ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗО "Лепка"

Гринева Марина Петровна

Программа учебного предмета  «Лепка»  разработана  на  основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить  и  дополнить  образование  детей  в  области  изобразительного искусства, является одним из основных предметов.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  6 – 9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА ИМ. Г. СТРУВЕ»

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА

по учебному предмету:

«Лепка»

Срок реализации – 3 года

Железногорск 2014

Рассмотрено                                                                     Утверждаю

Методическим  советом                                     Директор МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»

МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»                   ___________________  Е.Е. Лоскутова

«___»___________ 2014 г.                                  «_____» __________________  2014г.

Составитель программы:  Гринева М.П.  преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве».

Рецензент:


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка        

II.        Содержание учебного предмета

        - Учебно-тематический план

        -  Годовые требования

III.     Требования к уровню подготовки  учащихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

VI.     Средства обучения

VII.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы        

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета,  его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета  «Лепка»  разработана  на  основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить  и  дополнить  образование  детей  в  области  изобразительного искусства, является одним из основных предметов.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  6 – 9 лет.

Срок реализации учебного предмета

 Учебный предмет «Лепка» реализуется при 3-летнем сроке обучения в 1-3 классах.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

        Аудиторные занятия учебного предмета «Лепка» при 3-летнем сроке обучения составляют 105 часов:

     

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

КЛАССЫ

1

2

3

ПОЛУГОДИЯ

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в часах)

17

18

17

18

17

18

105

Вид промежуточной аттестации

Контр.

урок

Контр.

урок

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Лепка» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:        

аудиторные занятия:           1-3 классы – 1 час в неделю.

Цели учебного предмета

Целями учебного предмета «Лепка» являются:

  1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
  2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
  3. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков.

Задачи учебного предмета

  1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
  2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
  3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,  «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
  4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
  5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
  6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
  7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
  8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий лепкой должна  оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

Содержание программы включает следующие разделы:

- материалы и инструменты;

- пластилиновая живопись;

- пластилиновая аппликация;

- пластические фактуры;

- полуобъемные изображения;

- объемные изображения.

               1.  УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

35

1 раздел «Материалы и инструменты»

1.1

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства матер.

Урок

1

1.2

Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика».

Урок

1

1.3

Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка».

Урок

1

1.4

Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов».

Урок

2

1.5

Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка».

Урок

2

2 раздел «Пластилиновая живопись»

2.1

Локальный цвет и его оттенки.  Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др.

Урок

1

2.2

Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка».

Урок

1

2.3

Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг».

Урок

1

2.4

Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».

Урок

1

3 раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1

Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Посудная полка», «Аквариум».

Урок

2

3.2

«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.

Урок

1

3.3

Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».

Урок

1

3.4

Выполнение многослойной композиции: «Пирожное»

Урок

1

4 раздел «Пластические фактуры»

4.1

Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.

Урок

1

4.2

Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.

Урок

1

4.3

Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».

Урок

1

4.4

Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные».

Урок

2

5 раздел «Полуобъемные изображения»

5.1

Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др.

Урок

1

5.2

Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

Урок

2

5.3

Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».

Урок

2

5.4

Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др.

Урок

2

6 раздел «Объемные формы»

6.1

Лепка геометрических форм.

Выполнение задания: «Робот», «Ракета».

Урок

2

6.2

Закрепление навыков работы с объемными формами. Выполнение композиции «Новогодняя елка».

Урок

2

6.3

Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др.

Урок

2

6.4

Контрольный урок (просмотр)

1

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

35

1 раздел «Соленое тесто»

1.1

Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы.

Урок

1

1.2

Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши.

Урок

1

1.3

«Театральная кукла».

Урок-игра

1

2 раздел «Пластилиновая композиция»

2.1

«Изразец».

Урок

1

2.2

Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин».

Урок

1

2.3

Изготовление магнита на тему: «Времена года».

Урок

1

3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

3.1

Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях.

Урок

3

3.2

Композиция «Замороженное оконце».

Урок

1

3.3

Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур.

Урок

1

3.4

Творческая работа «Пенек с грибами».

Урок

2

3.5

«Морские камешки».

Урок

1

4 раздел «Коллаж»

4.1

Коллаж «Морские сокровища».

Урок

3

4.2

Декоративное панно «Слово-образ».

Урок

2

4.3

Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа).

Урок

3

5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»

5.1

Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник».

Урок

2

5.2

Изделие «Волшебное зеркало» с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги.

Урок-игра

1

6 раздел «Объемные формы»

6.1

Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».

Урок

2

6.2

Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга».

Урок

2

6.3

Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека.

Урок

2

6.4

Коллективная творческая работа «Ноев ковчег».

Урок

3

6.5

Контрольный урок (просмотр)

1

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

35

1 раздел «Полимерная глина»

1.1

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчик, бабочка и др.).

Урок

1

1.2

Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото.

Урок

2

1.3

Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др.

Урок

2

2 раздел «Лепка из глины»

2.1

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки.

Урок

1

2.2

Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью.

Урок

2

2.3

Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок.

Урок

2

2.4

Тематическое панно с подвесками «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество».

Урок

2

3 раздел «Пластилиновая композиция»

3.1

Тематический натюрморт из нескольких предметов.

Урок

2

3.2

Композиция-панорама «Замок. Рыцарский турнир».

Урок

3

4 раздел «Объёмные формы»

4.1

«Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида).

Урок

1

4.2

Шахматное королевство.

Урок

2

4.3

Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных.

Урок

2

4.4

Творческая работа «Басни», «Птичий двор».

Урок

3

4.5

Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик, обезьяна, жираф.

Урок

2

4.6

Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» .

Урок

2

4.7

Человек и животное. «Хозяин и его животное», «охота», «цирк».

Урок

2

6.8

Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени», «виртуальный мир» и др.

Урок

3

6.9

Зачет (просмотр)

1

2. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Первый год обучения

  1. Раздел «Материалы и инструменты»

1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов. Предмет  «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки.  Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина.

1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика». Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Использование картона, цветного пластилина.

1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина.

1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов». Использование картона, цветного пластилина.

1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики.  Композиция «Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина.

2. Раздел «Пластилиновая живопись»

2.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование картона, цветного пластилина.

2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование картона, цветного пластилина.

2.3. Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». Формирование способности добиваться выразительности композиции. Творческое задание: «Космос», «Летний луг». Использование картона, цветного пластилина.

2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах. «Карандашница», «Декорированная вазочка». Использование картона, цветного пластилина.

3. Раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум». Использование картона, цветного пластилина.

3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование картона, цветного пластилина.

3.3. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Использование картона, цветного пластилина.

3.4. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование картона, цветного пластилина.

4. Раздел «Пластические фактуры»

4.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др.

4.2. Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др.

4.3. Тема: Соединение пластилиновых фактур и природных форм. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др.

4.4. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.)

5. Раздел «Полуобъемные изображения»

5.1. Тема:  Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон.  Композиция «Репка», «Свекла»,  «Морковь», «Яблоко»,  «Ягоды», «Виноград» и др. Использование картона,  цветного пластилина.  

5.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, цветного пластилина.  

5.3. Тема: Выполнение тематической композиции. Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый год», «Рождество». Использование картона, цветного пластилина.

5.4. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Использование картона,  цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др.

6. Раздел «Объемные изображения»

6.1. Тема:  Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение  шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое).

Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Использование картона, цветного пластилина.

6.2. Тема:  Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции «Новогодняя елка». Использование картона, цветного пластилина, бусин, лент, пайеток.

6.3. Тема:  Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов (каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа, ракушки). Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Применение пластилина как соединительного материала. «Ежик», «Лесовик», «Пугало огородное» и др. Использование картона, цветного пластилина.

Второй год обучения

1. Раздел «Соленое тесто»

1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли.

1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».

1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Выполнение эскиза будущей куклы.

2. Раздел «Пластилиновая композиция»

2.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина. Подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент».

2.2. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина.

2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной ленты.

3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в пластилиновых композициях. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Технология изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы. Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного пластилина, клея.

3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование картона, цветного пластилина. Выполнение эскиза замороженного окна.

3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного пластилина.

3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами.  Использование картона, цветного пластилина.

3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии. Использование цветного пластилина.

4. Раздел «Коллаж»

4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала.

4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала.

4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала.

5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»

5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент и др.

5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги и др.

6. Раздел «Объемные формы»

6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина.

6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема.

6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки.

6.4. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе.

Третий год обучения

1. Раздел «Полимерная глина»

1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета.

1.2. Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов.

1.3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа.

2. Раздел «Лепка из глины»

2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование  понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы.

2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки.

2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема.

2.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа.

3. Раздел «Пластилиновая композиция»

3.1. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина.

3.2. Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал». Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина.

4. Раздел «Объемные формы»

4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида).

4.2. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа.

4.3. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф».

4.4. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения.  Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.

4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:

1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,  «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».

2. Знание оборудования и различных пластических материалов.

3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.

4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

5. Умение работать с натуры и по памяти.

6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.

7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ учащихся.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

“4” («хорошо»)  -  в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 
  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 
  • творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 
  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
  • игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

VI. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

VII. СПИСКИ  УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

Методическая литература:

  1. Бурмакова Г.М. Визуальный аккорд. Комплексная программа и методическое пособие по предметам «Рисунок, живопись, основы композиции, сюжетная (станковая) композиция» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – Москва, 2006.
  2. Великие художники. Серия альбомов с репродукциями. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  3. Графическая композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. О.А. Печальнова. – Москва, 2006.
  4. Графическая композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Н.В. Ратомская. – Москва, 2006.
  5. Декоративная композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Т.А. Миронова. – Москва, 2006.
  6. Золотарева О.Л. Мы слушаем и рисуем музыку. Методическая разработка открытого общешкольного мероприятия. – Курск, 2012.
  7. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Изобразительное искусство. Программа для общеэстетического отделения детских школ искусств. / Сост. П.В. Посашкова. – Курск, 2005.
  9. Каталог работ учащихся Школы акварели Сергея Андрияки. – М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2008.
  10. Композиция: рисунок, живопись, пленэр. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Авт.-сост. В.Е.Елизаров. – Москва, 2008.
  11. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Е.И. Коротеевой и др. – М.: Просвещение, 2006.
  12. Художественная роспись ткани. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Е.И. Абрамова. – Москва, 2006.

Учебная литература:

  1. Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет. Современное искусство / пер. с англ. Т. Земцовой. – М.: «Премьера», АСТ: Астрель, 2001.
  2. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made»/Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  3. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с ит. Т.М. Котельниковой. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  4. Грожан Диана. Справочник начинающего дизайнера (2-е изд.) / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Гуткнехт А. Пейзажи / пер. с англ. А. Сидорова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  6. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  7. Как построить композицию и перспективу. / Под ред. О. Максимова. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
  8. Кале П. Карандаш / пер. с англ. С.И. Ананин. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
  9. Клячковская И.А. Изучение духовной музыки Г.В. Свиридова в курсе музыкальной литературы ДШИ. Методическое пособие. – Курск, 2012.
  10. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  11. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984.
  12. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  13. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство: Учебное издание. – М.: «Русский язык», 1990.
  14. Масляная живопись: шаг за шагом: пер. с англ. / Анита Хэмптон, Джон Лоулин, Том Свимм, Каролин Циммерманн. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  15. Мастера русской живописи. Иллюстрированная энциклопедия классиков русской живописи. / Сост. М. Аленов, Е. Аленова и др. – М.: «Белый город», 2008.
  16. Музеи мира. Иллюстрированные альбомы. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2012.
  17. Натюрморт: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  18. Пара-графика. Личные собрания акварели и рисунка коллекционеров г. Казани. Ч. I  (XIX – нач. XX вв.) / сост. И. Галлеев. – Москва, 2003.
  19. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983.
  20. Рид У. Фигура: методика рисования и построения / пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
  21. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее…. / Авт.-сост. И.Г. Мосин. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2000.
  22. Рисование. Виды и жанры. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… / Авт.-сост. И.Г. Мосин. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2000.
  23. Рисуем углем: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  24. Рисуем 50 знаменитых россиян /Худ. П.С. Богданов, А.А. Борозенников, М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  25. Родники прекрасного: Всерос. выставка дет. худож. творчества. Альбом для учителей. / Сост. Н.И. Кучер, А.М. Лавров – М.: Просвещение, 1983.
  26. Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом: натюрморт, пейзаж, портрет. – Харьков, Белгород, 2007.
  27. Серрано Ф. Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей / Фрэнк Серрано; пер. с англ. А.А. Давыдовой. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  28. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей: театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-Пресс, 2004.
  29. Уроки батика: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  30. Учимся лепить и рисовать (Серия «От простого к сложному») – СПб.: Кристалл; Валерии СПб., 1997.
  31. Фишер Д. Расписываем керамику: пер. с англ./ Диана Фишер. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  32. Фримантл Джонатан. Анатомия. Пособие для художников / пер. с англ. А. Давыдовой. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  33. Художественная галерея. – М.: Издательство «De AGOSTINI», 2013.
  34. Хэммонд Л. Учимся рисовать руки / пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  35. Чармиан Э. Как научиться рисовать цветы: Пособие по рисованию /Пер. с англ. А. Зайцевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  36. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Вып. 2. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1961.
  37. Эймис Л.Дж., Эймис, П.Л. Рисуем 50 цветов и деревьев / Л.Дж. Эймис, П.Л. Эймис / пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. – Мн.: «Попурри», 2006.
  38. Эймис Л.Дж., Д`Адамо Т. Рисуем 50 птиц / пер. с англ. – Мн.: «Попурри», 2008.
  39. 50 художников. Шедевры русской живописи. – М.: Издательство «De AGOSTINI», 2010.

Ж-л «Искусство в школе» № 5,6/2004.

Ж-л «Наше наследие» № 1-6/1990.

Ж-л «World Art Музей» № 6/2003.

Ж-л «Цветной мир» 2010-2014 гг.