Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Бичел-оол Шораан Хемер-оолович

По программе Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_5_klass_17g.docx68.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара

Рассмотрено                                     «Согласовано»                                  «Утверждаю»

На заседании МО                             заместитель директора                    директор МБОУ

Протокол №___от                            по УВР                                          СОШ №1 Шагонара

«___»________2017г.                      __________Данжалова Л.Б.       _________ Спирина Л.С.

_________Чымба М.М.                   «____»_________2017г.               «___»__________2017г.

Рабочая программа

 

по изобразительному искусству

Среднее общее образование

Количество часов: 34 часа.

ФГОС. 5 класс.

В неделю 1 час.

Учитель: Бичел – оол Ш. Х.

Программа разработана по программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». Б.М. Неменского.

2017-20178 учебный год

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………..1

Общая характеристика……………………………………………………..1

Место в учебного предмета в учебном плане…………………………….3

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета….…………….3

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета………………………………………………………….5

Планируемые результаты..………………………………………………...7

Содержание курса…………………………………………………………..8

Учебно-методическое обеспечение………………………………………...9

Тематическое планирование………………………………………………10

Материально-техническое обеспечение………………………………….37

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство 5 класс» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство 5класс» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство. 5 класс» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

                2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.

Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., также предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классах в объеме 34 учебных часов.

Настоящая программа предусматривает  изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю.

3.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания

жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации  личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

           5.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основной школы учащиеся должны: 5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

       6.   СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА (34 часов)

       Древние корни народного искусства (8 часов)

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

       Связь времен в народном искусстве (9 часов)

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

       Декор — человек, общество, время (10 часов)

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

      Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. (Панно. Игрушка из мочало. Витраж. Ваза).

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

УЧЕБНИКИ

      П. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;М.:Просвещение,2010. 

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

         П. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 

         Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;


                                                    8.   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ИЗО   5 класс.

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

I четверть «Древние корни народного искусства» (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.  

Комб.

выполнение творческого задания. Образы и символы.

Уметь объяснять смыслы основных знаков – символов.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения, создавать выразительные изображения на основе традиционных образов.

Познавательные УУД: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД: выделять и формулировать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности.

2

Убранство русской избы.

Комб.

Выполнение творческого задания. Конь-охлупень, причелина, лобовая доска

Воспитание уважения к истории и культуре своего Отечества.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

3

Внутренний мир русской избы.

Комб.

выполнение творческого задания. Красный угол избы.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Познавательные УУД:

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Личностные УУД:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Воспитание этнической культуры.

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

Комб.

выполнение творческого задания.

Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Познавательные УУД:

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Личностные УУД:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Коммуникативные УУД:постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5

Русская народная вышивка.

Комб.

выполнение творческого задания. Полотенце.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, соотносить особенности костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные УУД:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Воспитание этнической культуры.

6

Народный праздничный костюм.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных народов.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные УУД:

определять последовательность действий.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы по данной проблеме.

Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание этнической культуры.

7-8

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

Комб.

выполнение творческого задания.

Понимать и знать истоки народных праздников, их традиции и обряды.

Познавательные УУД:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Личностные УУД:

уважительное отношение к культуре других народов.

Регулятивные УУД:

составлять план последовательности действий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

II четверть «Связь времён в народном искусстве» (7 часов)

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

Комб.

выполнение творческого задания. Дымково. Филимоновская игрушка

Сравнивать и оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные УУД:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Воспитание этнической культуры.

Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

11

Искусство Гжели.

Комб.

выполнение творческого задания. Синие букеты Гжели.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, осознавать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Воспитание зтнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

12

Городецкая роспись.

Комб.

Выполнение творческого задания. Роспись по дереву.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками, создавать композицию росписи в традиции Городца.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД:

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание зтнической культуры.

13

 Хохлома.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

Иметь представление о видах Хохломской росписи, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Познавательные УУД: Умение структурировать знания;           Личностные УУД:проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;  Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

14

Жостово. Роспись по металлу.

Комб.

Выполнение творческого задания. Жостовские подносы.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Жостова, овладевать декоративными навыками, создавать композицию росписи в традиции Жостова.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные УУД: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Воспитание зтнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

15-16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Комб.

Творческая работа. Птица из щепы.

Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД:

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение средствами художественного изображения. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Комб.

Повторительно-обобщающий урок.

Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

Познавательные УУД:

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные УУД:

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разныеточки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

III четверть «Декор - человек, общество, время» (10 часов)

18-19

Зачем людям украшения

Комб.

Выполнение творческого задания. Рисуем древние украшения.

Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные УУД:

определять последовательность действий.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы по данной проблеме.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

20-21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

Сравнивать и оценивать язык символов разных народов. Понимать взаимосвязь между традициями народа и его творчеством.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

22-23

Одежда «говорит» о человеке.

Комб.

Выполнение творческого задания. Разные профессии.

Понимать явление социальной дифференциации общества. Уметь при помощи декора показать социальную и профессиональную принадлежность человека.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

24-25

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Комб.

Выполнение творческого задания. Эмблема класса.

Уметь читать смысл гербов и эмблем. Понимать их историческую и культурную обусловленность.

Познавательные УУД:

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Личностные УУД:

Различать основные нравственно-этические понятия; идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

Регулятивные УУД: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

26-27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (обобщение темы)

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

Понимать значимость декоративного искусства в жизни человека и общества. Видеть преемственность традиций от древности к современности.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

4 четверть «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

28-29

Современное выставочное искусство.

Комб.

Выполнение творческого задания. Оформления выставки.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные УУД:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

30-31

Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства: Панно.

Комб.

Выполнение творческого задания. Панно из разных материалов.

Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Регулятивные УУД:

определять последовательность действий.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы по данной проблеме.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

32

Игрушка из мочало.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

Познавательные УУД:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Личностные УУД:

уважительное отношение к культуре других народов.

Регулятивные УУД:

составлять план последовательности действий.

Коммуникативные УУД: адавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

33

Витраж.

Комб.

Выполнение творческого задания. Рисуем эскиз витража.

Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Эскиз витража в оформлении интерьера школы.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

34

Ваза (обобщение темы).

Комб.

Выполнение творческого задания. Керамическая ваза.

Знать типы греческой керамики. Уметь создавать многофигурные композиции для вазописи.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД:

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.


9.Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечание

1

2

3

4

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.

2

Примерная программа по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

  1. Печатные пособия

4

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов могут содержаться в настенном варианте, изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

5

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально – раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

6

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

7

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

  1. Информационно – коммуникационные средства

8

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемный характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.

9

Электронные библиотеки по искусству

Д

В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, аудио – и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно – исторических текстов, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на СD – ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе школы)

10

Игровые художественные программы.

  1. Технические средства обучения (ТСО)

11

Музыкальный центр

Д

Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD – R, CD RW, МР 3

12

CD/DVD – проигрыватели

Д

13

Телевизор

  1. Экранно – звуковые пособия

14

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

Компакт – диски и аудиокассеты по разделам курса для каждого класса

15

DVD – фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно – прикладное искусство; художественные технологии

Д

По одному каждого наименования

6.Учебно-практическое оборудование

16

Мольберты

К

17

Настольные скульптурные станки

К

18

Комплекты резцов для линогравюры

К

7.Модели  и натурный фонд

19

Муляжи фруктов (комплект)

Д

20

Муляжи овощей  (комплект)

Ф

21

Гербарии

Д

22

Изделия декоративно – прикладного искусства

8. Игры и игрушки

23

Конструкторы

Ф

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

24

Театральные куклы

Д

25

Маски

Д

9. Специализированная учебная мебель

26

Столы рисовальные

К

27

Стулья

К

28

Стулья брезентовые складные

К

Для рисования на пленэре

29

Стеллажи дли книг и оборудования

Д

30

Мебель для проекционного оборудования

Д

31

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Кассетницы, плакатницы

Д – демонстрационный экземпляр

К –полный комплект

Ф – комплект для фронтальной работы

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся