Рабочая программа курса профессиональной переподготовки "Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных организациях"
Рабочая программа курса профессиональной переподготовки "Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных организациях"
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях»
- ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная программа
Цель курса заключается в формировании профессиональных знаний и навыков, необходимых для преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях.
Основными задачами учебного курса являются:
- познакомить слушателей с методическими основами преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
- дать представление о требованиях ФГОС ООО и содержании современных программ обучения изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях;
- научить определять цели и задачи, планировать, организовывать, проводить и анализировать уроки изобразительного искусства, оценивать процесс и результаты учения;
- познакомить с требованиями по оформлению документации, обеспечивающей процесс обучения изобразительному искусству.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- С учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), Профессионального стандарта Педагога, в соответствии с требованиями к квалификационным характеристикам, установленным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, в результате изучения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях» слушатель должен:
знать
- содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях;
- теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп;
- методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников;
- методику выполнения педагогического рисунка на классной доске при проведении уроков изобразительного искусства;
- требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству;
- особенности оценочной деятельности учителя изобразительного искусства;
- методику наблюдения и анализа уроков изобразительного искусства;
- виды учебной документации, требования к ее оформлению.
уметь
- оценивать процесс и результаты обучения изобразительному искусству и изобразительной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, вести учет успеваемости школьников;
- анализировать подготовку и проведение уроков, корректировать и совершенствовать их;
- отбирать содержание, подбирать дидактические материалы и организовывать изобразительную деятельность обучающихся;
- использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- вести учебную документацию;
приобрести практические навыки
- анализа планов проведения уроков изобразительного искусства, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков изобразительного искусства;
- ведения учебной документации
Общая трудоемкость курса по плану переподготовки – 40 часов, из них: аудиторные занятия – 32 часа, самостоятельная работа – 8 часов.
Форма итоговой аттестации по дисциплине: экзамен
- ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия | 32 |
Лекции | 18 |
Практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа | 8 |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | 40 |
Вид итогового контроля | Экзамен |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
№п/п | Темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Сам. работа | ||||
1 | Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях | 40 | 18 | 14 | 8 | экзамен |
1.1 | Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе как предмет изучения. | 2 | 2 | - | - | Устный опрос |
1.2 | Содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях. | 5 | 2 | 2 | 1 | Проверка практических заданий |
1.3 | Планирование уроков по изобразительному искусству. | 6 | 2 | 2 | 2 | Проверка практических заданий |
1.4 | Методика проведения уроков изобразительного искусства. | 13 | 6 | 4 | 3 | Проверка практических заданий |
1.5 | Оценочная деятельность учителя изобразительного искусства. | 5 | 2 | 2 | 1 | Проверка практических заданий |
1.6 | Наблюдение и анализ уроков изобразительного искусства. | 5 | 2 | 2 | 1 | Проверка практических заданий |
1.7 | Учебная документация учителя изобразительного искусства. | 4 | 2 | 2 | - | Проверка практических заданий |
Итоговый контроль: | экзамен | |||||
Итого: | 40 | 18 | 14 | 8 | ||
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
Раздел I
Тема 1. Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе как предмет изучения.
Введение в методику преподавания изобразительного искусства: цель, задачи и содержание методики преподавания изобразительного искусства. Теоретическая и практическая методика: система, метод и приемы обучения. Необходимая учебная и методическая литература.
Современные методы, приемы и средства в процессе обучения изобразительному искусству: их выбор, соответствие задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета. Многообразие методов, приемов и средств для изучения нового материала, закрепления и выработки умений и навыков, стимуляции и мотивации учебной деятельности, контроля и самоконтроля учащихся: их оптимальное сочетание.
Психологические основы обучения изобразительному искусству. Психология изобразительной деятельности и восприятия искусства учащимися различных возрастных групп. Природа детского рисования. Этапы развития детского рисунка: от каракулей до целостного художественного образа. Возрастные особенности обучения изобразительному искусству учащихся младшего и среднего школьного возраста. Развитие познавательной сферы обучающихся, их индивидуальности и личности. Развитие мотивации изобразительной деятельности.
Тема 2. Содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях.
Анализ основных общеобразовательных программ по изобразительному искусству Министерства образования РФ. Требования ФГОС основного общего образования (ООО) к структуре, содержанию и условиям реализации образовательной программы предметной области: «Искусство». Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы ООО в ходе изучения учебного предмета: «Изобразительное искусство», изложенные в новом стандарте.
Основные общеобразовательные программы: «Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина, «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского, «Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» под ред. Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и др. Специфика структуры их построения и принцип распределения учебного материала. Методические комплекты к данным программам, их содержание и примеры применения. Соответствие содержания общеобразовательных программ по изобразительному искусству требованиям ФГОС ООО нового поколения.
Анализ авторских программ по изобразительному искусству. Отличительные особенности авторских программ, правила их разработки и утверждения. Разнообразие авторских программ и возможности их использования в процессе преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Практические занятия:
Заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала основных общеобразовательных программ для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн.
Тема 3. Планирование уроков по изобразительному искусству.
Урок как основная форма организации обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе, его типы, элементы, структура и содержание. Традиционная и инновационная структуры уроков искусства: урок трансляции и урок коммуникации. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Методика составления рабочего плана-конспекта урока. Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на разных этапах урока.
Практические занятия:
Составление пробного календарно-тематического плана уроков по изобразительному искусству для определенной возрастной группы учащихся на одну четверть.
Тема 4. Методика проведения уроков изобразительного искусства.
Методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе: информационно-коммуникационных технологий и технических средств. Методика проведения дидактических игр и упражнений на уроках изобразительного искусства. Методика выполнения педагогического рисунка на классной доске. Организация и проведение мастер-класса на уроках рисования с натуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, конструирования или лепки. Решение проблемных задач, вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность и художественно-творческое проектирование на уроках изобразительного искусства.
Методические рекомендации к проведению уроков по различным видам изобразительной деятельности:
Методика проведения уроков рисования с натуры в различных техниках графики и живописи.
Методика проведения уроков тематического рисования с решением композиционно-творческих задач.
Методика проведения уроков декоративно-прикладного, народного искусства и дизайна.
Методика проведения уроков по выполнению объемно-пластических работ и моделированию.
Методика проведения уроков-бесед об искусстве.
Практические занятия:
Упражнения по выполнению педагогического рисунка на классной доске по предложенному образцу.
Выполнение эскиза наглядного пособия по изобразительному искусству.
Подготовка технологической карты для проведения мастер-класса.
Тема 5. Оценочная деятельность учителя изобразительного искусства.
Оценивание процесса и результата обучения изобразительному искусству. Требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству. Оценивание результатов изобразительной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Организация анализа детских работ на уроках в разных возрастных группах, его роль в формировании положительной мотивации к изобразительной деятельности и объективной самооценки у школьников.
Учет успеваемости школьников на уроках изобразительного искусства. Виды учета успеваемости школьников. Формы и критерии оценки теоретических знаний и практических умений и навыков по разным видам изобразительной деятельности. Составление карт оценки практических работ обучающихся и возможности их использования в процессе обучения изобразительному искусству. Проверка уровня усвоения учебного материала с помощью тестирования. Методика составления тестов на проверку знаний.
Практические занятия:
Упражнения в оценивании детских работ по разным видам изобразительной деятельности с помощью соответствующих критериев.
Тема 6. Наблюдение и анализ уроков изобразительного искусства.
Методика наблюдения уроков изобразительного искусства. Цель и задачи наблюдения уроков изобразительного искусства. Методика организации и проведения наблюдения за деятельностью учителя и учеников. Отчетная документация: дневники и карты наблюдения, правила их составления, заполнения и обработки данных.
Анализ уроков изобразительного искусства. План и логика изложения анализа уроков изобразительного искусства на основе данных наблюдения. Методика проведения анализа и самоанализа качества преподавания. Критерии оценки компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивировании обучающихся, обеспечения информационной основы деятельности, разработки программ деятельности и принятия педагогических решений, в области организации учебной деятельности в соответствии с требованиями нового ФГОС ООО.
Практические занятия:
Наблюдение и анализ урока изобразительного искусства при просмотре видеозаписи.
Тема 7. Учебная документация учителя изобразительного искусства.
Виды учебной документации. Правила ведения школьного журнала. Оформление календарно-тематических планов. Структура и содержание рабочих программ. Перечень отчетной документации для аттестации учителя изобразительного искусства и правила ее оформления.
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ
Разделы и темы для самостоятельной работы | Виды и содержание самостоятельной работы слушателей |
2. Содержание современных программ обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных учреждениях. | Подготовка сообщений на тему: «Авторские программы по изобразительному искусству». Выполнение практического задания: Анализ содержания учебного материала, представленного в одной из программ по изобразительному искусству, по заданной тематике и возрастной группе. |
3. Планирование уроков по изобразительному искусству. | Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Оформление иллюстрированного календарно-тематического плана по изобразительному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся. |
4. Методика проведения уроков изобразительного искусства. | Проработка учебного материала Выполнение практических заданий: Составление рабочего плана-конспекта урока по одному из видов изобразительной деятельности на выбор. Разработка и оформление дидактической игры по изобразительному искусству. Разработка и оформление проблемных карточек-заданий по изобразительному искусству. |
5. Оценочная деятельность учителя изобразительного искусства. | Проработка учебного материала Выполнение практических заданий: Оформление карты оценки практических работ учащихся на уроках изобразительного искусства по заданной тематике. Разработка тестов для проверки знаний учащихся на уроках изобразительного искусства по заданной тематике. |
6. Наблюдение и анализ уроков изобразительного искусства. | Проработка учебного материала Выполнение практического задания: Оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на уроках изобразительного искусства. |
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
- Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе
- Специфика обучения изобразительному искусству в современной школе
- Государственные программы по изобразительному искусству
- Содержание и структура программы по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина
- Содержание и структура программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского
- Содержание и структура программы по декоративно-прикладному искусству под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и т.д.
- Авторские программы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
- Программы и методики обучения изобразительному искусству в рамках дополнительного художественного образования.
- Методика составления календарного планирования уроков изобразительного искусства
- Учитель изобразительного искусства как организатор и руководитель учебного процесса
- Урок как основная форма учебной работы по изобразительному искусству в школе
- Урок изобразительного искусства как средство развития творческих особенностей учащихся
- Формы написания конспектов уроков по изобразительному искусству
- Методика проведения бесед об искусстве с учащимися
- Организация учебного процесса на уроках тематического рисования
- Методика проведения уроков рисования с натуры.
- Методика изучения народных промыслов на уроках декоративного рисования.
- Обучение основам композиции на уроках тематического рисования.
- Изучение основ декоративной композиции на уроках изобразительного искусства.
- Изучение основ стилизации на уроках декоративного искусства.
- Изучение основ построения орнамента на уроках декоративного рисования.
- Ознакомление с основами оформительской деятельности на уроках декоративного рисования.
- Ознакомление с основами дизайна на уроках декоративного искусства.
- Организация и проведение уроков художественного труда в начальной школе.
- Педагогический рисунок как метод наглядного обучения на уроках изобразительного искусства
- Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах
- Содержание занятий по изобразительному искусству с элементами цветоведения
- Уроки декоративного рисования в начальной школе
- Учет успеваемости школьников по изобразительному искусству
- Анализ урока изобразительного искусства.
- Критерии и карты оценки детских работ по изобразительному искусству.
- Организация анализа детских работ на уроке изобразительного искусства.
- Кабинет изобразительного искусства и его оборудование
- Методика изобразительного искусства в 5-6 классах
- Роль государственного образовательного стандарта среднего образования и учебного плана в планировании учебной деятельности по ИЗО
- Учебно-методическая документация учителя изобразительного искусства
- Правила ведения классных журналов
- Методика проведения дидактических игр на развитие эстетических представлений на уроках ИЗО
- Методика проведения дидактических игр на формирование изобразительных умений и навыков на уроках ИЗО
- Методика проведения дидактических игр на приобретение творческого опыта на уроках ИЗО
- Содержание и правила оформления карточек-заданий на развитие эстетических представлений
- Содержание и правила оформления карточек-заданий на формирование изобразительных умений и навыков
- Содержание и правила оформления карточек-заданий на приобретение творческого опыта
- Методика составления дидактических тестов на проверку знаний по изобразительному искусству
- Содержание методических пособий по обучению народным росписям
- Содержание методических пособий по обучению живописи
- Содержание методических пособий по обучению гармонизации цвета
- Содержание методических пособий по обучению различным видам художественной обработки декоративных материалов
- Содержание методических пособий по изучению темы: «Орнамент»
- Содержание методических пособий по обучению графике
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1.Литература
Основная литература
1. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная тьютерская модель) – 2-е доп. изд. – Ижевск: ERGO, 2010.
2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы./ В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов. – М.: Дрофа, 2010.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы./ В.С.Кузин , С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. 1 – 8 классы./ Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой и др. – М.: Дрофа, 2002
7. standart.edu./catalog.aspx?CatalogId=2588
Дополнительная литермтура:
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: ВАКО, 2009.
3. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
4. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2000.
5. Горяева Н.А. Твоя мастерская.: Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразоват. учреждений./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
6. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
7. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. – М : Просвещение, 2008.
8. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие/ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
9. Изобразительное искусство: Поурочные планы по программе В.С. Кузина/ Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.
10. Изобразительное искусство 1-8 классы: Развернутое тематич. Планирование по программе Б.М. Неменского/ Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Полищук, Т.В. Андриенко. – Волгоград: Учитель, 2010.
11. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: Конспекты уроков./ Сост. З.А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
12. Изобразительное искусство: творческие тетради для нач. школы/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова и др. – М.: Просвещение, 2008.
13. Изобразительное искусство. 1-4 классы: Упражнения, задания, тесты./ Авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
14. Катханова Ю.Ф. Изобразительное искусство: Рабочие тетради. 1-4 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
15. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 кл. нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: АГАР, 1998.
17. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений.: в 2 ч. – М. Дрофа, 2001
18. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений.: в 2 ч. – М. Дрофа, 2001
19. Неменская Л.И. Искусство в жизни человека.: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
20. Неменская Л.И. Искусство и ты – ты изображаешь, украшаешь и строишь.: Учебник для 1 кл. нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2001.
21. Неменская Л.И.Каждый народ - художник.: Учебник для 4 кл.нач. школы./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, АО « Московские учебники», 2000.
22. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
23. Рабочие тетради по основам народного искусства для занятий с детьми 7-9 лет на уроках труда и изобразительного искусства./ Автор и рук. Проекта Ю.Г. Дорожин. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч. – Обнинск: Титул, 2005.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
26. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
27. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2009.
28. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.: Учебник для 3 кл. нач. школы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. – М.: Просвещение, 2006.
29. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.: Учебник для 4 кл. нач. школы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2005.
30. festival.1september.ru/articles/subject/28
7.2. Методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методический комплекс, включающий рабочую программу, календарно-тематический план, материалы к лекциям, дидактические материалы к практическим заданиям, контрольно-оценочные средства, включая материалы к экзамену.
7.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- Мультимедийные презентации по теме: «Методика проведения уроков изобразительного искусства».
- Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор.
- Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: учебная доска, парты, стулья.