Методическое сообщение: "Развитие творческих способностей".

Темирбулатова Раиса Магомедовна

"Развитие творческих способностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение:

«Развитие творческих способностей».

Темирбулатова Р.М.

Развитие творческих способностей.

Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.

Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать?

Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

Так в чём же заключается работа по развитию творческих способностей? По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут "пробиться" через поток наши забот и переживаний.

Поэтому, прежде чем взяться за усиленную работу по развитию творческих способностей нужно… расслабиться. Это, кстати, справедливо и для развития интуиции, и для других навыков. В этом прекрасно помогают медитативные практики, а также различные приёмы реклаксации и аутотренинга. Таким образом, вы сможете отойти от привычных мыслительных стереотипов и освободить место для новых идей и возможностей. Кроме того, вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам — состояниям покоя, вдохновения и лёгкости.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Поэтому можно сказать, что один из ключей к раскрытию творческих способностей является регулярная практика медитации.

Чем ещё можно помочь раскрыться вашему безграничному творческому потенциалу?

Не менее важной является работа с ограничивающими убеждениями. Согласитесь, оригинальные идеи не спешат приходить в голову, где крутятся мысли вроде: "Я сама посредственность", "Куда уж мне…", "А что подумают другие?" и т.д. Поэтому необходимо работать над образом своего мышления. В этом могут помочь аффирмации (поймали ограничивающее убеждение — тут же говорите себе взамен что-то позитивное), психотерапия (можно поработать с причинами тех барьеров, которые мы себе выставляем), коучинг (формируем стратегию мышления победителя) и т.д.

Ещё одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!).

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КОМПОЗИЦИИ

Композиция в изобразительном искусстве связана, с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. 
Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Художники нередко отождествляют понятия «композиция» с понятием «творческий процесс», который представляет собой создание произведения от начала до конца, со всеми подготовительными и завершающими этапами. Это отождествление двух понятий вполне естественно и правомерно, ибо работа над композицией пронизывает весь творческий процесс.
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит у детей в дошкольном, а потом и в младшем школьном возрасте. И потому очень важно не упустить возможность и расширить способность детей к образному познанию. Заниматься с ними рисованием, но помнить, что для них – это игра. Не ограничивать детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превращаться в изучение и обучение художественным приемам. Пусть станут они для детей новым и интересным средством познания окружающего мира.
Не надо стремиться навязывать детям процесс рисования, а попытаться увлечь их этим видом деятельности. Нужно помнить высказывание мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Чему и я стремлюсь в своей работе с детьми младшего, а затем и с детьми среднего возраста. Использую на занятиях нетрадиционные методы рисования, чем способствую развитию творческого воображения, фантазии у детей.
Каждое занятие должно носить творческий характер, а следовательно необходимо быть в постоянном поиске новых интересных возможностей, с целью избавить от страха испортить, сделать, что-то не так, что дает естественную возможность развивать смелость детского восприятия и мышления.
Чтобы развивать интерес к творчеству на своих занятиях я использую разнообразные материалы – это и ватные палочки, для работы в технике «Пуантилизм»; и свечи для загадочных, сказочных рисунков; и гвоздик с иголкой для процарапывания рисунка в технике «Граттаж»; различной формы штампы из картошки, ластика, пробок; целлофан для получения кристаллической фактуры фона; пальчики, ладошки вместо кисти; нитки для получения загадочных, фантастических рисунков; мыльные пузыри, разноцветные шарики для получения абстрактного рисунка и многое другое.
Дети легко и увлеченно рисуют на любую заданную тему, заполняют лист причудливыми линиями, пятнами, необычными образами.
Особенности младшего возраста в том, что детское творчество подчинено чувству, темпераменту и слабо отзывается на подсказки разума. Но уже в 11-12 лет они начинают критически смотреть на свои работы, замечают все больше недостатков, а к 13-14 годам часто вообще бросают рисовать, прямо заявляя: «Я не умею» В чем дело? От чего так происходит? Сознание и желание возросли, а умение и навыки профессиональной грамоты маловато. Как же сделать, чтобы желание выразить богатство чувств и мыслей в зрительно пластических образах не угасло, а перешло в другое качество - от бессознательного, интуитивного творчества к умелому, контролируемому разумом.
Для этого надо учиться рисовать. Для этого нужен огромный каждодневный труд. Но если любить дело, то любой труд- радость. Да и по личному опыту знаете: ничтожный труд дает ничтожный результат. Для основательного результата нужно овладеть серьезной профессиональной школой, уметь передавать натуру во всем ее богатстве и разнообразии.
Ошибаются те, кто считает, что весь секрет успеха зависит от какой-то простой формулы, рецепта. Однако рисунок требует большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к искусству.
Детское творчество отличается непосредственностью восприятия, способностью удивляться, открытыми глазами смотреть на мир, нестандартностью видения, неуемной фантазией.