Древняя Греция. Поздняя классика (4 в. до н.э.)

Никитина Дарья Алексеевна

Данный материал содержит конспект лекции по предмету "История искусства" в раздел "Искусство Дренвей Греции. Поздняя классика. 4 век до н.э."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Поздняя классика. 4 век до н.э.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический конспект по теме «Поздняя классика Древней Греции,

4 век до н.э.»

Частный заказчик становится сильнее общественного. У мастеров преобладает интерес к человеческим, а не божественным образам. Их больше привлекают идеи чувственности, нежели рационализма. Архитектура и скульптура продолжают играть большую роль в то время, как вазопись утрачивает своё былое значение.

Архитектура. В 4 веке до н.э. становятся заметнее крайности: громадные храм Артемилы Эффеской, Мавзолей в Галикарнассе (середина 4 в. до н.э.) и небольшие постройки с декоративным решением форм типа памятника Лисикрата. Растёт количество зданий светского назначения. Заметно увлечение зодчих различными планами: квадратными, круглыми, прямоугольными. Чаще встречается совмещение различных ордеров. Святилище Асклепия в Эпидавре, где ведётся оживлённое строительство. Асклепий особенно почитался в 4 веке до н.э. Важным местом «госпиталя» был портик 70 метров длиной, где спали желающие исцелиться и близ которого находился источник для омовения. В Эпидавре были построены пропилеи, храмы Асклепию и Артемиде, куда после выздоровления приносили сделанные из гипса изображения больных частей тела, а также фимела – круглое помещение, очевидно, для концертов, огромный театр и много красивых портиков. Здесь имелся квадратный в плане гимнасий, с площадкой для игр и тренировок, классами для занятий словесностью и музыкой и стадион. Толос (фимела), концертный зал – ьыл выстроен видным архитектором того времени Поликлетом Младшим. Круглое в плане здание из пентеллийского и паросского мрамора украшали 20 дорических колонн снаружи и 14 коринфских – внутри. Выстроенный Поликлетом Младшим театр в Эпидавре – один из лучших в Греции, поражает акустикой.

Строительство в Малой Азии. В 4 веке шло бурное строительство в малоазийских городах, предпочитающих здания ионического ордера. В это время создаются Львиная гробница в Книде, храм Артемиды Эфесской, храм Артемиды в Сардах, храм Афины в Приене, Аполлона в Дидимах.

Мавзолей в Галикарнассе. Усыпальницу начали строить Пифей и Сатирещё при жизни царя, но окончили после его смерти. Скульптурные украшения исполняли Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. В 15 веке это чудо древнего зодчества разрушили рыцари-иоанниты. Здесь сочетались формы греческие в колоннаде и ордерах и восточные – в использовании пирамиды.

В 4-ом веке до н.э. также создаётся много строгих по архитектурным формам саркофагов, нередко расписанных краской.

Скульптура. Развитие скульптуры 4 века определяется именами Скопаса, Праксителя, Лисиппа; наряду с ними работали и таие выдающиеся мастера, как Леохар, Тимофей, Бриаксид, Евфранор, Силанион и другие.

Скопас создал свой собственный стиль. Пафос, взволнованность чувств типичны для его памятников. Родился на острове Паросе, работал в период между 370 и 330 годами до н.э. в различных областях: Аттике, Беотии, Аркадии, Малой Азии. Разносторонний мастер, он известен и как архитектор храма Афины Алей в Тегее (не сохранился). Произведения Скопаса свидетельствуют об остром интересе к эмоциональности, к раскрытию человеческих чувств в памятнике искусства. В скульптуре это выступает в усложнении композиции, увеличении динамичности и порывистости, в контрастности светотени. В страстных образах Скопаса прозвучали новые отношения греков к миру, нашла пластическое выражение утрата ясности и покоя. Скопас любил обращаться к экспрессивным сюжетам (Менада). В рельефах, украшавших фриз Галикарнасского Мавзолея, скульптор выразил рост эмоциональной выразительности, по сравнению с произведениями 5 века до н.э. эта сила выразительности возросла многократно. Открытие новых средств худодественной выразительности (драматизм, страстность) привело к утрате монументальной ясности высокой классики, в произведениях которой человеческий разум побеждал в столкновении со стихией как высшее начало.

Пракситель, родившийся около 390 года до н.э., выражал в своих произведениях другие настроения. Раннее произведение «Сатир, наливающий вино» было настолько прославлено, что дошло до нас во многих римских репликах. Умение создавать плавные, текучие контуры статуй – одна из самых замечательных способностей Праксителя. Если гений Скопаса олицетворяет порывистость, пафос, то Пракситель – мастер гармонии, отдохновения, разрядки после буйства встревоженных чувств. Скопас – выразитель дионисийского начала, Пракситель – аполлоновского. Пракситель прославился изваянием Афродиты, исполнив для жителей Коса две статуи богини, одетую и обнажённую. Заказчиков смутила смелость скульптора, и они не взяли обнажённую. Её приобрели жители Книда (Афродита Книдская), и она принесла славу их городу (паломничество). Скульптор показал прекрасную наготу гармонично сложенной женщины, он сумел остановиться у границ чувственности, которая начинает проступать в Афродитах эпохи эллинизма. Статуя Гермеса, относившего маленького Диониса на воспитание к нимфам, найденная в храме Геры в Олимпии, близко изваянию Эйрены с Плутосом. Как и в других образах Праксителя, здесь прославлена идеальная человеческая красота. Бог показан как идеальный человек, а человек, когда он развит гармонично, воспринимается как прекрасное божество. Раскраска сохранилась плохо: были окрашены волосы, лицо и, конечно, зрачки.  Мрамор  тонировался подкрашенным воском, который пропитывал под действием тепла его поверхность. Получался цветной мрамор, без слоя краски, лежавшего на камне в архаическую эпоху. В работах Праксителя отмечается большое тяготение к реальности.

В статуе отдыхающего сатира, от которой сохранилось особенно много реплик, ещё отчётливее звучит тема отдыха. В поздней статуе «Аполлон Ящероубийца» бог света представлен худеньким мальчиком. Изваяние захватывает красотой, но в то же время появляется некоторая манерность.

Сыновья Праксителя – Тимарх и Кефистодот Младший, работавшие в конце 4 века – начале 3 века до н.э., были уже художниками эпохи эллинизма.

Лисипп, скульптор сдержанного и сильного темперамента, придворный мастер Александра Македонского, открыл дорогу искусству нового, неоклассического типа, не связанному с гражданственными идеями города-полиса. Изображает героических персонажей мифологии, либо атлетов. Особенно выразительна его статуя Апоксиомена. Лисиппу удалось пластически совершенно передать возбуждение юноши, ещё не остывшего после борьбы. В изваянии Апоксиомена нет ни одной спокойной части тела (трепетную нервозность возбуждения, которую не смог передать римский копиист в мраморном лице Апоксиомена, сохранила бронзовая статуя Эфеба из Антификеры). Лисипп предпочитал работать в бронзе, и в оригинале статуи Апоксиомена не было подпорок, которые, возникнув в римской мраморной копии, портят вид изваяния и уменьшают лёгкость и подвижность фигуры. Лисипп продолжает процесс завоевания пространства статуей, начатый Скопасом. Скульптор уже значительно полнее использует возможность показать с разных точек зрения различные состояния человека (с разных ракурсов складываются различные впечатления).

К школе Лисиппа относят статую отдыхающего Гермеса, более напоминающего фигуру атлета-бегуна. Лисиппом было создано несколько скульптур на тему подвигов Геракла. Сохранилась римская копия, изображающая борющегося со львом Геракла. Пирамидальное построение группы придаёт устойчивость композиции схватки. Меланхолические нотки, подспудно звучавшие в образах Аоксиомена, Агия и Гермеса, нашли продолжение в статуе отдыхающего Геракла. Своеобразное сочетание вида гипертрофированных мыщц с выражением глубокой усталости – дань времени. Утрата классической гармоничности выступает здесь особенно явно. В классике не нужно было показывать Геракла таким сверхмощным: его сила проявлялась в уверенности, в ясной композиции произведения.

 Отход от типизации, стремление к острохарактерному в образе обусловили интерес Силаниона, Лисистрата и Лисиппа к портрету. Александр Македонский позировал Лисиппу. В дошедших поздних копиях портрета полководца мастер показал сильного человека, сознание которого всколыхнули внутреннее смятение и тревога. Не случайно обращение Лисиппа и к портрету Сократа, трагическая судьба которого, нужно думать, его волновала. Уже в искажённых чертах Александра можно почувствовать первые тревожные проблески грядущих испытаний античного мира.

Леохар. В творчестве старшего современника Лисиппа, скульптора Леохара, нашли выражение иные настроения. Леохар, остро ощущая тоску по гармоничным образам классики, искал красоту в формах прошлого. Эти поиски породили уже в пределах 4 века до н.э. проявлявшийся и в последующие века классицизм. В лучшей его статуе – Аполлоне Бельведерском (около 330 – 320 гг. до н.э.) – пленяет совершенство образа и мастерство исполнения, но красота эта иного плана, нежели в изваяниях Фидия и Лисиппа. Театральность и поза сменили естественную непринуждённость образов 5 века и пульсирующую энергией жизненность персонажей Лисиппа. Близка Аполлону Бельведерскому по характеру образа и пластическому решению приписываемая Леохару статуя Артемиды Версальской с ланью (около 325 г. до н.э.). Изображение стремительного движения, красивого разворота фигуры характерно для искусного скульптора. Слияние театрализующей патетики с жанровостью выступает в  скульптурной группе Леохара, представившего похищение орлом Ганимеда. От этого произведения уже недалеко до жанровых скульптур эллинизма.

Живопись. Вазопись. Художник конца 5 века до н.э. Аполлодор, создававший станковые произведения темперой, ввёл светотеневую моделировку в изображения и поэтому может быть по праву назван одним из первых живописцев. Художников того времени чаще привлекали сюжеты мифологического  характера. Тиманф передаёт накал драматических чувст с силой, свойственной его композиции «Жертвоприношении Ифигении». Любовь живописцев 4 века до н.э. к многофигурным батальным сценам подтверждает мозаичная помпеянская копия с картины художника 4 века Филоксена, где изображена битва Дария с Александром македонским при Иссе.

Вазописцы 4 века до н.э. всё чаще использовали рельефные украшения, в которых широкое применение получала позолота. На плечах гидрии из Кум («царицв ваз») художник изобразил богов, связанных с культом элевсинских мистерий.

Расцвет монументальной живописи в 4м веке способствовал нирокому распространению красочных многофигурных мозаик в многочисленных городах эллинистических монархий. Композиции, украшавшие дворец македонского царя Архелая, поражают захватившими и мозаичистов экспрессивностью изображения человеческой фигуры, выразительностью контурной линии. Мозаика «Львиная охота», красочная композиция «Дионис на пантере», выложенные из разноцветной речной гальки, дают возможность осознать размер успеха монументальной живописи.

Последняя четверть 4 века до н.э. и затем последующие столетия эллинизма могут быть названы временем расцвета греческой терракоты. В эти годы создаются лучшие элегические образы Танагры, многие гротескные фигурки возникают под рукой опытных коропластов.