Обобщения преподавания рисунка на начальном этапе обучения

Суворова Екатерина Алексеевна

Статья содержит обобщение опыта преподавателя рисунка в младших классах (дети 10-11 лет)  ДХШ, изо.отделения ДШИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта преподавания рисунка на начальном этапе обучения

 

Автор: преподаватель изобразительного отделения

 МКУДО «ДШИ №18» Суворова Екатерина  Алексеевна

 

        Урок рисунка  начинается с компоновки листа и построения.

Оси симметрии, эллипсы, линии построения, определение пропорции предметов — всё это неотъемлемые стадии рисунка.                                                                                              Однако, сейчас я остановлюсь на тональной проработке листа.

          Выполнив построение предметов, учащиеся приступают к штриховке.     Конечно, в каждой школе свои традиции, но обычно, работа над рисунком делится на 3 этапа:

1) Построение.

 2) Лёгкая проработка тоном теневых частей предметов.

3) Заключительная стадия — тональная проработка рисунка, передача светотени.

        И сейчас мы рассмотрим подробно, именно, этот третий этап рисунка. Прежде чем штриховать, учащийся должен понять характер освещения натюрморта: направление света, какой этот свет — контрастный или рассеянный.

      При контрастном освещении тени от предметов будут  иметь чёткие границы, а при рассеянном, наоборот, будут размытыми.

      От направления света будет зависеть расположение самого светлого места в натюрморте. Конечно, собственная окраска предмета тоже влияет на то, где будет самое светлое пятно (например белая чашка). Однако, сейчас я рассматриваю этот вопрос в контексте задачи урока, а именно — передача свето-воздушной среды. Именно поэтому  для учащихся 1-2 года обучения в ДХШ лучше ставить  натюрморт из предметов одинаковой окраски на сером фоне. В такой постановке учащиеся столкнутся с задачей — как сделать так, чтобы предметы не сливались по тону друг с другом. И здесь стоит вспомнить известный принцип в изобразительном искусстве — не бездумно срисовывать, а понимать суть: законы светотени и т. д.

      Таким образом, предмет, расположенный ближе к источнику света будет, светлее, чем тот, что дальше от него. Тот же закон применим и к освещению плоскостей (стены, драпировок, стола…) в постановке. Та часть плоскости, что ближе к источнику света (например, электрической лампочке) будет более светлой, чем та, что дальше.

      Здесь важно чувствовать общий тон, а не тон отдельных силуэтов. Законы светотени применимы не только к отдельным предметам, но и ко всему натюрморту. Если учащиеся поймут это, то фон в их рисунке будет не только освещённым, но и объемным. То есть будет передано пространство. Фон не будет плоским. Это и есть передача свето-воздушной среды.

      Однако, это не все способы её передачи. Чёткость контура силуэтов — ещё очень важный момент. Если художник заштриховывает лист одинаковым штрихом это не есть хорошо. Второстепенные части композиции — вторые или третьи планы, могут быть заштрихованы несколько «небрежно». Штрих может быть «мягким», широким. Контуры силуэтов могут быть более размыты. Композиционный центр, особенно если он совпадает с первым планом, наоборот, требует детальной проработки, аккуратности, хорошей заточенности карандаша. Сам контур главного предмета должен быть чётче, чем контур второстепенных силуэтов второго плана.

    Если выше перечисленные приёмы учащиеся понимают, а не бездумно используют в своей работе, то рисунок становится цельным и выразительным. Эти базовые понятия им будут нужны не только в рисунке, но и в живописи и других видах изобразительного искусства.

При подготовки статьи была использована литература:

Хрестоматия «РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. КОМПОЗИЦИЯ»
Составители: Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов

 Москва «Просвещение» 1989 г.;
«ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
выпуск 2-ой, редактор: И. Абельдяева, издательство Академии

художеств СССР, Москва, 1960 г.