Доклад на тему:«Влияние цвета на эмоциональное и психологическое состояние обучающихся»

Гринева Марина Петровна

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. 
(А.О.Прохоров, Г.Н. Генинг)

Цвет и возраст

Недостаток цвета в организме людей в соответствии с их знаком ЗОДИАКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grineva_marina_petrovna_.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г.Струве»

города Железногорска Курской области

Доклад  на тему:

«Влияние цвета на эмоциональное и психологическое состояние обучающихся»

Подготовила:

Преподаватель

Гринева Марина Петровна

г. Железногорск

2016 г.

Влияние цвета на эмоциональное и психологическое состояние обучающихся.

Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.

Несколько лет назад французские психологи задались вопросом, в какие цвета окрашивают школьные помещения, то есть каким образом действует цвет в школе на детскую психику. Ученые из Франции встревожились не зря, они подняли эту проблему. Сегодня редко встретишь мрачные тона в интерьере школы. Но и светлые не всегда и не везде уместны.  

Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира, Подрастающее поколение можно назвать поколением «Бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена.

Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую нас среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, имеет определенное влияние на наш организм. Цвет обладает живительной и целительной силой. Он устраняет дисбаланс в работе органов, удлиняет жизнь.

Согласно медицинской астрологии, каждому из нас в момент рождения под влиянием совокупности космических факторов определен недостаток отдельных цветов, который в течение жизни необходимо восполнять доступными путями: через пищу, запахи, одежду, минералы. 

Недостаток цвета в организме людей в соответствии

с их знаком ЗОДИАКА

Знак зодиака    

Недостающий цвет

Овен   (21.03.-20.04)

Красный, оранжевый, желтый.

Телец (21.04.-21.05)      

Белый, желтый, зеленый, фиолетовый.

Близнецы (22.05-21.06)

Желтый, оранжевый, сиреневый.

Рак           (22.06.-22.07)

Зеленый, фиолетовый.

Лев          (23.07.-23.08)

Красный, оранжевый, желтый, черный.

Дева        (24.08.-23.09)

Белый, оранжевый, золотой, зеленый.

Весы      (24.09.-23.10)

Малиновый, оранжевый, золотой, зеленый, голу о ,

синий.

Скорпион (24.10.-22.11)

Красный и темно-огненный.

Стрелец  (23.11.-21.12)

Красный, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Козерог (22.12-20.01)

Синий, пепельно- серый, черный.

Водолей (21.01.-18.02)

Синий, зеленый, фиолетовый.

Рыбы      (19.02.-20.03)

Морской волны, голубой, синий, фиолетовый.

Немногие сомневаются, что каждый цвет уже несет в себе какую-либо информацию, а человеческий организм реагирует на цвет, например:

  • Красный   -   увеличивает   мускульное   напряжение,   учащает  ритм  дыхания, способствует повышению кровяного давления.
  • Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.
  • Желтый - стимулирует умственную деятельность.
  • Зеленый - нежный, умиротворяющий, спокойный.
  • Голубой - снижает кровяное давление, успокаивает,
  • Синий - располагает к серьезности, строгости в поведении.
  • Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета -  зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, и это с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот, белая фигура посреди черного фона способна пробудить надежду, желание радости. Часто люди, подчиняясь неосознанным устремлениям, интуитивно подбирают для себя

цветовую гамму в костюме, домашнем интерьере, выражая в этом черты своего характера.

Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние:

  • красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона;
  • синий и фиолетовый - как холодные;
  • у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенк.

Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней. Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане?

 Коричневый - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый - желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет - это не оккупированная территория, пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой ми.

Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.

                        Цвет и возраст

Цвет    вызывающий

Преобладающее

Возраст

Предпочитаемые

отрицательное

психологическое

цвета

отношение

состояние.

4-10

Красный пурпурный, розовый,

Черный,        темно-

Пребывание в мире

бирюзовый

коричневый, серый

сказок.

11-12

Зеленый, желтый, красный

Оливковый, пастель-

Преобладание чувст

но-зеленый,

венного  восприятия

лиловый

мира

13-16

Ультрамарин,        оранжевый,

Фиолетовый,

Рациональный под -

зеленый

лиловый

ход   к   восприятию

мира,  развитие

самосознания

17-19

Красно-оранжевый

Пурпурный,

Инстинктивно-

розовый

целенаправленное

восприятие мира

В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом розовый.

В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто - зеленому, а затем к зеленому.

После 12 лет любимый цвет - синий.

В своей книге « Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология Г.Фрименг., А. Ксавер предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.

  • Желтый    цвет - светлый, как солнечный день - вызывает веселое радостное настроение.
  • Фиолетовый и синий - цвета неуверенность, сумрачность.
  • Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет.
  • Стены окрашенные в темно - синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
  • Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым. Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
  • Коричневый цвет воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.

Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.

Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно- синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.

В соответствии с данными рекомендациями можно предложить следующее.

Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево - красными или оранжевым, для 10-ти и 11- летних детей - желто-зеленым, затем зеленым.

Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагается Н. Герасименко в журнале семейный доктор.

  • Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
  • Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения - доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей.
  • Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно- зеленая доска: на ее фоне лучше всего воспринимаются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками.
  • Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей интерьера тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание; его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом. Традиционный черный на белом воспринимается хуже, и.т.д.
  • Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки, голоногих ребятишек.
  • Лестничные проемы - должны быть зелеными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети бегают   по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
  • Коридоры и вестибюли - нужно красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.
  • В основе колорита школьной столовой - должны лежать светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Очень красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
  • Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание (чередование) светло-зеленых и золотисто - желтых плоскостей.

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. 
(А.О.Прохоров, Г.Н. Генинг)

         Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый). На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50/50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).

 Инструкция 1: «Ребята, перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше настроение (состояние). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и раскрасьте его различными цветами».

        Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

         После выполнения задания экспериментатор дает инструкцию №2: «Ребята, сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить, и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние (цветок, мяч, солнце, дождь). Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте рисунок. Рисовать нужно на правой стороне листа».

Ключ к обработке результатов.

Цвет (в квадрате)

Рисунок

Состояние

Красный

тетрадь, парта, класс, доска, др. школьные атрибуты

Активность (активация)

Красный, сочетание красного и желтого

радуга, Новый год, ёлка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары

Радость

Зеленый

светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглёр в цирке, классная доска

Внимание, сосредоточение

Розовый

робот, компьютер, машина, принцесса, кукла

Мечтание, фантазирование

Черный

дождь, клякса, ребёнок спит за партой

 Утомление, усталость

 Оранжевый

цветы, дети играют, животные, ребёнок помогает старушке

Дружелюбие, доброжелательность

Желтый

разбитая ваза, ребёнок с учительницей, мамой

Искренность

Голубой

душ, бассейн, море

Бодрость

Синий

скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука

 Азарт

Синий

дети с учителем, со старшими

Уважение

Коричневый

поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка

Сочувствие, сострадание

     Нужно учитывать особенности изображения: наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка, что свидетельствует о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п.

АНКЕТА. «Изучение эмоциональной стабильности»

Инструкция: прочитав вопросы, ответьте на них письменно.

  1. Какие кабинеты в школе вы считаете уютными?
  2. В каком кабинете вы себя чувствуете спокойно?
  3. В какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете?
  4. В какой цвет вы бы покрасили парты?
  5. Какого цвета должна быть классная доска?
  6. В какой цвет, по-вашему, должны быть окрашены коридоры?
  7. Как, по-вашему, должен выглядеть концертный зал?
  8. Нужны ли в кабинетах цветы?
  9. Нравится ли вам, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?
  10. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах?