статья на тему "Графический пейзаж средней полосы в творчестве художников 19-20 в.в."

В данной статье описывается творчество русских пейзажистов и не только. Вы подчерпнете много интересной информации по работе над пейзажем не только во время 19 века, но и в советское время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskiy_peyzazh_sredney_polosy_statya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

городского округа Перевозский Нижегородской области

«Детско-юношеский центр г.Перевоза»

статья на тему

«Графический пейзаж средней полосы в творчестве художников 19-20 в.в»

Автор-составитель:

педагог д/о  высшей категории Пузрова Н.В.

 

г. Перевоз

2018 г.

Графический пейзаж средней полосы в творчестве художников 19-20 в.в

      Картины с  пейзажем средней полосы удивляют городских жителей простотой быта, подвижной радостью и непосредственностью: здесь играют дети, усердно работают, спокойно отдыхают в жаркий полдень… Персонажи сельских пейзажей, словно отвлекаясь от своих привычных дел, удивленно замечают художника, а иногда они просто не видят его в своей увлеченности.

    Если говорить о сельском пейзаже, то архитектура в нем выступает небольшим вкраплением в природную среду и воспринимается, как символическое присутствие человека. Небольшие одиночные постройки только подчеркивают божественную красоту стихии. Многовековые традиции домового строительства крепко связанны с сельской архитектурой. Чтобы это понять, достаточно посмотреть произведения русских художников - передвижников, графические композиции Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Н. К. Рериха и других художников второй половины XIX- начало XX веках. Исключительно важное значение в развитии русского искусства сыграл сельский пейзаж.

   В 1871 году весной в Костромской глухомани А. К. Саврасов делает карандашные зарисовки и пишет известные этюды «Грачи прилетели». Кривые березы с гнездами и грачами, мокрый забор и крыши сараев и домов, колокольня и церковь. Простая, типичная Российская композиция, которая знакома каждому русскому человеку, просевший мартовский снег который мы видим на полотне. Саврасов разрушил эпоху романтического и классического пейзажа.

   Достижения А. К. Саврасова подготовили появление такого явления как лирический интимный пейзаж, в котором эмоциональное состояние, порыв души, превышали над сюжетом. Родоначальниками именно такого пейзажа считаются И. И. Левитан и К. А. Коровин, друзья и ученики А.К. Саврасова, понимавшие ценность натурального изображения пейзажа. Случайные зарисовки или этюды вызывают у смотрящего слезы восхищения; цветовое состояние пейзажа И. И. Левитан и К. А. Коровин воспринимали с трепетным восторгом.

    В 1902 -1904 гг. И. Я. Билибин совершил путешествие по уездам Вологодской, Архангельской и других северных губерний, за время поездки он сделал множество зарисовок. Впервые попав в глухую русскую деревню в Тверской губернии в 1899 г., Билибин был очарован краем дремучих лесов, загадочных речек и озер, эти сюжеты стали иллюстрациями известных русских сказок. Поездки в места русского Севера укрепили его знания в сфере русского ландшафта и крестьянского быта. В 1904 – 1905 гг., открыв для себя великие памятники русского зодчества, И. Я. Билибин сделал на основе своего научно – творческого поиска замечательные пейзажные композиции, в которых ощущалось архитектурная точность, сочеталась с проникновенной поэтикой и лиризмом. Красоты русского сельского пейзажа мастер изображает их в журналах, в иллюстрациях к сказкам, рисунках для открыток.

     Во время северной экспедиции И. Я. Билибин соприкоснулся с искусством древней Руси, он предпочитает полнейшую точность в изображении архитектуры и предметов народного творчества. Проникновенны пейзажные композиции – иллюстрации к былине « Вольга» (1902 – 1904 годов). Перед читателями открываются панорамы бескрайних северных просторов, одиноко стоящие монастыри, голубые ленты рек. Мастер соединяет натурные изображения со стилистикой русского лубка, создает свое видение пейзажа, в котором удачно сочетается «наивная грубость лубка с кружевной «бердслеевкой» законченностью деталей». И. Я. Билибин переносит в пейзаж приемы, которые развивались столетиями вне станковой и книжной графики. Его работы напоминают народную роспись или витраж по дереву с их декоративной остротой.

    Творчество Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибина лишь наиболее известная часть графики патриархальной деревни. Во второй половины XIX в., иллюстрация жизни российского села, разбуженная тенденциями русского общества, которая включает тысячи прекрасных произведений как революционной, так и послереволюционной графики. Когда в советское время народность стала одним из официальных направлений в развитии искусства, создавались книжные иллюстрации и станковые графические листы, вносившие в развития лирического пейзажа свои удивительные черты.  Примером послужит искусство А. А. Пластова, в котором графика сельской жизни занимала одно из важнейших мест. Мотивы деревенской местности мы так же встречаем в работах Д. А. Шмаринова, А. Ф. Пахомова и других выдающихся отечественных художников.

     В советское время русскими художниками был развит лирический интимный сельский пейзаж. Многие зарисовки перерастали в полноценные, композиционно – выверенные рисунки лирического плана. Графики, в отличии от живописцев, исполнили множество лирических сельских пейзажей в различных техниках: в офорте, в рисунке, гравюре по дереву, линогравюре и рисунке.

    В России пейзаж особенно близок поэзии. В нем ярко проявился национальный склад души, тонко чувствующей природу. Это присуще и произведениям пейзажистов ХХ в. А. М. Грицая и Б. А. Смирнова - Русецкого. Признанный классик русского пейзажа И. И. Шишкин, утверждал, что пейзажист - истинный художник он чувствует глубже, чище. На общий с Европой путь художественного развития Россия вступила при Петре I, когда и были созданы первые отечественные пейзажи.

    Из мастеров второй половины ХХ в., имеющих много запоминающихся образных рисунков сельского пейзажа, следует отметить О. Г. Верейского, А. М. Лаптева, Н. А. Бородина, В. В Дранишникова, Н. Н. Короткова, А. В. Ганина, Г. Н. Соколова.

     В их рисованных работах с одной стороны был виден большой опыт длительного развития композиции пейзажа, с другой стороны ощущается современное чувство действительности. Русская графика во второй половине ХХ века активно влияет на современное обучение.

   Особые признаки художественной выразительности в творчестве художников конца XIX начала XX в. встречаются в написании графических пейзажей. У каждого художника есть свой особый стиль. Проведя исследование о развитии рисунка пейзажа от зарождения до ХХ в. можно выявить, что графический пейзаж развивался в контексте с живописью. Написание пейзажных работ в определенной степени является публичным. На листе бумаги остаются лишь те ландшафты, которые сейчас не существуют. Дома у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран. Художник стремится передать то ощущение и впечатление, которое видит в пейзаже, и обыденный пейзаж зрители могут воспринимать глазами творца.

    Одним из знаменитых пейзажистов второй половины 19 века был Иван Иванович Шишкин. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустарников, трав. Брался ли он за изображение соснового бора, дубравы, елового леса или отдельных деревьев, они приобретали тот вид и те детали, которые свойственны данной территории, где художник их помещал. Изображал ли он дубы или березы, они принимали правдивые формы во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. И.И. Шишкин разработал тональные возможности зелёного цвета при разной силе освещённости (8, с. 58)

Список литературы:

  1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-301 с.
  2. Ефанов В.П. Живопись. Рисунок. - М.: Союз художников РСФСР, 1989, 101с.
  3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 271с.
  4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 480 с., ил.
  5. Материалы и техники рисунка: учебное пособие/Инс-т живописи, скульптуры и арх-ры имени И.Е. Репина; под ред. В.А.Королева — 2 е изд.- М.: Изобразительное искусство. 1984,- 96с
  6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995, -125с.
  7. Сенин В.П., Коваль О.В Школа рисунка карандашом. - ООО «Книжный клуб», 2007. - 110с.
  8. Фёдоров-Давыдов А.А. О нашей пейзажной живописи//Рисунок и советское искусство. – М, 1975.