ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Занятие с применением кейсовой технологии на тему: «Конкурсно-выставочная деятельность в творческом развитии обучающихся»»

Творческий проект разработан методистом выставочного зала МКУДО «ЦДТ» города Железногорска Руденок Александрой Константиновной и педагогом дополнительного образования объединения «Палитра» МКУДО «ЦДТ» города Железногорска Селитринниковой Анной Александровной,  включает в себя интегрированное занятие, рассчитанное на группу обучающихся базового уровня (возраст 12-17 лет) художественной направленности.

Занятие направлено на формирование творческой деятельности обучающихся через изготовление экспонатов по индивидуальным, самостоятельно-разработанным сюжетам, оформленным в качественном и  высоко-эстетическом виде.

Занятие построено по кейсовой технологии.

Важно заметить, что при использовании кейсовой технологии овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Занятие с применением кейсовой технологии

на тему:

«Конкурсно-выставочная деятельность в творческом развитии обучающихся»»

                                                                    Выполнили:

                                                                         Руденок Александра Константиновна

                                                                       методист

                                                                  Селитринникова Анна Александровна

педагог дополнительного образования

Железногорск 2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все дети любят рисовать, у многих есть не плохие задатки в рисовании и декоративно-прикладном творчестве. Каждому ребенку очень хочется поучаствовать в художественном  конкурсе и получить призовое место. Однако не все достигают нужного результата. Конкурсанты, а вместе с ними педагоги и родители, расстраиваются, теряют интерес не только к конкурсу, но и к рисованию.

В ходе мониторинга с января 2007 по январь 2017 года аналитической документации по итогам проведения конкурсных мероприятий по изобразительному и декоративно - прикладному творчеству выяснились часто повторяющиеся ошибки при изготовлении и оформлении экспонатов. Чтобы их избежать, возникла необходимость в создании и внедрения в образовательный процесс МКУДО «ЦДТ» данной методической разработки.

Творческий проект разработан методистом выставочного зала МКУДО «ЦДТ» Руденок Александрой Константиновной и педагогом дополнительного образования объединения «Палитра» МКУДО «ЦДТ» Селитринниковой Анной Александровной,  включает в себя интегрированное занятие, рассчитанное на группу обучающихся базового уровня (возраст 12-17 лет) художественной направленности.

Занятие направлено на формирование творческой деятельности обучающихся через изготовление экспонатов по индивидуальным, самостоятельно-разработанным сюжетам, оформленным в качественном и  высоко-эстетическом виде.

Занятие построено по кейсовой технологии.

Важно заметить, что при использовании кейсовой технологии овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.

Кейсовая технология включает в себя несколько стадий обучения:

  • Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучающегося к учебной деятельности.
  • Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет обучающемуся получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
  • Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Творческий проект разработки занятия с применением кейсовой технологии на тему: «Конкурсно-выставочная деятельность в творческом развитии обучающихся» возможно использовать в образовательном процессе педагогов дополнительного образования по художественному творчеству.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Современные тенденции в подготовке

конкурсно-выставочных экспонатов»

Методическая тема:  «Конкурсно-выставочная деятельность в творческом развитии обучающихся».

Цель занятия: развитие творческой деятельности обучающихся через изготовление экспонатов по индивидуальным, самостоятельно-разработанным сюжетам,  оформленным в качественном и  высоко-эстетическом виде с применением примеров по результатам различных конкурсов.

Задачи:

 Образовательная:

  • познакомить обучающихся с последовательностью изготовления экспонатов по индивидуальным, самостоятельно-разработанным сюжетам;
  • познакомить обучающихся с правилами оформления экспонатов.

Развивающая:

  • развивать воображение, мышление, память;
  • развивать эстетику подачи в оформлении экспонатов;
  • развивать познавательный интерес обучающихся к предмету;
  • совершенствовать умения работать в группах.

Воспитательная:

  • воспитывать у обучающихся культуры общения и труда в ходе беседы, выполнения заданий;
  • мотивировать интерес к выполнению работ по тематике безопасности жизнедеятельности человека.

Формируемые компетенции:

  • К1 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • К2 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач.
  • К3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • К4 Работать в команде, развивать коммуникативные навыки.

Тип занятия:

Коммуникативно-познавательный.

Вид занятия:

Открытия новых знаний (изучение и первичное закрепление знаний).

Методы занятия:

  • репродуктивные, способствующие формированию умений и навыков через систему упражнений;
  • практические методы – совершенствование практических умений в ходе выполнения заданий.

Формы организации деятельности обучающихся:

- мозговой штурм;

- фронтальная работа (вопрос – ответ);

- групповая работа и работа в парах (выполнение заданий).

Приемы преподавания:

Беседа, демонстрация наглядных пособий, дискуссия, экскурсия на действующую выставку (по возможности).

Принципы преподавания:

  • Коммуникативный и деятельностный подход;
  • Технология развивающего обучения (личностно-ориентированный подход);
  • Прочность усвоения знаний и умений;
  • Наглядность, доступность;

Межпредметные связи:

  • Обществознание
  • Изобразительное искусство
  • Мировая художественная культура

Внутрипредметные связи: данная тема тесно переплетается со всем программным материалом.

Планируемый результат:

  • Обучающиеся должны знать о последовательности создания экспонатов по индивидуальным, самостоятельно-разработанным сюжетам;
  • Совершенствуют коммуникативные умения и рефлексивные навыки;
  • Формирование элементов общих компетенций: готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.
  • Выработка умений адекватно оценивать результаты своей деятельности; 
    - информационная компетентность - способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; 

- коммуникативная компетентность - готовность работать в команде; вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения. 


Оборудование:

  • наглядный материал;
  • раздаточный материал: фото экспонатов для работы в группах;
  • мольберты;
  • краски (гуашь, акварель), пастель, сангина, уголь;
  • кисти;
  • палитра;
  • карандаши.


Ход занятия (время 1ч 30 минут):

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Компетенции, развиваемые на данном этапе

Результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Цели: 

-настроить на взаимное общение;

-подведение обучающихся к определению темы и постановке цели занятия, используя метод «мозговой штурм».

1. Создание доброжелательной атмосферы,

2.Фронтальный опрос (подведение к теме, цели и задачи занятия)

Давайте начнем наше занятие с вопросов, которые послужат подсказкой для определения темы сегодняшнего занятия.

  • Вы любите выполнять творческие работы?
  • Как часто ваши работы участвовали в художественных конкурсах и выставках?
  • А как вы думаете, от чего зависит результат в выполнении экспонатов на конкурсы?

Обучающиеся, отвечая на вопросы, сами формулируют тему занятия, затем ставят цели и задачи занятия вместе с преподавателем.

Каждому ребенку очень хочется поучаствовать в художественном  конкурсе и получить призовое место. Однако не все достигают нужного результата. На этом занятии мы с вами уделим большое внимание вопросам «Как создать конкурентоспособные экспонаты»,  «Какие правила следует соблюдать», «На что обратить внимание при оформлении работ».

Методы организации работы обучающихся: активный (мозговой штурм)

Цель:

-включиться в общение, отреагировав на реплику преподавателя согласно коммуникативной задаче;

-догадаться о теме занятия, определить цели и задачи занятия, познакомиться с заданиями, которые им необходимо выполнить.

1.Приветствие.

2.Отвечают на вопросы и

называют тему

занятия, а затем озвучивают цель занятия.

К 1. 

Включение обучающихся в режим работы, осмысление темы занятия, понимание задач предстоящей деятельности

2.

Основная часть

Работа в группах

Изучение нового материала

Цели: 

- познакомить обучающихся с последовательностью изготовления экспонатов по индивидуальным, самостоятельно-разработанным сюжетам;

- развитие воображения, мышления, памяти;

- развитие эстетики подачи в оформлении экспонатов;

- развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

- совершенствование умения работать в группах;

- развитие умений поискового навыка;

-развитие умений соглашаться или не соглашаться с определенными высказываниями, предлагая свои варианты ответов;

-создать условия для формирования у обучающихся умений работать в группах.

2.Организует работу в группах, предлагает выполнение задания. Направляет и контролирует деятельность обучающихся.

2. Беседа с обучающимися. Предлагает вопросы для обсуждения. 

II. Основная часть.

  1. Работа в группах

Ребята предлагаю вам примерить образ члена жюри художественного конкурса. Для этого необходимо поделиться на группы по 3-4 человека и выполнить задания.

Задание 1: Каждая группа получает пакет фотографий (Приложение1, Приложение2). Вы должны рассортировать их таким образом, чтобы выделить конкурсные экспонаты: претендующие на призовые места, выполненные с недочетами. Подготовьтесь объяснить выбор своей группы, в случае необходимости защитить свое мнение.

Задание 2 (выполняется по возможности): Сейчас мы пройдем в выставочный зал, где представлена экспозиция действующего конкурса. Каждая группа, внимательно рассмотрев экспозицию, определит по 5 лучших работ, претендующих на призовые места, и 5 работ с недочетами. Как и в первом задании, подготовьтесь объяснить выбор своей группы, в случае необходимости защитить свое мнение.

Пока обучающиеся выполняют задания звучит ненавязчивая музыка.

После выполнения каждого задания группы объясняют свой выбор.

2.Изучение нового материала

В процессе выполнения заданий вы вспомнили все, что знали по этой теме, узнали что-то новое друг от друга, что-то упустили или о чем-то вам не известно. Сейчас предлагаю все знания обобщить и систематизировать, добавить новыми сведениями.

Рассмотрим последовательность выполнения работы, на примере рисунка, которая состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы 25%

2. Выполнение эскизов 10%

3. Композиция 25%

4. Материал 5%

5. Поэтапность ведения работы 10%

6. Оформление работы 15%

1. Одним из самых важных критериев является тема работы. Кто-то может возразить, что это не так важно, что важнее красиво закомпоновать и нарисовать работу. Но у нас есть конкурсы по тематике безопасности жизнедеятельности и, как правило,  организаторами этого конкурса являются сотрудники ГИБДД и МЧС, а у них не всегда есть художественное образование. При оценке работ на таких выставках важным критерием является тема работы (злободневность и новизна). Создавая композицию, автор должен помнить о задачах и целях конкурса, где обучающиеся демонстрируют не только свое творчество, но и знания по безопасности жизнедеятельности, качественное и грамотное отображение ситуаций.

Ни в коем случае нельзя брать готовую работу с Интернета или с любого другого источника в надежде что её никто не увидит, как правило, таких работ может появится несколько и это не очень этично.  

 - Как вы думаете, где искать материал?  

Предполагаемые ответы обучающихся: Тему можно найти в интернете, новостях, журналах сообщениях.

2. Следующий этап. Выполнение набросков. Он тоже очень важен. Если рисунок выполнить сразу на лист, то достичь желаемого результата у вас возможно и не получится. Посмотрев на выполненный рисунок, вы захотите что-то убрать или добавить. Выполнять сразу рисунок на лист — это игра в лотерею, повезёт или нет. Один и тот же сюжет можно выполнить в разных форматах (горизонталь, вертикаль). Некоторым детям очень тяжело начинать выполнять наброски они берут в руки карандаш и очень долго сидят над чистым листом бумаги. Рекомендую поиграть в игру «думай вместе с карандашом» то что придет в голову просто переносить на бумагу. Выполнять наброски можно на обычном листе бумаги А4, разделив лист на прямоугольники (вертикаль и горизонталь).                              

3. Работа над композицией неотделима от выполнения набросков. Одно плавно переходит в другое. Композиция - это одно из самых важных условий. Ведь если ваш рисунок будет прекрасно нарисован и тема будет очень актуальна, но на рисунке не будет целостной композиции (человек будет нарисован на половину или будет упираться в край листа и т.д.), ваши шансы на победу уменьшаются. Рекомендую вспомнить основные правила композиции. Изображаемые предметы на рисунке не должны быть слишком большие или слишком маленькие, не нужно их обрезать, т.е. рисовать наполовину. В процессе выполнения работы главное выделяем, например, делаем ярче.

 - Выполненный эскиз найден, его нужно перенести на большой формат, как это сделать?

Предполагаемые ответы обучающихся: Перенести при помощи сетки. Сначала расчертить эскиз, а затем нужный формат на одинаковое количество квадратов и перенести рисунок.

4. Материал необходимо выбирать от навыков и умений. Не рекомендую брать для работы не знакомый материал. Например, если никогда не работал пастелью, то не стоит выставочную работу выполнять в этом материале. Так же на выбор материала влияет то, что вы хотите изобразить. Например, если это плакат, то как правило для него подойдут краски с более ярким цветом - это гуашь, если в работе вы хотите показать живописность и приглушенные цвета, то для этого лучше взять акварель, пастель. Не рекомендуется пользоваться двусторонним скотчем, клеевым карандашом, клеем на водяной основе (ПВА). У скотча и клея - карандаша слабая способность сцепления материалов, а клей ПВА при высыхании деформирует и бумажную и картонную поверхность.

5. Последовательность выполнения работы очень важно соблюдать ведь от этого зависит качество работы. Не стоит начинать выполнять работу с самого интересного и мелкого (это может быть бант, сумочка и т.д.). Например, если работа выполняется красками, то это все размазывается или зарисовывается. Первое правило при выполнении работы - от большого к малому (деталям). Сначала нужно работать с большим пространством (земля, небо, стена и т.д.), затем работаем над тем, что по меньше и только в конце идет проработка деталей.

6. Оформление работы очень важный пункт. Рама или паспарту для работы — это как одежда для человека, очень важно чтобы она подходила и подчёркивала достоинства работы. Не рекомендуется использовать для работы старую раму меньше или больше размером. Если вы используете старую раму, то обязательно её нужно обновить, подкрасить. Рекомендую подготовить раму заранее, как только вы определитесь с размером работы. Не рекомендуется применение для оформления работ конфетные упаковки, в том виде, какие они есть, где демонстрируются  логотипы конфетных фабрик и цена изделия.

Очень большую роль играет эстетика подачи. Как определиться с  размером будущей работы. Перед началом работы обязательно определиться с размером  зазора в готовой раме, для того чтобы композиция не была нарушена за счет перекрытия работы, где рама скрывает часть экспоната (данная рекомендация относится к работам декоративно - прикладного направления). Если рама меньшего размера, чем требует композиция, то тогда происходит зрительное «урезание» пространства и кажется, что «работе тесно». Если рама велика по размеру с двух параллельных  сторон, ни в коем случае нельзя размещать в недостающее с двух сторон пространство ленты, цветной картон - это при оформлении не допустимо. У рисунков частым нарушением считается  «глубокое» наклеивание  бумажных полосок паспарту. За счет этого нарушается зрительное восприятие композиции, а на плакатах - целостность написания призывов. Как в рисунке, так и материал для его оформления необходимо использовать плотную бумагу.

Методы проблемного обучения: частично-поисковые используемые для подготовки обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем.

Методы изложения нового материала: словесный, фронтальный опрос, рецензирование ответов обучающихся

Цели:

-приобрести умения слушать и вступать в дискуссию для поддержания учебно-деловой беседы;

- ознакомление с новым материалом по теме;

-совершенствование поискового навыка.

1. Работают в группах, выполняют задание,  обсуждают плюсы и минусы в экспонатах.

2. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности.

3.Слушают новый материал. Участвуют в обсуждении

К 1. 

К 2. 

К 3.

К 4.

Использование своих знаний и жизненного опыта по теме.

3.

Итоги учебного занятия

Подведение итогов.

Рефлексия образовательной деятельности.

Домашнее  задание.

Цель:

-подведение итогов по изученным материалам, установление соответствий полученного результата поставленной цели.

1.Создает условия для обратной связи. Рефлексия.

2. Объявляет домашнее задание.

3. Подводит итоги занятия.

Рефлексия:

Во время занятия мы с вами поговорили о многих вещах, касающихся подготовки и выполнения творческих работ для участия в художественных конкурсах и выставках. А сейчас продолжите, пожалуйста, фразы: «Сейчас я знаю….», «Сейчас я могу…..», «Сейчас я умею….»

Организация домашнего задания: 

Дома в Интернете соберите информацию для выполнения творческой работы. Продумайте эскиз будущей конкурсной работы. Постарайтесь применить все знания, полученные на сегодняшнем занятии.

Подведение итогов.  Спасибо всем за внимание и активную работу. Надеюсь знания, полученные сегодня, будут служить вам верой и правдой во всей вашей долгой творческой жизни. Занятие закончено.

 Цель: 

-повторение пройденного на занятии материала;

-развитие и воспитание способности и готовности к творческому развитию.

1. Участие в рефлексии.

2. Систематизируют полученную

информацию, намечают

цели последующей

деятельности

 

 

Сопоставление ранее поставленной цели с результатом деятельности.