Этрусское искусство

Никитина Дарья Алексеевна

Данный тематический конспект содержит инфоормацию об искусстве Этрурии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Этрусское искусство33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический конспект «Искусство этрусков»

Введение. В доримской Италии существовали многочисленные этнические группы. В 8-4 вв. до н.э. доминирующую роль в центральной Италии играло искусство Этрурии. Одновременно в Италии и Сицилии в 7-3 века до н.э. развивалось искусство Великой Греции. После объединения всей Италии под властью Рима в 60-ых годах 3 века до н.э. возникла почва для объединения искусства отдельных народов и областей Италии в единое римское искусство.

Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств. Общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (военно-жреческая знать). Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами и египтянами.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 – началу 5 века до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, на этот период приходится расцвет этрусского искусства. Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры.

Архитектура. Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме), храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение  - целла – обычно делилось на 3 части (посвящавшиеся трём главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия.

Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи.

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы (курганы); другие , на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулоса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница в Корнето, гробница близ Вей).

Росписи гробниц. Большое интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 -начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов – в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьетто и другие. Расположение живописи подчёркивало архитектуру склепа. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей. Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником весёлого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боёв, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий.

Характеристика росписей гробниц. Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своём развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6-5 вв. до н.э. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности всё же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Росписи также применялись и в наружном убранстве зданий.

Терракотовые расписные рельефы. Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространённые в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями, с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами, на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены.

Скульптура. Расцвет этрусской скульптуры относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей (около 500 г. до н.э.). Скульптура похожа на греческие оригиналы периода архаики, но ей присущи черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска.

Голова статуи Гермеса из Вей, около 500 г. до н.э. Прекрасный, изящный образец этрусской скульптуры времени её расцвета.

Этрусские статуи воинов – колоссальные статуи, сделанные из глины. Их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Скульптура Этрурии не только служила декорацией зданий, но имела и самостоятельное значение. Важное место принадлежало портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.

Урны из Кьюзи, начало 6 в. до н.э. Изображение выполнено почти в геометрическом стиле, примитивный художественный язык, но при этом в этих памятниках улавливаются элементы портрета. Тщательная и смелая моделировка щёк и рта.

Монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Характерный вид этрусской скульптуры. Саркофаг из Черветри. Глина, около 500 г. до н.э.

Капитолийская волчица. Бронза, 6 в. до н.э. В 6 веке до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литьё, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 века до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы (сохранилась в реплике 16 века). Наблюдательность в воспроизведении натуры, образ хищного зверя.

Бронзовая статуя юноши из Перуджи, 5 в. до н.э. новый подъём этрусское искусство переживает в 3-2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своё своеобразие. Портретная фигура знатного этруска, возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности.

Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени: зеркала, крашенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков по-прежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.

Гончарное ремесло. «Буккеронеро». Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли технику «буккеронеро» (чёрная земля). После формовки и обжига изделие подвергалось лощении. Мастера стремились предать глиняному изделию вид более дорогого металлического. Стенки сосудов обычно украшались рельефными изображениями, на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

К концу эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское  искусство следует рассматривать уже вместе с римским искусством