методическое пособие « Межпредметные связи изобразительного цикла в детской школе искусств»

Казакова Инна Викторовна

Комплексное взаимодействие искусств в процессе образования и воспитания детей, возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В детской  школе искусств развитие художественного творчества невозможно без взаимосвязи уроков практической изобразительной деятельности: рисунка, живописи, композиции станковой, прикладного творчества, скульптуры,   и теоретических уроков:   беседы об изобразительном искусстве, история изобразительного искусства  Главным фактором в таком обучении является развитие воображения и фантазии во всем многообразии видов художественной деятельности.В основе интегративного курса учебных дисциплин в детской  школе искусств лежат не только задачи формирования умений и навыков, изучение тематики, но и развитие личности обучаемого. Посредством объединения учебных дисциплин развиваются проектные формы исследовательской и творческой деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов, приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

 «Детская школа искусств  Починковского  района»

Стодолищенское обособленное подразделение

методическое пособие

« Межпредметные связи изобразительного цикла

в детской школе искусств»

Автор-составитель:

 преподаватель художественного отделения

МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»

Казакова Инна Викторовна

2017 год

Содержание методического пособия:

1.Пояснительная записка…………………………………………………….2

2.Цели методического пособия……………………………………………...3

3. Задачи по работе с обучающимися……………………………………….3

4.Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения………………………………………………………………………5

5.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета……………………………………………………………………..14

6.Список литературы……………………………………………………….14

Пояснительная записка

Программы учебных предметов, изучаемых на художественном отделении,  разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Инновационный педагогический опыт представлен в виде анализа педагогической урочной и внеурочной деятельности преподавателя детской художественной школы, где в основу заложен комплексный подход. На основании практической педагогической деятельности определены формы, средства и методы, определяющие сущность интегрированного подхода к обучению.

Основные направления,  аспекты инновации интегрированного обучения.

Каждый ученик — индивидуальность, личность которого формируется в процессе обучения и воспитания. Осваиваемый предмет - средство, с помощью которого мы его формируем. Учитывая возрастные интересы ученика и его предпочтения, выстраивается структура занятия и его содержание. Важным фактором развития художественной, творческой личности, это соответствие с его возрастными особенностями, его интересами и потребностями. Кроме того, это и обучение в соответствии с окружающим миром природы, предметно - пространственной средой и культурно - художественным окружением, что является одним из направлений интегрированного обучения - экологического направления.

Комплексное взаимодействие искусств в процессе образования и воспитания детей, возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В детской  школе искусств развитие художественного творчества невозможно без взаимосвязи уроков практической изобразительной деятельности: рисунка, живописи, композиции станковой, прикладного творчества, скульптуры,   и теоретических уроков:   беседы об изобразительном искусстве, история изобразительного искусства  Главным фактором в таком обучении является развитие воображения и фантазии во всем многообразии видов художественной деятельности.В основе интегративного курса учебных дисциплин в детской  школе искусств лежат не только задачи формирования умений и навыков, изучение тематики, но и развитие личности обучаемого. Посредством объединения учебных дисциплин развиваются проектные формы исследовательской и творческой деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов, приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. Таким образом, практическим результатом интегрированного обучения в детской художественной школе является проектная деятельность, представленная в виде выпускной творческой работы. Кроме того это дает возможность наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается смысловое соответствие между различными образовательными программами и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем рассматриваемых в рамках разных предметов.

Посредством вышеперечисленного, достигается главная цель интегрированного освоения искусства - развитие разнообразных творческих возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций. Решаются задачи нравственного и художественно-эстетического воспитания, на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания и выражение своего восприятия мира в художественных образах.

Цель методического пособия:

  • умение воплотить воспринятые ассоциативные образы в практической творческой деятельности;

  • опора на возрастные особенности обучаемых;

  • предметно-пространственное освоение искусства;

  • взаимодействие и сотрудничество в коллективе учащихся и педагога;

  • системная работа в этом направлении.

Задачи  по работе с обучающимися:

развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

•        последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

•        знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

•        изучение выразительных возможностей тона и цвета;

•        развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

•        обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

•        приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

•        формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Каждый человек воспринимает мир через художественные образы- он видит, слышит, чувствует, осязает   одновременно, то есть он предрасположен к восприятию и деятельности в различных видах искусства.     Таким образом, следующим направлением интегрированного обучения является художественное направление - комплексное взаимодействие искусств.

Специфика искусства, особенности  различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и развития. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета, пространства, формы, композиции преломляется через среду - природную, предметно пространственную и художественную. Таким образом, важный аспект образовательного процесса в детской  школе искусств - это интегрированное обучение, то есть комплексный подход к преподаванию предметов изобразительного искусства, который является не только обучающим, но и развивающим детей.Задача ведущего педагога наметить ориентиры в преддверии определения темы через лекции, беседы, экскурсии и опыт предыдущей деятельности. Выбор темы творческого проекта и техники исполнения, зависит от склонностей и привязанностей учащегося, актуальности заявленной темы, в дальнейшем это определяет самостоятельность в воплощении замысла и успех конечного результата.     Обучающиеся могут глубже погрузиться в проблему проекта, изучить, исследовать и выбрать пути ее решения, через технологию и актуализацию тематики, обобщая и синтезируя полученные знания. Проект, в практической части может иметь самые разнообразные формы воплощения, а в теоретической раскрывать актуальные проблемы экологии, человека, истории, культуры и окружающего мира в целом.

В практической работе интегративный курс предполагает соединение нескольких учебных предметов в один предмет. И одним из таких предметов в образовательной программе нашей школы является «станковая  композиция». Одна из основных задач дисциплины это формирование художественно-образного и ассоциативного мышления с учетом возрастных особенностей и  его отражение в практической творческой работе. Это достигается  взаимодействием разных  учебных предметов: рисунка, живописи, прикладного творчества, скульптуры, истории изобразительного искусства.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения

1        год обучения

-        знания:

•        понятий и терминов, используемых при работе над композицией;

•        тональной, цветовой, линейной композиции;

•        о движении в композиции;

•        о ритме в станковой композиции;

•        о контрастах и нюансах;

-        умения:

•        уравновешивать основные элементы в листе;

•        четко выделять композиционный центр;

•        собирать материал в работе над сюжетной композицией;

-        навыки:

•        владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими      техниками;

•        поэтапной работы над сюжетной композицией;

•        анализировать схемы построения композиций великими художниками.

2        год обучения

-        знания:

•        понятий и терминов, используемых при работе над композицией;

•        о развитии пластической идеи в пространственной композиции;

•        о трехмерном пространстве,

•        о перспективе (линейной и воздушной);

•        о плановости изображения;

•        о точке зрения (горизонт);

•        о создании декоративной композиции;

-        умения:

•        передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;

•        последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;

•        работать над индивидуальной трактовкой персонажей;

•        передавать стилистику, историческую достоверность деталей;

•        трансформировать и стилизовать заданную форму;

-        навыки:

•        перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;

•        анализировать схемы построения композиций великих художников;

•        работы с ограниченной палитрой, составление колеров;

•        создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.

3 год обучения

-        знания:

•        о пропорциях, об основах перспективы;

•        о символическом значении цвета в композиции;

•        о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;

•        об эмоциональной выразительности и цельности композиции;

-        умения:

•        ориентироваться в общепринятой терминологии;

•        доводить свою работу до известной степени законченности;

•        обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;

•        собирать дополнительный материал для создания композиции;

-        навыки:

•        разработки сюжета;

•        использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;

• приобретение опыта работы над серией композиций.

4        год обучения

-        знания:

•        применения основных правил и законов станковой композиции;

•        основных пропорций фигуры человека;

•        соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;

-        умения:

•        выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;

•        организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;

-        навыки:

•        создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;

•        правильной организации композиционных и смысловых центров;

•        создания целостности цветотонального решения листа.

5        год обучения

-        знания:

•        законов композиции и схем композиционного построения листа;

•        о плановости, перспективном построении пространства;

•        о стилизации форм;

-        умения:

•        самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;

•        самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;

•        самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна;

•        самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;

-        навыки:

•        работы различными живописными и графическими техниками;

•        самостоятельного изучения материальной культуры;

•        применения визуальных эффектов в композиции;

•        создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.

На уроках по станковой композиции обучающиеся 3 класса работают в историческом жанре. Он посвящается изображению значимых исторических событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если современниками признано их историческое значение.

Жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.

В России исторический жанр получил развитие в 18-19 вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г. Выдающимися мастерами исторической живописи были К. Брюллов, В. И. Суриков, И. Е .Репин, В.М. Васнецов, Н. Н. Ге и другие  художники.

В 19-20 веках художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах

(О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.)  

Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

План-конспект урока

«Композиция на историческую тему». 3 класс.

Тема урока:  Композиция на историческую тему.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы урока: диалог, рисование на тему.

Цели:  изучение  исторического жанра; выполнение композиции на историческую тему.

Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; Анализ картин  В.И. Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром.

Ожидаемый результат:

- у обучающихся сформируется представление об историческом жанре в композиции, как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет составляющие элементы для своей композиции;

- углубление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках;

-  изучение  творчества В. И. Сурикова;

- умение учащихся работать самостоятельно над созданием живописной работы, посвященной страницам истории;

Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, пособие «Одежда разных эпох», «Архитектура 18-19 вв.», фонд работ учащихся.  

 для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, (гуашь, кисти, баночка)

Музыкальный ряд:  классическая музыка.

План урока:

  1. Объяснение нового материала,
  2. Анализ репродукций 10-12 мин. Показ видеофильма.
  3. Самостоятельная работа учащихся :    эскизы (2 ч.), работа над картоном 4 часа  
  4. Анализ работ 10 мин.

Ход урока:

Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же исторические события.

Важные составляющие успешной композиции:

  1. Композиционная схема.

На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции картины.

  1. Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное.

  процесс работы над картиной: 

1.Эскиз – образ будущей картины, которую художник увидел “внутренним зрением”.

2.Изучение материальной культуры времени.

3.Поиск образов героев.

4.Поиск среды, в которой происходит действие.

5.Эскиз-композиция.

6.Работа над итоговым произведением.

Показ учебного фильма «Творчество В.И.Сурикова»

Творчество Сурикова В.И.

http://m.2-999-999.ru/files/image/news/img110111094746184.jpeg

Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт-Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова увлекают грандиозные исторические сюжеты.

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/127/126521/img26.jpg

В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у собора Василия Блаженного.

Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с родными.

Перед казнью стрельцы ведут себя по-разному. Кто-то смирился, а кто-то бунтует.

В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.

http://mir.zavantag.com/pars_docs/refs/897/896026/896026_html_1b1e1a43.jpg

«Меньшиков в Березове»

Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку.

Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть, богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.

http://s017.radikal.ru/i411/1211/9d/67b3567c2fd7.jpg

«Боярыня Морозова»

Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но за веру, всего была лишена.

Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?

Учащийся:  Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая крещение двумя пальцами.

Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди?

Учащийся:  Кто-то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее крестным знамением, кто-то усмехается, рядом с санями бежит мальчик.

Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина получилась сложной по композиции.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме «Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой теме, опираясь на выполненные зарисовки.

Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции:  формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр, равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия), открытость(замкнутость), целостность.

Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее подготовленный сюжет.

Задание рассчитано на 6 часов.

Домашнее задание:  изучить творчество  В.И. Сурикова.

Выставление оценок, уборка рабочих мест.

2 занятие (2 ч.).

Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Практическая часть: выполнение работы в цвете.

3 занятие (2 ч.).

Завершение работы в цвете.

Выставка оформленных работ учащихся.

Словарь:

 Композиция означает сочинение, составление, расположение разных частей в одно целое.

Сюжет определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и часто обозначаемая  в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.

Наглядное пособие – «Одежда разных эпох», «Архитектура 18-19 веков».

Список использованных источников:

Репродукции – «В.И. Суриков», «Утро Стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».  

Видеофильм «творчество В.И.Сурикова».

Исходя из интересов обучаемого, и специфике возраста выделяются единые художественные задачи, которые решаются   на занятиях и во внеурочной деятельности. Усилия педагогов не только нашей школы, но и других художественных школ и школ искусств   периодически объединяются, организуют и проводят совместные мероприятия: семинары, выставки, на которых рассматриваются важные проблемы художественного образования, зачитываются доклады, проводятся "мастер- классы", и как следствие - происходит обмен приобретенного опыта: рассматриваются новые методы и формы, как в педагогической, так и в творческой деятельности.

В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают целостное представление благодаря теоретическим урокам и практические навыки по комплексу искусств: графике, живописи, ДПИ, скульптуре. Поэтапно усложняя творческие задачи на уроках композиции, развивается ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание, изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально -эмоциональному подходу характерному для учащихся старших классов, которые уже готовы к серьезной проектной деятельности. Таким образом, учащиеся подходят к выполнению выпускной творческой работы в 5 классе на уроках композиции, в виде творческого проекта, состоящую, из теоретической исследовательской части и практической творческой работы.

Современные исследования  системы образования связаны с разработкой и внедрением в практику образовательных учреждений инновационных развивающих направлений работы форм методов и технологий обучения. И одним из таких направлений является интеграция в области искусства... Внедрение в практику образовательного учреждения интегрированного обучения связано в первую очередь с необходимостью изменить отношение к организации учебного процесса (урока, занятия)... педагогам проводить совместные занятия и мероприятия, посещать занятия друг друга,   разработка педагогами своих методов и приемов работы, авторских программ с учетом смыслового соответствия между программами и центральной идеи объединяющей весь блок тем и проблем разных предметов.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по станковой композиции   , художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.

Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета « Станковая композиция»,  оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными учебными  пособиями и стендами.

Список используемой литературы.

1.Барышников А.П. Перспектива, М., 1955

2.«Искусство в школе»,№1, 2010, Общественно-педагогический и научно-методический журнал, ОАО «ЧПК», 2011г.

3.«Изобразительное искусство в школе», №3, 2011, научно-методический журнал, ГУП МО «КТ» «Раменская типография», 2011 г.

4.Методическое пособие для учителя 1-4 классы. М.: издательский центр Вента-Граф, 2008 г.

5.Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. «Изобразительное искусство».

6.Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

7.«Художественная школа», №3, 2004, журнал для художников педагогов и любителей изобразительного искусства, ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2004 г.

8. https://www.youtube.com/watch?v=APIt-Z6MWZw