ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗО "Рисунок"

Гринева Марина Петровна

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Рисунок» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками.

Общеразвивающая программа в области изобразительного искусства способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.

В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель  активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  6-9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunok.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА ИМ. Г. СТРУВЕ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА

по учебному предмету:

РИСУНОК

Срок реализации – 3 года

Железногорск 2014

--

Рассмотрено                                                                     Утверждаю

Методическим  советом                                     Директор МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»

МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»                   ___________________  Е.Е. Лоскутова

«___»___________ 2014 г.                                  «_____» __________________  2014г.

Составитель программы:  Гринева М.П.  преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве».

Рецензент:


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Рисунок» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками. 

Общеразвивающая программа в области изобразительного искусства способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.

В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель  активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  6-9 лет.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Рисунок» реализуется  при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при 3-летнем сроке обучения составляет 105 аудиторных часов.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия

17

18

17

18

17

18

105

Итого

35

         35

     35

105

Объем учебной нагрузки в неделю составляет 1 час.  Продолжительность урока – 45 минут.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью программы «Рисунок» является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;

– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

– формирование знаний об основах цветоведения;

– формирование знаний о формальной композиции;

–формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;

– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;

– развитие зрительной и вербальной памяти;

– развитие образного мышления и воображения;

–формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

– описание дидактических единиц учебного предмета;

– требования к уровню подготовки учащихся;

– формы и методы контроля, система оценок;

– методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 практический;

 эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой  в области изобразительного искусства.

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными  необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Задания адаптированы и доступны для учащихся 6-9 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.

Разделы программы имеют общую методическую структуру учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.

Наименование раздела, темы

Вид

учебного занятия

Аудиторные занятия

35

1. Раздел «ГРАФИКА»

1.1

Многообразие линий в природе

Урок

1

1.2

Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна

Урок

2

1.3

Выразительные возможности цветных карандашей

Урок

1

1.4

Техника работы пастелью

Урок

2

1.5

Орнамент. Виды орнамента

Урок

2

1.6

Орнамент. Декорирование конкретной формы

Урок

2

1.7

Кляксография

Урок

1

1.8

Пушистые образы. Домашние животные

Урок

2

1.9

Фактуры

Урок

2

1.10

Техника работы пастелью

Урок

2

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1

Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник»

Урок

1

2.2

Цветовой спектр. Основные и составные цвета

Урок

1

2.3

Цветовые растяжки

Урок

2

2.4

Теплые и холодные  цвета

Урок

1

2.5

Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет»

Урок

1

2.6

Техника работы акварелью «мазками»

Урок

1

2.7

Техника работы акварелью «по – сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета

Урок

1

2.8

Техника работы акварелью «сухая кисть»

Урок

1

2.9

Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков

Урок

2

2.10

Творческое задание «Портрет мамы».

Урок

2

2.11

Смешанная техника. 4 стихии

Урок

4

2.12

Контрольный урок

1

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

2 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид

учебного занятия

Аудиторные занятия

35

1.  Раздел «ГРАФИКА»

1.1

Противостояние линии. Характерные особенности линий

Урок

1

1.2

Работа с геометрическими формами. Применение тона.

Урок

2

1.3

Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную

Урок

2

1.4

Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную

Урок

2

1.5

Текстура

Урок

1

1.6

Ритм. Простой, усложненный

Урок

1

1.7

Симметрия. Пятно.

Урок

1

1.8

Асимметрия

Урок

1

1.9

Линия горизонта. Плановость

Урок

2

1.10

Техника работы фломастерами

Урок

  2

1.11

Буквица. «Веселая азбука»

Урок

2

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1

Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета

Урок

1

2.2

Нюансы. Многообразие оттенков цвета

Урок

1

2.3

Контрасты. Контрастные пары цветов

Урок

2

2.4

Цвет в тоне.

Урок

1

2.5

Ахроматические цвета.

Творческое задание

Урок

1

2.6

Локальный цвет и его оттенки

Урок

1

2.7

Плановость

Урок

1

2.8

Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент

Урок

2

2.9

Условный объем. Освещенность предметов.

Урок

1

2.10

Изучение нетрадиционных живописных приемов

Урок

2

2.11

Творческая композиция

Урок

4

2.12

Контрольный урок

1

3  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид

учебного занятия

Аудиторные занятия

35

1. Раздел «ГРАФИКА»

1.1

Равновесие

Урок

1

1.2

Статика. Динамика

Урок

1

1.3

Силуэт

Урок

1

1.4

Шахматный прием в декоративной графике

Урок

2

1.5

Перспектива

Урок

2

1.6

Пластика животных

Урок

2

1.7

Работа фломастерами (цветными карандашами)

Урок

1

1.8

Пластика человека

Урок

2

1.9

Графическая композиция

Урок

5

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1

Локальный цвет и его оттенки

Урок

1

2.2

Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном

Урок

1

2.3

Колорит. Нюансные  или контрастные гармонии

Урок

2

2.4

Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов

Урок

2

2.5

Смешанная техника

Урок

1

2.6

Цвет в музыке

Урок

1

2.7

Психология цвета

Урок

1

2.8

Тематическая композиция

Урок

4

2.9

Тематическая композиция

Урок

4

2.10

Зачет (просмотр)

1

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Раздел «ГРАФИКА»

     1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А 4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.

    1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).

Использование Формата А 4, черного фломастера, гелиевой ручки.

     1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А 4, цветных карандашей.

     1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А 4), пастели, фиксажа.

     1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата  ½ А 4, фломастеров или гелиевых ручек.

     1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А 4.

     1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.

     1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).

Использование формата А 4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.

     1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А 4, черного фломастера, гелиевых ручек.

     1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя).  Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А 4, пастели.

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

     2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А 4, карандаша, акварели, гелиевых ручек.

     2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.

Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А 4.

     2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А 4.

     2.4 Тема: Теплые и холодные  цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А 4.

     2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,

     2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.

     2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А 4, акварели, мятой бумаги.

     2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А 4, акварели).

     2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.

     2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А 4).

     2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Раздел «ГРАФИКА»

     1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.

Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).

Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.

     1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.

Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.)

Использование формата ½ А4, простого карандаша.

     1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.

Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

     1.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать  пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.

Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

     1.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание  внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например,  ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

    1.6 Тема: Ритм. Дать представление о ритмичной  композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.

     1.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.

Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

    1.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

    1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4.

     1.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание декоративного образа. Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок, улитка). Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров.

     1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука». Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.

Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

    2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварели.

     2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.

     2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.

     2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».

Выполнение эскиза (например,  «Котенок с клубками ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели.

     2.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота»,  с техникой их составления.

Выполнение эскиза (образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.

     2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).

Использование формата А4, акварели.

     2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4, акварели.

    2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.

     2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели.

     2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).

Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия  (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

     2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Раздел «ГРАФИКА»

    1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция.

Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов.

Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.

     1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.

Использование формата А4, гелиевой ручки.

    1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).

Создание  композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке).

Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.

     1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера.

     1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4,  гелиевых ручек.

     1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.

     1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.

     1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).

Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.

     1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).

Использование формата А4,  гелиевых ручек.

  1. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

     2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.

     2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.

     2.3 Тема: Колорит. Нюансные  или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.

    2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.

    2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)

Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.

     2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.

     2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).

Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).

     2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и  материалов на выбор (гуашь, акварель).

     2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).

Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисунок»:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

- знания об основах цветоведения;

- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий, промежуточный контроль и итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация в третьем  классе проводится в форме просмотра рисунков за третий год обучения и итоговой работы.

Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.

Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися.

Критерии оценок.

По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – учащийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – учащийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.

Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть рисованием несложных натюрмортов.

Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.

Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.

Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

Итогом освоения программы «Рисунок» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература:

  1. Бурмакова Г.М. Визуальный аккорд. Комплексная программа и методическое пособие по предметам «Рисунок, живопись, основы композиции, сюжетная (станковая) композиция» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – Москва, 2006.
  2. Великие художники. Серия альбомов с репродукциями. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  3. Графическая композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. О.А. Печальнова. – Москва, 2006.
  4. Графическая композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Н.В. Ратомская. – Москва, 2006.
  5. Декоративная композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Т.А. Миронова. – Москва, 2006.
  6. Золотарева О.Л. Мы слушаем и рисуем музыку. Методическая разработка открытого общешкольного мероприятия. – Курск, 2012.
  7. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Изобразительное искусство. Программа для общеэстетического отделения детских школ искусств. / Сост. П.В. Посашкова. – Курск, 2005.
  9. Каталог работ учащихся Школы акварели Сергея Андрияки. – М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2008.
  10. Композиция: рисунок, живопись, пленэр. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Авт.-сост. В.Е.Елизаров. – Москва, 2008.
  11. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Е.И. Коротеевой и др. – М.: Просвещение, 2006.
  12. Художественная роспись ткани. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Е.И. Абрамова. – Москва, 2006.

Учебная литература:

  1. Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет. Современное искусство / пер. с англ. Т. Земцовой. – М.: «Премьера», АСТ: Астрель, 2001.
  2. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made»/Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  3. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с ит. Т.М. Котельниковой. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  4. Грожан Диана. Справочник начинающего дизайнера (2-е изд.) / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Гуткнехт А. Пейзажи / пер. с англ. А. Сидорова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  6. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  7. Как построить композицию и перспективу. / Под ред. О. Максимова. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
  8. Кале П. Карандаш / пер. с англ. С.И. Ананин. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
  9. Клячковская И.А. Изучение духовной музыки Г.В. Свиридова в курсе музыкальной литературы ДШИ. Методическое пособие. – Курск, 2012.
  10. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  11. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984.
  12. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  13. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство: Учебное издание. – М.: «Русский язык», 1990.
  14. Масляная живопись: шаг за шагом: пер. с англ. / Анита Хэмптон, Джон Лоулин, Том Свимм, Каролин Циммерманн. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  15. Мастера русской живописи. Иллюстрированная энциклопедия классиков русской живописи. / Сост. М. Аленов, Е. Аленова и др. – М.: «Белый город», 2008.
  16. Музеи мира. Иллюстрированные альбомы. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2012.
  17. Натюрморт: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  18. Пара-графика. Личные собрания акварели и рисунка коллекционеров г. Казани. Ч. I  (XIX – нач. XX вв.) / сост. И. Галлеев. – Москва, 2003.
  19. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983.
  20. Рид У. Фигура: методика рисования и построения / пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
  21. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее…. / Авт.-сост. И.Г. Мосин. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2000.
  22. Рисование. Виды и жанры. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… / Авт.-сост. И.Г. Мосин. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2000.
  23. Рисуем углем: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  24. Рисуем 50 знаменитых россиян /Худ. П.С. Богданов, А.А. Борозенников, М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  25. Родники прекрасного: Всерос. выставка дет. худож. творчества. Альбом для учителей. / Сост. Н.И. Кучер, А.М. Лавров – М.: Просвещение, 1983.
  26. Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом: натюрморт, пейзаж, портрет. – Харьков, Белгород, 2007.
  27. Серрано Ф. Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей / Фрэнк Серрано; пер. с англ. А.А. Давыдовой. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  28. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей: театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-Пресс, 2004.
  29. Уроки батика: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  30. Учимся лепить и рисовать (Серия «От простого к сложному») – СПб.: Кристалл; Валерии СПб., 1997.
  31. Фишер Д. Расписываем керамику: пер. с англ./ Диана Фишер. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  32. Фримантл Джонатан. Анатомия. Пособие для художников / пер. с англ. А. Давыдовой. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  33. Художественная галерея. – М.: Издательство «De AGOSTINI», 2013.
  34. Хэммонд Л. Учимся рисовать руки / пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  35. Чармиан Э. Как научиться рисовать цветы: Пособие по рисованию /Пер. с англ. А. Зайцевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  36. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Вып. 2. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1961.
  37. Эймис Л.Дж., Эймис, П.Л. Рисуем 50 цветов и деревьев / Л.Дж. Эймис, П.Л. Эймис / пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. – Мн.: «Попурри», 2006.
  38. Эймис Л.Дж., Д`Адамо Т. Рисуем 50 птиц / пер. с англ. – Мн.: «Попурри», 2008.
  39. 50 художников. Шедевры русской живописи. – М.: Издательство «De AGOSTINI», 2010.

Ж-л «Искусство в школе» № 5,6/2004.

Ж-л «Наше наследие» № 1-6/1990.

Ж-л «World Art Музей» № 6/2003.

Ж-л «Цветной мир» 2010-2014 гг.

        Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучело птиц , гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- аудиовизуальные, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.