Методическое описание "Развитие способности использовать метод комбинирования идей при решении творческих задач".

Рокина Юлия Сергеевна

Методическое описание посвящено теме развития способности использовать метод комбинирования идей при решении творческих задач у младших школьников. Автор рассказывает о поэтапном погружении в данную тему, а также приводит примеры упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emt.rokina.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способности использовать метод комбинирования идей при решении творческих задач.

Аннотация

Методическое описание посвящено теме развития способности использовать метод комбинирования идей при решении творческих задач у младших школьников. Автор рассказывает о поэтапном погружении в данную тему, а также приводит примеры упражнений.

Движущие силы человечества - это творческие личности. На сегодняшний день остро назрела потребность в таких личностях, отличающихся нестандартным мышлением, умеющих находить оригинальные решения, смело выдвигать неожиданные идеи и гипотезы, способных быстро перестраиваться и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. В связи с этим в образовании становится приоритетной проблема творческого развития подрастающего поколения.                                                                                          Цель и содержание педагогической системы века наступающей психологической революции- научить человека фантазии и творческому отношению к действительности, привести множественность и разнообразие потенциальных связей человеческой психики в качественное и количественное соответствие с множественностью и разнообразием связей все усложняющегося мира . В связи с этим,  ставится первоочередная задача: сформировать творческую личность, способную решать нестандартные задачи и ориентироваться в нестандартных ситуациях, вооружить ученика такими знаниями и умениями, которые помогут адаптироваться в современной жизни, а для этого он должен суметь реализовать свой творческий потенциал. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мере - это и есть проявление творчества, неповторимости и уникальности.

В науке, как отечественной, так и зарубежной, существует множество определений понятия «творчество». В словаре С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» . Н. Роджерс говорит следующее: «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида». Определение, данное Р. Гутом: «Творчество (процесс творчества) есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат» , поскольку, когда ребенок рисует, фантазирует, добывает новые для себя знания и умения, совершается качественный переход от уже известного к новому и появляется новый продукт.

Автор методического описания считает, что для развития критического мышления, которое является неотъемлемым компонентом для решения быстроменяющихся задач и поиска наилучшего решения необходимо следовать не одному очевидному пути, а соединять и комбинировать очевидные решения для получения необычного, исключительного и оригинального результата.  Совершая попытку приблизиться к поставленной цели, был выбран путь сочетания на занятиях творческой студии изобразительного творчества, литературного, культурно-исторического, социально-психологического .

На первых ступенях освоения программы «Радуга творчества» учащиеся знакомятся с видами художественного творчества, узнают виды искусства, жанры изобразительного и декоративно прикладного искусства, изучают техники, графические и живописные приемы. Автор методической продукции ставит цель найти способ развития возможности использовать учащимися старшей группы метод комбинирования идей.

Как правило, ученики получают конкретное задание в зависимости от поставленных педагогом задач. Автор дает свободу в творческом выражении, то есть в какой-то момент важно позволить ученикам самим выбирать вид изобразительного творчества, технику и материалы,  после совместного проговаривания и анализа темы. Естественно, давать подобную свободу творчества необходимо пройдя подготовительный этап. Для данного эксперимента была выбрана группа третьего года обучения.

В данном случае подготовительным этапом служила работа на протяжении большей части учебного года. Педагог провела ряд занятий, которые постепенно знакомили учащихся с предстоящим экспериментом. Каждое занятие можно назвать кусочком большого паззла, который собирается постепенно.

На первом занятии из вышеупомянутого цикла ученики вспоминали виды искусства. Важно было не просто повторить что есть изобразительное искусство, балет,  скульптура, архитектура, театр, киноискусство, литература, музыка, фотография, медиаискусство или ДПИ. Логическим завершением данного занятия стало обсуждение и выявление переплетений нескольких видов искусства для реализации третьего. (Например, в киноискусстве можно выделить написание сценария-как литературу, создание саундтрэка-музыка, работу художника по костюмам и др.  В театре можно проследить развитие изобразительного искусства, музыки. Также другие примеры.)

На занятиях ученики излагают свои мысли, не только совершенствуя навыки изобразительного искусства, а также используют устную речь. Например, одним из занятий было предложено поделиться своими мыслями по поводу понимания предложенной фразы. ( «Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей»,  «Дайте мне грязь, и я напишу ею солнце» и др.)

Далее на одном из занятий внимание заострили на изобразительном искусстве. Обсуждали жанры, размышляли на тему стилей, техник и использования материалов. Смотрели и обсуждали стилистически разные работы художников( например коллажи, картины, фотографии Э.Уорхола; графические работы и теоретические труды В.Кандинского; живопись, скульптуру и керамику П.Пикассо; полотна, сценографию К.Малевича и др.) Задачей было не углубиться в биографию или творческий путь художников, а подтолкнуть учеников на размышления о том, что свои творческие фантазии мы можем выражать используя разные способы или даже соединяя их.

Так как автора методического описания интересовало прежде всего изобразительное искусство и дпи, то основной акцент был направлен на выполнение творческих упражнений изобразительного характера.

Учащимся было предложено познакомиться с дидактической подборкой: соединение разных техник. Одним из творческих заданий  было сделать работу на заданную тему, используя 2 и более материала. Таким образом ребята соединяли гуашь и тушь; чернила, сухую пастель и линеры; масляную пастель и тушь; акварель и маркеры).

Творческое задание другого занятия заключалось в рисовании нетрадиционными материалами( коллаж из тряпок, пластилиновая живопись, мозаика из природных материалов итд).

Далее подходило время работы по проекту года, и было принято решение сделать проект в ключе проводимого эксперимента. Таким образом учащиеся частично реализовали метод комбинирования идей, путем развития темы деятелей Петербурга через совмещение жанров (анализ портрета и архитектуры).

Обобщая наблюдения, сделанные во время проведения эксперимента,  можно сделать вывод о том, что использование на уроках изобразительного искусства множества техник создания изображения позволяет детям быстрее достичь желаемого результата. Процесс творчества рассматривается как процесс взаимодействия. Организация занятия с культурным, литературным, социально-психологическим содержанием позволяет детям чувствовать себя частью окружающего мира, идентифицировать себя с ним, а включение в урок проблемных ситуаций способствует развитию инициативы, самостоятельности, актуализации жизненного опыта учеников и творчества в целом.