Методическая разработка открытого урока на тему: «Построение декоративного натюрморта с использованием технологии ТРИЗ»

Гринева Марина Петровна

Конспект открытого урока

в 3 классе по учебному предмету «Рисунок» на тему:

«Построение декоративного натюрморта с использованием технологии ТРИЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_zonalnyy_urok.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г.Струве»

города Железногорска Курской области

Конспект открытого урока

в 3 классе по учебному предмету «Рисунок» на тему:

«Построение декоративного натюрморта с использованием технологии ТРИЗ»

Подготовила:

Преподаватель

Гринева Марина Петровна

г. Железногорск

2017 г.

Тип урока: комбинированный урок

Вид занятия: урок-практикум

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о натюрморте, дать представление о приемах построения декоративного натюрморта.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «декоративный натюрморт» и некоторыми приемами стилизации (построение натюрморта при помощи геометрических фигур).
  2. Дать представление о спектральном круге Иттена, научить применять гармонии цветовых сочетаний (родственная, контрастная, монохромная).
  3. Закрепить понятие «натюрморт».
  4. Отрабатывать умение анализировать пропорции предметов, их пространственное положение, цвет.
  5. Способствовать формированию у учащихся абстрактного мышления, способностей к анализу.
  6. Развивать коммуникативные способности: умение высказывать свою точку зрения, не боясь критики, умение слышать друг друга.  
  7. Продолжать формировать   творческую фантазию и авторскую активность, воображение.
  8. Воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта.

Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный (эвристическая беседа, вопросы поискового характера, загадки, стихотворения; использование колористических таблиц, иллюстраций), игровой (ТРИЗ и/у «На что похожа эта фигура»), моделирования (прием фантазирования при создании натюрморта), практический.

Технологии:

1. Технология ТРИЗ

2. Технология развивающего обучения

3. Личностно-ориентированная

4. Здоровьесберегающая

Оборудование:

Для педагога: магнитная доска, муляжи фруктов, драпировка, кувшин, наглядные методические пособия (спектральный круг Иттена, таблица хроматических и ахроматических цветов, иллюстрации декоративных и реалистических натюрмортов, таблица гармоничных сочетаний цветов);

Для учащихся:  гуашь, простые карандаши, кисти, бумага  А2, баночка с водой.

Ход урока:

1. Организационная часть.

        Преподаватель обращается к детям:

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока  «Декоративный натюрморт». Для начала мы вспомним определение, что такое натюрморт? (ответы учащихся).

Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа) – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Например: кастрюли, вазы, фрукты, овощи т.д.    

В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали: упрощали реальное изображение предметов, дробили плоскость на мозаичные части, использовали обводки, в изображении исключили объём, предметы в натюрморте упрощались и доводились до символических изображений, предметы ставились на одну горизонталь. Таким образом, появился декоративный натюрморт.

Слово «декор» в переводе с латинского означает «украшать». В декоративной работе предметы могут перемещаться, дополняться или вообще убираться,  всё в соответствии с творческим замыслом. Одним из главных условий создания декоративной работы является стилизация форм предметов натюрморта.

Ребята, перед вами натюрморты: реалистические и декоративные. Давайте посмотрим,  чем же они отличаются друг от друга. Натюрморт считается декоративным, если в нем есть:

  • изменения формы объектов
  • использования цветовых контрастов
  • введения декоративного контура
  • членения плоскости на части
  • дробления изображения

D:\Документы диск Е\декоративный натюрморт\dekor_natyurmort_1kurs.jpg     C:\Users\home\Pictures\2007-1-4-10m.jpg

Декоративные натюрморты.

c8639a11e7c6ce2243171e5ea4hb--oil-oil-painting-still-life-orange-mood7860f1f4d16f770ed08be857892i--kartiny-i-panno-avtorskaya-kartina-maslom-natyurmort-s-frukta                             

Реалистические натюрморты.

 В класс заходит  Гармония Радуга:

- Здравствуйте ребята , я – Гармония Радуга!  Сегодня я познакомлю вас с цветовым кругом и мы научимся  пользоваться цветами, которые находятся в нём и применять их в своей работе. Итак, начнем.

Цветовой круг . Состоит он из двенадцати цветов. Давайте  заглянем в сердце круга: мы видим три цвета: желтый, красный, синий – это основные цвета. Если каждый из этих цветов перемешать друг с другом, например: желтый +  красный = оранжевый,  желтый  + синий  = зеленый, красный  + синий = фиолетовый, то получаются цвета, которые называются составные.

Давайте на практике проследим, как меняются цвета при смешивании красок. Возьмите из коробки красок основные цвета, сделаем выкрасы на листе бумаги. (Учащиеся рисуют три круга (желтый, красный, синий – основные цвета) в центре листа, и смешивают их по очереди между собой, получаются оранжевый, зеленый, фиолетовый - составные цвета.)

Составные цвета цветового круга

                                                                   фиолетовый

 А  если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, то тогда получим так называемые третичные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

                   

                                                            фиолетовый

Все цвета, находящиеся в круге, называются хроматические (цветные), а цвета белый, черный и серый - называются ахроматические (бесцветные).

slide_3

 

Все получившиеся цвета в цветовом круге очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета, т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого. И наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге он достигнет полностью чёрного.

Растяжка цвета

   

Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Сегодня мы познакомимся с тремя гармоничными сочетаниями цветов.

Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Монохромное сочетание цветов

Второе гармоничное сочетание – это сочетание трех соседних цветов, оно называется  родственное.

Аналогичная триада

Третье гармоничное сочетание называется контрастное сочетание, это два цвета противоположные друг другу на цветовом круге. А я прощаюсь с вами, до новых встреч! (Гармония Радуга уходит.)

Сочетание дополнительных цветов

Преподаватель обращается к детям:

- Итак, благодаря именно этим знаниям, вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой.

Сегодня мы подробно рассмотрим одноцветное сочетания цветов, проследим как меняется цвет, если в него добавлять постепенно белила. Но кажется, у нас сегодня еще один гость.

В класс заходит Гармония геометрических фигур:

- Здравствуйте дети!! Я – Гармония геометрических фигур! Давайте проверим, какие геометрические фигуры вы знаете. Я приготовила для вас  загадки:

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(Треугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)

Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ...
(ромбы)        
Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … 

(круг)

Не овал я и не круг, 
Треугольнику не друг. 
Прямоугольнику я брат, 
А зовут меня ... 

(квадрат)

Вы подумайте, скажите ... 
Только помнить вы должны: 
Стороны фигуры этой 
Противоположные равны. 

(Прямоугольник)

436959_3

- Какие вы молодцы, отгадали все загадки, а теперь давайте поиграем в игру «На что похожа фигура?». Я покажу вам карточки с изображениями различных фигур, а вы скажете на какие предметы, окружающие вас в жизни,

они похожи.

Проводится игровое упражнение «На что похожа эта фигура?»

После игры Гармония благодарит детей за интересные ответы и фантазию и предлагает выполнить двигательную разминку.

«Разминка»

- Давайте все дружно встанем и немного отдохнем.

Вправо, влево - повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

Гармония геометрических фигур заканчивает разминку, прощается и уходит.

Преподаватель обращается к детям:  

- Перед вами, ребята, натюрморт! Давайте его рассмотрим:

  1. Какие предметы мы видим?
  2. Какой предмет главный?
  3. Какие предметы находятся ближе? Какие дальше?
  4. Какие предметы светлее/ темнее?
  5. На какие геометрические фигуры похожи предметы?

2. Основная часть (практическая работа учащихся)

Преподаватель:

- Сегодня мы должны сделать эскиз к декоративному натюрморту. Изобразить его мы должны при помощи геометрических фигур, а раскрасить при помощи одноцветной гармонии. Наши помощники сегодня – это кисти, краски, баночки с водой и листы бумаги.

Учащиеся выполняют эскиз декоративного натюрморта. Работа выполняется индивидуально. После каждого этапа проводится анализ работ. В течение  практической работы преподаватель проводит    индивидуальную работу с учащимися.

3. Заключительная часть (рефлексия)

  • Ребята, скажите, с каким видом натюрморта вы сегодня познакомились?
  • Чем отличается работа в декоративной технике?
  • Вам понравилось работать в данной технике?
  • Были ли трудности в выполнении данной работы?

Вы все сегодня хорошо справились с задачами, поставленными перед вами. Свои работы вы завершите на следующем уроке. Спасибо всем за внимание! На этом наш урок окончен.

Домашнее задание: Попробуйте дома изобразить предметы домашнего быта в технике «Декоративный натюрморт».