Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства. Методы, приемы и средства обучения.

Ступников Василий Владимирович

        Декоративно-прикладное искусство, хранящее традиции рукомесла, даёт возможность раскрыть способности в творческой деятельности по созданию рукотворных произведений, согретых любовью к домашнему очагу и уюту. Осваивая традиции, постигая законы народного и профессионального декоративного искусства, ребёнок приобщается к сокровищнице культурных ценностей своей страны и мирового искусства. Он постигает национальные особенности искусства других народов, учится уважать их культуру и обычаи. Всё это способствует идейно-нравственному воспитанию ребёнка, воспитанию в нём высоких духовных идеалов, миропониманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства. Методы, приемы и средства обучения.

Преподаватель по ИЗО дисциплинам

Ступников Василий Владимирович

МБОУДО «Федоровская ДШИ»

2018 год

       Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с 5-го класса, она строится с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

         На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, птицы Гамаюн, двуглавого коня и т.д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

         При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

         В третьем классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

        В четвертом классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно – все это становится объектом восприятия школьников.

         Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о ДПИ как, особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.

        Пятый класс – это новый шаг в изучении ДПИ с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивая язык, образный строй произведений народного и профессионального ДПИ. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям (проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере).

         Изучая в третьем классе тему «Памятники архитектуры – наследие предков», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.

        В четвертом классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия.

        В пятом классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы. В образном строе отражена вся Вселенная, дом – это микрокосмос в макрокосмосе. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением. К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя ДПИ. Вместе с тем это период подросткового возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на общения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст ещё несёт в себе следы детства, игры, однако в нём уже имеет место направленность на серьёзную, ответственную деятельность.

        При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание – утилитарно-бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несёт в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощённая в образный форме предмета). Задача педагога – в доступной форме донести до сознания учащихся мысль с том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объёма, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).

        Каждый художественно оформленный предмет был включён в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне – это коммуникативная функция ДПИ. Взгляд на художественную вещь с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.

         Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений ДПИ и закрепляются в собственной практической деятельности.

        Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно символические элементы которых, выражают поэтические воззрения древних на мир.

        Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера, как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приёмы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.

       Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

       В процессе освоения ДПИ должны быть поставлены и разрешены следующие главные вопросы: «что?», «как?», и «зачем?». Восприятие произведения с вопроса ДПИ начинается с вопроса что? Он связан с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета, материал, цвет, фактура, функция), первыми эстетическими переживаниями. Вопрос «как?» предполагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (роспись, резьба по дереву, вышивка, ткачество, ковка и т.д.), к средствам данного искусства. Восприятие вещи («как?») помогает полнее осознать особенности языка ДПИ. Чтобы учащиеся почувствовали, увидели разницу между языком ДПИ и живописи, можно сопоставить, например, знак солнца на резной прялке в виде круглой розетки и образ солнца в картине-пейзаже.

         Вопрос «зачем?» и ответ на него помогает установить незримую смысловую связь образного строя вещи, с её социальной функцией, с мировосприятием человека; предполагает раскрытие некой тайны, проливающий свет на смысловое значение образов. Вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», как бы раздвигает содержательно-смысловые границы воспринимаемого предмета-образа, делая его ценностно-значимым для ученика. Невозможно сформировать художественное мышление ученика без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.

        Приобщение учащихся к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нём черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же – выявлять, подчёркивать социальное положение человека, его роль в обществе.

        Учащихся необходимо учить видеть, распознавать социальную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться, прежде всего, как знак, символизирующий определенные отношения между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры учащихся.

        Включение в канву урока способствует установлению мифов, в которых отразились представления людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т.д., значительно обогащает восприятие учащихся, даёт возможность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран, времён способствует установлению в сознании школьников своеобразных содержательных «мостиков», казалось бы, между совершенно несхожими культурами.

      Народные, классические и современные формы ДПИ – всё это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений ДПИ как части духовной культуры человечества.

       Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т.д., с творческой интерпритацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.  Знакомство с произведениями современного ДПИ даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления – народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

         Декоративная работа, в материале осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала – освоением его декоративно-пластических возможностей. В процессе создания плоскостных и объёмных декоративных композиций поэтапно – от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа, осознание, используя знание языка данного вида искусства.

         В процессе приобщения учащихся к ДПИ особое значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия – слова, музыки, зрительных образов. На уроках, посвящённых народному искусству, использование разных видов фольклора – устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного – помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает поэтические связи народного искусства с природой – его колыбель.

          В процессе восприятия материала следует затронуть следующие проблемы:

- разнообразие форм, материалов, декоративных элементов в крестьянском искусстве;

- единство конструкции и декора в предметах крестьянского быта;

- связь образного строя крестьянских вещей с природой, мироощущением, мировоззрением народа;

- ограниченность числа образов, мотивов, тем и богатство их вариаций в народном декоре;

- пластическое решение традиционного образа, мотива в разных видах крестьянского бытового искусства;

- картина мироздания в образном строе крестьянских вещей;

- специфика образного языка народного прикладного искусства;

- ощущение личности народного мастера в рукотворном крестьянском искусстве.

        Готовясь к уроку, учитель должен заранее продумать систему вопросов по иллюстрированному материалу учебника, включенность учебника в структуру урока: в какие моменты его использовать – до или после показа слайдов, таблиц, репродукций, подлинных вещей.

        В процессе восприятия очень важен момент любования, эстетического переживания сопровождаемый живой эмоциональной реакцией

учащихся на увиденное. По мере дальнейшего рассмотрения произведений декоративного искусства усиливается смысловой компонент восприятия, главными становятся вопросы «как?» и «зачем?». Так, например, при восприятии женской фигуры в орнаменте русской вышивки и в глиняной народной игрушке метод сравнительного анализа помогает увидеть общность и различие между изображениями. Общее в обобщенности, выразительной условности изображаемых фигур, их симметричности и декоративности; различие – в материалах, технике исполнения и соответственно, в специфике образного строя и языка рассматриваемых произведений.

        Сравнивая одну форму с другой, учащиеся отмечают, в одном случае мягкую пластику формы, а в другом – геометрическую жесткость, графическую чёткость, более выраженную орнаментальность.

        Для учителя открыта возможность расширять, обогащать материал учебника, включать в процесс восприятия такие образы, которых в учебнике нет, но которыми педагог располагает.

        Большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

        Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

 - декоративность: выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т.д.);

 - содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

 - оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

        Учителю нужно помнить, что результат выполнения заданий во многом будет зависеть от уровня его профессионального мастерства, художественного вкуса, а также постоянного контроля за работой детей, от современного анализа, выявляющего сильные и слабые стороны в детских работах. От того, насколько успешно владеет учитель этим организационно-педагогическим инструментарием, напрямую зависит успех в решении учебно-творческих задач.

        Декоративно-прикладное искусство, хранящее традиции рукомесла, даёт возможность раскрыть способности в творческой деятельности по созданию рукотворных произведений, согретых любовью к домашнему очагу и уюту. Осваивая традиции, постигая законы народного и профессионального декоративного искусства, ребёнок приобщается к сокровищнице культурных ценностей своей страны и мирового искусства. Он постигает национальные особенности искусства других народов, учится уважать их культуру и обычаи. Всё это способствует идейно-нравственному воспитанию ребёнка, воспитанию в нём высоких духовных идеалов, миропониманию.

Список литературы.

Неменский Б.М. Познание искусством. М.УРАО 2000.

Неменский Б.М. Образовательная область «Искусство». М.2000.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М. 1983.

Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. М.2005.

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества М.2004.

Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Феникс.2004.