Искусство сценографии

Фомченко Елена Сабировна
Сценограф - это художник...

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip2.67 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство сценографии Искусство сценографии

Слайд 2

Сценограф - это художник, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа. Театр - это основная работа профессионального сценографа. Художник-постановщик в театре не только воплощает режиссерский замысел, но и вместе с ним придумывает, какими художественными средствами передать идею спектакля, его атмосферу и настроение. Cпецифика работы сценографа: Сценограф – это живописец, график, архитектор, конструктор и технолог в одном лице. Над оформлением спектакля сценограф, как правило, работает не один. Ему помогают монтажники, гримеры и бутафоры, художник по свету, художник по костюму, художник-технолог. Но в театре всё же сценограф контролирует весь процесс создания спектакля и занимает должность главного художника.

Слайд 3

Главная задача художника - найти новый способ глубже раскрыть смысл пьесы. Именно за это сценограф получает свой гонорар, а не за макеты и эскизы. Художник-постановщик , читая пьесу, готовящуюся к постановке, старается прочувствовать текст, ощутить атмосферу и настроение. А после этого сценограф начинает искать образы, обсуждать с режиссером материал. Воплощая идею, он обязан учесть все: задний фон сцены должен быть прекрасно расписан, корона театрального короля сиять, а бутафорские яблоки выглядеть аппетитно… В результате сценограф часто становится соавтором спектакля.

Слайд 4

У истоков истории. Сценография как искусство стала зарождаться в древнейшем обществе, которое еще было лишено сцены как особой конструкции, а актеров – как профессии. Наши предки имели небольшое фольклорное наследие, творцы того времени также сочиняли притчи, рассказы и былины. По данному материалу нередко делались эдакие костюмированные постановки. Таким путем был определен «генетический код», на котором основывается современная сценография. Это три функции-основы, без которых театральная постановка немыслима: персонажная, игровая и определяющая место действия.

Слайд 5

Предсценография и ее персонажи. Термин «предсценография» используется, если речь идет о временах, следующих до наступления эпохи античности, в рамках которой театр был определен как полноценный вид искусства. Пещерные люди, древние язычники уже имели немалый опыт в сценической деятельности, только вот постановки принципиально отличались от современных. Тогдашняя сценография спектакля в центре всех событий помещала некого персонажа, который являлся главным действующим «лицом». Вначале это были наскальные рисунки, круговые изображения (что символизировало Солнце как Божество), различные чучела и тотемы. Спектакль же был не светским мероприятием, а ритуалом, в котором воспевались силы природы, происходили поклонения божествам и почившим предкам. Удивительно, но один из древних языческих спектаклей является актуальным даже в нынешнем времени! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить новогоднюю елку в доме, наряжать ее и водить вокруг нее хороводы. Справедливости ради заметим, что предки наши наряжали вечно зеленое дерево несколько иначе. На ветвях висели тотемы и талисманы, а также части животных, которые были принесены в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, а до нас дошли лишь самые прекрасные. Вот так вот, если хотите себе четко представить, как выглядела древняя сценография спектакля, просто выйдете на центральную площадь своего города и полюбуйтесь на костюмированные хороводы, пляски, колядки и прочие новогодние ритуалы.

Слайд 7

Развитие игровой функции Можно с полной уверенностью сказать, что в эпоху античности зарождается уже полноценная сценография, или театрально-декорационное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, в основе сценария лежат уже не только ритуалы и поклонения богам, но и надуманные жизненные ситуации, а на сцене выступают исключительно специально обученные актеры. Соответственно, появляется новая, игровая сценография – особый вид театрального искусства. Создаются первые декорации, которые приближают спектакли к реальности, актерам шьют костюмы и маски (до грима еще далеко), создается необходимое освещение и минимальные спецэффекты. В таком виде театр прошел не только через античность, но и через Средние века.

Слайд 8

Ренессанс – эпоха возрождения декораций XV-XVI века – не только эпоха гуманизма, идущая после мрачного Средневековья, но и период, за который основательно сформировалась сценография. Это время, в которое творили величайшие художники, скульпторы и архитекторы, преимущественно итальянские. Они то и стали авторами многих элементов бутафории, без которых невообразим нынешний театр. Было принято решение создавать для каждого спектакля фон, такой же, какой имеют картины Леонардо да Винчи и Микеланджело. Впервые с заданием справился Донато Браманте – великий зодчий, который построил театральную перспективу. На первом плане выступали актеры в костюмах, а на втором – фоны, соответствующие описанному месту действия. Позднее Себастьяно Серлио, архитектор-теоретик распределил декорации на три типа: для комедии, трагедии и для пасторали. После этих практических и теоретических трудов сценография, как искусство и производство, воплощается в театре «Олимпико», который был построен руками Андреа Палладио в Винченцо.

Слайд 9

От эпохи Классицизма до Нового времени К началу XVII века сценография как искусство и производство занимало важный сегмент в сфере жизни всех европейских стран. Существовали целые фабрики, которые занимались изготовлением театральных декораций, поэтому они давно уже стали динамичными и пластичными. Сцена могла состоять из нескольких подмостков или уровней. На канатах размещали ветви деревьев, луну или солнце, облака, и даже самих актеров, если того требовал сценарий.

Слайд 10

Вплоть до первой половины XX столетия театр и его декорации дублировали основные стилистические тенденции текущих эпох, пока люди не решили обратиться к старине. Конечно же, наши современники не возвращались к первозданным декорациям, наоборот, техническое оснащение любого, даже самого простого театра, становилось все более совершенным. А вот постановки, места действий, герои – все это часто было описанием былых эпох. Сегодня можно посмотреть спектакль о жизни античного народа или о достижениях общества периода Возрождения. Встречаются постановки в авангардной стилистике, абстрактной и сюрреалистичной, или же нам демонстрируют максимальный реализм.

Слайд 11

Что особенного в современном театре? В нынешние годы мало будет сказать, что сценография – особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры (да простят великие Маэстро) и получила новое название – сценический дизайн. В крупных постановках на сборку декораций, оформление сцены и создание необходимой атмосферы тратится уйма средств и сил. В процессе могут принимать участие ведущие дизайнеры и строители, и все эти усилия лишь ради одного спектакля. Аналогично работают стилисты и над образами актеров – тщательно подбираются костюмы и грим.