План – конспект открытого занятия на тему «Зарисовка элементов дымковской росписи в полосе»

Бельтюкова Ольга Викторовна

Цель:  Понять своеобразие дымковской росписи в технике гуаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no4_-_kopiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого занятия на тему

«Зарисовка элементов дымковской росписи в полосе»

педагога дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ О.В.  Бельтюковой

        Дата проведения: 16.11.2017г.

        Тема: Зарисовка элементов дымковской росписи.

          Возраст детей : от 7до12 лет. Первый год обучения.

        Цель:  Понять своеобразие дымковской росписи в технике гуаши.

        Задачи:

        Образовательная: 

        Формировать умение правильно передавать основную форму, строение и цвет узора.

        Развивающая:

        Развивать умение  рисовать повторяющийся узор. Развивать творческую активность и зрительную память. Развивать мелкую моторику.

        Воспитательная:

        Создание у детей праздничного настроения, желание рисовать. Воспитание трудолюбия и взаимопомощи.

        План:

        1. Организационная часть.

        2. Знакомство с темой.

        3. Изучение теоретического материала.

        4. Практическая работа.

        5. Физминутка.

        6. Выставка творческих работ и краткий анализ.

        7. Подведение итогов.

        Оборудование: 

        Для педагога:

        Дымковские игрушки.

          Слайды с элементами дымковской росписи.

        Для учащихся:

                -простой карандаш;

                    -краски гуашь;

          -кисточки №2, №4;

          -стаканчик для волы;

          -палитра.

 Ход урока

        1.Организационная часть:

        Ребята, здравствуйте!

 Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой, а также научимся рисовать узоры этой  росписи. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и веселым названием «Свистунья»,  «Барыня», «Крестьянка» «Конь» и т.д. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Современные мастера из города Кирова продолжают народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в наших домах «дымка», принося радость детям и взрослым.

Отгадайте загадку:

 Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине  Егорка.                    (Всадник)

        

        2. Знакомство с темой.

        Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающий мир, он измеряет ее в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

Задачи  эстетического  оформление предметов решает декоративно-прикладное искусство. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру данного народа.

         

        

        3. Изучение теоретического материала.

        Посмотрите, ребята на дымковские игрушки, обратите внимание на своеобразие форм и индивидуальный характер украшающей росписи. Выразительность дымковской игрушки заключается в предельной обобщенности ее формы, острой подчеркнутости характерных деталей, жизнерадостной окраске.

В технике производства дымковская игрушка отличается от других керамических изделий. Она не обжигается при высокой температуре, а лишь прокаливается, после чего расписывается холодным способом ( без последующего обжига). Вначале игрушка покрывается грунтом из молока и мела. Для закрепления красящего слоя краски закрепляются на яичном белке. В настоящее время для росписи используют готовые краски- гуашь, темперу.

        Основным композиционным началом украшения этих игрушек служит орнамент.  

Что это такое?

Орнамент-узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов (украшений). В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия. Элементы  входящие в состав узора очень просты: круги, и овалы разных размеров, точки, полоски, клетки. Ритмическое их расположение создает узор, покрывающий всю игрушку, иногда узор сочетается с гладкокрашеными частями ( например, рукава кофты, оборка юбки).

Основной композиционный прием – ритмичное повторение и чередование элементов.

Ритм - определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость.

Симметрия - композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.  В узоре часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси        .

        4. Практическая работа.

        На занятии для рисования элементов дымков кой росписи берется гуашь. Эти краски особенно пригодны для выполнения декоративных работ, так как часто приходится наносить одну краску на другую.

Нарисовать надо наиболее характерные для дымковской росписи элементы, не изображая самого предмета.  Это научит видеть композицию целиком, выделяя отдельные элементы.

 Располагаем лист в горизонтальном направлении.

Простым карандашом наносим узоры в уже нарисованную полосу.

Внимательно разглядываем слайды на доске, где представлены общие принципы построения узора в различных формах. Каждый рисунок дается в схематичном изображении, чтобы ярче выделялось построение узора с учетом предмета.

Ребята, у каждого из вас должен быть свой орнамент. В карандаше орнамент готов, сейчас нужно его раскрасить краской. По цвету дымковская роспись= это контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими цветами: синим, зеленым, красным или малиновым, желтым, оранжевым. Цвета даются насыщенными, без оттенков, что создает красочный, праздничный образ. Подобные схемы не требуют особой живописи. Работа готова,

        5. Физминутка

Мы становимся все выше.

Достаем руками крыши:

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два наклон,

Зашумел листовый клен!     

         

        6. Выставка творческих работ и краткий анализ.

        -Посмотрите, какой у нас получился красивый орнамент?

        

        7. Подведение итогов.

        -Ребята, что мы сегодня рисовали?