Презентация к уроку мастер - класс "Этюд виноградной грозди. Гуашь"

Жукова Вера Владимировна

Использование презентации "Виноград в картинах художников разных эпох" для последующего написания - кратковременного этюда виноградной грозди с натуры. Материал гуашь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История натюрморта Виноград в картинах художников разных эпох

Слайд 2

Натюрморт Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Слайд 3

История натюрмортного жанра Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции Ганс Гольбейн Младший «Послы» 1533год Пример соединения двойного парадного портрета с натюрмортным жанром. Изображение французских посланников Жана де Детенвилля и Жоржа де Сельва . Атрибуты натюрморта намекают на гуманистические интересы, объединяющие героев портрета.

Слайд 4

Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными и виноградными гирляндами фигуры Богоматери и Христа Лукас Кранах Старший « Мадонна с младенцем в винограднике» 1523г .

Слайд 5

Сюжет из Евангелия от Луки. На картине изображена нехитрая трапеза четырех людей. Изумительно выписан натюрморт, предметы кажутся осязаемыми. В центре изображена фигура Христа, которого через мгновение все узнают. Микеланджело да Караваджо «Ужин в Эммаусе » конец 16 в.

Слайд 6

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти ( Ванитас ), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением .

Слайд 7

Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно связанный с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в западно-европейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и плодов , в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные « завтраки», в Амстердаме – роскошные « десерты», а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты – череп , свечу , песочные часы .

Слайд 8

Балтазар ван дер Аст « Натюрморт с фруктами » сер.17 в. В натюрмортах относящихся к началу 17 столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением: яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590 – 1656 гг.)

Слайд 9

У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают об отвлеченных истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Вид натюрморта, получивший название «завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды . Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов , типичных для семьи голландского бюргера 1630 – 1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.

Слайд 10

Питер Класс «Натюрморт с фруктами» 1644г . Виллем Клас Хеда «Десерт» 1637г.

Слайд 11

Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Автором этих картин был Франс Снейдерс (1579 – 1657 гг.), а сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки» («Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природы в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их в роскошные декоративно-целостные циклы картин.

Слайд 12

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка» 1618г.

Слайд 13

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу низменных жанров, однако именно в 18 веке во Франции появляются великолепные полотна Ж. Б. С. Шардена (1699 – 1779 гг.). Мастер был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушенные, на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их. Шарден Жан-Батист Симеон «Натюрморт с фарфоровым кувшином» 1763г.

Слайд 14

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Клод Моне «Цветы и фрукты» 1863г.

Слайд 15

Постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах акцентируют свежесть первого впечатления, разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины. Необычайно колористическая экспрессивность А. Матисса видна в работах: «Подсолнечники в вазах» – теплая цветовая гамма; «Фрукты и кофейник» – холодная гамма; «Синий горшок и лимон» – цветовая доминанта. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно использовал свойства холодных тонов уходить в глубину, а теплых – выдвигаться навстречу («Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики и груши»). Он также утверждал, что «все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»; пространственное восприятие предмета зависит от его цвета. Сезанн Поль «Яблоки, персики, груши и виноград» 1879-80г.

Слайд 16

С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы на плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины коллажи – различные присыпки, куски газет и другие материалы. Пабло Пикассо «Ваза для фруктов и гроздь винограда» ( 1914г.)

Слайд 17

В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы итальянского живописца Д. Моранди , отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д. Сикейроса , итальянца Р. Гуттузо. Ренато Гуттузо «Рынок Вуччирия »

Слайд 18

Русские натюрморты Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т. Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем, что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование , увлечение искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта. Григорий Николаевич Теплов «Натюрморт с нотами и попугаем» 1737

Слайд 19

В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». Федор Толстой «Цветы, фрукты, птица»

Слайд 20

В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы», «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу моря». На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма ». Его натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих красок – густых и очень ярких.

Слайд 21

Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1924г.

Слайд 22

В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов , М. Сарьян, А. Остернин , А. Герасимов. Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрмортыбыли созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. Кончаловский Петр Петрович «Натюрморт» М.С. Сарьян «Натюрморт. Виноград»

Слайд 23

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич - Виноград. 1938

Слайд 24

В 60-80 годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова , А. Никич . А.Никич «Натюрморт» В.Стожаров «Фрукты»