Статья «Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства»

Варёнова Наталья Леонидовна

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению и использования эффективных методов в образовательном процессе. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, основное предназначение которого состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению и использования эффективных методов в образовательном процессе. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, основное предназначение которого состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Данный метод в педагогической практике стал особенно актуальным, так как именно проектная деятельность сегодня является важным показателем эффективности и результативности учебного процесса. В Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования, помимо изучения обязательных предметов, предусмотрено выполнение учащимися индивидуальных и коллективных проектов. На наш взгляд, эффективная работа по реализации метода проектной деятельности возможна на интегрированных уроках изобразительного искусства и других дисциплин.

При реализации межпредметных связей на уроках изобразительного искусства происходит применение потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнения количества информации в уроке и мыслительной деятельности.     Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по предмету.

Планируя художественно-педагогическую деятельность на уроках изобразительного искусства, продумываю задания таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало  устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. При организации учебного процесса использую тесную связь с литературой, музыкой, информатикой, географией, биологией, историей, технологией и т.д.. Это способствует соединению, сближению учебного материала предметов в единое целое, что помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности через звук, цвет, приобретать новые знания на стыке традиционных предметных знаний.

Так, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, формы, пропорции, цвет, градации светотени, создает условия для одновременного знакомства с законами красоты. Дети учатся видеть гармонию цвета, линий, у них пробуждается любовь и интерес к окружающей природе, музыке, русскому слову. Этому способствуют такие темы, как «Цвет в произведениях живописи», «Пятно как средство выражения», «Композиция как ритм пятен». На занятиях рисования по памяти и представлению раскрываю тему в неожиданных и интересных для учащихся аспектах, чтобы разнообразить, обогатить их представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным.

В процессе проектной деятельности акцент делается на самообучение и на творческий подход к процессу получения знаний и умений. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся развивают свои умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень. В научной литературе проект определяется как «замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического и практического продукта».

 Работа над проектом учит школьников ставить перед собой общую цель, решать конкретные задачи, обосновывать свою идею и т.д. Проекты могут быть различными, в том числе: декоративная работа, художественное конструирование и дизайн, что предусматривает изготовление учащимися творческих декоративных композиций, изготовление эскизов полиграфической продукции, эскизов интерьера, костюма и т.д. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов. Методические рекомендации для учащихся, учителей и родителей по работе над проектами разработаны исследователем М.А. Ступницкой. В учебно-методическом пособии «Что такое учебный проект?»  автором определены основные этапы работы над проектом; проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия; представлены различные варианты организации работы над проектом: творческие проектные мастерские, групповая проектная работа, индивидуальная работа учащегося над проектом; разработана типология учебных проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой или ролевой проекты и др.

Интегрированный подход в проектной деятельности мы определяем как совместную учебно-познавательную, проектную, исследовательскую и творческую деятельность учеников и педагогов, имеющую общую цель и направленную на достижение общего результата по решению значимой проблемы как для учеников, так и для учителя. Использование данного подхода в обучении способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом. При таком подходе на интегрированном уроке педагоги имеют возможность одновременно решать несколько задач из различных областей знания, а учащиеся осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет увеличить время организации творческой художественно-проектной деятельности.

Интегрированные уроки могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные, с высокой и слабой степенью интеграции, что существенно влияет на отбор содержания и конкретные технологии учителя. Самые распространенные уроки - на которых происходит объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала. Более высокий уровень интеграции связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Итогом интегрированных уроков чаще всего является рисунок и сочинение, рисунок и презентация (словесная или электронная), что дает подростку реализовать себя дважды: в художественной и интеллектуальной деятельности. Немаловажной особенностью изобразительного искусства в системе межпредметных связей является то, что художественная составляющая урока может снимать нервно-психическое напряжение и тревожность, вызванную интеллектуальной деятельностью, что защищает учащихся от перегрузки и утомления.

Таким образом, проектная деятельность на интегрированных уроках изобразительного искусства и гуманитарных предметов способствует развитию проектных умений, исследовательских способностей, творческого мышления, художественного вкуса; формирует коммуникативные навыки, навыки критического мышления, способности ставить цели и формулировать гипотезы проекта, находить необходимую информацию по теме проекта и высказывать свое отношение к предмету обсуждения и к окружающей их действительности и решает основную задачу государственных образовательных стандартов - воспитывает основы художественной культуры учащихся.