ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИЗО»

Кадырова Наталья Валерьевна

При прохождении программы дети научатся рисовать в различных техниках. Использовать различные художественные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_na_2_goda.docx114.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«ИЗО»

Направленность: художественная

Возраст: 7-11 лет

Срок реализации: 2 года (288 часов)

Автор-разработчик: Кадырова Наталья

Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Новоаганск, 2017


Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность

(профиль) программы:

Художественная

Актуальность

программы:

Важно пробудить в маленьком человеке стремление жить в гармонии с окружающим миром, видеть и понимать красоту. Поэтому содержание программы нацелено на развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Адресат программы:

Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 8 - 10 человек. Состав группы – постоянный.

Объем программы

2 года обучения. Основной курс программы рассчитан на 288 часов, по 144 часа на каждом году обучения

Срок освоения программы

Формы обучения и виды занятий

Формы обучения:  очная, аудиторная. Беседа, мастер-классы, игра, практическая работа, участие в выставках и конкурсах.

Режим занятий

Два раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа – 45 минут.

Нормативно-правовые акты:

Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12.Образовательные программы);

- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

При составлении программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор Л.Н.Буйлова / Москва: 2015. (ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной  работы Департамента образования г. Москвы).

1.2. Цель и задачи программы

Цель:

Развитие творческих способностей, гармоничное развитие личности через изобразительную деятельность.

Задачи:

1) развивать художественный и эстетический вкус.

2) воспитывать самодисциплину, умение сосредоточиться на одном деле и довести его до конца, терпение, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность;

3)формировать умения и навыки в практической творческой деятельности. Навыкам работы с бумагой, карандашом, кистью, гуашевыми и акварельными красками;

1.3. Содержание программы

Учебный план (УП)

1 год обучения (144 часа)

Содержание программы предполагает теоретические и практические занятия.

№ занятия

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

1

Вводная часть

4

3

1

2

Основы рисунка..

30

6

24

3

Основы живописи.

30

3

27

4

Основы композиции.

4

1

3

5

Орнамент. Стилизация.

6

2

4

6

Изображение растительного и животного мира.

52

4

48

7

Тематическое рисование.

16

-

16

8

Итоговые занятия

2

-

2

Итого за 1 год обучения

144

19

125

2 год обучения

1

Вводная часть

4

3

1

2

Основы рисунка..

30

6

24

3

Основы живописи.

30

3

27

4

Жанры изобразительного искусства.

4

1

3

5

Основы ДПИ

6

2

4

6

Изображение растительного и животного мира. Человек.

52

4

48

7

Тематическое рисование.

16

-

16

8

Итоговые занятия

2

-

2

Итого за 2 год обучения

144

19

125

Итого

288

38

250

Содержание программы

Содержание 1 года обучения

Программа первого года обучения предполагает освоение базовых техник работы в изобразительном искусстве. Обучающиеся изучают основные материалы и приобретают основные навыки при работе с различными материалами в разных техниках.

 Раздел 1.Вводная часть.(4 часа)

Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности.

Теория. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены.

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

Теория. Инструменты и приспособления для работы в изобразительном искусстве общее ознакомление. (бумага, карандаши, кисточки, клей и др.)

Практика. Использование практических заданий с использованием инструментов.

Раздел 2. Основы рисунка. (30 часов)

Тема 2.1 Изобразительные средства рисунка.

Теория. Всё о рисунке: правила, законы, приёмы.

Практика. Выполнение зарисовок и набросков.

Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном» Практическая часть.

Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Линейная перспектива. Изображаем аллею.

Практическая часть. Изображение аллеи в парки по памяти.

Тема 2.4 «Изображать можно в объёме».

Практическая часть. Превратим комок пластилина в птицу. Лепка.

Тема 2.5 Изображаем объем. Светотень.

Практическая часть. Нарисовать объемные геометрические предметы.

Тема 2.6 Итоговое занятие по теме: основы рисунка.Практическая часть. Завершение и оформление работ.

Раздел 3. Основы живописи (30 часов)

Тема 3.1 Живопись. Виды техники материалы

Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных  приемов работы акварелью, гуашью;

Тема 3.2 Первичные цвета. Цветовая гамма. Обучающий компонент

Все о живописи: цветоведение.

Практическая часть. Получение различных цветов и их оттенков;

Тема 3.3 Цветовой круг.

Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами;

освоение различных  приемов работы акварелью, гуашью; получение различных цветов и их оттенков.

Тема 3.4. Красоту нужно уметь замечать.

Практическая часть. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Тема 3.5. Рисуем дерево штампованием.

Практическая часть. Изображение дерева с использованием тампона.

Тема 3.6. Рисуем букет штампованием

Практическая часть. Изображение букета цветов с использованием штампа.

Тема 3.7. «Узоры на крыльях»

Практическая часть. Изображение с натуры, по памяти и воображению, бабочки.

Тема 3.8 Итоговое занятие по теме: основы живописи.

Практическая часть. Завершение и оформление работ.

Раздел 4. Основы композиции. (4 часа)

Тема 4.1. Композиция основные понятия и виды.

Практическая часть. Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;

Тема 4.2.  Узор из кругов и треугольников.

Практическая часть. Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;

Раздел 5 Орнамент. Стилизация. (6 часов)

Тема 5.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения ковра»

Практическая часть.Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур,на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.

Тема 5.2 Орнамент из геометрических фигур. Обучающий компонент

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации.  Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.

Воспитывающий компонент.

Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.

Практическая часть

Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

Раздел 6.   Изображение растительного и животного мира.(52 часа)

Тема 6.1. Выполнение линейных рисунков трав. Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

Тема 6.2.  «В гостях у осени».

Практическая часть. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.

Тема 6.3.  Изображение весеннего букета.

Практическая часть. Создание композиции рисунка весеннего букета акварелью или гуашью.

Тема 6.4. Красивые рыбы.

Практическая часть. Выполнение набросков рыб в цвете.

Тема 6.5. Украшение птиц.

Практическая часть. Лепка птиц по памяти и представлению.

Тема 6.6. Объёмное изображение животных в различных материалах.

Практическая часть. Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.

Тема 6.7. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»

Практическая часть. Рисование с натуры и по представлению жизни природы.

Тема 6.8.  Красота формы листьев.

Знакомство и сравнение разных видов листьев.

Практическая часть. Выполнение работы: лепка листьев деревьев (глина или пластилин).

Тема 6.9.  Мы в цирке.

Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).

Тема 6.10. Итоговое занятие по теме: изображение растительного и животного мира.

Практическая часть. Завершение и оформление работ.

Раздел 7   Тематическое рисование (16 часов)

Тема 7.1 Волшебница зима.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.2 Мужество и героизм.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.3 Портретженщины.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.4. В сказочном мире

Практическая часть. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Тема 8.  Итоговое занятие(2 часа)

Обобщение изученного.Практическая часть. Оформление работ.

Содержание 2 год обучения

Программа второго года обучения предполагает совершенствование навыков и умений при выполнении творческих работ.Обучение нацелено на привлечение детей к активным творческим занятиям по совершенствованию уже имеющихся навыков при выполнении творческих работ.

 Раздел 1.Вводная часть. (4 часа)

Тема 1.1 Техника безопасности. Введение в программу

Теория. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены.

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

Теория. Инструменты и приспособления для работы в изобразительном искусстве общее ознакомление. (бумага, карандаши, кисточки, клей и др.)

Практика. Использование практических заданий с использованием инструментов.

Раздел 2. Основы рисунка. (30 часов)

Тема 2.1Изобразительные средства рисунка.

Теория. Всё о рисунке: правила, законы, приёмы.

Практика. Выполнение зарисовок и набросков.

Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном» Практическая часть. Превратить пятно в изображение.

Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности.  Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Линейная перспектива. Изображаем перспективу.

Практическая часть. Изображение различных перспектив.

Тема 2.4 «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи.

Практическая часть. Превратим комок пластилина в предмет. Лепка.

Тема 2.5 Изображаем объем. Светотень.

Основные понятия светотени.

Тема 2.6 Итоговое занятие по теме: основы рисунка. Практическая часть. Завершение и оформление работ.

Раздел 3. Основы живописи. (30 часов)

Тема 3.1 Живопись. Виды техники материалы

Все о живописи: материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;

Тема 3.2Цветовая гамма.

Все о живописи: цветоведение.

Практическая часть. Получение различных цветов и их оттенков;

Тема 3.3 Цветовой круг.

Все о живописи: цветоведение.

Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных  приемов  работы акварелью, гуашью; получение различных цветов и их оттенков;

Тема 3.4. Красоту нужно уметь замечать.

Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д.

Практическая часть. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Тема 3.5. Рисуем картину в нетрадиционных техниках

Практическая часть. Выполнение работы в нетрадиционных техниках.

Тема 3.6. Рисуем картину штампованием.

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (штампа, кисти)

Практическая часть. Изображение с использованием штампа.

Тема 3.7. «Узоры на крыльях»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла  в рисунке. Последовательность выполнения работы.

Практическая часть. Изображение с натуры, по памяти и воображению, бабочки.

Тема 3.8 Итоговое занятие по теме: основы живописи.

Практическая часть. Завершение и оформление работ.

Раздел 4. Жанры изобразительного искусства.( 4часа)

Тема 4.1 Жанры. Основные понятия. (4 часа)

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

с видами и жанрами искусства.

Практическая часть. Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Раздел 5. Основы декоративно-прикладного искусства. (6 часов)

Тема 5.1 Основы ДПИ. Приобщение к истокам.

Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцами народного декоративно-прикладного искусства, с видами народного творчества – художественной росписью.

Практическая часть.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.

Раздел 6.  Изображение растительного и животного мира. Человек.(52 часа)

Тема 6.1. Выполнение линейных рисунков растений.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению.

Практическая часть. Выполнение рисунка в разных техниках.

Тема 6.2.Городские и сельские просторы

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 6.3. Изображение букета.

Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой.

Практическая часть. Создание композиции рисунка весеннего букета акварелью или гуашью.

Тема 6.4. Красивые рыбы.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Практическая часть. Выполнение набросков рыб в цвете.

Тема 6.5. Украшение птиц.

Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.

Практическая часть. Лепка птиц по памяти и представлению.

Тема 6.6. Объёмное изображение животных в различных материалах.

Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков изображения предметов сложной формы.

Практическая часть. Рисование животных по памяти или по представлению, с натуры.

Тема 6.7Изображение фигуры человека.

Первичные навыки рисования с натуры и по памяти, человека.

Практическая часть. Рисование с натуры.

Тема 6.8Основы портрета.

Передача основных пропорций в портрете. Работа над развитием чувства композиции и пропорции.

Практическая часть. Рисование по памяти и представлению.

Тема 6.9 Итоговое занятие по теме: Изображение растительного и животного мира. Человек.

Практическая часть. Завершение и оформление работ.

Раздел 7 Тематическое рисование (16 часов)

Тема 7.1 Волшебница зима.

Совершенствование навыков рисования.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.2 Мужество и героизм.

Совершенствование навыков рисования.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.3.Выполнение работы: весеннее настроение

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.4. В сказочном мире

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Практическая часть. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Тема 8. Итоговое занятие(2 часа)

Теоретические сведения с последующей практической работой. Практическая часть.

Оформление работ.

1.4. Планируемые результаты

Цель и задачи изучаемых курсов

1 год обучения

Цель: формировать первоначальные знания и умения выполнять творческие работы.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся первоначальных навыков работы в изобразительном искусстве.

2.Формировать поведенческую культуру обучающегося в мастерской с соблюдением правил ТБ

3.Развивать творческую активность в процессе изучаемого курса.

2 год обучения

Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания.

Задачи:

1.Совершенствование навыков и умений при выполнении творческих работ;

2.Способствовать формированию умений работать с различными информационными источниками для решения учебно-познавательных и практических задач;

3.Воспитывать любовь к искусству и уважение к традициям

Предметный компонент

Уметь самостоятельно организовать и подготовить своё рабочее место.

Уметь пользоваться гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использование различных материалов и инструментов в работе;

Знать об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Уметь выполнить задания по инструкции педагога и самостоятельно; знать основные техники, способы и приемы при работе с различными материалами;

Понимать, что такое эскиз, дальний план, сюжет;

Понимать, что такое главное, второстепенное, композиционный центр в работе;

Выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Знать правила техники безопасности при работе с инструментами.

Знать технологию выполнения работ в разных художественных техниках.

Знать отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

Знать ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

Знать основы построения композиции;

правила и последовательность выполнения работ;

Самостоятельно подбирать материал для выполнения набросков, выполнять работы по разработанным наброскам, использовать разные художественные техники.

Метапредметный компонент

Умение соблюдать нормы поведения в кабинете, выставке, мероприятиях;

Умение успешно выполнять задания

Умение слушать собеседника и вести диалог;

Умение делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы; искать и выделять необходимую информацию.

Принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; вносить дополнения и коррективы в план и способы действий;

Проявлять познавательную инициативу.

Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку объекта;

Умение самостоятельно работать со всеми видами информационных источников;

Умение анализировать композицию и художественный замысел работы, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Ключевой компонент

Планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; положительное отношение к обучению;

ставить вопросы и разрешать их;

Выявлять проблемы, искать способы их устранения. 

Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;

Знания моральных норм и сформированной морально-этических суждений; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график.

Количество учебных недель в год – 36 (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие -19 недель). Учебный процесс – с 1 сентября 2017г по31 мая 2018 года.

Зимние каникулы - с 29 декабря 2017 по 8 января 2018 года Весенние каникулы – с 26 марта по 31 марта 2018 года

Праздничные дни:

4 ноября - День народного единства

1,2,3,4,5,6 и 8 января – Новогодние каникулы

7 января – Рождество

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – день России

2.2. Условия реализации программы

1.Материально-техническая база: кабинет-мастерская, оборудованная всеми необходимыми материалами и инструментами, место для хранения работ.

2.Наглядный материал (стенды); уголок безопасности; таблицы, наглядные пособия; фонд предметов для рисования с натуры.

3. Методическая литература:журналы по детскому творчеству, книги-энциклопедии. Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников

4.Технические средства: компьютер.

5.Дидактические средства для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы по уровням подготовленности учащихся;

для организации контроля и определения результативности обучения: карточки задания, анкеты, вопросники.

6.Информационные средства: литература, практические пособия по выполнению работ, цифровые образовательные ресурсы. Фонд учебных презентаций по изоискусству, интерактивные презентации, электронные иллюстрации.

2.3. Формы аттестации:

Виды диагностики и контроля по срокам: вводная диагностика – в начале обучения, итоговая – при завершении обучения.

Диагностика заключается в выявлении уровня  компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3.  Предметные компетенции.

Кроме того ведется учет социальной и творческой активности обучающихся.

Формы  отслеживания  и  фиксации  образовательных результатов:  

грамоты,  папка наблюдений, материал  анкетирования  и  тестирования,  методическая разработка,  фотоматериалы.

Итоговая аттестация обучающихся в форме: портфолио, творческой работы, наградных документов за участие в конкурсах различного уровня.

2.4. Оценочные материалы:

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся» (Приложение 1); опросник Стефансона(изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора,  статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

2.5.Методические материалы:

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Применяемые технологии:

технология личностно-ориентированного образования; здоровье сберегающие технологии; информационно-коммуникационные Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

•        словесные (рассказ, беседа, инструктаж, поощрение);

•        наглядные (демонстрация пособий, иллюстративного материала, образцов, слайдовых презентаций),

•        практические (упражнения, выполнение творческой работы, проект)  

2) По характеру познавательной деятельности:

•           Репродуктивный метод (демонстрация изделий, иллюстраций, работа по образцам);

•        Частично-поисковый (эвристический), часть знаний сообщает педагог, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

•        Методы воспитания: убеждение,        поощрение,        упражнение, стимулирование, мотивация.

 Средства обучения: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения, и средства контроля.

Методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, презентация творческих работ.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;  

Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, ярмарка.

Алгоритм  учебного  занятия:

- ознакомление с темой (задачей, проблемой);

- теоретическая (информационная) часть;

- практическая часть;

- итог. Формы проведения итогов по каждому разделу – задания в виде тестов, упражнений, задач.

Список литературы для педагога:

1.Доронова Т.Н. «Обучение детей рисованию».

2.Кузин B.C. «Основы обучения изобразительному искусству».

3.Кузин B.C. «Методика преподавания изобразительному искусству». Пособие для учителя. МЛ

1979г.

4.Мухина B.C. «Возрастная психология».

5. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство»

6.Ростовцев Н.Н. « Методика преподавания изобразительному искусству в школе». Подласый И.П. Педагогика М.1999

7. Шорохов Е.В. «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе». Пособие для учителей. МЛ1977г.

8.Шпикалова Т.Я. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». МЛ1997г.

9. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования». Пособие для учителей. МЛ1979г.

Список литературы для учащихся:

1.Наталья Сокольникова, С.П. Ломов. Изобразительное искусство для детей. 2009г. 144с.

Раздел 2.6. Рабочая программа, 1год обучения.

Дата

Наименование

Часы

Тип

Виды

зан

раздела программы.

занятия

контроля

всег

теор

прак

яти

Тема занятия.

о

ия

тика

я

1

2

Раздел 1. Вводная часть.

Тема 1.1 Введение в программу.Техника безопасности

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

4

3

1

Получения

новых знаний.

Просмотр

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Раздел 2. Основы рисунка.

Тема 2.1 Изобразительные средства рисунка.

Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном»

Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности.  Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Линейная перспектива. Изображаем аллею.

Тема 2.4 «Изображать можно в объёме».

Тема 2.5 Изображаем объем. Светотень.  

Тема 2.6 Итоговое занятие по теме: основы рисунка.

30

6

24

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа.

Выставка

работ.

Анализ.

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Раздел 3. Основы живописи.

Тема 3.1 Живопись. Виды, техники, материалы.

Тема 3.2 Первичные цвета. Цветовая гамма.

Тема 3.3 Цветовой круг.

Тема 3.4   Красоту нужно уметь замечать.

Тема 3.5. Рисуем дерево тампованием.

Тема 3.6. Рисуем букет штампованием

Тема 3.7. «Узоры на крыльях»

Тема 3.8 Итоговое занятие по теме: основы живописи.

30

3

27

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

33

34

Раздел 4. Основы композиции.

Тема 4.1.    Композиция основные понятия и виды.

Тема 4.2.  Узор из кругов и треугольников.

4

1

3

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

35

36

37

Раздел 5.Орнамент. Стилизация.

Тема 5.1.  «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения ковра»

Тема 5.2 Орнамент из геометрических фигур.

6

2

4

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

38

-

63

Раздел 6.Изображение растительного и животного мира.

Тема 6.1. Выполнение линейных рисунков трав.

Тема 6.2.  «В гостях у осени».

Тема 6.3.  Изображение весеннего букета.

Тема 6.4. Красивые рыбы.

Тема 6.5. Украшение птиц.

Тема 6.6.   Объёмное изображение животных в различных материалах

Тема 6.7. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»

Тема 6.8.  Красота формы листьев.

Тема 6.9.  Мы в цирке.

Тема 6.10 Итоговое занятие по теме: основы живописи.

52

4

48

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

64

65

66

67

68

69

70

71

Раздел 7   Тематическое рисование

Тема 7.1 Волшебница зима.

Тема 7.2 Мужество и героизм

Тема 7.3 Портрет женщины.

Тема 7.4. В сказочном мире

16

-

16

Комбинирова

нный

Выставка работ

72

Раздел 8.  Итоговое занятие.

2

-

2

Комбинирова

нный

Подведение

итога.

Анализ.

Итого

144

19

125


Рабочая программа 2год обучения.

Дата

Наименование

Часы

Тип

Виды

зан

раздела программы.

занятия

контроля

всег

теор

прак

яти

Тема занятия.

о

ия

тика

я

1

2

Раздел 1. Вводная часть.

Тема 1.1 Введение в программу.Техника безопасности

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

4

3

1

Получения

новых знаний.

Просмотр

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Раздел 2. Основы рисунка.

Тема 2.1 Изобразительные средства рисунка.

Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном»

Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности.  Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Линейная перспектива. Изображаем аллею.

Тема 2.4 «Изображать можно в объёме».

Тема 2.5 Изображаем объем. Светотень.  

Тема 2.6 Итоговое занятие по теме: основы рисунка.

30

6

24

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа.

Выставка

работ.

Анализ.

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Раздел 3. Основы живописи.

Тема 3.1 Живопись. Виды, техники, материалы.

Тема 3.2 Первичные цвета. Цветовая гамма.

Тема 3.3 Цветовой круг.

Тема 3.4   Красоту нужно уметь замечать.

Тема 3.5. Рисуем картину в нетрадиционных техниках

Тема 3.6. Рисуем картину штампованием

Тема 3.7. «Узоры на крыльях»

Тема 3.8 Итоговое занятие по теме: основы живописи.

30

3

27

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

33

34

Раздел 4.   Жанры изобразительного искусства. (4часа)

Тема 4.1 Жанры. Основные понятия.

4

1

3

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

35

36

37

Раздел 5.   Основы декоративно-прикладного искусства.

Тема 5.1 Основы ДПИ. Приобщение к истокам.

6

2

4

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

38

-

63

Раздел 6. Изображение растительного и животного мира. Человек

Тема 6.1. Выполнение линейных рисунков растений.

Тема 6.2. Городские и сельские просторы

Тема 6.3.  Изображение букета.

Тема 6.4. Красивые рыбы.

Тема 6.5. Украшение птиц.

Тема 6.6.   Объёмное изображение животных в различных материалах

Тема 6.7   Изображение фигуры человека.

Тема 6.8.  Основы портрета

Тема 6.9 Итоговое занятие по теме: Изображение растительного и животного мира. Человек

52

4

48

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

64

65

66

67

68

69

70

71

Раздел 7   Тематическое рисование

Тема 7.1 Волшебница зима.

Тема 7.2 Мужество и героизм

Тема 7.3. Выполнение работы: весеннее настроение

Тема 7.4. В сказочном мире

16

-

16

Комбинирова

нный

Выставка работ

72

Раздел 8.  Итоговое занятие.

2

-

2

Комбинирова

нный

Подведение

итога.

Анализ.

Итого

144

19

125

Приложение №1

Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«ИЗО»

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися

Сроки диагностики: промежуточная – декабрь, итоговая апрель.

Параметры диагностирования:

Ключевые компетенции по трем направлениям,

Метапредметные компетенции по 6 направлениям,

Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

1.Проявляет способность к саморазвитию.

2.Управляет своим эмоциональным состоянием.

3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.

4.Стремится к конечному результату.

5.Проявляет силу воли.

6.Проявляет уверенность в своих силах.

7.Самодостаточен.

8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания.

9.Способен к самоконтролю и рефлексии.

10.Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей -высокий уровень;

6-8 - выше среднего;

5 - средний;

1-4 – ниже среднего

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2- выше среднего;

1- средний;

0–ниже среднего

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей -высокий уровень;

7-9 - выше среднего;

5-6 - средний;

1-4 – ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона(изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.
  9. Осознаёт свой гражданский долг.

8-9 - высокий уровень;

6-7- выше среднего;

5 - средний;

1-4 – ниже среднего

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации.
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели.
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9 - высокий уровень;

6-7- выше среднего;

5 - средний;

1-4 – ниже среднего

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.4

Технологические

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму.
  2. Способен организовать рабочее место.
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности.
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни.
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода.
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности.
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов.
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества.
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства.
  4. Проявляет творчество в своей деятельности.
  5. Стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным.

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Средства контроля: Наблюдение, тестирование, мониторинг участия в мероприятиях отдела (акции, рейды, познавательные программы), Центра (выставки, конкурсы, слеты)

III. Методика оценки предметных компетенций

Предметный компонент

Показатели уровня сформированности

1. Владение гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использование различных материалов и инструментов в работе;

2.Знание основ цветоведения, рисунка, живописи и композиции.

3.Умение передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

4.Умение находить главное, второстепенное, композиционный центр;

5.Умение передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

6.Знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства;

7. Умение самостоятельно выполнять творческую работу от поиска идей до готовой работы.

7 - высокий уровень;

6 - выше среднего;

5 - средний;

1-4–ниже среднего

Средства контроля: наблюдение, тестирование, задания. Количество и качество выполненных работ; участие в акциях, выставках, конкурсах различного уровня, занятия на повторение и обобщение, самопрезентация.