Занятие Эпоха Возрождения в коллекции Эрмитажа

Белобородова Людмила Руслановна

Это занятие расскрывает духовный  опыт эпохи Возрождения и изменение в сознании человека, который она совершила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

« Эпоха Возрождения в коллекции Эрмитажа».

Класс-9

Тип урока: урок-анализ.

Цель: выявить характерные черты эпохи Возрождения.

 задачи урока:

образовательные:

  1. показать отличительные черты искусства эпохи Возрождения
  2. познакомить с творчеством итальянских и европейских художников  XIV – XVI вековдать возможность школьникам оценить развитие искусства.

развивающие:

  1. развить знания учащихся об истории искусства эпохи Возрождения;
  2. привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров;
  3. развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся.

воспитательные

  1. приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости

Оборудование: компьютер, проектор,  учебники, рабочие тетради.

План урока:

  1. Гуманизм.
  2. Человек эпохи Возрождения.
  3. Место Человека во Вселенной.

Ход урока

I. Актуализация.

  1. Видеоряд картин.

Определите тему нашего урока.

  1. Что вы знаете об эпохе Возрождения?

"Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себя сделал творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного-исключительно благодаря своей внутренней воле..."- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пикоделла Мирондола "О достоинстве человека".
- В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.
- Когда говорят: "искусство Возрождения"- какие ассоциации возникают прежде всего?

( Вспоминаются лица  крупным планом, высветленные, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные). Это была эпоха бурного творческого подъема, освободившейся от гипноза церковной схоластики, жаждущая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености".

Цель урока: выявить характерные особенности искусства данной эпохи.

Какими способами или средствами будем достигать поставленной цели?

Задачи:1. Познакомимся с картинами художников эпохи Возрождения.

  1. Узнаем о творчестве художников.
  2. Определим характерные особенности эпохи Возрождения.

2.Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. (Представляются 3 произведения искусства для обсуждения:

- «Мадонна с младенцем»рельеф. Антонио Росселини.

- «Мадонна с цветком» Бенуа. Леонардо.

- «Мадонна»Конестабиле).» Рафаэля

Задание классу: из предложенного ряда слов выбрать слова, которые, с вашей точки зрения, подходят для описания данных картин:

- умиротворение, покой, страсть, благородство, суетность, проницательность, совершенство, индивидуальность, благоговение, красота  (написать на доске).

- Кто является автором этих картин – один художник или разные?

- Как вы думаете, почему совпадают слова, которые можно использовать для описания  данных произведений разных художников?

            (Одинаковые слова для описания используют потому, что эпоха, в которой были созданы произведения  художников  Возрождения, имеют много точек соприкосновения.

- Ренессанс - это  возрождение традиций античного искусства, это близость в мироощущении эпохи; в понимании  прекрасного. С точки зрения художника эпохи Ренессанса, как и античного художника, ничто не могло сравниться красотой с малейшим из Божьих созданий. И человек - венец творения - был для художника лишь совершеннейшим образцом божественной гармонией.  Поэтому не душа земного человека, не страсти, терзающие его; были для художника предметом изображения, а не имеющее изъянов тело и полное спокойствия. Идеи гуманизма нашли яркое воплощение в произведениях искусства, главной темой которых стал возвышенный и прекрасный, гармонично развитый человек.  Художники Возрождения раскрыли его мощь и величие, прославили духовную и физическую красоту, утвердили за ним право свободной личности.

Заполнение первого ряда таблицы.

  1. Зрительный ряд: Рембрант «Возвращение блудного сына».             Зачитать описание картины.

Предложить учащимся игровую ситуацию: представленную картину обсуждают 2 группы:

1) Доброжелательные зрители пытаются убедить в том, что покой и гармония, которыми полно это  произведение, возвышают душу, облагораживают и утончают ее.

2) ироничные зрители, которые попытаются  найти недостатки и доказать, что это произведение  не способно  пробудить в зрителе чувства, так как нечему сопереживать.

 В процессе диалога  третья группа должна аргументировать  справедливость высказываний обеих групп и представить главную черту образа человека как личности .

-учитель вывод: с полотен выдающихся мастеров на нас смотрят разные лица: восхитительно красивые и не очень привлекательные. Это человек страдающий, карающий, сопереживающий, всепрощающий, осуждающий т.е. такой каким может быть человек в жизни.

Заполнение 2 колонки таблицы.

  1. Зрительный ряд:  «Мадонна Лита»  Леонардо.

Давайте с вами разберёмся,  каково место человека во вселенной?

Вглядитесь в картину Леонардо да Винчи «Мадонна Лита».

- Что в ней привлекает наше внимание?

- Где находятся герои картины?

- Что представляет собой это помещение?

- Какой пейзаж вам видится в окне?

- С какой целью художник включает изображение пейзажа?

Проведём эксперимент и на время закроем окно.

 –  Что-нибудь  произошло в картине?

Вывод: Что таким образом написания пейзажа усвоили законы трёхмерного пространства ( глубины), постигли тайны рисунка, колорита. Овладели приёмами передачи воздушной среды света и тени.

Заполните последнюю колонку таблицы.

Рефлексия.

- Что было для вас сегодня  открытием на уроке?

- С какой точкой зрения прозвучавшей на уроке  вы не согласились бы?

А теперь представьте себя художниками. Все эмоции и чувства можно передать при помощи линий. Попробуйте изобразить свои эмоции и впечатления о нашем уроке .

Все представленные картины являются экспонатами  многочисленной коллекции государственного музея Эрмитаж. Которому в этом году исполняется (….)  лет со дня его основания.

 Д/З1. Найти сообщения  о жанрах и стилях эпохи Возрождения.

        2.  Создать презентацию «В  мастерской  художника  эпохи    Возрождения».  (из коллекции Эрмитажа).

          3. Напишите сочинение-эссе по личным впечатлениям на тему «Любимое произведение итальянского художника эпохи Возрождения».

Урок окончен. До свидания! Пусть наполнит душу святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего, а также добивались (когда сможем, если захотим) того, что положено людям.