Мастер-класс "Батик"

Темирбулатова Раиса Магомедовна

Батик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_batik.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Темирбулатова Раиса Магомедовна

                  преподаватель  МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

Тема мастер - класса: Художественная обработка тканей в технике батик. Анималистический жанр «Попугай Арра»

Цель мастер-класса: знакомство с техникой холодного батика

Задачи мастер класса:

  1. Формирование умений и навыков по выполнению изделий в технике холодного батика;
  2. Развитие навыков работы со специальными красками для росписи по ткани;
  3. Развиватие художественного вкуса и индивидуальности;
  4. Развитие творческих возможностей;
  5. Развитие умений применять полученные знания на практике.

План мастер-класса:

  1. Сообщение темы и цели мастер-класса;
  2. Знакомство с историей батика;
  3. Виды батика;
  4. Особенности голодного батика;
  5. Последовательность росписи ткани в технике холодного батика.

Материалы и оборудовании:

Зрительный ряд: презентация «Холодный батик» образцы работ, выполненные в технике «Холодного батика».

Художественные материалы и принадлежности: белая ткань, краски для росписи по ткани, канцелярские зажимы, треугольные формы для сдавливания,одноразовые стаканчики, кисти, баночка с водой, одноразовые перчатки, клеёнка, салфетки.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте! Все больше людей предпочитают оригинальный стиль в одежде и предметах интерьера. И правильно, как еще можно проявить собственную индивидуальность? В этом желании и кроется причина того, что люди стали стремиться сделать что-то прекрасное своими руками. И не случайно, искусство батика или ручной росписи ткани, становится все более популярным. 
Сегодня мастер-класс посвящен освоению одной из самых распространенных техник батика – «холодному».

Знакомство с историей батика

Для начала – немного истории. Ручная роспись по ткани называется «батик» – в переводе с индонезийского «капля воска на ткани». Искусство это очень древнее, период его возникновения насчитывает более 2000 лет.   С тех давних времен многие народы занимались и  развивали технологию батика. Но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Считается, что именно отсюда батик пришел в Европу и получил в ней широкое распространение в ХVII – XVIII​вв. Но и мастера древнего Перу, Японии, Шри-ланки, Индии, Китая, некоторых африканских стран с незапамятных времен владели различными техниками росписи ткани. Расписанная вручную одежда традиционно считалась священной, такие вещи служили в качестве оберегов.



Виды батика


Техник росписи много и у каждой свои истоки. Но все виды батика -   это технология ручной роспись ткани с использованием различных резервирующих средств.  Резервом называют специальные составы,  не позволяющие краске  уходить за границы и препятствующие смешиванию цветов. В технике горячего батика в качестве резерва используется воск, в холодном батике чаще всего резиновые и бензиновые резервы. ​​ В древности раскрашивалась одежда и ткань природными красителями - экстрактами трав и минералами.
 В настоящее время для росписи используют анилиновые красители, экологически чистые и простые в обращении.

Работать в технике батик лучше всего по натуральной ткани: хлопку, батисту, даже шерсти - можно и по искусственной ткани, ну и, конечно же, по «королю» тканей - шёлку. На шёлке краски выглядят более насыщенными и растекаются быстрее, поэтому расписывать шёлк - одно удовольствие, да и изделия из шёлка смотрятся гораздо благороднее. Работать лучше мягкими кисточками хорошего качества разных размеров.

Технику росписи можно подразделить на несколько видов, в зависимости от способа нанесения рисунка.

Свободная роспись, с которой легко начать знакомство с батиком новичку, но в которой и нет предела совершенству, берет начало в Японии и Китае. Много веков назад художники этих стран тушью наносили на шелк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения птиц и бабочек. Кисть в руке мастера свободно скользила по поверхности, не стесненная никакими контурами, поэтому современная роспись без применения контурных составов называется свободной. 

Горячий батик
 возник в Индонезии. Местные жители изображали на национальной одежде – саронгах – яркие тропические цветы. Для нанесения рисунка на ткань использовали растопленный воск. Его в виде точек и линий наносили на поверхность ткани с помощью небольшой металлической емкости с носиком. Ткань с нанесенными восковыми линиями опускали в краситель и ждали, пока цвет фона не станет достаточно ярким. Если узор хотели сделать многоцветным, восковое покрытие вновь наносили на те участки рисунка, которые должны были сохранить цвет фона, и опускали ткань в другой краситель. Окрасив ткань, высушив её и сняв воск, получали белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.


Холодный батик появился в начале XX века с изобретением в России резервирующего состава на основе очищенного бензина и натурального каучука, не требующего нагревания. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Особенность этого способа в том, что рисунок в итоге имеет графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки.



Подготовительно-организационный этап

Подготовка рабочего места и соблюдение несложных правил безопасного труда помогут вам результативно поработать. Вот несколько правил:

  1. Работать желательно в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки от окрашивания.
  2. Стол покрыт клеенкой.
  3. Соблюдайте технику безопасности. Помните, важно знать, что капля краски, попавшая на одежду, уже не смоется без следа.


Необходимо организовать рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. Перед вами ткань, за ним краски, емкости с водой. Вам понадобятся несколько цветов красителя. Красители подбираем в соответствии с палитрой цветов. Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен. Лучше использовать родственные цвета цветового круга, которые расположены в одной четверти его. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода.

Последовательность росписи ткани:

1.Рисуем эскиз попугая на ткани.

2.Натягиваем ткань на деревянную раму, закрепляем кнопками.

3.Переводим  рисунок на ткань.

4.Обводим весь рисунок  резервом или резервирующим контуром.

5.Начинаем работать красками ,используя эскиз.


Используемая литература:

  1. А.А.Ярыгина Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий по разделу «Художественная роспись ткани» / - Волгоград: Учитель, 2006 - 78с.
  2. Ю.С.Сараева Роспись по ткани. Серия «Рукодельница»/ - Ростов на Дону: «феникс», 2000 - 160с.
  3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: batikdesign.narod.ru