Рабочая программа ПМ 03 Выполнение работ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Рабочая программа ПМ 03 "Выполлнение работ вобласти изобразительного и декоративно-пнрикладного искуссва"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03.
«Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2016
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. «Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения» составлена в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «27» октября 2014г. № 1384.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель Сапелкина Н.А.
- Общая характеристика профессионального модуля[1]
- Цель освоения профессионального модуля:
Подготовить обучающихся к самостоятельному выполнению работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения на профессиональном уровне, необходимом для преподавания изобразительного искусства и черчения в общеобразовательных организациях и для художественно-творческой деятельности.
- Задачи освоения профессионального модуля:
- развитие художественно-творческих способностей, приобщение обучающихся
к мировой, отечественной культуре с учетом универсальных мировых ценностей и национально-культурной самобытности, национальных и региональных традиций;
- овладение академическими основами изобразительной грамоты, изучение технологий и техник живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, владение различными изобразительными материалами;
- творческое изучение окружающего мира средствами изобразительного искусства;
- овладение умением систематизировать и обобщать накопленный опыт в области изобразительного искусства и использование его в своем творчестве;
- овладение умением применять полученные на занятиях по рисунку, живописи, скульптуре и декоративно-прикладному искусству знания для выражения художественного образа в творческой работе;
- овладение основами инженерной графики и практическими навыками черчения;
– формирование специалиста, знающего современные научные тенденции в теории и методике изобразительной деятельности и творчества, владеющего инновационными педагогическими технологиями и способного применять их в работе с учащимися общеобразовательных школ на уроках изобразительного искусства и на занятиях в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
1.3. Общая трудоемкость профессионального модуля – 1836 часов.
1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения.
1.5. Планируемые результаты освоения профессионального модуля:
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения профессионального модуля
Трудовое действие | Наименование профессиональной компетенции ФГОС СПО, необходимой для выполнения трудового действия | Планируемые результаты освоения профессионального модуля |
Профессиональные компетенции ПК 3.1. Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках. ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках. ПК 3.3. Выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах. ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции. ПК 3.5. Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике. | ||
Обобщенная трудовая функция: Обучение и воспитательная деятельность | ||
Трудовая функция[2] ___________________________________________________ | ||
Знает: особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия; основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу, тон; последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка; теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения; основы цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и приемы работы с ними); техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах; специфику художественного оформления декоративных изделий; традиционные техники художественной обработки материалов; оборудование и технологии художественной обработки материалов; основы пластической анатомии; методику создания объемно-пластического произведения; свойства пластических материалов и способы лепки; виды изображений и технических чертежей; требования к оформлению чертежей, геометрические построения; особенности выполнения различных видов чертежей, элементы строительного и топографического черчения. | ||
Умеет выполнять живописные и графические изображения объектов реальной действительности (в том числе натюрморты из предметов быта, гипсовые слепки, архитектурные и пейзажные зарисовки птиц, животных и растений, портретное изображение человека) с натуры, памяти и представлению; изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей; выполнять основные виды графических работ (наброски, зарисовки, конструктивный и тональный рисунок) с использованием различных техник, применять в рисунке различные технические приемы и изобразительные средства: линию, штрих, тональное пятно; выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись), применять в работах изобразительные средства живописи: в том числе мазок, заливку, лессировки, отмывки, работу "по сырому"; выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия; выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов; воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств; применять основные технологии художественной обработки материалов и декоративно-прикладного искусства, в том числе народных ремесел; выполнять работы по скульптуре с натуры, по памяти и представлению (лепка рельефа, гипсовых деталей лица, головы человека, животных и птиц); применять в работе художественные выразительные средства скульптуры, разнообразные способы и приемы работы с пластическими материалами; выполнять основные геометрические построения, читать и выполнять рабочие чертежи, эскизы, аксонометрические проекции средней и повышенной сложности, сборочные и строительные чертежи | ||
Имеет практический опыт: выполнения графических работ с натуры, по памяти и представлению; выполнения живописных работ с натуры, по памяти и представлению в различных техниках; выполнения объемно-пластических работ с натуры, по памяти и представлению в различных материалах; выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов; чтения и выполнения чертежей в ручной графике | ||
- Структура профессионального модуля
Трудовое действие | Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего, часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарных курсов | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия | в т.ч. курсовая работа (проект) | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект) | ||||
Выполнение графических работ | ПК 3.1. | МДК 3.1. Основы выполнения графических работ. | 540 | 368+1* | 232 | 171 | ||
Выполнение живописных работ | ПК 3.2. | МДК 3.2. Основы выполнения живописных работ. | 432 | 292+1* | 196 | 139 | ||
Выполнение объемно-пластических работ | ПК 3.3. | МДК 3.3. Основы выполнения объемно-пластических работ. | 144 | 88+1* | 48 | 55 | ||
Выполнение декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов. | ПК 3.4. | МДК 3.4. Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов. | 360 | 250+1* | 162 | 109 | ||
Чтение и выполнение чертежей в ручной графике | ПК 3.5 | МДК 3.5. Черчение. | 108 | 78 | 48 | 30 | ||
ПК 3.1. ПК 3.2. | Учебная практика Работа на пленэре | 72 | ||||||
ПК 3.4.ПК 3.5. | Учебная практика | 36 | ||||||
ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4.ПК 3.5. | Производственная практика | 144 | ||||||
Всего: | 288 | |||||||
*консультации
- Формы контроля и оценки качества освоения профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля | Формы контроля и оценки качества освоения профессионального модуля[3] | Оценочные технологии[4] |
МДК 3.1. Основы выполнения графических работ. | Контрольные просмотры работ Дифференцированный зачет Экзамен | Просмотры практических и самостоятельных работ с обсуждением Опрос теории и рисунок с натуры профессионально-ориентированное тестирование + рисунок с натуры |
МДК 3.2. Основы выполнения живописных работ. | Контрольные просмотры работ Зачет Дифференцированный зачет Экзамен | Просмотры практических и самостоятельных работ с обсуждением Рисунок с натуры Опрос теории и рисунок с натуры профессионально-ориентированное тестирование + рисунок с натуры |
МДК 3.3. Основы выполнения объемно-пластических работ. | Защита творческой работы Экзамен | Защита творческой работы Опрос теории + представление портфолио |
МДК 3.4. Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов. | Контрольные просмотры работ Дифференцированный зачет Экзамен | Просмотры практических и самостоятельных работ с обсуждением профессионально-ориентированное тестирование + защита творческой работы профессионально-ориентированное тестирование + защита портфолио |
МДК 3.5. Черчение. | Контрольная работа Дифференцированный зачет | Выполнение чертежа Опрос теории+ выполнение чертежа |
Учебная практика Работа на пленэре | Зачет | Просмотры практических и самостоятельных работ с обсуждением |
Учебная практика | Зачет | Отчет по практике |
Производственная практика | Зачет | Отчет по практике |
Экзамен квалификационный | Защита творческого проекта |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
«МДК 3.4. Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03.
«Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2017
Рабочая программа междисциплинарного курса «МДК 3.4. Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов»
по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «27» октября 2014г. № 1384.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.
___________________ ________________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Эксперты:[5]
___________________ _______________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
___________________ _____________________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Рабочая программа междисциплинарного курса одобрена на заседании _______________________________
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
СОГЛАСОВАНО:
Рабочая программа междисциплинарного курса утверждена советом института среднего профессионального образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Заместитель директора института ______________ ______________________________
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Директор института ______________ ______________________________
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
- Цель и задачи освоения междисциплинарного курса (далее - МДК):
Подготовить обучающихся к самостоятельному выполнению работ в области декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов на профессиональном уровне, необходимом для преподавания изобразительного искусства и черчения в общеобразовательных организациях и для художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- развитие художественно-творческих способностей, приобщение обучающихся
к мировой, отечественной культуре с учетом универсальных мировых ценностей и национально-культурной самобытности, национальных и региональных традиций;
- овладение основами изобразительной грамоты, изучение технологий и техник декоративно-прикладного искусства, владение различными изобразительными материалами;
- творческое изучение окружающего мира средствами изобразительного искусства;
- овладение умением систематизировать и обобщать накопленный опыт в области изобразительного искусства и использование его в своем творчестве;
- овладение умением применять полученные на занятиях по декоративно-прикладному искусству знания для выражения художественного образа в творческой работе;
– формирование специалиста, знающего современные научные тенденции в теории и методике изобразительной деятельности и творчества, владеющего инновационными педагогическими технологиями и способного применять их в работе с учащимися общеобразовательных школ на уроках изобразительного искусства и на занятиях в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
2. Место МДК в структуре программы[6] Цикл: профессиональные модули; ПМ.03.
«Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения»
3. Требования к результатам освоения МДК:
В результате изучения МДК обучающийся должен освоить:
функцию[7]обучения и воспитательной деятельности
Трудовые действия[8]:
- Выполнение декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов.:[9]
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации художественного образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
Знать:
особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;
основы цветоведения (цвет, тон, колорит);
техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах;
специфику художественного оформления декоративных изделий;
традиционные техники художественной обработки материалов;
оборудование и технологии художественной обработки материалов
Уметь:
выполнять различные виды декоративных работ:
орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия;
выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов;
воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;
применять основные технологии художественной обработки материалов и декоративно-прикладного искусства, в том числе народных ремесел
Иметь практический опыт:
выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов
4. Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Максимальная учебная нагрузка | 360 | 54 | 90 | 46 | 60 | 69 | 41 |
В том числе: | |||||||
Лекции | 88 | 12 | 20 | 10 | 18 | 18 | 10 |
Практические занятия (ПЗ) | 162 | 24 | 42 | 22 | 20 | 34 | 20 |
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||
Самостоятельная работа (всего) | 109 | 18 | 28 | 14 | 22 | 17 | 10 |
в том числе[10]: домашние практические задания: подготовка сообщений, упражнений, поисковых материалов,эскизов, творческих заданий | 109 | 18 | 28 | 14 | 22 | ||
консультация | 1 | 1 | |||||
5. Структура и содержание МДК
5.1. Разделы МДК и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела МДК | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Объем (ауд. часов/в том числе в интерактивной форме) | СРС | Всего |
1 | Основы выполнения работ в области декоративно-прикладного искусства. | 30 | 47 | 77 | 37 | 114 | |
2 | Основы выполнения работ в области народных художественных промыслов | 2 | 19 | 21 | 9 | 30 | |
3 | Основы выполнения работ в области художественной обработки материалов. | 28 | 42 | 70 | 36 | 106 | |
4 | Основы выполнения оформительских работ в школе. | 18 | 34 | 52 | 17 | 69 | |
5 | Основы выполнения работ в области дизайна, макетирования, конструирования и бумагопластики. | 10 | 20 | 30 | 10 | 40 | |
6 | Консультация | 1 |
5.2. Содержание разделов МДК
№ п/п | Наименование раздела МДК | Содержание раздела (темы занятий) | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
1 | Основы выполнения работ в области декоративно-прикладного искусства. | Введение. Цели и задачи курса. Роль декоративно- прикладного искусства в повседневной жизни человека. Исторический обзор декоративно-прикладного искусства. Тема 1. Орнамент. Краткая история развития орнамента. Характеристика и классификация орнамента. Происхождение и развитие орнамента. Символика в орнаменте. Виды орнаментов. Стили в орнаментальном искусстве. Различные типологические структуры орнаментальных мотивов. Основные законы композиционного построения орнаментальных мотивов. Целостность, соподчиненность, соразмерность, равновесие, единство. Ритм, движение, статика. Симметрия и асимметрия в орнаменте. Масштабность. Раппорт. Мотив. Орнаментальная тема. Принципы построения орнаментов. Композиция орнаментов в полосе и круге. Сетчатый орнамент. Принципы трансформации форм природы в орнаментальные мотивы. Виды стилизаций в русском народном искусстве. Понятие о стилизации природных форм. Лаконизм, выразительность цвета и силуэта. Принцип обобщения. Виды орнамента в русской вышивке. Орнамент в русском народном костюме. Стилизация в декоре русского зодчества. Ахроматические орнаментальные композиции. Тон, светлота. Трехтоновые ахроматические композиции. Пластические формы мотивов и их ритмическая организация. Гармонизация цвета в орнаментальных композициях. Оптическое смешение цветов. Цветовой круг. Гармония родственных цветов. Гармония родственно- контрастных цветов. Гармоничные сочетания контрастных и дополнительных цветов. Контурная обводка. Тема 2. Декоративные композиции. Краткий исторический обзор развития русского декоративно- прикладного искусства. Особенности декоративно- прикладного искусства в Древней Руси и России XVII в. ,XVIII-XIX в.в. Произведения декоративно- прикладного искусства как элемент ансамбля. Декоративно- прикладное искусство России в начале XX в.в. и после 1917 г. Отражение новых технологий в современных произведениях декоративно- прикладного искусства. Особенности храмовых орнаментальных росписей в Древней Руси. Типология орнаментальных мотивов. Связь русских орнаментов с орнаментами других стран. Символика христианских орнаментов на иконах. Виды орнаментов на изделиях Древней Руси. Народные мотивы и элементы фольклора в русских декоративных композициях. Орнаментальные композиции в книжной миниатюре. Книжные миниатюры Древней Руси и Западной Европы. Миниатюры Востока. Фактура и текстура в декоративных композициях. Коллаж. Оверлеппинг. Мозаика. Витраж. Тема 3. Декоративные формы. Основы композиции при создании декоративной формы.Пропорции. Ритм. Силуэт. Равновесие. Симметрия и асимметрия. Лаконизм и выразительность форм. Взаимосвязанность декоративной росписи и декоративной формы.Выбор композиции и приема росписи. Линии и пятно. Фон. Соподчиненность. Масштабность. Единство сюжета, росписи и формы. Взаимосвязь декоративной формы и материала. Камень, кость, стекло, фарфор, металл, дерево, гипс. Изразцы.Краткая история изразцов. Виды русских изразцов. Стилизации. Виды европейских изразцов. Взаимосвязь изразцов и архитектуры | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением Проблемно-поисковые Творчески- проектные Исследовательские. |
2 | Основы выполнения работ в области народных художественных промыслов | Традиционные народные росписи по дереву: городецкая роспись. История развития городецкой росписи. Истоки изображений, символика и художественные особенности городецкой росписи. Элементы, мотивы и орнаменты, применяемые данном народном промысле, их разновидности, характерные формы, пропорции и цветовое решение, взаимосвязь с формой и назначением изделий. Специфика построения плоскостных и объемных орнаментальных композиций. Традиционные орнаменты, основные схемы их построения. Наиболее распространенные способы декорирования росписью изделий народных мастеров: отводка, бортовой рисунок, разделка «букетом», сплошная роспись. Особенности их выполнения. Тематические и жанровые композиции в городецкой росписи по дереву, их назначение, характерные особенности, правила построения. Требования к выполнению эскизов, шаблонов и проектов росписи деревянных изделий. Кистевые приемы городецкой росписи. Характеристика используемых в городецкой росписи изобразительных и кистевых приемов. Примеры их применения в деревянных изделиях. Основные требования для успешного освоения традиционных приемов росписи: умение держать кисть, набирать нужное количество краски, правильно наносить штрихи, пятна, линии, мазки и т.п. Требования, предъявляемые к выполнению практических упражнений. Роспись деревянных изделий. Особенности процесса росписи: посадка, постановка руки, последовательность действий. Правила использования орнаментальных схем, эскизов, шаблонов и технологических карт в процессе выполнения упражнений на освоение техники городецкой росписи. Причины возникновения пороков росписи и способы их предотвращения или устранения. Элементы городецкой росписи. а) Бордюры и окаймляющие орнаменты Роль и место бордюра и каймы в изделиях городецкой росписи. Разновидности орнаментов и их колорит б) Ягоды и бутоны Специфика стилизации ягод и бутонов в городецкой росписи, их разновидности. Последовательность выполнения от подмалевка до оживки. Особенности цветового решения. в) Листья Разновидности листьев в городецкой росписи. Особенности их формы, цветового решения, оживки и последовательность их выполнения. Специфика компоновки листьев в сочетании с другими растительными элементами в кустики, гирлянды, ветки. г) Цветы «Розан» и «купавка» - главные цветы городецкой росписи. Варианты их формы и оживки. Другие разновидности цветов в городецкой росписи. Особенности их стилизации, цвета, последовательность выполнения, техника работы кистью. д) Гирлянды Разновидности цветочных гирлянд городецкой росписи. Схемы расположения в них растительных элементов и особенности гармонизации цвета. е) Птицы . Петух – главная птица городецкой росписи. Варианты его изображения и оживки. Другие разновидности птиц в городецкой росписи. Их символическое значение, особенности стилизации, последовательность выполнения, характерные цветовые сочетания. ж) Кони Особенности стилизации коней в городецкой росписи. Последовательность их выполнения, передача пропорций, движения, варианты выполнения оживок. з) Изображение людей Истоки стилизации людей в городецкой росписи. Традиции в изображениях женщин и мужчин, городских и сельских жителей. Последовательность выполнения людей, передача их пропорций, поз. Особенности украшения костюма. Варианты группировки людей в различных сценах: застолье, свидание, фотографии. и) Пейзаж Основные элементы пейзажа в городецкой росписи: деревья, травы, облака, волны. Варианты выполнения деревьев. Применение техники торцевания в изображении деревьев, волн и облаков. Традиции в изображении архитектуры городецкой росписи. Специфика изображения городской и сельской архитектуры. Передача пропорций. Особенности декора и цвета. Варианты использования оживок в изображении архитектуры. к) Жанровые сцены в интерьере Основные элементы композиции в интерьере: занавес, паркет, окна, мебель. Источник стилизаций. Варианты выполнения элементов интерьера, их пропорции, декор, цветовое решение. Последовательность их выполнения. Тематика композиций в интерньере. Варианты расположения элементов интерьера и персонажей в декоративной композиции. Специфика применения растительного орнамента в жанровых сценах в интерьере. Символика элементов жанровых композиций (окна, часы, изображения кошки, собаки, голубей). Гармонизация цвета в композиции. Выполнение городецкой росписи на изделиях. Особенности предварительной обработки деревянных поверхностей под роспись. Материалы, инструменты, оборудование и технология выполнения различных операций по предварительной обработке дерева под роспись: циклевания, шлифования, удаления ворса, отбеливания, обессмоливания, пришабривания, шпатлевания, грунтования, порозаполнения. Технология нанесения рисунка под роспись на деревянное изделие: копирование с эскиза (шаблона) с помощью кальки или копировальной бумаги, увеличение рисунка (при необходимости), перенос рисунка на изделие с помощью кальки, копировальной бумаги, методом припороха или с помощью трафарета. Выбор и подготовка материалов к росписи: красок, растворителей. Выбор и подготовка кистей к росписи. Организация рабочего места для росписи: оборудование стола, требования к освещению и размещению материалов и инструментов. Технологическая характеристика лаков, используемых для отделки древесины. Технология лакирования деревянных поверхностей в различных народных росписях. Процесс полирования: техника, материалы, оборудование. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением Проблемно-поисковые Творчески- проектные Исследовательские |
3 | Основы выполнения работ в области художественной обработки материалов. | Тема .1.Роль художественной обработки материалов в декоративно-прикладном искусстве. Виды художественной обработки материалов (ХОМ). Многообразие видов ХОМ: обработка дерева, металла, текстильных материалов, кожи, меха, кости, стекла и керамики, природных материалов и т.д. Роль и место ХОМ в истории и культурном развитии разных народов. Известные центры производства декоративных изделий и художественных промыслов. Художественно-эстетическая и технологическая характеристика их продукции. Характеристика художественной обработки материалов: роспись ткани. Виды ручной росписи ткани. Их краткая характеристика, технические и художественные особенности. Выявление значения изучения ручной росписи ткани для творческой и педагогической деятельности с точки зрения художественно- пластических свойств данного материала, его декоративных возможностей, многообразия технических приемов и возможности творческого экспериментирования с ними, доступности освоения данной технологии ХОМ и простоте подготовки необходимого оборудования для обучения детей в школе и работе в домашних условиях. Правила техники безопасности по работе в мастерской ХОМ. Требования к выполнению учебных заданий и творческих работ в процессе обучения ХОМ. Рекомендации по использованию специальной литературы для самостоятельного изучения теории, необходимой для грамотного художественного оформления изделий и более глубокого освоения особенностей технологии. Тема 2. Изучение технологии ХОМ (по выбору): Свободная роспись ткани. Подготовка необходимого оборудования и организация рабочего места. Техническое оборудование и специальные приспособления для свободной росписи, их разновидности, рабочие характеристики, гигиенические требования и безопасность работы. Освоение технических приемов и технологических операций свободной росписи. Характеристика используемых в данной технологии ХОМ технических приемов и технологических операций. Примеры их применения в декоративных изделиях. Ознакомление со схемами, шаблонами, эскизами и технологическими картами и правилами их использования в процессе ХОМ. Последовательность выполнения технических приемов и технологических операций с применением специального оборудования, приспособлений и материалов. Требования, предъявляемые к выполнению практических упражнений. Анализ причин возникновения пороков и брака, способы их устранения. Развитие искусства технологии свободной росписи по ткани. История возникновения свободной росписи, ее изменение, преобразование и совершенствование в процессе исторического развития и технического прогресса. Многообразие декоративных изделий, их назначение, специфика производства и художественного оформления. Наиболее известные произведения китайской живописи по ткани, а также работы мастеров и художников, работающих в технике свободной росписи. Декоративное оформление изделий, его взаимосвязь с художественным стилем и особенностями творческого замысла автора. Основы художественного оформления декоративных изделий в технике свободной росписи по ткани. Стилизация декоративных мотивов, ее художественные особенности, взаимосвязь с технологией свободной росписи, зависимость от творческого замысла. Последовательность создания стилизации для данной технологии ХОМ от реального изображения до шаблона. Разработка эскизного проекта декоративного изделия в технике свободной росписи по ткани. Графические и технологические требования к выполнению эскизного проекта декоративного панно для свободной росписи по ткани. Выполнение творческой работы в материале в технике свободной росписи по ткани. Требования к выполнению творческой работы Тема 3. Изучение технологии ХОМ (по выбору): Холодный батик. Подготовка необходимого оборудования и организация рабочего места. Техническое оборудование и специальные приспособления для холодного батика, их разновидности, рабочие характеристики, гигиенические требования и безопасность работы. Разновидности тканей, применяемых для холодного батика, их характеристика, художественно-пластические и эстетические свойства. Разнообразие красителей, графических материалов и средств для специальных эффектов, используемых в холодном батике, их выразительные возможности и технические качества: стойкость, прочность, соответствие технологии. Освоение технических приемов и технологических операций в холодном батике. Развитие искусства технологии холодного батика. Основы художественного оформления декоративных изделий в технике холодного батика. Орнаменты, применяемые в оформлении предметов одежды и интерьерного текстиля, для техники холодного батика, их разновидности, взаимосвязь с формой и назначением изделий. Традиционные орнаменты, основные схемы их построения. Элементы и мотивы орнаментальных композиций, их символика, характерные формы, пропорции и цветовое решение. Эскизы, шаблоны, технические рисунки орнаментов и орнаментальных композиций для платков и шарфов. Стилизация декоративных мотивов, ее художественные особенности, взаимосвязь с технологией холодного батика, зависимость от национальных, исторических традиций и творческого замысла. Последовательность создания стилизации для данной технологии ХОМ от реального изображения до шаблона. Особенности цветового решения, его зависимость от стилистических традиций, образного содержания, тематики орнамента, а также от технологии холодного батика, декоративных и художественно-пластических свойств изобразительных материалов. Технологические и эстетические требования к выполнению эскизов платков и шарфов для холодного батика и возможность их переработки в шаблон. Разработка эскизного проекта декоративного изделия в технике холодного батика. Выполнение творческой работы в материале Тема 4. Изучение технологии ХОМ (по выбору): Горячий батик и роспись «от пятна». Подготовка необходимого оборудования и организация рабочего места. Развитие искусства технологии горячего батика и росписи «от пятна». История возникновения технологии горячего батика, ее изменение, преобразование и совершенствование в процессе исторического развития и технического прогресса. Роспись «от пятна» как разновидность горячего батика. Многообразие декоративных изделий, их назначение, специфика художественного оформления. Примеры произведений мастеров и художников, работающих в техниках горячего батика и росписи «от пятна». Декоративное оформление изделий, его взаимосвязь с традициями, художественным стилем или особенностями творческого замысла автора. Основы художественного оформления декоративных изделий в технике горячего батика и росписи «от пятна». Стилизация декоративных мотивов, ее художественные особенности, взаимосвязь с технологией горячего батика, зависимость от творческого замысла. Последовательность создания стилизации для данной технологии ХОМ от реального изображения до шаблона. Пятно как выразительное средство горячего батика и росписи «от пятна». Правила построения изображения с учетом многослойной технологии горячего батика, соблюдение законов композиционного размещения: равновесие, статика, динамика, доминанта и т.д. Взаимодействие мотива и декоративной среды в композиции. Особенности цветового решения, его зависимость от специфики технологий горячего батика: простого, сложного или многоцветной росписи «от пятна». Технологические и эстетические требования к выполнению эскизов декоративных композиций для горячего батика и росписи «от пятна» и возможность их переработки в шаблон. Освоение технических приемов и технологических операций в горячем батике. Разработка эскизного проекта декоративного изделия в технике горячего батика. Выполнение творческой работы в материале в технике горячего батика. Освоение технических приемов и технологических операций в технике «от пятна». Разработка эскизного проекта декоративного изделия в технике «от пятна». Выполнение творческой работы в материале в технике «от пятна». Тема 5. Изучение технологии ХОМ (по выбору): Узелковый батик Подготовка необходимого оборудования и организация рабочего места. Техническое оборудование и специальные приспособления для узелкового батика, их разновидности, рабочие характеристики, гигиенические требования и безопасность работы. Освоение технических приемов и технологических операций в разных узелковых техниках. Характеристика используемых в различных узелковых техниках технических приемов и технологических операций. Примеры их применения в декоративных изделиях. Ознакомление со схемами, технологическими картами и правилами их использования в процессе выполнения узелкового батика. Последовательность выполнения технических приемов и технологических операций с применением специального оборудования, приспособлений и материалов. Требования, предъявляемые к выполнению практических упражнений. Анализ причин возникновения пороков и брака, способы их устранения. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением Проблемно-поисковые Творчески- проектные Исследовательские |
4 | Основы выполнения оформительских работ в школе. | Тема 1. Шрифты История развития и классификация шрифтов. История развития шрифтов. Классификация. Четыре древнейших вида письма. Этапы формирования западноевропейского шрифта. Влияние античности, готики и эпохи Возрождения на образность шрифтов. Элементы букв и надписи. Гарнитуры шрифтов. История русского шрифта. Устав XI в. Полуустав. Скоропись XY- XYIII вв. Надписи-граффити на предметах, берестяных грамотах и древнерусских храмах. Палеография и эпиграфика. Петровский гражданский шрифт. Реформы в русском шрифте XX . Основные шрифты Требования предъявляемые к шрифтам.Техника написания шрифта плакатным пером. Рубленный шрифт. Брусковый шрифт. Академический шрифт. Архитектурный шрифт. Древнерусский шрифт. Рисованный шрифт Рисованный шрифт. Курсивный шрифт. Материалы, инструменты, варианты техники выполнения. Образность шрифта, связь рисунка букв с содержанием текста. Ассоциативный шрифт. Зависимость рисунка букв от техники выполнения. Рукописные шрифты, техника их выполнения плакатными перьями и плоскими кистями. Шрифтовые композиции Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом в шрифтовых композициях. Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм. Ритмический строй шрифта. Основные закономерности построения шрифтовых композиций. Цветовая гармония, стилевое единство шрифтов, смысловая акцентировка в шрифтовой композиции. Шрифтовые плакаты. Целостность и композиционная слаженность построения плаката. Тема 2. Композиция и конструкции стен в оформлении в школы Знаки визуальной коммуникации. Роль знаков визуальной коммуникации в создании единого художественного образа интерьера школьного здания. Символика и функциональное предназначение знаков визуальной коммуникации. Учет требований инженерной, возрастной и педагогической психологии при разработке знаков визуальной коммуникации. Этапы художественно-оформительской работы над эскизным проектом и макетом знаков визуальной коммуникации. Художественно-конструктивное единство графического образа для всех знаков визуальной коммуникации в школе. Стенная газета Стенная газета как важное информационное средство в школьной среде. Основные виды стенных газет. Выбор формата и компоновка материалов. Ритмическая основа размещения статей, заметок, рисунков. Размещение передовицы. Поле листа стенной газеты как объединяющий изобразительный элемент. Ассоциативный характер цветового решения в стенной газете. Выбор шрифтов для заголовков и подзаголовков в стенной газете. Стилистическое единство стенной газеты. Информационные стенды Комбинированные стенды. Стенд – вертушка. Конструкция объемных стендов с витринами. Конструкции с меняющимися экспозициями. Информационный настенный стенд, стенд в среде. Рекомендации по созданию эскизного проекта информационного стенда. Композиция стендов. Средства выразительности, используемые в компоновке экспозиционных материалов: равновесие, контраст, ритм, масштабность и пропорциональность. Модульный принцип оформления стендов. Тема 3. Оформление кабинета в школе. Функциональное назначение кабинета. Художественные акценты в оформлении. Декор. Рекомендации по созданию эскизного проекта оформления кабинета. Учет санитарно-гигиенических, эргономических требований и рекомендаций инженерной, возрастной и педагогической психологии при разработке оформления школьного кабинета. Роль макета в создании дизайн-проекта интерьера школьного кабинета. Оформление выставки детского творчества в кабинете изобразительного искусства. Тема4. Оформление праздников. Праздники в интерьере школы. Оформление сцены. Взаимосвязь шрифтовой композиции и декоративного оформления. Использование традиций торжественного оформления в школьных интерьерах. Праздники в экстерьере. Площадки. Озеленение. Связь тематики праздника и ландшафтного дизайна. Учет расстояния в оформлении праздника в экстерьере. Связь оформления с окружающей природой, пейзажем, архитектоникой школьного здания. Основные этапы художественно-оформительской работы по оформлению школьных праздников. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением Проблемно-поисковые Творчески- проектные Исследовательские |
5 | Основы выполнения работ в области дизайна, макетирования, конструирования и бумагопластики. | Тема 1. Дизайн и объемно-пространственное моделирование в бумагопластике. Роль дизайна в повседневной жизни человека. Функция. Эстетика. Эргономика. Технические инновации. Создание новых учебных заведений по подготовке художников-проектировщиков нового типа. Баухауз. ВХУТЕИН. ВХУТЕМАС. Различные методики макетирования и их роль в создании дизайн-проектов. Макетирование как возможность выражения творческой концепции в трехмерном пространстве, отображение видимого мира за рамками плоскостных проекций. Применение объемно-пространственного моделирования из бумаги в решении экстерьеров, интерьеров различных зданий и сооружений, поиске дизайнерских форм, оформительской деятельности и рекламе. Сходство и различие конструирования и макетирования. Инструменты и материалы для работ по макетированию и конструированию. Тема 2. Оригами Оригами как объемное конструирование из бумаги без использования ножниц и клея. История, традиции и материалы оригами. Базовые формы, классические и авторские модели оригами. Знаки условных обозначений и схемы складывания фигур. Оригами и современный технический дизайн. Искусство упаковки. Оригами и модульное формообразование. Фигуры из переплетения модулей. Конструирование из единичных модулей. Тема 3. Бумагопластика Объемно-пространственное моделирование в бумагопластике как основа создания новых конструктивных систем. Бумагопластика: характеристика материалов и инструментов. Трансформации плоского листа путем надрезов, сгибов, прорезов и перфораций. Конструирование простейших архитектурных форм и элементов окружающей среды: выкройки, шаблоны, схемы, технологические карты. Алгоритм разработки макета дизайна среды с использованием простейших архитектурных форм и элементов окружающей среды. Бумагопластика в развитии творческой активности. Творческий поиск новых формообразований. Бумагопластика и скульптура. Бумагопластика и театр. Бумагопластика и декоративно-прикладное искусство. Конструирование животных, масок, транспорта. Тема 4. Моделирование Моделирование: плоскость и виды пластической разработки поверхности. Зависимость образного решения поверхности от ее структуры, конструкции и функционального назначения. Типы членения рельефа пластической разработки поверхности. Техника и приемы выполнения различных типов рельефа на макетах. Схемы построения и приемы выполнения орнаментов для трансформаций плоского листа в рельефную поверхность. Кулисные поверхности как имитация объема или целого ансамбля в ограниченном пространстве с небольшим выносом составляющих. Техника и приемы выполнения макетов кулисных поверхностей. Моделирование шрифтов. Различные способы использования шрифтов в макетах Трансформируемые плоскости. Типы трансформируемых плоскостей в моделировании: спирали, выдвинутые элементы поверхности. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением Проблемно-поисковые Творчески- проектные Исследовательские |
- Образовательные результаты обучающегося, формируемые в процессе освоения МДК
Наименование раздела МДК | Код компетенции | ||||||
1. Основы выполнения работ в области декоративно-прикладного искусства. | П4 3.4. | ОК 2 | ОК 3 | ОК 4 | ОК 5 | ||
2. Основы выполнения работ в области народных художественных промыслов. | ПК 3.4. | ОК 2. | |||||
3. Основы выполнения работ в области художественной обработки материалов. | ПК 3.4. | ОК 2 | ОК 3 | ОК 4 | ОК 5 | ||
4. Основы выполнения оформительских работ в школе. | ПК 3.4. | ОК2 | ОК 3 | ОК 4 | ОК 5 | ||
5. Основы выполнения работ в области дизайна, макетирования, конструирования и бумагопластики. | ПК 3.4. | ПК 2. | ОК 3 | ОК 4 | |||
- Методические рекомендации обучающимся по МДК, в том числе для самостоятельной работы
Преподаватель данного МДК должен делать акцент на дидактических принципах активности, проблемности, прочности и системности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами проблемы, которые они обязаны анализировать в течение всего учебного курса; согласовывать содержание тем, по которым проводятся занятие, с задачами по формированию компетенций, использовать информационные технологии и технические средства обучения.
При изучении данного МДК предусматривается изучение теоретических материалов и выполнение практических работ с учетом следующего алгоритма действий:
Виды декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и художественной обработки материалов (ХОМ).
Многообразие видов ДПИ и ХОМ: обработка дерева, металла, текстильных материалов, кожи, меха, кости, стекла и керамики, природных материалов и т.д. Роль и место ДПИ и ХОМ в истории и культурном развитии разных народов. Известные центры производства декоративных изделий и художественных промыслов. Художественно-эстетическая и технологическая характеристика их продукции.
Виды технологий ДПИ и ХОМ (по выбору). Их краткая характеристика, технические и художественные особенности. Выявление значения изучения выбранной технологии ДПИ и ХОМ для творческой и педагогической деятельности с точки зрения художественно- пластических свойств данного материала, его декоративных возможностей, многообразия технических приемов и возможности творческого экспериментирования с ними, доступности освоения данной технологии ДПИ и ХОМ и простоте подготовки необходимого оборудования для обучения детей в школе и работе в домашних условиях.
Правила техники безопасности по работе в мастерской ДПИ и ХОМ. Требования к выполнению учебных заданий и творческих работ в процессе обучения ДПИ и ХОМ. Рекомендации по использованию специальной литературы для самостоятельного изучения теории, необходимой для грамотного художественного оформления изделий и более глубокого освоения особенностей технологии.
Подготовка необходимого оборудования и организация рабочего места.
Техническое оборудование и специальные приспособления для ДПИ и ХОМ, их разновидности, рабочие характеристики, гигиенические требования и безопасность работы. Знакомство с оборудованием мастерской ДПИ и ХОМ, его технологическими функциями, устройством, частями и узлами, с правилами подготовки к работе, эксплуатации, технического обслуживания и хранения. Разновидности декоративных материалов, применяемых в данной технологии ДПИ и ХОМ, их техническая характеристика, художественно-пластические и эстетические свойства. Разнообразие отделочных материалов и средств для художественного оформления декоративных изделий, их выразительные возможности и технические качества: стойкость, прочность, соответствие технологии ДПИ и ХОМ. Рекомендации по приобретению, изготовлению, подготовке к работе, применению и хранению декоративных и отделочных материалов, приспособлений и художественно-изобразительных средств. Рациональная организация рабочего места.
Освоение технических приемов и технологических операций ДПИ и ХОМ.
Характеристика используемых в данной технологии ДПИ и ХОМ технических приемов и технологических операций. Примеры их применения в декоративных изделиях. Ознакомление со схемами, шаблонами, эскизами и технологическими картами и правилами их использования в процессе ДПИ и ХОМ. Последовательность выполнения технических приемов и технологических операций с применением специального оборудования, приспособлений и материалов. Требования, предъявляемые к выполнению практических упражнений. Анализ причин возникновения пороков и брака, способы их устранения.
Развитие искусства технологии ДПИ и ХОМ (по выбору).
История возникновения выбранной технологии ДПИ и ХОМ, ее изменение, преобразование и совершенствование в процессе исторического развития и технического прогресса. Многообразие декоративных изделий, их назначение, специфика производства и художественного оформления. Наиболее известные центры производства, народных промыслов или ремесел, а также мастера и художники, работающие в данной технологии ДПИ и ХОМ. Декоративное оформление их изделий, его взаимосвязь с народными традициями и культурой или художественным стилем и особенностями творческого замысла автора.
Основы художественного оформления декоративных изделий.
Орнаменты, применяемые в оформлении данного вида ДПИ и ХОМ, их разновидности, взаимосвязь с формой и назначением изделий. Традиционные орнаменты, основные схемы их построения. Элементы и мотивы орнаментальных композиций, их символика, характерные формы, пропорции и (при наличии) цветовое решение. Эскизы, шаблоны, технические рисунки орнаментов и орнаментальных композиций для данной технологии ДПИ и ХОМ.
Стилизация декоративных мотивов, ее художественные особенности, взаимосвязь с технологией обработки данного материала, зависимость от национальных, исторических традиций и творческого замысла. Последовательность создания стилизации для данной технологии ДПИ и ХОМ от реального изображения до технического рисунка или шаблона.
Возможности создания творческих декоративных композиций в данной технологии ДПИ и ХОМ: художественное выражение оригинального авторского замысла или импровизация на тему традиционных орнаментов. Выразительные средства композиции в данной технологии ДПИ и ХОМ. Правила ее построения в заданной форме, соблюдение законов композиционного размещения: равновесие, статика, динамика, доминанта и т.д. Взаимодействие мотива и декоративной среды в композиции. Особенности цветового решения (при наличии), его зависимость от стилистических традиций, образного содержания, назначения композиции, а также от технологии ДПИ и ХОМ, декоративных и художественно-пластических свойств изобразительных материалов. Технологические и эстетические требования к выполнению эскизов декоративных композиций для данного вида ДПИ и ХОМ и возможность их переработки в шаблон или технический рисунок.
Разработка эскизного проекта декоративного изделия.
Графические и технологические требования к выполнению эскизного проекта декоративного изделия для данной технологии ДПИ и ХОМ. Алгоритм разработки эскизного проекта: выбор изделия, изучение его назначения, особенностей формы, поиск материалов по художественному оформлению, специфике орнаментации подобных изделий в данном виде ДПИ и ХОМ, выполнение набросков, зарисовок элементов, мотивов и вариантов декоративной композиции или орнаментов, разработка эскиза, включение его в эскизный проект, выбор масштаба и графическое оформление проекта
. Выполнение творческой работы в материале.
Требования к выполнению творческих работ: самостоятельная подготовка материалов и оборудования к работе, выполнение творческой работы в материале по предварительно разработанным эскизам, проектам, техническим рисункам, шаблонам, выполнение необходимых технологических операций ДПИ и ХОМ с умением избегать или исправлять возникновение пороков и брака, а также воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств.
Методические рекомендации по изучению народных росписей.
Общие сведения о традиционных народных росписях по дереву.
Росписи по дереву как традиционное народное искусство, их роль и место в культурном наследии нашей страны. Распространение народных росписей на территории России, их разновидности: северодвинская, мезенская, полхов-майданская, хохломская, городецкая, урало-сибирская и т.д. (по выбору) История возникновения и развития народных художественных промыслов, связанных с выбранными росписями по дереву.
Специфика орнаментации деревянных изделий в народных росписях.
Истоки изображений, символика и художественные особенности росписей в разных народных промыслах (по выбору). Элементы, мотивы и орнаменты, применяемые данных народных промыслах, их разновидности, характерные формы, пропорции и цветовое решение, взаимосвязь с формой и назначением изделий. Специфика построения плоскостных и объемных орнаментальных композиций. Традиционные орнаменты, основные схемы их построения. Наиболее распространенные способы декорирования росписью изделий народных мастеров: отводка, бортовой рисунок, разделка «букетом», сплошная роспись. Особенности их выполнения. Тематические и жанровые композиции в росписях по дереву, их назначение, характерные особенности, правила построения.
Требования к выполнению эскизов, шаблонов и проектов росписи деревянных изделий.
Технологии народных росписей по дереву.
Особенности предварительной обработки деревянных поверхностей под роспись в разных народных промыслах (по выбору). Выбор и технологические характеристики деревянных изделий с точки зрения требований традиционных художественных росписей. Материалы, инструменты, оборудование и технология выполнения различных операций по предварительной обработке дерева под роспись: циклевания, шлифования, удаления ворса, отбеливания, обессмоливания, пришабривания, шпатлевания, грунтования, порозаполнения.
Технология нанесения рисунка под роспись на деревянное изделие: копирование с эскиза (шаблона) с помощью кальки или копировальной бумаги, увеличение рисунка (при необходимости), перенос рисунка на изделие с помощью кальки, копировальной бумаги, методом припороха или с помощью трафарета.
Специфика росписи деревянных изделий в разных народных промыслах (по выбору). Выбор и подготовка материалов к росписи: красок, растворителей. Выбор и подготовка кистей к росписи. Организация рабочего места для росписи: оборудование стола, требования к освещению и размещению материалов и инструментов.
Особенности отделки деревянных изделий после росписи в разных народных промыслах (по выбору). Технологическая характеристика лаков, используемых для отделки древесины. Технология лакирования деревянных поверхностей в различных народных росписях. Процесс полирования: техника, материалы, оборудование.
Техника выполнения народных росписей по дереву.
Характеристика используемых в данных народных росписях по дереву изобразительных и кистевых приемов. Примеры их применения в деревянных изделиях. Основные требования для успешного освоения традиционных приемов росписи: умение держать кисть, набирать нужное количество краски, правильно наносить штрихи, пятна, линии, мазки и т.п. Требования, предъявляемые к выполнению практических упражнений. Роспись деревянных изделий. Особенности процесса росписи: посадка, постановка руки, последовательность действий. Правила использования орнаментальных схем, эскизов, шаблонов и технологических карт в процессе выполнения упражнений на освоение техники народных росписей по дереву и непосредственно росписи декоративных изделий. Причины возникновения пороков росписи и способы их предотвращения или устранения.
Методика ознакомления школьников с народными росписями по дереву.
Значение изучения народного искусства для эстетического и патриотического воспитания школьников. Специфика изучения традиционных народных росписей (по выбору) с учащимися разных возрастных групп на уроках изобразительного искусства и в процессе внеурочной деятельности. Особенности планирования уроков и занятий детского творческого объединения по теме: «Народные росписи по дереву» (по выбору), возможности адаптации технологии росписей к условиям школьного обучения, специфика содержания наглядно-дидактических материалов, методы и приемы обучения.
Содержание практических и самостоятельных работ
Тема 1.1.Упражнен Выполнить эскиз исторической декоративной формы.
Выполнить копию русского изразца
Выполнить копию исторического европейского изразца (Португалия, Испания, Италия и др.)ие. Виды симметрии в полосе, круге, сетке по трафарету. Формат А3 (420х 297)
Выполнить семь таблиц со стилизациями животных, птиц, рыб, насекомых, растений, человека, архитектуры.
По каждой стилизации 2- 3 черно- белых варианта и 3 цветных. Формат А3 (420х 297) или А-4 (297х210).
Составить таблицу «Виды орнаментов в русской вышивке». Формат А3 (420х297).
Эскиз вышивки крестом в русском стиле для полотенца. Формат А3 (420х 297).
Составить три сравнительные таблицы орнаментов народов мира (растительный и животный мир, символические орнаменты). Формат А-4 (297х210).
Орнамент в полосе в цвете. Формат А-4 (297х210).
Орнамент в круге в цвете. Формат А-4 (297х210).
Тема 1.2. Выполнить копию исторической декоративной композиции.
Выполнить таблицу «Этапы построения орнаментальной композиции».
Составить эскиз для ткани или обоев в цвете.
Составить эскиз витража
Ахроматический орнамент. Формат А-4 (297х210)
Составить три таблицы русских исторических орнаментов (на иконе, книжной миниатюре, изделиях) по видам: геометрический, растительный, изоморфный. Формат А-4 (297х210).
Составить эскиз мозаики.
Составить таблицы «Виды текстур и фактур в декоративной композиции».
Тема 1.3. Выполнить эскиз исторической декоративной формы.
Выполнить копию русского изразца
Выполнить копию исторического европейского изразца (Португалия, Испания, Италия и др.)
Выполнить декоративную композицию на форме (яйцо, матрешка, коробочка – по выбору студента). Материал: дерево, папье-маше.
Выполнить эскиз исторической декоративной решетки.
Выполнить эскиз авторской декоративной решетки.
Тема 2.
Выполнение прописей с основными кистевыми приемами городецкой росписи
Копирование бордюров для карты элементов (9 бордюров)
Копирование листьев разного цвета и формы для карты элементов
Копирование ягод и бутонов для карты элементов
Копирование розанов и купавок разного цвета, формы и оживки для карты элементов
Выполнение вариаций розанов и купавок разного цвета, формы и оживки
Выполнение вариаций цветочных гирлянд по основным схемам: триада, гирлянда, венок, ветка.
Копирование птиц разного цвета, формы и оживки для карты элементов
Копирование основных видов изображения коней для карты элементов
Копирование вариантов изображения людей в городецкой росписи для карты элементов
Копирование элементов пейзажа городецкой росписи для карты элементов
Выполнение вариации жанровой сцены в интерьере
Выполнение эскиза росписи доски в технике городецкой росписи.
Выполнение росписи доски в технике городецкой росписи
Тема 3.1. Подготовка докладов и сообщений о различных видах ХОМ, известных центрах народных промыслов и ремесел, о мастерах декоративно-прикладного искусства и их произведениях.
Подготовка к работе материалов и оборудования, организация рабочего места.
Тема 3.2. Подготовка к работе материалов и оборудования, организация рабочего места.
Выполнение упражнений на освоение техник и приемов работы, используемых в свободной росписи.
Выполнение эскиза творческой декоративной композиции для свободной росписи по ткани.
Переработка эскиза творческой декоративной композиции в шаблон.
Выполнение творческой работы в материале в соответствии с эскизным проектом.
Выполнение упражнений на освоение техник и приемов работы, используемых в свободной росписи.
Выполнение эскиза творческой декоративной композиции для свободной росписи по ткани.
Переработка эскиза творческой декоративной композиции в шаблон.
Выполнение творческой работы в материале в соответствии с эскизным проектом.
Тема 3.3. Выполнение упражнений на освоение техник и приемов работы, используемых в холодном батике.
Поиск иллюстративных материалов по орнаментам для платков или шарфов.
Выполнение эскизов творческих орнаментов или орнаментальных композиций для декоративных изделий: платка или шарфа.
Переработка эскизов орнаментов в шаблоны.
Выполнение росписи платка или шарфа в технике холодного батика в соответствии с эскизным проектом.
Тема 3.4. Выполнение упражнений на освоение техник и приемов работы, используемых в горячем батике.
Выполнение монохромного эскиза с поэтапной цветовой шкалой к творческой декоративной композиции для горячего батика.
Переработка эскиза творческой декоративной композиции для горячего батика в шаблон.
Выполнение творческой работы в технике горячего батика в соответствии с эскизным проектом.
Выполнение упражнений на освоение техник и приемов работы, используемых в росписи «от пятна».
Выполнение эскизов: ахроматического и цветного, с поэтапными цветовыми шкалами к творческой декоративной композиции для росписи «от пятна».
Переработка эскиза творческой декоративной композиции для росписи «от пятна» в шаблон.
Выполнение творческой работы в технике росписи «от пятна» в соответствии с эскизным проектом.
Поиск иллюстративных материалов для декоративных композиций в различных техниках ручной росписи ткани: свободной росписи, горячего батика, росписи «от пятна».
Тема 3.5. Выполнение упражнений на освоение разных узелковых техник.
Тема 4.1.Выполнение упражнений по технике работы тушью плакатным пером и кистью.
Выполнение тушью алфавита архитектурного шрифта по модульной сетке
Выполнение тушью алфавита рубленого шрифта по модульной сетке
Выполнить тушью и кистью алфавит рисованного шрифта в модульной сетке.
Разработать эскиз шрифтовой композиции афиши, объявления или рекламы А4, графика.
Оформить тетрадь с образцами разных шрифтов, поместив туда примеры основных групп гарнитур из разных текстов виды
Выполнить тушью алфавиты основных шрифтов в модульной сетке (брусковый, антиква, древнерусский)
Восстановить шрифт по надписи
Выполнить тушью надписи ассоциативными шрифтами.
Выполнить шрифтовую композицию в цвете. А2
Тема 4.2. Разработка эскиза стенной газеты. А2
Разработка эскизного проекта знаков визуальной коммуникации для школы
Выполнить упражнения по написанию заголовков для стенной газеты в технике по выбору.
Поиск материала для эскизного проекта информационного стенда.
Разработка эскизного проекта информационного стенда А2.
Тема 4.3.
Сбор материалов для эскизного проекта оформления кабинета в школе по выбору студента.
Сбор материалов для эскизного проекта оформления выставки детского творчества в школе
Тема 4.4. Выполнение эскизного проекта оформления школьной сцены
Выполнение эскизного проекта оформления праздника во дворе школы.. М 1:50, 1:20
Тема 5.2.
Оформление «карты элементов» базовых моделей оригами со схемами и готовыми образцами.
Выполнение технологической карты классических моделей оригами по выбору.
Подготовка мастер-класса по выполнению авторских моделей оригами по выбору.
Выполнение упаковки в технике оригами и ее декоративное оформление по собственному проекту.
Выполнение модели в технике модульного оригами по выбору.
Тема 5.3.
Оформление «карты элементов» бумагопластики со схемами и наглядными примерами трансформаций плоского листа путем применения надрезов, гофрирования, закручивания.
Выполнение проекта дачного участка в технике бумагопластики с использованием простейших архитектурных форм и элементов окружающей среды.
Выполнение жанровой композиции в технике бумагопластики с фигурками животных по мотивам сказок или басен.
Выполнение маски в технике бумагопластики по собственному проекту.
Выполнение модели транспортного средства в технике бумагопластики по собственному проекту.
Тема 5.4.
Выполнение орнаментов в круге, полосе или раппортных путем трансформации плоского листа ватмана в рельефную поверхность по готовому чертежу.
Разработка проекта декорации с элементами архитектуры.
Разработка подготовительного чертежа для выполнения шрифта, путем вынесения его из плоскости листа.
Выполнение подготовительных чертежей для упражнений на трансформацию спиралей, с выдвинутыми элементами поверхностей.
Подготовка разверток для моделирования простых объемных форм: призмы, тел вращения, простых многогранников или кристаллов.
Выполнение модели сложного геометрического тела путем использования простых объемных форм.
Выполнить абстрактную объемно-пространственную композицию в технике бумажного моделирования.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение МДК:
а) основная литература
1. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2010.
2. Бесчастнов Н.П. Язык орнамента. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
3. 4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
4. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы, Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
5. Дагдилян К.Т. Декоративная композиция. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
6. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
8. Образцова Е.М. Модульное оригами: складываем объемные игрушки. М.: Эксмо, 2014.
9. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Бумажное моделирование. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Аким, 2002.
10.Эм А Батик. - Минск: Харвест, 2009.
б) дополнительная литература
1. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани./ Серия «Учебный курс». - Ростов-н/Д.:Феникс, 2001.
2. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
3. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
4.Буткевич Л.М. Орнамент как процесс.. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
5. Величко Н. Роспись. Техники .Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2007.
6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
7. Дворкина И. Батик: горячий, холодный, узелковый. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002
8. Делаем 50 поделок из бумаги. Мн.: «Попурри», 2008
9. Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
10. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь. М.: Мозаика-синтез, 2000.
11. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2004.
12. Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Згурская М.П. Бумажные фатазии. Оригами. Плетение из бумаги. Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Фолио, 2006.
13. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. М.: Книжный дом «Университет», 2000.
14. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. М.: Омега-Л, 2005.
15. Ли Джуньяо, Ли Сяоху Китайская живопись: техника, инструменты, сюжеты. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2010.
16. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. - М.: Высшая школа, 2000.
17. Основы художественного ремесла в 2 ч. – ч. 1 – Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись ткани. Композиция и колорирование художественных текстильных изделий./под ред. В,А,Барадулина, О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 1986. – 254 с.: ил.
18. Основы художественного ремесла. – ч. 2 – Художественные лаки. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла. Керамическая игрушка. Уроки мастерства./Под ред. В.А. Барадулина – М.: Просвещение, 1987 – 320 с.: ил.
19. Синеглазова О.М Батик. - М.: Издательский дом МСП, 2005.
20. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1980.
21. Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации: пособие для самодеятельных художников. М.: Плакат, 1978.
22. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2002.
23. Страшнов В.Г. Как оформить стенд. М.: Плакат, 1984.
24. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006. Стор И.Н. Декоративная живопись. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004.
25. Терешина Г.В. Батик своими руками. - М.: Аст-пресс книга, 2008.
26. Чернышов О.В. Формальная композиция. Мн.: Харвест, 1999
27. Шрифты для художников-оформителей./ Сост. Г. Кликушин. Мн.: Полымя, 1984.
28. Школа рисования: стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. – М.: АСТРЕЛЬ, 2006.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
1. Бурдеева Е.В. Бумажная пластика в декоративном оформлении. http://www.openklass.ru/node/215678
2. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. вузов / К.Т. Даглдиян. - Ростов н/Д : Феникс, 2010.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319717&linkid=1
3. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись [Электронный ресурс] / А. С. Зайцев ; А.С. Зайцев. - М.: Искусство, 1986.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324450&linkid=1
4. Изобразительное искусство для младших школьников [Электронный ресурс] / авт. и рук. проекта: Ю.Ф. Катханова; авт.-исполн.: Р.В. Суховерков, А.О. Гридасова, И.С. Грудинин; худож.: Р.В. Сурьянинов, Т. Фаткина. - М. : 1С-Паблишинг, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12см. + Инструкция пользователя (1л.). - (Самоучитель TeachPro) (Образовательная коллекция 1С). - 2-я сер. указ. на обл. - На обл. также: Лицензионная копия от "1С" и "ММТ и ДО". -
Рек. требования к компьютеру: MS Windows 95/98ME/NT2000/XP; Pentium; HDD 2
Мб; RAM 32 Мб; SVGA, 8Мб; звуковая карта; CD-ROM; колонки или наушники. - ISBN 978-5-9677-0557-1.
5. Кукенков, В. И. Декоративная живопись [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Кукенков. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=378944&linkid=1
6. Леватаев, В.В. Графические техники [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. В. Леватаев ; В.В. Леватаев, Н.В. Захарова. - Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагог. гос. ун-т, 2012.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=383823&linkid=1
7. Макеты из бумаги и картона: Реферат. http://www.ronl.ru/referaty/stroitelstvo/204810
8. Одноралов, Николай Васильевич. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве [Электронный ресурс] : учеб. издание / Одноралов, Николай Васильевич ; Н.В. Одноралов. - М. : Просвещение, 1988.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=306986&linkid=1
9. Савахата, Леса Гармония цвета [Электронный ресурс] : полный справочник : сб. упр. по созданию цветовых комбинаций / Савахата, Леса ; Л. Савахата, К. Элдридж. - М. : АСТ: Астрель.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324333&linkid=1
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319965&linkid=1
10. Энциклопедия изобразительного искусства [Электронный ресурс] . - 282МБ. - М.: ИДДК: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв. цв. ; 12 см. + Инструкция пользователя (1л.). - (Домашняя энциклопедия). - Сер. указ. на вкл. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 12х14 см. - Систем. требования: Pentium -266ММХ; 32 Мб операт. памяти; видеокарта 800/600 TrueColor; 4-х скорост. привод лазерных дисков; 500Mb свобод. места на диске, звуковая карта,
мышь . - ISBN 5-94522-641-6.
г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
– компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel),
- электронные учебники.
Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), SPSS Statistics 17.0.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. http://colory.ru/colortheory/
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/5518
3. http://www.artprojekt.ru/school/wcolor/WC01.html
4. http://podosokorskiy.livejournal.com/2919837.html
5. http://www.festival.1september.ru/articles/subject/28
6. http://www.3-color.ru/
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Материально-техническое обеспечение МДК:
Аудитория, оборудованная презентационными средствами, компьютер, имеющий доступ в Интернет. Учебные пособия по декоративно-прикладному искусству, народным промыслам, художественной обработке материалов, оформительской деятельности, дизайну, макетированию и конструированию.
Программа профессионального модуля ПМ.03. «Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения» рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ИСПО им. К.Д. Ушинского
Протокол № 2 от «10» октября 2016 г.
Председатель методического совета ИСПО им. К.Д. Ушинского
ИСПО им. К.Д. Ушинского _____________Шахова Е.Н.
[1] указывается описание профессионального модуля, его основная целевая характеристика модуля
[2] указывается в соответствии с профессиональным стандартом
[3] например, зачет, дифференцированный зачет
[4] например, профессионально-ориентированное тестирование, деловая игра, проблемный семинар и т.п.
[5] эксперт(эксперты) определяется из числа работодателей, профессиональная деятельность которых соответствует профилю образовательной программы
[6]указывается учебный цикл, код и наименование профессионального модуля
[7] указать соответствующую трудовую функцию выбранного профессионального стандарта
[8] указать трудовые действия в соответствии с выбранным профессиональным стандартом
[9] указать в соответствии с ФГОС СПО
[10]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.