум по заполнению отдельных граф журнала учёта работы учебной группы
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ
Разделы и темы для самостоятельной работы | Виды и содержание самостоятельной работы слушателей |
1. Формы организации работы в области школьного дополнительного образования по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Подготовка игр и вопросов для викторины по изобразительному искусству |
2. Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | Проработка учебного материала Подготовка сообщений о программах дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. |
3. Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | Проработка учебного материала Выполнение практических заданий: Оформление иллюстрированного календарно-тематического плана занятия детского творческого объединения по изобразительному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся. |
4. Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. | Проработка учебного материала Выполнение практических заданий: Составление рабочего плана-конспекта внеурочного занятия по различным видам изобразительной деятельности (по выбору). Составление плана-конспекта игровых форм досуговых мероприятий. |
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
- Цель и задачи дополнительного художественного образования в общеобразовательной школе
- Специфика дополнительного образования, его отличие от основного общего образования в современной школе.
- Особенности школьного дополнительного образования и его отличия от внешкольного.
- Авторские программы обучения изобразительному искусству в рамках дополнительного художественного образования.
- Методика составления планирования внеурочных мероприятий по изобразительному искусству.
- Составление рабочих планов-конспектов внеурочных мероприятий по изобразительному искусству.
- Планирование занятий и мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в каникулярное время.
- Учитель изобразительного искусства как организатор и руководитель внеурочной деятельностью, его отличие от педагога дополнительного образования.
- Занятие как форма организации обучения по изобразительному искусству в рамках дополнительного образования
- Занятие детского творческого объединения по изобразительному искусству как средство развития творческих способностей учащихся
- Разработка технологической карты внеурочного занятия по изобразительному искусству
- Методика проведения бесед об искусстве с учащимися
- Организация учебного процесса на занятиях тематического рисования
- Методика проведения занятий по рисованию с натуры.
- Методика изучения народных промыслов на кружковых занятиях.
- Обучение основам композиции на внеурочных занятиях.
- Изучение основ декоративной композиции на внеурочных занятиях.
- Изучение основ стилизации на внеурочных занятиях.
- Изучение основ построения орнамента на внеурочных занятиях.
- Ознакомление с основами оформительской деятельности в процессе подготовки внеурочных и досуговых мероприятий.
- Ознакомление с основами дизайна на внеурочных занятиях.
- Методика проведения занятий по скульптуре.
- Организация и проведение занятий по художественному труду в начальной школе.
- Мастер-класс педагога как метод наглядного обучения в рамках дополнительного художественного образования
- Методика организации досуговых мероприятий по изобразительному искусству в 1-4 классах
- Формы организации внеурочных занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
- Факультатив. Его роль в учебном процессе.
- Экскурсия, беседа, лекция, доклад, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству.
- Детские творческие объединения по изобразительной деятельности: кружок, студия, мастерская.
- Игровые формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству
- Праздничные формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству.
- Планирование занятий и мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в каникулярное время.
- Оценивание процесса и результата обучения изобразительному и декоративно прикладному искусству на внеурочных занятиях в школе.
- Учет успеваемости школьников по изобразительному искусству на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
- Методика наблюдения внеурочных занятий по изобразительному и декоративно прикладному искусству.
- Анализ внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
- Критерии и карты оценки детских работ по изобразительному искусству.
- Организация выставки детских работ.
- Оборудование мастерской изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Организация дополнительного художественного образования для учащихся среднего школьного возраста.
- Организация дополнительного художественного образования для старшеклассников..
- Виды игровых программ для досуговых мероприятий по изобразительному искусству.
- Роль государственного образовательного стандарта среднего образования и учебного плана в планировании учебной деятельности по ИЗО
- Учебно-методическая документация учителя изобразительного искусства
- Правила ведения журнала учета учебных групп
- Методика проведения дидактических игр на развитие эстетических представлений на уроках ИЗО
- Методика проведения дидактических игр по изобразительному искусству во время досуговых мероприятий.
- Методика проведения дидактических игр на приобретение творческого опыта
- Методика викторины в рамках досуговых мероприятий по изобразительному искусству.
- Содержание методических пособий по обучению изобразительному и декоративно-прикладному искусству в рамках дополнительного образования в школе.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1.Литература
Основная литература
1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф. образования – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004.-239с.
3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ.пед.училищ и колледжей – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004.-346с.
Дополнительная литература:
1. 1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений/Под ред.О.Е.Лебедева – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-256с.
2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005.- 288с.
3. Буйлова Л.Н., Г.П. Буданова Дополнительное образование: норматив.док. и материалы – М.: просвещение, 2008.- 317с.
4. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время / Авторы сост.- Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, О.И. Радомская и др. М.: Просвещение 2008.- 208с.
5. М. В. Ватулина Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», М.: Центр внешкольной работы северо-западного окружного Управления образования, 2008.- 56с.
6. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / Сост.:Горушкина С.Н., Тозыякова И.А., Шубин Ю.А.- Ростов на /Д.: Феникс, 2007.-300с.
7.2. Методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методический комплекс, включающий рабочую программу, календарно-тематический план, материалы к лекциям, дидактические материалы к практическим заданиям, контрольно-оценочные средства, включая материалы к экзамену.
7.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- Мультимедийные презентации по теме: «Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности».
- Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор.
- Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: учебная доска, парты, стулья.