Рабочая программа по дисциплине "Композиция"
Рабочая программа по дисциплине "Композиция"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«КОМПОЗИЦИЯ»
Специальность
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Москва
2017
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «27» октября 2014г. № 1384.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.
1. Цель и задачи освоения дисциплины: Формирование у обучающихся общепрофессиональных и
профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере
профессионально-художественной деятельности и в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Задачи дисциплины:
- формирование творческой личности;
- обучение способам и приемам ведения творческой деятельности;
- обучение способам создания композиций различной степени сложности
с использованием разнообразных техник;
- формирование знаний основ изобразительного искусства;
- развитие художественных способностей;
- развитие способности эстетической ориентации в предметном мире;
- формирование художественного вкуса и эстетической позиции;
- изучение теоретических и практических основ изобразительной
грамоты;
- развитие композиционного мышления;
- формирование умения использовать полученные знания в практической
творческой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре программы: Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
Дисциплина «Композиция» является базой при изучении целого ряда
дисциплин, где необходимо знание основных принципов построения формы,
светотени и решения различных художественных задач в области рисунка, живописи,
методики обучения ИЗО и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Общие компетенции: [1]
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия изобразительного искусства.
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 3.1. Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.3. Выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах.
ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации.
ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.
Знать:
законы композиционного построения;
средства гармонизации композиции;
теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции;
специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ;
Уметь:
грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве;
использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ;
использовать технологии и приемы работы различными художественными материалами;
анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
5 | 6 | 7 | |||
Максимальная учебная нагрузка | 180 | 46 | 56 | 78 | |
В том числе: | |||||
Лекции | 56 | 12 | 18 | 26 | |
Практические занятия (ПЗ) | 66 | 20 | 20 | 26 | |
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 57 | 14 | 18 | 25 | |
в том числе[2]: | |||||
Домашние творческие задания: наброски, зарисовки, эскизы | 57 | 14 | 18 | 25 | |
Консультация к экзамену | 1 | ||||
Вид промежуточной аттестации: экзамен | |||||
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Объем (ауд. часов/в том числе в интерактивной форме) | СРС | Всего |
1 | Организация композиции | 20 | 12 | 32 | 14 | 46 | |
2 | Художественно-образный язык композиции. | 18 | 20 | 38 | 18 | 56 | |
3 | Фронтальная композиция. | 26 | 26 | 52 | 25 | 78 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (темы занятий) | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
1 | Организация композиции | Тема 1.1.Законы композиционного построения. Композиция как предмет изучения. Тема 1.2.Средства гармонизации композиции. Ритм. Пропорции. Масштаб. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Исследовательские и проектные. Проблемно-поисковые и творческие. |
2 | Художественно-образный язык композиции. | Тема 2.1. Художественный образ и форма. Стилизация и трансформация форм в композиции. Тема 2.2. Художественный образ и фактура. Тема 2.3.Художественный образ и цвет. Виды цветовых композиций. Типы колорита. Свет в композиции. Тема 2.4 .Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Исследовательские и проектные. Проблемно-поисковые и творческие. |
3 | Фронтальная композиция | Тема 3.1. Композиция станковой картины. Тема 3.2. Композиция натюрморта. Тема 3.3. Композиция интерьера. Тема 3.4. Композиция пейзажа. Тема 3.5. Композиция портрета. Тема 3.6. Композиция сюжетно-тематической картины. Тема 3.7. Композиция в графике. Композиция книги. Тема 3.8. Декоративная, формальная, декоративно-монументальная композиция. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Исследовательские и проектные. Проблемно-поисковые и творческие. |
- Образовательные результаты обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование раздела дисциплины | Код компетенции | ||||||
Организация композиции | ОК.1 | ПК 1.2-1.3 | ПК 3.1 | ПК 3.2. | ПК 3.3-3.4 | ПК 4.1 | ПК 4.2. |
Художественно-образный язык композиции. | ОК.1 | ПК 1.2-1.3. | ПК 3.1 | ПК 3.2 | ПК 3.3-3.4 | ПК 4.1 | ПК 4.2. |
Фронтальная композиция | ОК.1 | ПК 1.2-1.3 | ПК 3.1 | ПК 3.2 | ПК 3.3-3.4 | ПК 4.1 | ПК 4.2. |
Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы:
- учебном процессе по дисциплине «Композиция» применяются различные формы лекций: лекция-визуализация с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, презентации по изучаемым темам), лекция информационная, проблемная, лекция-диалог. В процессе данной работы осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися. В этой работе важно установить интерес к учебному материалу,
обучить работе в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, формировать профессиональные навыки. Преподаватель создает условия для инициативы обучающихся.
Порядок проведения лекционного занятия
- вводная часть, знакомящая обучающихся с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы;
- основная часть, раскрывающая тему лекции;
- заключительная часть, содержащая выводы и обобщения.
Практические занятия направлены на развитие самостоятельности и приобретение умений и навыков. Они углубляют и расширяют знания, полученные на лекциях. Практическое занятие предполагает выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя творческой работы в художественном материале (тушь, акварель, гуашь).
Творческие задания – самостоятельная творческая деятельность, в которой обучающийся реализует свой личностный потенциал, демонстрирует умение грамотно и ясно выражать свои мысли, идеи.
В процессе выполнения практических заданий обучающиеся приобретают опыт, навыки, необходимые для решения творческих задач, у них развивается мастерство, воспитываются художественный вкус и культура. Основная задача практических занятий самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
Одним из методов обучения на практических занятиях является совместное обсуждение творчески работ, который предусматривает обсуждение какого-либо вопроса с намерением достичь общего решения. В обсуждении принимает участие вся группа, по очереди высказывая собственную точку зрения.
Порядок проведения практического занятия
1. Вводная часть:
– сообщение темы и цели занятия;
– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы (показ презентации, наглядного материала по теме)
2. Основная часть:
– выполнение упражнений на закрепление теоретических знаний по композиции, разработка поисковых эскизов, набросков, зарисовок (работа с натуры, либо по памяти и представлению);
– обсуждение в группе;
– обобщение знаний на основе наглядного материала и творческих работ из методического фонда;
3. Заключительная часть:
– обобщение и систематизация полученных результатов;
– подведение итогов практического занятия и оценка работы обучающихся. Практическая часть программы по композиции построена в последовательности
изучения материала от простого к сложному, т.е. от овладения формальными признаками композиции к постепенному изучению пространственной жанровой композиции натюрморта.
Содержание учебного материала
- Организация композиции
Введение
Цель и задачи курса. Ознакомление с содержанием разделов программы, со специальной литературой и основными требованиями к выполнению практических работ.
Композиция 1) как художественная форма произведения искусства; 2) как собственно произведение искусства; 3) как наука; 4) как учебная дисциплина. Определение понятия «композиция». Представление о композиции в изобразительном искусстве, с точки зрения П.П. Чистякова, В.В. Кандинского, В.А. Фаворского, Н.Н. Волкова. Теоретические основы композиции: законы, правила, приемы и средства. Композиционное размещение.
1.1 Законы композиции
Закон целостности, восприятия, единства и соподчинения
Структурная организации картинной плоскости. Условия достижения единства композиции. Роль композиционного центра в соподчинении всех ее частей и элементов. Доминанта. Варианты ее организации. Композиционная пауза – смысловой центр композиции. Варианты решения художественного образа с помощью композиционной паузы.
Задание: выполнить несколько вариантов композиции из абстрактных геометрических или силуэтных стилизованных форм, отвечающих всем основные требованиям (равновесие, единство и соподчинение), где центр организован:
а) самым большим элементом в композиции;
б) самой сложной по силуэту формой;
в) самым маленьким по форме элементом в композиции;
г) группой элементов;
д) «одиноким» по форме элементом;
е) композиционной паузой;
ж) контрастным по цвету элементов ко всему решению композиции;
з) самым темным элементом композиции.
Выбрать для выполнения любые 3 задачи. А4, гуашь или темпера.
Закон равновесия
Определение понятия «Равновесия». Условия установления равновесия в композиции. Виды равновесия: статическое и динамическое. Специфика расположения элементов членения картинной плоскости при статическом и динамическом равновесии. Роль масштаба, пропорции и модуля при компоновке форм. Членение плоскости композиции на равные и неравные части прямыми и кривыми линиями с помощью постоянного модуля с использование приема оверлепинга. Роль тональных отношений членения плоскости на части. Примеры компоновки предметов в формате плоскости, их влияние на статику и динамику изображения.
Выбор задания по усмотрению преподавателя.
Задание 1: один и тот же натюрморт или пейзаж трансформировать, используя 2 разных приема членения плоскости на части. А4, тушь, перо, кисть.
Задание 2: уравновесить фигуры правильной геометрической формы (круг, квадрат, ромб). Найти их оптимальное положение в центральной верхней части прямоугольной плоскости со смещением в одну сторону, уравновесить композицию членением плоскости формата и выделением тональных и цветовых различий, образовавшихся частей или мелкого, но контрастного по цвету элемента. А4, карандаш. Выполнить 4 варианта задания.
Задание 3: выполнить 2 варианта композиции из фигур различных форм (абстрактные, геометрические, силуэтные и стилизованные изображения посуды, транспорта, домов, деревьев, фруктов), чтобы в одном случае подчеркнуть статическое равновесие, а в другом – динамическое. При этом допускается использовать все композиционные средства для выражения статики и динамики: членение плоскости, выбор графических приемов, цветовое и тональное решение, нюансы и контрасты форм и элементов, симметричность и ассиметрию изображения и т.д. А4, гуашь, темпера. Можно использовать технику аппликации.
Закон контрастов и аналогий
Определение понятий «контраст», «аналогия», «нюанс» и «тождество». Примеры их проявления в произведениях, живописи, графике, ДПИ, архитектуре и дизайне. Закономерности применения контрастов и аналогий в композиции, их роль в передаче эмоционального настроя произведения.
Задание: составить композиции из абстрактных или сюжетных стилизованных форм, решая следующие задачи:
а) передать цветовой контраст при тождестве форм;
б) передать цветовые нюансы при контрасте форм;
в) передать тоновой контраст при тождестве цвета и нюансе форм;
г) передать контраст фактур, нюанс форм и цветовое тождество;
д) организовать композиционной центр посредством нюанса форм при их тождестве, нюансе цвета;
е) организовать композиционный центр посредством контраста тона при тождества цвета и нюансе форм.
Выбрать для выполнения 2 задачи. А4, гуашь, темпера. Можно использовать технику аппликаций.
1.2. Средства гармонизации композиции
Средства гармонизации композиции: ритм, масштаб, пропорции.
Значение ритма в природе и жизнедеятельности человека. Ритм как раздражитель, формирующий эстетические чувства. Специфика проявления ритма в искусстве. Активно-динамический и пассивно-динамический ритм. Закономерности построения метрической композиции. Простой и сложный ритм. Проявления статики и динамики в ритмических композициях. Примеры выполнения ритмизованных рисунков, их выразительные средства.
Определение понятия пропорции. Система пропорционирования в изобразительном искусстве: «золотое сечение» и «модулор». Примеры использования различных систем пропорционирования в произведениях изобразительного искусства, архитектуры. Специфика работы с пропорциями элементов композиции для передачи образной выразительности.
Определение масштаба, значение масштаба для произведений живописи, графики, ДПИ и архитектуры при определении их формата и размера. Специфика выбора масштаба для выражения идейного содержания композиции. Взаимосвязь масштаба и пропорций. Роль стаффажа в определении масштаба композиции.
Выбор задания по усмотрению преподавателя.
Задание 1: построить удлиненные ритмические композиции из геометрических или растительных мотивов, решая следующие задачи:
а) использование простого ритма;
б) использование сложного ритма, передача ускорения в динамике элементов;
в) использование сложного ритма, передача замедленного движения в динамике элементов;
г) использование сложного ритма с организацией движения к композиционному центру.
Выбрать для выполнения любые 2 задачи. А4, гуашь, темпера.
Задание 2: выполнить композицию из растительных форм, натюрморт или пейзаж. Для этого выбрать ритмические формы, позволяющие выразить различные эмоциональные состояния: покой, страсть, тревогу, торжественность и т.д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. Выбрать для выполнения 2 состояния.
Задание 3: выполнить композицию натюрморта или пейзажа в разных системах пропорций (1 к 1, золотое сечение или другое) так, чтобы передать образную выразительность произведения, его художественный строй. Выбрать 2 варианта. А4, карандаш, тушь, уголь.
Задание 4: Введите стаффаж нужного размера в композицию архитектурного пейзажа так, чтобы подчеркнуть следующие качества:
а) колоссальность и величие объекта;
б) легкость архитектуры и воздушное пространство;
в) камерность и интимность объекта.
А4, карандаш, тушь, уголь, соус.
- Художественно-образный язык композиции
2.1. Художественный образ и форма.
Форма как средство выражения художественного образа.
Художественный образ как продукт творческой деятельности. Средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура. Форма как средство выражения художественного образа. Круг, квадрат, треугольник и их производные. Их свойства выразительности, эмоционально-психологического воздействия на зрителя. Восприятие формы на плоскости.
Варианты заданий по выбору преподавателя.
Задание 1: проследить за изменением размера круга, квадрата или треугольника:
а) при помещении данных фигур разного цвета на белый, черный или серый фон;
б) при наложении данных фигур белого или черного цвета на цветной фон;
в) при размещении данных фигур разного цвета по центру, вверху, внизу, справа, слева, в углу листа различных цветов.
Подписать на листах свои выводы (фигура кажется меньше, вытянута по горизонтали, легкая, тяжелая, яркая, блеклая, равновесие нарушено и т.д., и т.п.)
Каждая карточка ½ формата А4 (цветная бумага).
Задание 2: переработать реальное изображение натюрморта или архитектурного пейзажа путем трансформации элементов композиции в простые формы (круг, треугольник, квадрат и их производные) с целью передать различные ощущения (покоя, стабильности, резкого или плавного движения, беспокойства…) А4 (тушь, перо, кисть).
Стилизация и трансформация форм в композиции
Роль стилизации и трансформации в передаче художественного образа. Приемы стилизации. Выразительные средства графики: пятно, линия, точка, штрих.
Роль выделения собственных признаков для передачи художественных образов в композиции. Определение собственных признаков реального объекта и приемы их выделения в стилизации. Последовательность работы над упрощением реального изображения.
Роль выделения привнесенных признаков для передачи художественных образов в композиции. Выбор в качестве объекта общего понятия: цветок, рыба, корабль, птица, дом. Выявление системно-структурных характеристик анализируемого понятия. Выбор привнесенного свойства: агрессивность, дружелюбие, гордость, равнодушие, наивность, опасность, надежность, романтичность… Поиск объектов-аналогов, по которым данное свойство-признак можно выразить визуально через ассоциации.
Значение стилизации по собственному и привнесенному признаку в изобразительном искусстве, оформительской практике и дизайне. Создание символа-логотипа по привнесенному и собственному признаку. Определение иконического знака. Поиск графического носителя реального объекта, совпадающего по смысловому содержанию с идеей, которая должна выражаться в знаке или логотипе. Выбор реального объекта, у которого собственные признаки помогают выделить и подчеркнуть привнесенные.
Варианты заданий по выбору преподавателя.
Задание 1: постараться передать с помощью средств графики: пятна, линии, точки абстрактные ассоциации, связанные с музыкой, танцами, различного характера (менуэт, вальс, танго, цыганочка, гопак, твист, брейкданс, рок-н-ролл, адажио…) Выбрать 3 варианта, каждое изображение на формате А4 (тушь, кисть, перо).
Задание 2: выбрать реальное изображение (пейзаж, натюрморт), выполнить несколько вариантов стилизации данного изображения с использованием:
а) линии (плавной, прерывистой, ломаной, с изменяющейся толщиной)
б) пятна и линии
в) линии и штриха
г) линии и точки
д) пятна, линии и штриха
е) пятна, линии и точки
Задание 3: выполнить несколько вариантов упрощений изображений животных с выделением собственных признаков (колючесть, пушистость, хищность, беззащитность, длинноухость, коротконогость, массивность, изящество…) с помощью выразительных средств графики: пятна, линии, точки и штриха. Не менее 3 вариантов упрощения на каждое животное.
Задание 4: выбрать объект общего понятия: цветок, рыба, птица, дом, автомобиль… Выполнить несколько стилизаций данного объекта по привнесенным признакам: добрый, злой, хитрый, опасный, жадный, честный, лживый, агрессивный… Не менее 3 вариантов на выбор по одному понятию. На листе формата А4 по одному изображению (тушь, перо, кисть).
Задание 5: выбрать признаки, которые должен символизировать логотип: надежность, быстрота, элегантность, сила, интеллект, доброта, защита… Подобрать изображение животного, соответствующего выбранным признакам по собственным свойствам. Выполнить несколько вариантов символа-логотипа.
Каждое изображение выполняется на формате А4 (тушь, перо, кисть).
2.2 Фактура как средство выражения художественного образа
Определение фактуры: физические, изобразительные, эстетические свойства фактуры. Эмоциональное воздействие фактуры на зрителя. Взаимосвязь фактуры и художественной обработки материалов. Передача художественных образов с помощью фактур в коллаже. Текстура как передача фактуры средствами графики и живописи. Примеры графических фактур.
Варианты использования фактур и текстур в графических изображениях, приближенных к реальности.
Использование текстур и фактур в стилизации. Тональная и декоративная роль графических фактур. Выбор стилевого направления изображения с помощью графических фактур.
Варианты заданий по выбору преподавателя.
Задание 1: зарисовки графических фактур, обозначающих разные свойства (мягкое, шершавое, гладкое, рельефное, мех, чешуя, перья, вязание, гравий, кора, вода, песок…). Расчертить лист формата А4 на клетки 4х4 см. Каждую клетку заполнить фактурой (тушь, перо, кисть).
Задание 2: выполнить зарисовку фруктов с проработкой формы и объема с помощью различных графических фактур. А4 (тушь, перо, кисть).
Задание 3: выполнить зарисовку драпировки с проработкой формы и объема с помощью графических фактур. А4 (тушь, перо, кисть).
Задание 4: выполнение стилизации животных с использованием графических фактур в разных стилевых направлениях (готика, модерн, классика, романтизм, футуризм, восток, русское кружево, африканский стиль…). А4 (тушь, перо, кисть).
2.3. Цвет как средство выражения художественного образа
Виды цветовых композиций
Определение понятия «цветовая композиция», его отличие от понятия «колорит». Различные основные типа цветовых композиций по систематизации профессора Л.Н. Мироновой: монохромия, полярная цветовая композиция, трехцветная композиция, многоцветие, а также производные типы цветовых композиций: многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону, ахроматическая композиция.
а) Монохромия
Ахроматическая композиция, как основа цветовых гармоний. Использование 9-ступенчатой шкалы для создания различных типов ахроматических гармоний: светло-серой, темно-серой и контрастной. Построение однотоновой шкалы из 15 ступеней и ее использование в процессе выполнения гармоний. Принципы построения монохромной композиции. Специфика художественного языка. Особенности психологического и эстетического воздействия на зрителей. Примеры использования монохромии в произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Задание 1: выполнить 9-ступенчатую ахроматическую и 15-ступенчатую однотоновую шкалы. А4 (темпера).
Задание 2: выполнить сюжетно-декоративную композицию по типу монохромии, используя один цветовой тон и его оттенки, полученные при смешении с черным или белым, и чистые белые и черные цвета.
Темы композиций на выбор: «Город», «Сказочный лес», «Деревня», «Горы», «Подводное царство»…
К композиции прилагается шкала выбранных оттенков. А3 (гуашь или темпера).
б) Полярная композиция
Принципы построения с использованием 12-ступенного цветового круга. Функции полярной композиции: для выявления противопоставлений; для достижения эффекта декоративности; для передачи световых эффектов; для передачи эмоциональных состояний (покоя, умиротворенности или драматизма и напряженности).
Задание: выполнить эскиз плаката по типу полярной цветовой композиции на противопоставление понятий, ситуаций и качеств (современное, прогрессивное – старое, неактуальное; быстро, энергичное – медленное, ленивое; чисто, аккуратное – грязное, неряшливое; трудолюбивый – лентяй; осторожный – безрассудный и т.д.). Можно за основу взять текст пословицы: «Ранняя пташка зернышки клюет»; «Тише едешь – дальше будешь»… Или сочинить призывы: «Не унывай!», «Не ленись!», «Старое – новое!». К композиции прилагается шкала выбранных оттенков. А3 (гуашь или темпера), можно использовать тонированную бумагу и выполнить работу в технике аппликации.
в) Трехцветная композиция
Принципы построения трехцветной композиции с использованием триад. Использование цветого круга с 24 секторами (по Освальду) для создания цветовой гармонии из 3-х цветов. Триады: тупоугольный, равносторонний и прямоугольный треугольники. Гармония родственно-контрастных цветов. Выбор триад гармонического содержания цветов из 12-частного цветового круга по равностороннему и равнобедренному треугольникам. Художественно-образный язык трехцветных композиций.
Варианты заданий по выбору преподавателя.
Задание 1: выполнить эскиз композиции при помощи цветовой триады, стараясь раскрыть характер персонажей и объединить их в единую композицию: «Три богатыря», «Три девицы под окном», «Три возраста», «Три брата» (из русских сказок). К композиции прилагается шкала выбранных оттенков. А3 (гуашь или темпера).
Задание 2: выполнить натюрморт или пейзаж, взяв за основу три краски, составляющие гармоничную триаду. Краски нельзя смешивать между собой, только с белой или черной. А3 (темпера или гуашь).
г) Многоцветная композиция
Выбор цветов для многоцветной композиции, специфика ее построения. Использование цветового круга с 24 секторами (по Освальду) для создания цветовой гармонии из 4 цветов. Применение 12-частного цветового круга для создания созвучий 4 цветов с использованием квадрата и прямоугольника. Созвучие цветов, специфика применения многоцветных композиций для решения художественно-образных задач. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Гармония родственных цветов как многоцветие с малым интервалом. Место родственных цветов в различных цветовых системах.
Задание: найти репродукции многоцветных композиций (картины художников, декоративные панно, книжная графика). Составить «спектры» цветов этих композиций, определить вид цветовой композиции, характер цветовой гаммы. Например, насыщенный колорит, многоцветие со сдвигом к красному цвету, родственная гармония. А4 (гуашь или темпера), репродукцию приклеить.
Типы колорита.
Определение понятия «колорит». Различные типы колорита по систематизации профессора Л.Н.Мироновой: насыщенный (яркий), разбеленный (высветленный), ломаный (серый), зачерненный (темный) и классический (гармонизированный). Место различных типов колорита в культуре и искусстве разных времен и народов. Их зависимость от исторических, экономических предпосылок и эстетических представлений людей различных эпох.
Задание: выполнение одинаковых композиций: геометрических или сюжетно-декоративных (натюрморт, растительные мотивы и т.д.) в соответствии с различными типами колорита. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. А4 (гуашь или темпера).
Свет в композиции
Явление света в изобразительном искусстве, его значение в системе выразительных средств. Свет и форма предмета. Светотень и композиция пространства. Освещенность реального объекта и свет в изображении.
Задание: выполнить несколько вариантов рисунка несложного интерьера, пейзажа или натюрморта, стараясь передать разный характер освещения:
а) спокойное в меру контрастное, статичное (классическое)
б) напряженное, драматическое, контрастное, создающее динамизм
в) сосредоточенное на небольшом пространстве, таинственное, интимное
г) слабое, размытое, туманное, пастельное
Можно за основу взять свою аудиторную работу по рисунку или репродукцию, фотографию.
А4 (соус, уголь, черная акварель или сепия)
2.4. Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.
Формально-композиционное выражение состояния человека и природы через форму, цвет, фактуру, нюанс и контраст. Формально композиционные принципы и художественно-образные средства визуального выражения свойств и состояний качественно различных явлений действительности. Содержательный анализ различных состояний человека (радость, грусть, обида, страсть) и природы (мокрое утро, тропический зной, весенний паводок…). Выявление наиболее существенных и значимых для их наглядно-образного представления качеств, свойств, признаков и характеристик и определение необходимых художественно-композиционных средств и признаков для их визуального выражения с помощью формы, цвета, фактуры.
Задание: выполнить 2 формальных композиции, выражающих 2 качественно различных состояния: человека (восторг, страх, радость, тоска, тревога, усталость, обида и т.п.) и природы (первый снег, золотая осень, летний зной, ранняя весна, цветение садов, пурга, лунная ночь и т.п.) Выбрать произвольный формат и свободную графическую технику (акварель, гуашь, пастель, темпера, кисть, перо, смешанные техники и т.п.)
- Фронтальная композиция
3.1 Композиция станковой картины.
Специфика построения фронтальных композиций.
Виды композиций: фронтальная, объемная, глубинная пространственная. Виды фронтальной композиции: станковая, декоративная, формальная. Анализ композиций академических произведений живописи и графики. Определение станкового произведения. Жанры станковой живописи: натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.
Задание 1: подобрать репродукцию картин художников эпохи Возрождения. Наложить на картину кальку и попробовать найти и начертить основные оси. Попытаться найти параллельные основным осям линии, объединяющие элементы композиции по определенной закономерности. А4, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки.
Задание 2: провести анализ художественного произведения или учебной работы, ответив на следующие вопросы:
1) К какому жанру можно отнести данную композицию?
2) В какой технике она выполнена?
3) Какова главная идея композиции?
4) Какими выразительными средства живописи или графики передается идейный замысел работы?
5) Какой вид цветовых композиций или тип колорита используется в работе для выражения художественного образа?
6) Какие виды цветовых контрастов представлены в работе?
7) Какая роль отводится освещению композиции?
8) Как выделяется композиционный центр?
9) Какой вид равновесия представлен в данной работе?
10) Соблюдаются ли законы равновесия в данной композиции?
11) Правильно ли закомпонованы элементы композиции в данном формате?
12) Какими средствами в композиции передаются движение или покой?
13) Присутствует ли в композиции ритмическая организация мотивов?
14) Какие средства гармонизации композиции используются наиболее активно в данной композиции для передачи идейного замысла?
15) Какими способами передаются пространство и объем в композиции?
Приемы передачи пространства на плоскости
Способы организации пространства в различных типах композиций. Специфика членения на слои и планы в классических произведениях живописи. Построение пространства по законам перспективы. Передача воздушной перспективы с помощью цвета. Передача статики и динамики с помощью различных типов организации пространства.
Задание: провести анализ академических произведений живописи. Определить особенности перспективного построения, количество планов, композиционный центр, статику и динамику изображения. Все построения делать с помощью наложения кальки. Анализ написать на отдельном листе. А4, карандаш или фломастером.
- Композиция натюрморта
Специфика жанра, его развитие. Композиция натюрморта: тематика, выбор предметов, постановка художественно-образных задач, выразительные средства. Пластическое, пятновое и колористическое решение. Последовательность работы над композицией.
Задание: самостоятельно составить тематический натюрморт, подобрав предметы по форме, цвету, фактуре и назначению так, чтобы решить задачи сюжетно-образного содержания. Продумать освещение натюрморта. Тематика натюрморта может выражать профессиональную деятельность (плотник, врач, повар…), литературные ассоциации (Ромео и Джульетта, Золушка, Война и Мир…), эмоциональное состояние (радость, грусть, тревога, торжество…). Выполнить этюд в технике акварели. А2.
- Композиция интерьера
Развитие жанра. Задачи, решаемые при работе над интерьером. Выбор перспективы, варианты построения. Решение пространственных отношений и закономерностей светотоновой и цветовой моделировки формы. Роль интерьера в произведениях живописи и графики.
Задание: зарисовки интерьера с различных точек зрения для решения задач передачи глубины или тесноты, бесконечности или ограниченности пространства, пустоты или уюта, простора или интимности, камерности помещения. А4, карандаш, уголь, сепия, соус, чернила, тушь.
3.4. Композиция пейзажа
Выбор мотива, решения задач образной передачи, состояния природы, соблюдения законов линейной воздушной перспективы, выразительные средства.
Задание: выполнить пейзаж по этюдам, наброскам, фотографиям, с передачей состояния природы (пасмурное летнее утро, знойный полдень, перед грозой, холодное лето…). А3, акварель, гуашь, смешанная техника, тушь. Белая или тонированная бумага.
3.5. Композиция портрета
Замысел, художественное воплощение, композиционное решение. Задачи, решаемые в композиционном портрете. Выбор выразительных средств. Роль интерьера и экстерьера в однофигурной композиции.
Задание: выполнить композиционную работу по теме: «Портрет», решая задачи компоновки, выбора выразительных средств живописи и манеры выполнения для достижения большей достоверности, передачи характера модели и идейного содержания произведения. Модель портрета должна выражать определенный образ (русская красавица, уставшая девушка, бравый солдат, лучший друг, слушая музыку и т.д.) А2, гуашь или темпера.
3.6. Композиция сюжетно-тематической картины
Методика работы над сюжетной композицией: идея, тема, сюжет, мотив в картине. Возникновение, формирование и художественное воплощение творческого замысла. Этапы ведения творческой работы. Значение творческо-поисковой деятельности. Основная цель выполнения эскизов и задачи, решаемые в них. Специфика организации сюжетной композиции в интерьере и пейзаже. Единство формы воплощения и идейного содержания сюжетной композиции.
Задание: выполнить эскиз сюжетной композиции в цвете. Примерная тематика: прогулка, работа в поле, строители, в семейное кругу, свидание, прощание, праздник, спасатели и т.д. Темы должны выражать различные эмоциональные состояния. Композиция должна включать не более 2-х, 3-х персонажей. Обязательно выполняются предварительные наброски. А3, гуашь, акварель, темпера.
3.7. Композиция в графике
Графические композиции.
Роль и место графических композиций в изобразительном искусстве. Черно-белая и цветная графика. Виды графических композиций: станковая, книжная, оформительская, их специфика и художественные особенности.
Композиция книги.
Композиция книги как целостная организация обложки, шрифта, наборной полосы, декоративной орнаментации и сопровождающих рисунков. Зависимость книжной композиции от жанра и стиля словесного материала. Выразительные средства книжной графики. Анализ работ по оформлению книг известных художников-графиков: А.Н. Бенуа, Г. Доре, Е.А. Кибрика, В.А. Фаворского, В.А. Серова и др. Правила выполнения макета книги, единство стиля, шрифта и орнамента.
Задание: выполнить макет книги. А4, графические материалы.
Композиция в оформительской графике
Виды композиций в оформительской графике: плакат, стенд, афиша, реклама, знаки визуальной коммуникации. Специфика и художественные особенности композиции плаката. Изобразительные приемы, применяемые в композиции плаката. Роль цвета. Решение задач психологического воздействия плаката на зрителей.
Задание: выполнить эскиз плаката. А3, гуашь, темпера.
3.8. Декоративная композиция
Декоративная композиция
Специфика, выразительные средства, методы достижения декоративности в композиции. Взаимосвязь декоративной композиции с технологией художественной обработки материалов и назначением изделия. Особенности композиции традиционных народных промыслов. Основные стили и направления в авторских композициях современного декоративно-прикладного искусства. Понятие стилизации и стиля. Организация декоративной композиции. Изображение объемных форм и передача пространства в декоративном искусстве.
Задание: выполнить эскиз декоративного панно на свободную тему (дно морское, натюрморт, цветы, город, сказочный замок и т.д.) для определенной технологии художественной обработки материалов (мозаика, витраж, лоскутное шитье, аппликация, ковер…) А3, темпера, гуашь.
Формальная композиция
Понятие «Формальная композиция». Ее отличительные черты: беспредметность, ассоциативность. Этапы перевода реального предметного изображения в формальное: анализ идейного содержания и композиции жанрового произведения; последовательное «снятие изобразительности»; формально-композиционное выражение конфликтной ситуации.
Задание: выбрать репродукцию многофигурной жанровой композиции с ярко-выраженной конфликтной ситуацией (Брюллов «Последний день Помпеи», Перов «Тройка», Решетников «Опять двойка» и др.). С помощью кальки с иллюстрации оригинала в несколько этапов провести «снятие изобразительности» с элементов композиции в следующем порядке: исключение цвета, исключение тона и второстепенных деталей, достижение предельного состояния декомпозиции оригинала. Завершающая работа должна содержать формально-композиционное выражение конфликтной ситуации. А4, тушь.
Декоративно-монументальная композиция.
Виды монументально-декоративных композиций: панно, роспись, фреска, мозаика, витраж. Специфика монументально-декоративных композиций, их отличие от станковых. Достижение образной завершенности произведений монументально-декоративного искусства в ансамбле – архитектурном или природном. Взаимосвязь монументальной композиции с выразительными средствами и возможностями технологии художественно-декоративных материалов. Организация декоративно-монументальной композиции.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: От образа к творчеству: Учеб. пособие
для студ. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Дизайн" / И.Б. Ветрова. - М.:
Ижица, 2004. - 174с.
- Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2014.
- 368 с.
- Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2006.
- Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
- Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.
б) дополнительная литература
1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
2. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
3. Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
4. Иттен Иоханнес. Искусство формы. – М.: Изд. Д. Аронов, 2006.
5. Иттен Иоханнес. Искусство цвета.– М.: Изд. Д. Аронов, 2006.
6. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей – 2-е изд. – Мн.: Беларусь, 2006.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное икусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч.Ч.3.Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2005.
8. Чернышов О.В. Формальная композиция. Творческий практикум – Мн.: Харвест, 1999.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
1. Аксенов, К.Н. Рисунок [Электронный ресурс]: В помощь начинающему
художнику-оформителю / К.Н. Аксенов. - М.: Плакат, 1987.
URL:https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=320476&linkid=1
2. Алгазина, Н.В. Цветоведение и колористика. В 2-х ч. [Электронный ресурс] :
учеб. пособие. Ч. 2: Гармония цвета / Алгазина, Наталья Владимировна ; Н.В.
Алгазина . - Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2015
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=392384&linkid=1
3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Электронный ресурс] : книга для
учителя / Беда, Георгий Васильевич; Г.В. Беда. - М.: Просвещение
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=339940&linkid=1
4. Беляева, О. М. Композиция пейзажа как фактор эффективного развития
художественно-образного мышления студентов художественных факультетов:
автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : защита : 16.04.12 / Беляева, Ольга
Михайловна ; О.М. Беляева ; науч. рук. И.Л. Голованова ; ГОУ ВПО г. Москвы
"Моск. гор. пед. ун-т", Каф. живописи и композиции. - М., 2012. - 20 с.
URL
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=321181&foldername=fulltexts&file
name=321181.pdf
5. Бесчастнов, Н. П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по спец. "Художественное проектирование текстильных изделий" /
Бесчастнов, Николай Петрович ; Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2002, 2005, 2008.
- 271с.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=307164&linkid=1
6. Дубровин, В. М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция :
монография : [в ... ч.]. Ч. 1 : Вопросы теории и практики / В.М. Дубровин ;
Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш.
проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГБОУ ВПО МГПУ) . - М. :
МГПУ, 2015. - 207 с. URL
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=381650&foldername=fulltexts&file
name=381650.pdf
7. Изображение растительных мотивов [Электронный ресурс]: учеб. пособие /
Бесчастнов, Николай Петрович ; Н.П. Бесчастнов. - М. : ВЛАДОС, 2012.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=346939&linkid=1
8. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Электронный ресурс] / Н. Н. Волков ;
Н.Н. Волков . - М.: Искусство, 1977.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=307187&linkid=1
9. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция [Электронный ресурс] : учеб.
пособие для студ. вузов / К.Т. Даглдиян. - Ростов н/Д : Феникс, 2010.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319717&linkid=1
10. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись [Электронный ресурс] / А. С. Зайцев ;
А.С. Зайцев. - М.: Искусство, 1986.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324450&linkid=1
11. Звонцов, В.М. Основы понимания графики [Электронный ресурс] / В.М.
Звонцов. - М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1963.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=334662&linkid=1
12. Иттен, Иоханнес Искусство формы [Электронный ресурс]: Мой форкурс в
Баухаузе и других школах / И. Иттен. - М. : Д. Аронов, 2001.
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=320170&linkid=1
13. Иттен, Иоханнес. Искусство цвета [Электронный ресурс] / И. Иттен.
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319694&linkid=1
14. Ковалев, Ф.В. Золотое сечение в живописи [Электронный ресурс] / Ф. В.
Ковалев ; Ф.В. Ковалев.
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324453&linkid=1
15. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / В. С. Кузин ; В.С. Кузин. - М. : Академия, 2004.
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=322698&linkid=1
16. Кукенков, В. И. Декоративная живопись [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / В.И. Кукенков. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=378944&linkid=1
17. Макарова, М.Н. Практическая перспектива [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / М. Н. Макарова ; М.Н. Макарова. - М. : Акад. Проект, 2015. - Добавлено:
21.10.2015. URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=382876&linkid=1
18. Пейзаж [Электронный ресурс] . - 524МБ. - М. : Direct MEDIA, 2004. - 1
электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - (Электронная библиотека ; Т. 6). -
Диск и сопроводит. материал помещены в контейнер 13.5 х 20см. - Систем.
требования: IBM PC 486 и выше, 16 MB RAM, CD-ROM, SVGA, Windows
95/98/ME/NT/XP/2000. - Сер. указ. на корешке. - ISBN 5-94865-007-3.
19. Унковский, А.А. Живопись. Вопросы колорита [Электронный ресурс] / А. А.
Унковский ; А.А. Унковский. - М. : Просвещение, 1980.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=324561&linkid=1
20. Шиков, _______М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Г. Шиков ; М.Г. Шиков, Л.Ю.
Дубовская. - Минск : Вышэйш. шк., 2014.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=391553&linkid=1
21. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе [Электронный ресурс] : пособие для учителей
/ Е. В. Шорохов ; Е.В. Шорохов. - М. : Просвещение, 1977.
URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=319965&linkid=1
22. Энциклопедия изобразительного искусства [Электронный ресурс] . - 282МБ. -
М.: ИДДК: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв. цв. ; 12 см.
+ Инструкция пользователя (1л.). - (Домашняя энциклопедия). - Сер. указ. на вкл. -
Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 12х14 см. - Систем. требования:
Pentium -266ММХ; 32 Мб операт. памяти; видеокарта 800/600 TrueColor; 4-х
скорост. привод лазерных дисков; 500Mb свобод. места на диске, звуковая карта,
мышь . - ISBN 5-94522-641-6.
г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса и программное обеспечение
– компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel,
PowerPoint),
- для иллюстрации материалов файлов, созданных в программе SPSS Statistics 17.0,
- электронные учебники.
Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), SPSS Statistics
17.0.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. http://colory.ru/colortheory/
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/5518
3. http://www.artprojekt.ru/school/wcolor/WC01.html
4. http://podosokorskiy.livejournal.com/2919837.html
5. http://www.gammabook.ru/team.php
6. http://www.museum.ru/
7. http://www.peredvizhnik.ru/
8. http://rusmuseum.ru/
9. http://www.tretyakovgallery.ru/
10. http://www.hermitagemuseum.org/
11. http://www.art-publish.ru/new/
12. http://www.3-color.ru/
13. http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post125798855/
14. http://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post135125812/
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для изучения учебной дисциплины «Композиция» используется широкий
спектр наглядно-иллюстративных средств обучения.
Демонстрация наглядно–иллюстративного материала в аудиторных условиях
осуществляется с помощью электронных носителей (компьютерные диски), а также
использование материалов методического фонда колледжа,
библиотеки института, рабочие программы, УМКД.
Для успешной организации занятий по композиции группе студентов
требуется помещение с естественным и искусственным
освещением.
Стол – 1 шт.
Стулья– 30 шт.
Парты/ мольберты –15 шт.
Стеллажи для хранения работ
Шкаф для хранения художественных принадлежностей
Классная доска
Натюрмортный фонд должен включать предметы быта, драпировки.
Программа учебной дисциплины «Композиция» рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ИСПО им. К.Д. Ушинского
Протокол № 2 от «10» октября 2016 г.
Председатель методического совета ИСПО им. К.Д. Ушинского
ИСПО им. К.Д. Ушинского _____________Шахова Е.Н.
[1] указать в соответствии с ФГОС СПО
[2]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.