Примерная программа внеурочной деятельности по ИЗО 2 год обучения

Цимбалова Вероника Альбертовна

Предлагаю вашему вниманию примерную программу внеурочной деятельности для 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_izo_2_god.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Хочу все знать» модуль (ИЗО)

для 2 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель: Цимбалова Вероника Альбертовна

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  2. инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 г. № 03-20-2057/15-0-0;
  3. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  4. учебный план ГБОУ

Образовательная программа «Хочу все знать» имеет художественную направленность и представляет собой модуль по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов гимназии.

Педагогическая целесообразность модуля внеурочной деятельности «Хочу все знать»  обусловлена важностью создания условий для развития творческого потенциала учащихся и формирования их коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного воспитания и развития личности ребенка, его самосознания как члена ученического коллектива, будущего гражданина России.

Программа обеспечивает возможность ребёнку дополнительно заниматься музыкой и искусством, что позволит ему проявить себя в коллективе или индивидуально, продемонстрировать свой творческий потенциал, участвуя в социально значимых мероприятиях, конкурсах, концертах и фестивалях различного уровня.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена реализацией ФГОС второго поколения, что предусматривает соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся, значение художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов филологического цикла и предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, толерантность и патриотизм.

Цель программы:

создание условий для эстетического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его творческой самореализации на основе свободного выбора.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся гимназии:

  • воспитание и социализация духовно-нравственной личности
  • постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
  • формирование коммуникативных и социальных навыков обучающихся через внеурочную деятельность
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений                   об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Занимаясь по данной программе учащиеся обогащают свой художественно-эстетический кругозор, знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Учащиеся расширяют свои знания о жанрах изобразительного искусства, видах, стилях. Учащиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства России, разных эпох, декоративно-прикладного искусства.

Принципами организации внеурочной деятельности являются:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы гимназии;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Учебный план

Название темы

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие

1.1

Беседа о значении изобразительного искусства.

1

1

2

Цветоведение

2.1

С чего все началось. История красок.

1

1

2.2

Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета. Выполнение упражнения в тетради.

1

1

2.3

Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст.

1

1

2.4

Цветовые гаммы: теплая, холодная, ахроматическая.

1

1

2.5

Определение цветовой гаммы в картинах И.И. Левитана «Золотая осень» и А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

1

3

Декоративно прикладное искусство.

3.1

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки.

1

1

3.2

Дымковская игрушка.

1

1

3.3

Филимоновская игрушка.

1

1

3.4

Русская матрешка.

1

1

3.5

Особенности росписи гжель.

1

1

3.6.

Жостовская роспись.

1

1

3.7

Особенности росписи городец.

1

1

3.8

Особенности хохломской росписи.

1

1

3.9

Особенности меземской росписи.

1

1

4

Композиция.

4.1

Центр композиции.

1

1

4.2

Открытая и закрытая композиция. И.И. Шишкин «Рожь», В.В. Верещагин «Мраморная набережная».

1

1

4.3

Значение цвета в композиции. Композиционный контраст. К.А. Коровин «Гурзуф».

1

1

4.4

Передний, средний и дальний план. А.К. Коровин «Ночной Париж».

1

1

4.6

Световоздушная перспектива и ее роль в композиции.

1

1

6.

Иконопись

6.1

Обратная перспектива, ее значение. А. Рублев

1

6.2

Практическое выполнение работы с обратной перспективой.

1

1

6.3

Фресковая роспись. Особенности техники « al secco».

1

1

7

Архитектура Санкт-Петербурга.

7.1

Ф-Б Растелли «Екатериненский дворец», «Зимний дворец.

1

1

7.2

А.Н. Воронихин «Казанский собор».

1

1

7.3

К.И. Росси «Главный штаб», «Александрийский театр».

1

1

7.4

А.А. Монферран «Исаакиевский собор»

1

1

7.5

А.И. Штакенштейдер «Николаевский дворец».

1

1

8.

Анализ картин

8.1

План анализа картин. Гамма, форма, композиция, жанр, направление.

1

1

8.2

Биография  О.А. Кипренского. Анализ портрета А.С. Пушкина.

1

1

8.3

Биография И.К. Айвазовского. Анализ картины «Девятый вал».

1

1

8.4

Биография К.П. Брюллова. Анализ картины «Последний день Помпеи».

1

1

8.5

Биография М.А. Врубеля. Анализ картины «Царевна Лебедь».

1

1

9

Итоговый урок

9.1

Беседа о Русском музее.

1

1

ИТОГ

34

18

16

Условия реализации программы– 34 часа.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы занятий

Форма организации деятельности учащихся групповая.

Занятия ведутся по следующим направлениям:

  • художественно-образовательная деятельность;
  • иизобразительная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • формирование и закрепление художественных навыков;
  • анализ произведений изобразительного искусства;
  • коллективные работы;
  • выставочная деятельность.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Промежуточный контроль осуществляется путем участия детей в гимназическом фестивале «Серебряный ключ», выставок для родителей, тематических мероприятиях.

Итоговый контроль осуществляется путем проведения итоговых занятий.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

-  воспитание уважения к культурному наследию;

- воспитание личностных качеств: усидчивость, организованность, волю,   целеустремленность;

- воспитание желания реализовывать полученные исполнительские навыки    через публичные выступления (конкурсы, фестивали, концерты);

- воспитание потребности общения с искусством – посещение театров, художественных выставок;

- развитие мотивации учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию успеха\ неуспеха собственной учебной деятельности;

- воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире;

- воспитание детей в творческой атмосфере;

- стимулирование эмоционального восприятия действительности;

- формирование умения работать в коллективе.

Предметные:

- освоение цветоведения;

- приобретение необходимых технических навыков;

-владение навыком штриха;

- знание художественной терминологии;

- осознанно использование средств художественной выразительности при    выполнении работы;

-  умение выполнять разнохарактерные произведения;

-  умение анализировать художественные произведения;

-  знание особенностей художественных направлений;

- умение выполнять эскиз;

- самостоятельно определять задачи в работе над картиной.

Метапредметные:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах изобразительного искусства;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки художественных произведений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе художественной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового анализа картины;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка художественных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.


                                                                            Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Содержание  занятия

Количество

    часов

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

план

факт

1.

1.09

1.09

Вводное занятие

Беседа о значении изобразительного искусства.

1

Личностные – правила поведения на занятиях, соблюдение техники безопасности в процессе игровой деятельности.

2.

8.09

8.09

Цветоведение

 С чего все началось. История красок.

1

Личностные– чувствовать настроение и характер цвета.

Предметные - знать цветовые гаммы.

Метапредметные - умение устанавливать аналогии с окружающим миром, с разными видами искусств;

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

3.

15.09

15.09

Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета. Выполнение упражнения в тетради.

1

4.

22.09

22.09

Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст.

1

5.

29.09

29.09

Цветовые гаммы: теплая, холодная, ахроматическая.

1

6.

6.10

6.10

Определение цветовой гаммы в картинах И.И. Левитана «Золотая осень» и А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

7.

13.10

13.10

Декоративно прикладное искусство.

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки.

1

Личностные – формировать познавательный интерес к новому учебному материалу

Предметные - знать основные промыслы; работать с орнаментом.

Метапредметные - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью орнамента и солярных знаков.

8.

20.10

20.10

Дымковская игрушка.

1

9.

27.10

27.10

Филимоновская игрушка.

1

10.

10.11

10.11

Русская матрешка.

1

11.

17.11

17.11

Особенности росписи гжель.

1

12.

24.11.

24.11

Жостовская роспись.

1

13.

1.12

1.12

Особенности росписи городец.

1

14.

8.12

8.12

Особенности хохломской росписи.

1

15.

15.12

15.12

Особенности меземской росписи.

1

16.

22.12

22.12

Композиция.

Центр композиции.

1

Личностные- формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Предметные  - выявлять особенности композиции.

Метапредметные  - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью композиционного посторения. Формирование мыслительных операций анализ и синтез.

17.

23.12

23.12

Открытая и закрытая композиция. И.И. Шишкин «Рожь», В.В. Верещагин «Мраморная набережная».

1

18.

15.01

15.01

Значение цвета в композиции. Композиционный контраст. К.А. Коровин «Гурзуф».

1

19.

22.01

22.01

Передний, средний и дальний план. А.К. Коровин «Ночной Париж».

1

20.

29.01

29.01

Световоздушная перспектива и ее роль в композиции.

1

21.

5.02

5.02

Иконопись

Обратная перспектива, ее значение. А. Рублев

1

Личностные - формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .

Предметные – определять обратную перспективу.

Метапредметные – изучать историю иконописи.

22.

12.02

12.02

Практическое выполнение работы с обратной перспективой.

1

23.

19.02

19.02

Фресковая роспись. Особенности техники « al secco».

1

24.

26.02

26.02

Архитектура Санкт-Петербурга.

Ф-Б Растелли «Екатериненский дворец», «Зимний дворец».

1

Личностные- формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Предметные- уметь различать архитектуру города Санкт- Петербург, знать авторов.

Метапредметные  - изучение истории родного города.

25.

28.02

28.02

А.Н. Воронихин «Казанский собор».

1

26.

10.03

К.И. Росси «Главный штаб», «Александрийский театр».

1

27.

24.03

А.А. Монферран «Исаакиевский собор»

1

28.

31.03

А.И. Штакенштейдер «Николаевский дворец».

1

29.

7.04

Анализ картин

План анализа картин. Гамма, форма, композиция, жанр, направление.

1

Личностные- формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Предметные  - уметь определять композиционное строение произведения. Учиться понимать и разбираться в анализе картины.

Метапредметные - эмоционально воспринимать художественное произведения, уметь строить связанный рассказ.

произведения, формирование слушательской культуры.

30.

14.04

Биография  О.А. Кипренского. Анализ портрета А.С. Пушкина.

1

31.

21.04

Биография И.К. Айвазовского. Анализ картины «Девятый вал».

1

32.

28.04

Биография К.П. Брюллова. Анализ картины «Последний день Помпеи».

1

33.

5.05

Биография М.А. Врубеля. Анализ картины «Царевна Лебедь».

1

34

12.05

Итоговый урок

Беседа о Русском музее.

1

Личностные- формирование любви к русскому искусству.

Предметные - учить реализовывать творческий потенциал.

Метапредметные–управлять своей деятельностью, ставить цели, планировать последовательность своей деятельности.

19.05


Литература для учащихся

  1. Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
  2. Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи».  - Белый город, 2007.
  3. Гордеева М., «Великие художники». -  М.: «Директ-медиа», 2010.
  4. Литвиненко В. «Учимся рисовать».  - М.: Кристалл, 2001 г.
  5. Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.

Литература для учителя

  1. Журнал «Юный художник». № 7.  М.,  1990.
  2. Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
  3. Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
  4. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
  5. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
  6. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  7. Забелин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-М.2010
  8. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки.-М.,2014 год
  9. Виноградов Г.С. Детский народный календарь.- Иркутск,2013.Вып.№2.
  10. Капица О.И. Детский фольклор: Песни,потешки,сказки,-М.,2010.
  11. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагогическая школа.-М.,2010
  12. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла.2 ч.-М.,2011
  13. Белов В.И. Очерки о народной эстетике.-М.,2012
  14. Жегалова С.К. Русская народная живопись.-М.,2011
  15. Иванов И.П. Русский народный лубок.-М.,2013
  16. Дайн Г.Л. Русская игрушка.-М.,2010

                   ИНФОРМАЦИЯ О КОРРЕКТИРОВКЕ ПРОГРАММЫ