Экскурсия – это воспитательное мероприятие

Экскурсия – это воспитательное мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_-_eto_vospitatelnoe_meropriyatie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия – это воспитательное мероприятие

Экскурсия – это воспитательное мероприятие – т.е совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими им требованиями материальными и духовными условиями, подчиненными единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование. Воспитательные дела имеют коллективный и  характер и называются коллективными воспитательными делами. 

Экскурсия воспитывает воспитание чувства терпимости к окружающим, умение сопереживать и понимать других людей, расширяет кругозор, развивает умение видеть прекрасное.

Экскурсионная работа предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у школьников чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

 Велика роль экскурсий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. 

В 2005 году мне дали пятый класс. Класс был сложный, не дружный, конфликтный, с очень непростыми взаимоотношениями среди учащихся. Надо сказать, что я занимаюсь экскурсионной работой продолжительное время и эта работа имеет положительный результат по воспитанию подрастающего поколения.

Я стала проводить анкетирование детей и родителей с целью выявления их интересов. Мной была  составлена программа экскурсионной работы, предусматривающей вывоз учеников совместно с их родителями в другие города и регионы страны. Попадая в другую ситуацию, дети начинают иначе себя вести и проявлять те положительные черты характера, которые в обычном учебном процессе раскрываться не могут.    Воспитание толерантности, терпимости среди учеников моего класса, как я считаю, это в первую очередь чуткое отношение к своим близким и к тому, с кем ты общаешься. Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки и взаимопонимания.

     В начале своей экскурсионной деятельности в классе я планировала экскурсии на 1 день. Это были поездки в подмосковные музеи-усадьбы, а так же выходы в театры и музее.  Потом я стала планировать экскурсии продолжительностью от 3 до 5 дней, которые дают большой заряд энергии, впечатлений, новых открытий и желание узнать больше. Побуждает моих учеников расширять свой кругозор и смотреть на окружающий нас мир немножко другими глазами.

        Задачи, которые я поставила перед собой на учебный год:

- создание единого школьного коллектива;

- привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой

- привлечение родителей к классным мероприятия;

- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении ребенка;

- организация общественно значимой деятельности родителей и обучающихся. 

Но прежде всего надо было провести большую работу и среди родителей.

        Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями и мы  строили эти взаимоотношения.

      Целью воспитательной работы является, равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

        Основной формой работы с родителями являются  родительские собрания и работа Родительского комитета, где обсуждаются основные проблемы жизни класса.  На родительских собраниях я показывала фильмы о наших поездках. И с каждой поездкой желающих поехать становилось всё больше и больше.

После удачных поездок на 1,3,5 дней по России, мы стали выезжать в ближайшее зарубежье и заграницу. Сложился уже сплоченный коллектив.

В девятом классе в нашей поездке по странам Европе ученики сказали мне: « Спасибо большое! Мы теперь знаем куда захотим вернуться» Согласитесь, что эти слова из уст ученика дорогого стоят.

Что бы экскурсия понравилась, требуется провести большую работу, которая имеет несколько этапов:

     Этап подготовки: Составление плана работы. Согласование маршрутов экскурсий. Анкетирование учеников и родителей. Определение состава группы. Расчет стоимости экскурсии. Совместное собрание учеников и родителей. Определение сроков экскурсии. Согласование с администрацией. Инструктаж учеников и родителей, совместно участвующих в экскурсии. Постановка целей и задач. Определение необходимых принадлежностей, необходимых в дороге. Первичное ознакомление с местом экскурсии с помощью аудио и видеоинформации.  Подготовка развлекательных мероприятий на период свободного времени. Распределение обязанностей среди родителей. Согласование времени проведения всех экскурсий. Приобретение билетов.

     Этап проведения экскурсии: Начало экскурсии. Отъезд. Обязанности ребят во время передвижения.  Средства связи во время перемещений в других городах. Подготовка учеников при проведении экскурсии, предусмотренных путевками. Фиксация основных моментов на кинокамеры и фотоаппараты. Обсуждение экскурсии по её окончанию. Организация питания учеников и их родителей. Основные правила принятия пищи в дорожных условиях. Связь с родителями, оставшимися дома. Соблюдение правил личной гигиены и оказания первой медицинской помощи. Эмоциональная разрядка.

     Этап окончания экскурсии: Прибытие учеников в город и встреча их родителями. Решение непредвиденных ситуаций. Организация отдыха детей после экскурсии. Совместное обсуждение итогов экскурсии монтирование фильмов, размещение фотоматериалов. Обобщение результатов, анализ проведенной экскурсии. 

Планирование работы.

    Этап планирования  экскурсионной работы в классе – это очень важный этап. Он  наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически это единый неразрывный процесс.

От качества планирования и организации зависит, как будут выполнены поставленные задачи, чтобы не  упустить главное и не сбиться с намеченного курса, чтобы достичь поставленной цели.

По окончанию различных мероприятий учащимся предлагается  написать отзыв, рассказ или сочинение. Уже по активности учеников можно судить о качестве проведенных мероприятий.

     Подведение итогов, проведенных мероприятий, имеет огромное педагогическое значение и относится к моральному стимулированию.

    Итоги необходимо подводить как можно быстрее, чтобы у школьников не пропал интерес. К формам поощрения  относится: благодарность в устной или письменной форме, письмо на работу или домой родителям, награждение грамотой, дипломом направлением лучших работ на городские конкурсы.     

    Использование различных форм учета, контроля и анализа проведенных мероприятий и доведение итогов до сведения коллектива учеников имеет большое педагогическое значение, заставляет улучшать показатели работы, искать новые формы и пути реализации  творческих возможностей.