Рабочая программа ПМ 04 "Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразителшьного и декоративно-прикладного
рабочая программа ПМ 04 "Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного икусства"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04.
«Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2017
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04. «Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
составлена в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «27» октября 2014г. № 1384.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.
- Общая характеристика профессионального модуля[1]
- Цель освоения профессионального модуля:
Подготовить обучающихся к самостоятельной организации и проведению внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Дать профессиональные основы для успешной внеурочной деятельности будущего учителя изобразительного искусства.
- Задачи освоения профессионального модуля:
- помочь понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- формировать систему педагогических знаний по вопросам художественного образования и эстетического воспитания;
- познакомить с современной методикой внеурочной работы и школьного дополнительного образования в области изобразительного искусства и основными тенденциями развития художественного образования в нашей стране и за рубежом;
- изучить теорию и освоить практическую методику, касающуюся планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- вызвать интерес к педагогической деятельности и потребность в самообразовании и самовоспитании;
- выработать умения работы с методической литературой и информационными источниками;
- помочь осознать свой опыт художественной деятельности;
- предоставить возможности для применения собственных знаний и творческих способностей в художественной педагогике.
1.3. Общая трудоемкость профессионального модуля – 252 часа.
1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства
1.5. Планируемые результаты освоения профессионального модуля:
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения профессионального модуля
Трудовое действие | Наименование профессиональной компетенции ФГОС СПО, необходимой для выполнения трудового действия | Планируемые результаты освоения профессионального модуля |
Профессиональные компетенции ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации. ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия. ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях. ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия. ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | ||
Обобщенная трудовая функция: Обучение и воспитательная деятельность | ||
Трудовая функция[2] ___________________________________________________ | ||
Знает: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству; формы внеурочной работы по изобразительной деятельности; методику работы по организации внеурочных мероприятий в области изобразительного искусства; методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий; содержание, формы и методы работы с родителями (лицами, их заменяющими) | ||
Умеет: определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности; планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; организовывать и проводить внеклассную и досуговую деятельность обучающихся; развивать у обучающихся художественный вкус и интерес к освоению ценностей изобразительного искусства; подбирать методический материал к проведению внеклассных мероприятий и обеспечивать его необходимым оборудованием; использовать методики дополнительного образования в области изобразительного искусства в процессе проведения внеурочных мероприятий; оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам эстетического воспитания и художественного образования школьников в процессе внеурочной деятельности. | ||
Имеет практический опыт: анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; составления планов-конспектов проведения внеурочных мероприятий; организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству; руководства практической деятельностью обучающихся и осуществления индивидуального подхода к ним; индивидуального педагогического руководства творческой деятельностью ребенка в области изобразительного искусства; подготовки одаренных детей к участию в творческих конкурсах, выставках; проведения диагностики и оценки результатов эстетического воспитания и художественного образования детей в процессе внеурочной деятельности; организации и проведения внеурочных мероприятий совместно с родителями и участниками образовательного процесса; проведения консультаций, индивидуального обсуждения достижений и трудностей в процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей в рамках внеурочной деятельности; взаимодействия с родителями и администрацией образовательного учреждения по вопросам проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству. | ||
- Структура профессионального модуля
Трудовое действие | Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего, часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарных курсов | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия | в т.ч. курсовая работа (проект) | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект) | ||||
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеурочной воспитательной работы. | ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4.ПК 4.5. | МДК 4.1. Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства | 108 | 74 | 24 | 6 | 33 | 6 |
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеурочной воспитательной работы. | ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4.ПК 4.5. | Учебная практика Музейная практика | 36 | |||||
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеурочной воспитательной работы. | ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4.ПК 4.5. | Учебная практика | 36 | |||||
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеурочной воспитательной работы. | ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4.ПК 4.5. | Производственная практика | 36 | |||||
Всего: | 252 | |||||||
- Формы контроля и оценки качества освоения профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля | Формы контроля и оценки качества освоения профессионального модуля[3] | Оценочные технологии[4] |
МДК 4.1. Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства | Зачет Дифференцированный зачет | профессионально-ориентированное тестирование профессионально-ориентированное тестирование + защита курсовой работы |
Учебная практика. Музейная практика. | Зачет | Отчет по практике |
Учебная практика | Дифференцированный зачет | Отчет по практике + профессиональное портфолио |
Производственная практика | Дифференцированный зачет | Отчет по практике + профессиональное портфолио |
Экзамен квалификационный |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
«МДК 4.1. Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04.
«Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2017
Рабочая программа междисциплинарного курса «МДК 4.1. Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «27» октября 2014г. № 1384.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.
___________________ ________________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Эксперты:[5]
___________________ _______________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
___________________ _____________________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Рабочая программа междисциплинарного курса одобрена на заседании _______________________________
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
СОГЛАСОВАНО:
Рабочая программа междисциплинарного курса утверждена советом института среднего профессионального образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Заместитель директора института ______________ ______________________________
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Директор института ______________ ______________________________
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
- Цель и задачи освоения междисциплинарного курса (далее - МДК):
1.1. Цель освоения МДК:
Подготовить обучающихся к самостоятельной организации и проведению внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Дать профессиональные основы для успешной внеурочной деятельности будущего учителя изобразительного искусства.
1.2. Задачи освоения МДК:
- помочь понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- формировать систему педагогических знаний по вопросам художественного образования и эстетического воспитания;
- познакомить с современной методикой внеурочной работы и школьного дополнительного образования в области изобразительного искусства и основными тенденциями развития художественного образования в нашей стране и за рубежом;
- изучить теорию и освоить практическую методику, касающуюся планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- вызвать интерес к педагогической деятельности и потребность в самообразовании и самовоспитании;
- выработать умения работы с методической литературой и информационными источниками;
- помочь осознать свой опыт художественной деятельности;
- предоставить возможности для применения собственных знаний и творческих способностей в художественной педагогике.
2. Место МДК в структуре программы[6] Цикл: профессиональные модули; ПМ.04.
«Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
3. Требования к результатам освоения МДК:
В результате изучения МДК обучающийся должен освоить:
функцию[7]обучения и воспитательной деятельности
Трудовые действия[8]:
- Разработка и реализация программ дополнительного образования;
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеурочной воспитательной работы.:[9]
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации художественного образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации.
ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.
ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях.
ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия.
ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Знать:
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству;
формы внеурочной работы по изобразительной деятельности;
методику работы по организации внеурочных мероприятий в области изобразительного искусства;
методику осуществления наблюдения, анализа различных форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий;
содержание, формы и методы работы с родителями (лицами, их заменяющими)
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству для различных форм внеурочной деятельности;
планировать досуговые мероприятия, внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
организовывать и проводить внеклассную и досуговую деятельность обучающихся;
развивать у обучающихся художественный вкус и интерес к освоению ценностей изобразительного искусства;
подбирать методический материал к проведению внеклассных мероприятий и обеспечивать его необходимым оборудованием;
использовать методики дополнительного образования в области изобразительного искусства в процессе проведения внеурочных мероприятий;
оценивать художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
анализировать внеурочные мероприятия по изобразительному искусству для установки соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
консультировать родителей по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам эстетического воспитания и художественного образования школьников в процессе внеурочной деятельности.
Иметь практический опыт:
анализа планов и организации внеурочных мероприятий по изобразительному искусству;
составления планов-конспектов проведения внеурочных мероприятий;
организации и проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству;
руководства практической деятельностью обучающихся и осуществления индивидуального подхода к ним;
индивидуального педагогического руководства творческой деятельностью ребенка в области изобразительного искусства;
подготовки одаренных детей к участию в творческих конкурсах, выставках;
проведения диагностики и оценки результатов эстетического воспитания и художественного образования детей в процессе внеурочной деятельности;
организации и проведения внеурочных мероприятий совместно с родителями и участниками образовательного процесса;
проведения консультаций, индивидуального обсуждения достижений и трудностей в процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей в рамках внеурочной деятельности;
взаимодействия с родителями и администрацией образовательного учреждения по вопросам проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству
4. Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
5 | 6 | ||||
Максимальная учебная нагрузка | 108 | 52 | 56 | ||
В том числе: | |||||
Лекции | 44 | 22 | 22 | ||
Практические занятия (ПЗ) | 30 | 14 | 16 | ||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 33 | 16 | 17 | ||
в том числе[10]: домашние практические задания: подготовка сообщений, конспектов, методических пособий | 27 | 17 | 11 | ||
Написание курсовой работы | 6 | 6 | |||
5. Структура и содержание МДК
5.1. Разделы МДК и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела МДК | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Объем (ауд. часов/в том числе в интерактивной форме) | СРС | Всего |
1 | Методика организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. | 6 | 2 | 8 | 3 | 11 | |
2 | Формы организации внеурочной работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | 6 | 4 | 10 | 6 | 16 | |
3 | Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | 4 | 4 | 8 | 4 | 12 | |
4 | Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | 6 | 4 | 10 | 3 | 14 | |
5 | Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. | 4 | 4 | 8 | 3 | 11 | |
6 | Результативность внеурочной деятельности учащихся. | 4 | 2 | 6 | 1 | 7 | |
7 | Наблюдение и анализ внеурочных занятий и досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности | 2 | 2 | 4 | 3 | 7 | |
8 | Внеурочная работа с детьми, одаренными в области изобразительного искусства. | 2 | 2 | 1 | 3 | ||
9 | Ведение документации учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности. | 2 | 2 | 4 | 1 | 5 | |
10 | Взаимодействие учителя изобразительного искусства с родителями или лицами их заменяющими по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | 2 | 2 | 2 | 4 | ||
11 | Взаимодействие учителя изобразительного искусства с администрацией школы по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | 2 | 2 | 2 | |||
12 | Выполнение курсовой работы | 4 | 6 | 10 | 6 | 16 | |
13 | Консультация | 1 | 1 | 1 |
5.2. Содержание разделов МДК
№ п/п | Наименование раздела МДК | Содержание раздела (темы занятий) | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
1 | Методика организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. | Внеурочная деятельность. Внешкольная и внеклассная работа . Внеурочная деятельность учителя изобраз.иск. в системе школьного доп.образования, его специфика, отличия от обязательных форм организации учебной деятельности. Особенности школьного дополнительного образования в области изобр.иск. Роль внеурочной деятельности учителя изобраз.иск.в школе полного дня. Цели, задачи и содержание методики внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искуссту. Необходимая учебная и методическая литература. История развития дополнительного образования по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Развитие методики доп.обр за рубежом и в России. Цели и задачи дополнительного образования по изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. | Традиционные: лекции, практические задания. Исследовательские. |
2 | Формы организации внеурочной работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | Формы организации внеурочной работы учителя изобразительного искусства. Многообразие форм проведения внеурочной работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству: факультатив, беседы, лекции, доклады, кинофильмы , экскурсии, детские творческие объединения. Формы детских творческих объединений по изобразительной деятельности: кружок, студия, мастерская. .Формы организации досуговых мероприятий по изобразительной деятельности: КВН, викторина, фестиваль детского творчества, конкурс, праздник. Факультатив. Его роль в учебном процессе. Его структура, содержание, цель, задачи, методика организации учебной работы.. Планирование занятий факультатива изобразительного искусства. Экскурсия, беседа, лекция, доклад, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству. Экскурсия беседа, лекция, доклады просмотры кинофильмов как формы культурно-просветительской работы со школьниками в области изобразительного искусства. Их структура, содержание и методика проведения Детские творческие объединения по изобразительной деятельности: кружок, студия, мастерская. Кружок ,студия, мастерская по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, их роль в школьном дополнительном образовании. Специфика организации работы детских творческих объединений в различных возрастных группах. Кружок по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности Его структура, содержание, цель, задачи, методика организации учебной работы. Студия по изобразительной деятельности. Его структура, содержание, цель, задачи, методика организации учебной работы.. Мастерская по изобразительной деятельности. Его структура, содержание, цель, задачи, методика организации учебной работы. Игровые формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству . Разнообразие игровых форм организации культурно-досуговой деятельности школьников: КВН, викторина и т.д. Их структура, содержание, цель, задачи, методика проведения и особенности планирования. Праздничные формы организации культурно-досуговой деятельности школьников по изобразительному искусству. Разнообразие праздничных форм организации культурно-досуговой деятельности школьников: фестиваль детского творчества, конкурс, праздники, презентации, театрализованные представления и т.д. Их структура, содержание, цель, задачи, методика проведения . | Традиционные: лекции, практические задания. |
3 | Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | Анализ основных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Министерства образования РФ. Изучение и анализ программ детских художественных школ, детских творческих объединений по изобразительной деятельности. Специфика структуры их построения и принцип распределения учебного материала. Методические комплекты к данным программам, их содержание и примеры применения. Анализ авторских программ по изобразительному искусству. Отличительные особенности авторских программ, правила их разработки и утверждения. Разнообразие авторских программ и возможности их использования в процессе организации внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе. | Традиционные: лекции, практические задания. Проблемно-поисковые. |
4 | Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | Планирование внеурочных занятий по изобразительной деятельности. Роль планирования внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Виды документации по планированию внеурочной работы в общеобразовательной школе. . Методика составления плана внеурочных мероприятий учителя изобразительного искусства. Методика календарно-тематического планирования детского творческого объединения. Составление рабочих планов-конспектов внеурочных мероприятий по изобразительному искусству. Методика составления рабочих планов-конспектов для различных форм организации внеурочной деятельности школьников: занятий детского творческого объединения, экскурсии, сценариев досуговых мероприятий. Планирование занятий и мероприятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в каникулярное время. Особенности программ дополнительного образования на каникулярное время. Методика составления календарно-тематического планирования на каникулярный период. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Проблемно-поисковые. |
5 | Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. | Методические основы преподавания различных видов изобразительной деятельности на занятиях детских творческих объединений Виды изобразительной деятельности их характеристика и возможности изучения на занятиях детских творческих объединений в зависимости от возрастной группы, от интересов и мотивации учащихся, от материального и кадрового обеспечения учебного процесса. Характеристика форм, методов и приемов организации занятий детских творческих объединений в процессе изучения различных видов изобразительной деятельности. Методические рекомендации к проведению занятий по различным видам изобразительной деятельности. Методика проведения занятий по рисунку. Методика проведения занятий по живописи. Методика проведения занятий по композиции. Методика проведения занятий по скульптуре. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству. Методика проведения занятий по истории искусства или культурно-просветительской деятельности. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Проблемно-поисковые и творческие. |
6 | Результативностьвнеурочной деятельности учащихся. | Оценивание процесса и результата обучения изобразительному и декоративно прикладному искусству на внеурочных занятиях в школе. Требования к содержанию и уровню подготовки школьников по изобразительному искусству. Оценивание результатов изобразительной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Организация анализа детских работ на занятиях в разных возрастных группах, его роль в формировании положительной мотивации к изобразительной деятельности и объективной самооценки у школьников. Учет успеваемости школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству. Виды учета успеваемости школьников. Критерии оценки теоретических знаний и практических умений и навыков по разным видам изобразительной деятельности. Составление карт оценки практических работ обучающихся и возможности их использования в процессе обучения изобразительному искусству. Организация отчетных мероприятий по итогам обучения изобразительной деятельности на внеурочных занятиях. Разнообразие форм организации отчетных мероприятий по итогам обучения изобразительной деятельности на внеурочных занятиях: выставки, конкурсы, олимпиады и их разновидности….Организация подготовки к участию в данных мероприятиях разного уровня: оформление документации, методических материалов, творческих работ. | Традиционные: лекции, практические задания. Проблемно-поисковые. |
7 | . Наблюдение и анализ внеурочных занятий и досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности | Методика наблюдения внеурочных занятий по изобразительному и декоративно прикладному искусству. Наблюдение как метод педагогического исследования, его разновидности. Цель и задачи наблюдения внеурочных занятий изобразительного искусства. Методика организации и проведения наблюдения за деятельностью учителя и учеников. Отчетная документация: дневники и карты наблюдения, правила их составления, заполнения и обработки данных. Методика наблюдения досуговых мероприятий. Методика организации и проведения наблюдения за деятельностью учителя и учеников во время проведения досуговых мероприятий. Анализ внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности План и логика изложения анализа занятий по изобразительной и декоративно- прикладной деятельности на основе данных наблюдения. Методика проведения опроса (анкетирования, тестирования и т.д.), экспертной оценки и самооценки для объективного анализа и самоанализа качества преподавания. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Проблемно-поисковые. |
8 | Внеурочная работа с детьми, одаренными в области изобразительного искусства. | Определение у детей одаренности в области изобразительного искусства. Особенности художественно-творческой деятельности у одаренных детей и развитие их способностей. Формы работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Методика руководства их изобразительной деятельностью на внеурочных занятиях. | Традиционные: лекции, практические задания. |
9 | Ведение документации учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности. | Учебная документация учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности. Цели и задачи делопроизводства педагога дополнительного образования. Ознакомление с должностными инструкциями, инструкцией по соблюдению правил техники безопасности с общими положениями ,функциями, обязанностями, правами и ответственность. Правила ведения журнала учёта работы учебной группы. Составление плана работы в каникулы. Отчёт об итогах образовательной работы за год, протокол родительских собраний. Виды учебной документации. Правила ведения школьного журнала. Оформление календарно-тематических планов. Структура и содержание рабочих программ. Перечень отчетной документации для аттестации учителя изобразительного искусства и правила ее оформления. | Традиционные: лекции, практические задания. |
10 | Взаимодействие учителя изобразительного искусства с родителями или лицами их заменяющими по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | Цели и задачи взаимодействия учителя изобразительного искусства с родителями обучающихся, с классным руководителем. Формы и методы работы с семьей в общеобразовательной школе: родительские собрания, беседы и консультации. Содержание и методика проведения консультаций по вопросам эстетического воспитания и художественного образования. Планирование внеурочной работы с родителями или лицами их заменяющими. | Традиционные: лекции, практические задания. |
11 | Взаимодействие учителя изобразительного искусства с администрацией школы по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | Права и обязанности учителя изобразительного искусства и его ответственность перед администрацией школы. Формы и методы взаимодействия учителя и администрации по вопросам организации внеурочной деятельности, качества воспитательно-образовательного процесса, взаимоотношений с детьми и их родителями, трудовой дисциплины, аттестации и повышения квалификации педагога. Подготовка учителя к конкурсам профессионального мастерства. Совместная деятельность учителя изобразительного искусства с администрацией школы по организации и материально-техническому оснащению процесса обучения. Оборудование кабинета изобразительного искусства. Совместное составление планов проведения внешкольных мероприятий. | Традиционные: лекции, практические задания. |
12 | Выполнение курсовой работы | Формулировка темы, составление оглавления и введения Анализ литературы, написание параграфа 1. Разработка конспектов уроков для параграфа 2. Подготовка визуальных материалов Подготовка заключения, выступления к защите Оформление курсовой работы | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Исследовательские и проектные. |
- Образовательные результаты обучающегося, формируемые в процессе освоения МДК
Наименование раздела МДК | Код компетенции | ||||||
1. Методика организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. | ПК 4.1. | ОК 1 | ОК 4 | ОК 5 | ОК 8 | ||
2. Формы организации внеурочной работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | ПК 4.1. | ОК 1 | ОК 2 | ОК 4 | ОК 5 | ||
3. Содержание современных программ дополнительного образования детей по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. | ПК 4.1. | ОК 1 | ОК 4 | ОК 5 | ОК 8 | ||
4. Планирование и внеурочных занятий по изобразительной деятельности. | ПК 4.1. | ПК 4.5. | ОК 1 | ОК 2 | ОК 4 | ОК 5 | ОК 7. |
5. Методика проведения внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. | ПК 4.1. | ПК 4.2. | ОК 1, 2 | ОК 4, 5 | ОК 7 | ОК 9, 10 | ОК 11 |
6. Результативность внеурочной деятельности учащихся.. | ПК 4.3. | ОК 2 | ОК 3 | ОК 5 | ОК 7 | ||
7. Наблюдение и анализ внеурочных занятий и досуговых мероприятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности | ПК 4.4. | ПК 4.5. | ОК 1, 2 | ОК 3. | ОК 5 | ОК 6. | ОК 7. |
8. Внеурочная работа с детьми, одаренными в области изобразительного искусства. | ПК 4.2. | ПК 4.3. | ОК 3. | ОК 7. | |||
9. Ведение документации учителя изобразительного искусства по внеурочной деятельности. | ПК 4.5. | ОК 1 | ОК 5 | ОК 11 | |||
10. Взаимодействие учителя изобразительного искусства с родителями или лицами их заменяющими по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | ПК 4.3. | ОК 1 | ОК 3 | ОК 6 | ОК 10 | ОК 11 | |
11. Взаимодействие учителя изобразительного искусства с администрацией школы по вопросу внеурочной деятельности учащихся. | ПК 4.5. | ОК 6 | ОК 8 | ОК 10 | ОК 11 | ||
12. Выполнение курсовой работы | ПК 4.1. -4.5. | ОК 1-11 | |||||
- Методические рекомендации обучающимся по МДК, в том числе для самостоятельной работы
Преподаватель данного МДК должен делать акцент на дидактических принципах активности, проблемности, прочности и системности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами проблемы, которые они обязаны анализировать в течение всего учебного курса; согласовывать содержание тем, по которым проводятся занятие, с задачами по формированию компетенций, использовать информационные технологии и технические средства обучения.
При изучении данного МДК возможно использование следующих технологий: 1.Традиционная технология, включающая передачу учебного материала в виде лекций в сопровождении наглядных пособий, с использованием информационных технологий в форме презенлаций, видеоуроков.
2.Рефлексивные технологии, основная цель которых активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной деятельности и осознание студентом задачи саморазвития, ведущая к усилению внутренней мотивации к учению, осознанию своих ближних и дальних целей, осознанию себя как субъектом учения, так и субъектом своей жизнедеятельности.
3.Технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Методические рекомендации по выполнению практических и самостоятельных работ
К неудовлетворительной оценке приравниваются невыполнение самостоятельных работ, пропуски практических занятий, направленных на отработку педагогической техники. Также к неудовлетворительной оценке приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания.
Возможно начисление бонусных баллов (например, рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу).
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине:
- восстановление конспектов лекций;
- выполнение практических заданий, указанных в плане практических занятий.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по
неуважительной причине:
- восстановление конспектов лекций;
- собеседование по вопросам теории;
- выполнение практических заданий, указанных в плане практических занятий. Примечания: работа, выполненная менее, чем на 30% считается
неудовлетворительной .
Содержание практических и самостоятельных работ
Тема 1 Представление докладов и сообщений по развитию дополнительного образования в области изобразительной деятельности за рубежом и в России
Тема 2. Составить список кинофильмов по искусству для культурно-просветительской работы.
Составить тематический план проведения бесед по искусству для различных возрастных групп детей.
Составить сравнительный анализ функционирования детских творческих объединений, общее и различие
Тема 3. Подготовка докладов и сообщений на тему: «Авторские программы по изобразительному искусству».
Заполнение таблиц для сравнительного анализа содержания учебного материала программ дополнительного образования для разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности: рисование с натуры и на темы, декоративно-прикладное искусство, лепка и дизайн.
Тема 4. Оформление иллюстрированного календарно-тематического плана занятия детского творческого объединения по изобразительному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся.
Анализ плана проведения внеурочного занятия по изобразительному искусству.
Составление пробного календарно-тематического плана внеурочных мероприятий по изобразительному искусству на одну четверть.
Тема 5. Составление рабочих планов-конспектов внеурочных занятий по различным видам изобразительной деятельности. Составление плана-конспекта игровых форм досуговых мероприятий.
Разработка и оформление дидактической игры по изобразительному искусству.
Разработка и оформление карточек-заданий по изобразительному искусству.
Выполнение эскиза наглядного пособия для внеурочных занятий по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Тема 6. Оформление карты оценки практических работ учащихся по внеурочной деятельности.
Разработка тестов для проверки знаний учащихся на занятиях детских творческих объединений по заданной тематике.
Тема 7. Оформление карты наблюдения за деятельностью учеников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Тема 8. Разработка вариантов индивидуальных заданий для одаренных детей разных возрастных групп по заданным видам изобразительной деятельности на внеклассных занятиях.
Тема 10. Составление плана консультации родителей по вопросам эстетического воспитания и художественного образования учащихся.
Примерная тематика курсовых работ
Специфика обучения детей младшего школьного возраста рисованию животных в различных графических техниках на внеурочных занятиях.
Методика обучения учащихся 5-х классов акварельной живописи в процессе выполнения пейзажа на факультативных занятиях.
Методика изучения стилизации растений для холодного батика с учащимися 5-6-х классов на занятиях кружка декоративного рисования.
Ознакомление школьников с основами колористики в процессе выполнения декоративного натюрморта на занятиях в студии изобразительного искусства.
Методика организации бесед по ознакомлению учащихся среднего школьного возраста с искусством эпохи Возрождения.
Особенности обучения технике Хохломской росписи детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях.
Методика обучения масляной живописи учащихся старших классов на занятиях школьного творческого объединения.
Ознакомление школьников с технологиями ручной росписи тканей на внеурочных занятиях.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение МДК:
а) основная литература
1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф. образования – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004.-239с.
3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ.пед.училищ и колледжей – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004.-346с.
б) дополнительная литература
1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений/Под ред.О.Е.Лебедева – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-256с.
2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005.- 288с.
3. Буйлова Л.Н., Г.П. Буданова Дополнительное образование: норматив.док. и материалы – М.: просвещение, 2008.- 317с.
4. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время / Авторы сост.- Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, О.И. Радомская и др. М.: Просвещение 2008.- 208с.
5. М. В. Ватулина Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», М.: Центр внешкольной работы северо-западного окружного Управления образования, 2008.- 56с.
6. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / Сост.:Горушкина С.Н., Тозыякова И.А., Шубин Ю.А.- Ростов на /Д.: Феникс, 2007.-300с.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
1. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Электронный ресурс] : книга для учителя / Беда, Георгий Васильевич; Г.В. Беда. - М.: Просвещение
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=339940&linkid=1
2. Дубровин, В. М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования : монография / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т"(ГОУ ВПО МГПУ), Фак. изобраз. искусства . - М. : ГОУ ВПО МГПУ, 2011. - 149 с.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=289067&foldername=fulltexts&file name=289067.pdf
3. Великое наследие [Электронный ресурс] . Т. 6 : Живопись и скульптура. - 44.0 МБ. - М. : Изд. дом "Равновесие": Изд. дом "Вече", 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв. цв. ; 12 см. + Инструкция пользователя (1л.). - (Электронная книга)
(Великое наследие) (Комфортное чтение). - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 12х14 см. - Систем. требования: процессор Pentium-233; память 64 МБ ОЗУ; дисковод 4-х CD-ROM; система Widows 9.х совместио с Windows NT/2000/XP; тех. поддержка: support@arbt.ru.
4. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. вузов / К.Т. Даглдиян. - Ростов н/Д : Феникс, 2010.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319717&linkid=1
5. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись [Электронный ресурс] / А. С. Зайцев ; А.С. Зайцев. - М.: Искусство, 1986.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324450&linkid=1
6. Изобразительное искусство для младших школьников [Электронный ресурс] / авт. и рук. проекта: Ю.Ф. Катханова; авт.-исполн.: Р.В. Суховерков, А.О. Гридасова, И.С. Грудинин; худож.: Р.В. Сурьянинов, Т. Фаткина. - М. : 1С-Паблишинг, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12см. + Инструкция пользователя (1л.). - (Самоучитель TeachPro) (Образовательная коллекция 1С). - 2-я сер. указ. на обл. - На обл. также: Лицензионная копия от "1С" и "ММТ и ДО". -
Рек. требования к компьютеру: MS Windows 95/98ME/NT2000/XP; Pentium; HDD 2
Мб; RAM 32 Мб; SVGA, 8Мб; звуковая карта; CD-ROM; колонки или наушники. - ISBN 978-5-9677-0557-1.
7. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. С. Кузин ; В.С. Кузин. - М. : Академия, 2004.
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=322698&linkid=1
8. Кукенков, В. И. Декоративная живопись [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Кукенков. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=378944&linkid=1
9. Леватаев, В.В. Графические техники [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. В. Леватаев ; В.В. Леватаев, Н.В. Захарова. - Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагог. гос. ун-т, 2012.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=383823&linkid=1
10. Одноралов, Николай Васильевич. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве [Электронный ресурс] : учеб. издание / Одноралов, Николай Васильевич ; Н.В. Одноралов. - М. : Просвещение, 1988.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=306986&linkid=1
11. Пейзаж [Электронный ресурс] . - 524МБ. - М. : Direct MEDIA, 2004. - 1
электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - (Электронная библиотека ; Т. 6). - Диск и сопроводит. материал помещены в контейнер 13.5 х 20см. - Систем.
требования: IBM PC 486 и выше, 16 MB RAM, CD-ROM, SVGA, Windows 95/98/ME/NT/XP/2000. - Сер. указ. на корешке. - ISBN 5-94865-007-3.
12. Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи [Электронный ресурс] : учебник
/ П. П. Ревякин ; П.П. Ревякин. - 1959.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=306933&linkid=1
13. Савахата, Леса Гармония цвета [Электронный ресурс] : полный справочник : сб. упр. по созданию цветовых комбинаций / Савахата, Леса ; Л. Савахата, К. Элдридж. - М. : АСТ: Астрель.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324333&linkid=1
14. Шедевры мировой живописи [Электронный ресурс] : 11 111 репрод. - М. : Direct MEDIA, 2004. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - Диск и сопроводит. материал помещены в контейнер 13.5 х 20см. - Систем. требования: IBM PC 486 и выше, 16 MB RAM, DVD-ROM, SVGA, Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 . - ISBN 5-94865-023-5.
15. Шедевры русской живописи [Электронный ресурс] / М-во образования РФ. - 605 МБ. - М. : Кирилл и Мефодий , 1997, 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. + инструкция пользователя (1с.). - Диск и сопроводит. материал помещены в контейнер 12 х 14см. - Систем. требования: IBM PS: MS Windows95; процессор Pentium 75 МГц; 16 Мбайт ОЗУ; 4-скоростной CD-ROM; SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цв.); MS Windows совместимая звуковая карта; MS Windows совместимая мышь. - Включ. 33 интерактивных видеоурока.
16. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Электронный ресурс] : пособие для учителей / Е. В. Шорохов ; Е.В. Шорохов. - М. : Просвещение, 1977.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319965&linkid=1
17. Энциклопедия изобразительного искусства [Электронный ресурс] . - 282МБ. - М.: ИДДК: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв. цв. ; 12 см. + Инструкция пользователя (1л.). - (Домашняя энциклопедия). - Сер. указ. на вкл. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 12х14 см. - Систем. требования: Pentium -266ММХ; 32 Мб операт. памяти; видеокарта 800/600 TrueColor; 4-х скорост. привод лазерных дисков; 500Mb свобод. места на диске, звуковая карта,
мышь . - ISBN 5-94522-641-6.
г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
– компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel),
- электронные учебники.
Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), SPSS Statistics 17.0.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. http://colory.ru/colortheory/
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/5518
3. http://www.artprojekt.ru/school/wcolor/WC01.html
4. http://podosokorskiy.livejournal.com/2919837.html
5. http://www.festival.1september.ru/articles/subject/28
6. http://www.gammabook.ru/team.php
7. http://www.museum.ru/
8. http://www.peredvizhnik.ru/
10. http://www.standart.edu./catalog.aspx?CatalogId=2588
11. http://www.tretyakovgallery.ru/
12. http://www.hermitagemuseum.org/
13. http://www.art-publish.ru/new/
14. http://www.3-color.ru/
13. http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post125798855/
15. http://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post135125812/
16. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Материально-техническое обеспечение МДК:
Аудитория, оборудованная презентационными средствами, компьютер, имеющий доступ в Интернет. Учебные пособия по методике преподавания изобразительного искусства.
Программа профессионального модуля ПМ.04. «Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ИСПО им. К.Д. Ушинского
Протокол № 2 от «10» октября 2016 г.
Председатель методического совета ИСПО им. К.Д. Ушинского
ИСПО им. К.Д. Ушинского _____________Шахова Е.Н.
[1] указывается описание профессионального модуля, его основная целевая характеристика модуля
[2] указывается в соответствии с профессиональным стандартом
[3] например, зачет, дифференцированный зачет
[4] например, профессионально-ориентированное тестирование, деловая игра, проблемный семинар и т.п.
[5] эксперт(эксперты) определяется из числа работодателей, профессиональная деятельность которых соответствует профилю образовательной программы
[6]указывается учебный цикл, код и наименование профессионального модуля
[7] указать соответствующую трудовую функцию выбранного профессионального стандарта
[8] указать трудовые действия в соответствии с выбранным профессиональным стандартом
[9] указать в соответствии с ФГОС СПО
[10]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.