План – конспект открытого занятия на тему Создание композиции в технике холодного батика «Подводный мир»

Бельтюкова Ольга Викторовна

Цель: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no7.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого занятия на тему

Создание композиции в технике холодного батика

«Подводный мир»

педагога дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ О.В. Бельтюковой

        Дата проведения: 26.10.2017г.

        Тема: Создание композиции в технике холодного батика «Подводный мир»

         Возраст детей: от 10 до 14 лет. Второй год обучения.

        Цель: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.

        Задачи.

        Образовательная:

        Обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

        Коррекционно-развивающая:

        Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.        

        Воспитательная:

        Воспитать наблюдательность,  интерес к   изобразительному искусству, живописи; привить уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран

        План:

        1. Организационная часть.

        2. Знакомство с темой.

        3. Изучение теоретического материала.

        4. Практическая работа.

        5. Выставка творческих работ и краткий анализ.

        Оборудование: 

        Для педагога:

        фотографии, наглядные пособия, слайды.

        Для учащихся:

  •      ткань (шёлк);
  •      подрамник, кнопки, эскиз;
  •      краски по батику, кисти;
  •      резервирующий состав, соль, вода, тряпочки.

        Ход занятия:

        1. Организационная часть.

        Приветствие. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются между партами, раскладывают пяльца, на которых предварительно кнопками натянута ткань формата А3 с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Справа около каждого ученика приготовлены краски по батику,  соль, кисть беличья №3, №6, вода, палитра, тряпочки.

        2. Знакомство с темой.

                 

        Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

        Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

        Слово "батик”  означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

        В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

        Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

        В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

        История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

        В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы

        В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.

        Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».

        Сегодня   сюжетом нашей творческой работы будет подводный мир.

         Нам предстоит работа в двух жанрах – как в плоскостной так и в пространственной композициеи, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

        3. Изучение теоретического материала.

        Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра  для смешивания красок, краски по батику,  резервирующий состав,  ткань (шёлк), подрамник и кнопки для натягивания ткани,  кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ (для прорисовки контура).

        Шелк надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.

        Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в   10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс  натягиванием двух других сторон тем же способом.

        Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.

        После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины».

        4. Практическая часть.

        Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.

        Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.

        Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.

        Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.

        Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,

о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки  резерв и исправляйте все огрехи.

        Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.

        После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.

        Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

        Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся.

        

        Давайте ознакомимся с материалами, необходимыми при применении акварельной техники.

        Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. И сегодня я вам расскажу о всех необходимых материалах для росписи.

        Шелк – для росписи годиться любой вид ткани.

        Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром.

        Соль – ей посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты.

        Подрамник – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани.

        Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы».

        Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией?

         Сначала это выбор темы. Затем Мы сделали зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.

        Что дальше делаем с полученными работами?

        Используя, законы построения композиции, работаем над эскизами - основой для создания росписи.

        После завершения работы над композицией, что нужно сделать?

        Нужно подготовить для росписи ткань. Для этого её необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить фабричную обработку ткани, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной».

        А как натягивать ткань для росписи?

        Мы закрепляем ткань кнопками сначала по кромочной стороне, а затем по противоположной. Потом натягиваеи две оставшиеся стороны по очереди. Натягивать ткань нужно как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.  

         Вначале нанесли рисунок на плотную бумагу простым карандашом, затем маркером чтобы их было хорошо видно через ткань.

    Закрепили готовый  рисунок под тканью, с помощью булавок.

         Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

        Для нанесения на ткань контура рисунка применили специальные резервирующие составы разных цветов».

        На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета - на ахроматические: чёрный, серые и белый, и хроматические - все цвета спектра.

        После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.

        

        Затем увлажняется ткань, сверху вниз, постепенно. Следим за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом.

        При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение ткани.

        Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?

        Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму.

        На более влажные участки ткани наносим соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.

        Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов.         Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения.

        Контролируем получившийся результат от воздействия соли на краски и влагу. На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если разместить ее на шелке в определенном порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые смещения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в сочетании с четкими контурами.

        Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана именно с применением соли или мочевины».

        Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.

        Для окрашивания ткани мы используем высококонцентрированную краску для росписи «Decola». Она применима в любой технике, имеет 30 великолепных,  легкосмешивающихся  друг с другом и не меняющихся после закрепления цветовых оттенков.»

        Как пишут в акварельной технике?

        В акварельной технике пишут «сырым по сырому».
предлагаю вам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани.
Это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все время пока Вы на нем работаете, - в противном случае краска ляжет неровно.

На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.

        Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Предлагаем классу выполнить эту часть работы.
Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. При полном высыхании шелка делаем различные акценты».

Чем понравилась вам акварельная техника?

        Где еще можно применить акварельную роспись?

        Солевая техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

        Роспись в акварельной технике максимально достижима и живописные эффекты могут  получатся у любого трудолюбивого и творческого человека. Практическая значимость акварельной техники многофункциональна это картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье.

        5. Выставка творческих работ и краткий анализ. Подведение итогов.

        По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:

  1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2.        Выразительность придуманной композиции;

3.        Аккуратность в выполнении работы.