Истоки русского авангарда

Кириллова Гульнара Темирхановна

Историческая справка возникновения русского авангарда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_russkogo_avangarda.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки русского авангарда

Постимпрессионизм  (латинское post –после) условное собирательное обозначение основных направлений в живописи конца XIX – начала XX веков.

В импрессионизме отразились кризисные черты западно-европейской культуры того времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей.

Началом постимпрессионизма принято считать 1886 год, когда состоялась последняя выставка импрессионистов, и был опубликован «Манифест символизма» поэта Жана Мореаса.

Новые течения объединяли неприятие эстетики импрессионизма и реализма, художники – постимпрессионисты стремились передавать в картинах не сиюминутное, а характерное и сущностное.

К постимпрессионистам относятся представители пуантилизма (Ж. Сёра, П. Синьяк), участники группы «Наби», А.де Тулуз – Лотрека. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П.Сезанну, В.Ван-Гогу и П. Гогену. Каждый из мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве.

Цель постимпрессионистов стало самовыражение, а не подражание природе. П.Сезанн называл своё искусство «размышлением с кистью в руках».

Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, отчего отказались импрессионисты: содержание, размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими.

Как же произошло знакомство русских художников с постимпрессионизмом?

На протяжении 1907 – 1908 гг. интерес к постимпрессионизму быстро возрастал. Важным событием для молодых московских художников стала выставка «Салон «Золотого руна»» (1908).

На ней экспонировались картины:

  • Сезанна («Портрет жены художника», «Натюрморт» и «Чёрный замок»)
  • Гогена («Пейзаж «Мартиника»», «Красный берег» и натюрморт «Фрукты»)
  • пять произведений Ван Гога («Садовник», «Солнце в деревьях», «Колыбельная» (Госпожа Рулен), «Ночное кафе в Арле» и акварель «Зуав»).

Огромное впечатление произвела выставка «100 лет французского искусства» (1912).

Творчество Винсента Ван Гога. Поля Гогена и Поля Сезанна оказало значительное влияние на формирование русского авангардизма.

Затем активную позицию стали занимать фовизм, кубизм и футуризм, возник «русский сезаннизм» - как оригинальное направление в 1912-1913 годах.

Первый этап «сезаннизма» приходится на годы расцвета Бубного валета» (1912-1916гг.).

Его представители (Кончаловский, Куприн, Машков, Р.Р. Фальк, А.И. Мильман, В.В. Рождественский, Г.В. Фёдоров) не столько подражают Сезанну, сколько используют его приёмы и мотивы для создания русской версии стиля, заметно сдвинутого в сторону декоративности и брутальности (лат.-жестокий, ужасный, вероломный).

На их картинах предметы укрупнены, пространственные смещения утрированы, объёмы кажутся весомее, цветовые контрасты интенсивнее и резче. Воздух «выкачан», все связи с импрессионистами оборваны.

Вторая волна сезаннизма  зарождается в 1917 – 1920 гг., в период распада общества «Бубновый валет» и победы радикальных течений авангарда.

Художники, принадлежащие к разным группировкам «приникают» к Сезанну поодиночке, находят индивидуальные стилевые решения «внутри» сезанновской традиции. Общим свойством становится подчёркнуто станковый характер картины, отказ от схематизации формы и цвета, внимание к пространству и «протекающему» голубому тону в живописи.

Одной из причин «возвратного сезаннизма» явилась преподавательская деятельность художников авангарда. В 1918 году Кончаловский, Лентулов, шевченко и другие были приглашены в реформированное МУЖВЗ. Прежняя. академическая система их не устраивала, и за основу новой системы обучения были взяты живописные принципы Сезанна.

Другой причиной стал интерес к теории искусства, связанной со стремлением художников понять истоки авангардного движения, а затем подвести итоги.

Для авангарда характерны следующие черты, отличающие его от других направлений:

  • Авангардисты приветствуют любые общественные изменения, например, революции.
  • Течению свойственна некоторая двойственность, например, рационализм и иррациональность.
  • Признание, восхищение,  преклонение перед научно-техническим прогрессом.
  • Новые формы, приёмы и средства, не используемые ранее в художественном мире.
  • Полное отторжение изобразительного искусства VIII века.
  • Отрицание традиций, устоявшихся основ в живописи.
  • Эксперименты с формами, цветами и оттенками.

Многие наработки авангардистов до сих пор используются в современном художественном искусстве, несмотря на то, что сам авангард как  течение в искусстве просуществовал совсем недолго.

Основная причина его краха заключается во множестве направлений, которые создали художники-авангардисты.

Авангард как искусство дал возможность развиться фото- и киноиндустрии, позволил выработать новые формы и подходы в решении художественных проблем.

Литература:

Ковалёв Андрей. « Существовал ли русский авангард?». Тезисы по поводу терминологии. Вопросы искусствоведения – 1994 №1 стр.123-130

Гурьянова Нина. Эстетика анархии и теории раннего русского авангарда. Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н.И.Хаджиева. М. Язки русской литературы, 2000, стр. 92-108

Карасик И.Н. Манифест в культуре русского авангарда. Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н.И. Хаджиева Языки русской культуры, 2000. стр.129-138

Рыков А.В. Москва слезам не верит. Русский авангард как эстетика войны. Временник Зубовского института, 2015, Вып. 1 (14)