дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные краски"

Чиликанова Ольга Михайловна

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные краски". Художественная направленность. Общекультурный (базовый) уровень программы. Срок реализации 2 года. возраст обучающихся от 6 до 14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ" 280 КБ

Предварительный просмотр:

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области»

Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол №

от «  » _______ 2018г.

Принято

на заседании Педагогического совета

Протокол №

от «    » _______ 2018г

Утверждено

Директор МУ ДО –ЦДТ«Светлячок»г.Ртищево Саратовской области

_______/А.В.Ермолаева

  Приказ № ________

от «___» ________2018 г    

Дополнительная

общеобразовательная  общеразвивающая  программа

«Волшебные краски»

Направленность: художественная

Уровень программы: общекультурный (базовый)

Срок реализации – 2 года

Возраст обучающихся: 6 - 14 лет

                                                   Автор:

Педагог ДО Чиликанова О.М.

                    Рецензенты:

                                            Директор: Ермолаева А.В.

                                         Методист: Быкова С.И.              

Ртищево

2018 г.

Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.

Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Детский рисунок поражает выразительностью образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.

Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.

Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» помогает стать ребенку неординарной эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.

Программа объединения волшебные краски рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 6 до 14 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания.

Темы заданий распределены по временам года и содержат 3 раздела:

- «Осень»,

- «Зима»,

- «Весна».

На каждый раздел отведено равное количество часов (по месяцам), согласно программе «Волшебные краски»: для 1-ого года обучения – 3 раздела по 48 часов (всего 144 часа), для 2-ого года обучения – 3 раздела по 72 часа (всего 216 часов ).

1 раздел – «КРАСКИ ОСЕНИ»: 48 часов для 1-ого года обучения и 72 часа для 2-ого года обучения.

2 раздел – «ЗИМНИЕ МОТИВЫ»: 48 часов – 1-ый год обучения; 72часа – 2-ой год обучения.

3 раздел – «ВЕСНА - КРАСНА»: 48 час. – 1-ый год обучения; 72 часа – 2-ой год обучения.

   Каждый раздел включает в себя по 9 тем. Дети первого и второго года обучения занимаются по одним и тем же разделам и темам, только для детей второго года обучения на эти разделы и темы отводится больше времени, часов в связи с повышенным уровнем сложности выполняемых заданий. Большое внимание уделяется утилитарности создаваемых детьми работ, умению использовать свои навыки в рисовании для создания декоративно-прикладных работ. Чтобы дети, имея элементарные навыки и умения, смогли своими руками сделать праздничную открытку, панно, расписать декоративную тарелку или доску. Порадовать своим творчеством своих родных и близких ко Дню Рождения, ко Дню Матери, ко Дню Учителя, к Новому году, к 23 Февраля, к 8 Марта, к 1 Мая, ко Дню Победы… и т.д.

На каждом занятии педагогом используются обширные наглядные материалы, образцы, мастер-классы (видео), презентации,  репродукции из журналов, книг, открыток, всевозможных картинок, тематических кроссвордов, викторин, игр, много информационного материала подбирается с помощью интернета.

   Большее время уделяется практической деятельности, в которой дети имеют возможность на практике применить свои теоритические знания, умения и навыки. В конце каждой темы, каждого раздела в объединении проводятся просмотры, мини-выставки детских работ, где дети наглядно, в сравнении друг с другом могут увидеть все достоинства и недостатки своих творческих работ. Воспитанники учатся  объективно анализировать свои и чужие работы, обращая внимание на свои слабые и сильные стороны в работах.

   Дети, которые работают (рисуют) быстро, - делают по одной теме данного раздела несколько разных работ, а медлительные дети могут выполнить по этой же теме только одну работу, соблюдая поэтапность, последовательность ведения рисунка. Этот факт и предусмотрен количеством часов, отведённых на каждую тему. То есть даётся возможность детям с медлительным темпераментом довести начатую работу до конца, не испытывая творческую неудовлетворённость от недоделанности, незаконченности своей работы (рисунка, росписи…).

   Занятия в группах 1-ого и 2-ого года обучения рассчитаны на 45 минут с 10-15-ти минутным перерывом между занятиями.

Цели программы:

- Эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;

- освоение учащимися элементарных основ реалистического рисунка;

- формирование у учащихся навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса и понимание прекрасного;

- воспитание интереса и любви к искусству.

Задачи программы:

- умение рисовать различными художественными материалами (гуашь, акварель, темпера, тушь, пастель);

- умение рисовать с натуры различные предметы;

- умение рисовать на темы заданные учителем (по памяти, представлению, воображению);

- умение анализировать произведения искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру изобразительного искусства;

- ознакомление с творчеством художников, с отдельными произведениями живописи, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Чтобы овладеть навыками рисования ребенок должен хорошо рисовать не только то, что ему хочется, но и то, что в данный момент требует педагог. Это трудно для ученика как физически (задания бывают сложными, рассчитанными на хорошо поставленную руку), так и психологически (не хочется подчиняться).

Чтобы ребенок не разлюбил рисовать педагог должен найти подход к каждому ученику, помочь, если рисунок не получается.

На уроках рисования выявляются следующие взаимосвязи:

Ребенок любит рисовать

Ребенок хочет, чтобы рисунок получился

Рисунок не получается

Рисунок получается

Меньше хочется рисовать

Хочется рисовать

Рисует меньше

Рисует больше

Получаться не будет

Получается еще лучше

Разлюбил рисовать

Много рисует и любит рисовать

Рисуя с натуры, у ребенка развивается глазомер, чувство пропорции; ученик не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.

Рисовать по памяти и по представлению учит работать над рисунком и цветом, не имея перед собой изображаемого объекта, а основываясь лишь на сложившееся представление о нем. Ежедневные наблюдения способствуют тому, что в нашей памяти скапливается информация об основных признаках предметов

Декоративное рисование познакомит ребят с основными приемами построения декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами.

Знакомясь с декоративным рисованием учащиеся, одновременно узнают много нового об истории нашей культуры.

Тематическое рисование – это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя при этом весь богам своих знаний и умений. Сохранившиеся в зрительной памяти образы обобщаются и рождаются новые – художественные.

Творческая работа обязательно должна вызывать только положительные эмоции. Только успех должен ожидать маленького художника при завершении композиции.

Программа первого года обучения охватывает объем первоначальных знаний, необходимых в процессе рисования.

Программа второго года обучения предусматривает углубленный уровень освоения определенных тем и предполагает применение знаний и практических умений, которые направлены на развитие творческих способностей, интуиции каждого ребенка.

Дети первого и второго года обучения изучают одни и те же темы, но работы выполняются разные по сложности. Требования к работе по каждой теме возрастают.

Учебная программа первого года обучения.

Цель:

- развитие базовых способностей ребенка при работе с художественными материалами.

Задачи:

- привить любовь к рисованию;

научить владеть художественными материалами (гуашь, акварель, кисть);

- научить детей разбираться в красках и цвете, использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;

- познакомить с основными этапами создания рисунка, композиции;

- в декоративных работах уметь творчески применять простейшие приемы народной росписи.

Планируемый результат:

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- названия основных и составных цветов, теплых и холодных;

- правила пользования карандашом, кистями акварельными и гуашевыми красками;

- как проводить простейший анализ произведений искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду, жанру изобразительного искусства;

- приемы народной кистевой росписи (владение мазком);

- различные техники и методы рисования;

- последовательность выполнения рисунка, композиции;

- правила безопасности труда и личной гигиены.

Уметь:

- подготавливать рабочее место и художественные материалы к работе;

применять элементарные правила смешения цветов;

- свободно работать карандашом, фломастером, кистью не вращая при этом лист бумаги;

- передавать при этом простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направление мазка, следуя форме;

- выполнять узоры и орнаменты  в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и в орнаментах;

- выделять наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;

- использовать тональный и цветовой контраст.

Тематический план. 1 год обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации и контроля

Всего

Теория

практика

I

« Краски осени»

48 ч.

9

39

1

Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

2

1

1

конкурс

2

Воспоминание о лете:

- рисуем насекомых;

- самый лучший день

4

1

3

выставка

3

Мы собрали урожай:

- рисуем овощи                      

- фрукты, ягоды

- грибы

6

1

5

выставка

4    

Осенний листопад:

- осенние листья

- деревья

- ветка рябины

6

1

5

выставка

5

Осенний букет:

- рисунок в карандаше

- локальные цвета

- введение светотени

6

1

5

Творческая работа

6

Портрет осени

6

1

5

Творческая работа

7

Осенний пейзаж

6

1

5

Творческая работа

8

Я и осень

6

1

5

Творческая работа

9

Животные осенью

6

1

5

выставка

II

«Зимние мотивы»

48 ч.

9

39

10

Символ наступающего года

6

1

5

выставка

11

Новогодняя открытка

6

1

5

Творческая работа

12

Праздничные надписи

6

1

5

конкурс

13

Вот готов снеговичок, очень милый толстячок

6

1

5

выставка

14

Зимняя одежда

4

1

3

выставка

15  

Зимний лес уснул в снегу

4

1

3

Творческая работа

16

Открытка в подарок

6

1

5

Творческая работа

17

Они сражались за родину

6

1

5

выставка

18  

Военная техника

4

1

3

выставка

III

«Весна – красна!»

48 ч.

9

39

19

Подарок своими руками:

- доска

- тарелка

- открытка

6

1

5

творческая работа

20

Мамин портрет

6

1

5

выставка

21

Солнца рыжий колобок

4

1

5

выставка

22

Космические фантазии

6

1

5

конкурс

23

Пасхальные сувениры

6

1

5

Творческая работа

24  

Рисуем к Первомаю

4

1

3

конкурс

25

Помнит сердце эти годы

6

1

5

выставка

26

Цветы весны

6

1

5

выставка

27

Посмотри, как мы рисуем!

4

1

3

выставка

Итого:

144 ч.

36

108

Содержание разделов и тем.

  1. Раздел «Краски осени».

  1. Вводное занятие «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

Теория: Беседа о рисовании в жизни человека; показ лучших детских рисунков за прошлые годы обучения. Знакомство с детьми, организация рабочего места.

Практика: Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

  1. «Воспоминание о лете».

Теория: знакомство с работами художников, изображающих лето. Анализ летних рисунков, пейзажей, зарисовок.

Практика: рисуем насекомых, которых наблюдали летом. Создаём композицию на основе своих лучших воспоминаний о лете - «Самый лучший день».

  1. «Мы собрали урожай»

Теория: просмотр натюрмортов, изображающих дары осени, собранный урожай. Принцип построения композиции в натюрморте. Знакомство с работами художников, изображающих сбор урожая, анализ работ.

Практика: рисуем овощи, фрукты, ягоды, грибы; составляем композиции, натюрморты с изображением осеннего урожая.

  1. «Осенний листопад».

Теория: Знакомство с цветами осени: тёплые цвета и их оттенки. Открытые цвета, разбелённые и приглушённые. Просмотр, анализ работ с изображением осени, осенней листвы в живописи и в декоративном творчестве.

 Практика: Рисуем с натуры осенние листья в живописном и декоративном варианте. Составление орнамента из листьев. Изображаем характер различных осенних деревьев, учимся рисовать ветку рябины.

  1. «Осенний букет».

Теория: Экскурсия в золотую рощу, сбор гербария для составления осеннего букета. Знакомство с работами художников, рисующих букеты осени, анализ работ.

Практика: из собранных листьев составляем осенний букет и, отталкиваясь от натуры, рисуем букет гуашью, фломастерами и карандашами. Делаем рисунок в карандаше, работаем локальными, открытыми цветами, постепенно вводя оттенки цвета и светотени.

  1. «Портрет осени».

Теория: рассказ-презентация о портрете, знакомство с жанром портрета. Изучение пропорций лица и тела. Создание образа осени.

Практика: Рисуем портрет осени, совмещая женский образ с элементами осени.

  1. «Осенний пейзаж»

Теория: Знакомство с жанром пейзажа. Принцип построения пейзажа. Перспектива в пейзаже. Анализ работ художников-пейзажистов, рисующих осень.

Практика: рисуем осенний пейзаж - композиция по памяти, представлению. Учимся передавать в композиции пространственные отношения, выделив композиционный центр.

  1. «Я и осень».

Теория: Рассказы, наблюдения детей за изменением природы с приходом осени. Просмотр репродукций, иллюстраций об осени, чтение стихов. Обсуждение, анализ осенних рисунков детей и художников.

Практика: рисуем композицию, автопортрет «Я и осень» на основе своих эмоций, впечатлений, своего настроения и отношения к окружающей действительности в осеннее время года.

  1. «Животные осенью».

Теория: Просмотр фильма-презентации о жизни животных осенью. Анализ работ с изображением различных животных в осеннее время. Изучение характера выбранного животного, его повадок. Просмотр схем с поэтапным рисование животных. Показать разницу в изображении животных с натуры, в реализме и мультипликационных, сказочных существующих и выдуманных животных.

Практика: рисуем животных осенью как реалистичных, так и выдуманных. Например ежа и шуршунчика, сочетая реалистический стиль и мультяшный, декоративный.

  1. Раздел «Зимние мотивы»

  1. «Символ наступающего года»

Теория: Знакомство с символом наступающего года. Просмотр различных картинок с изображением животного-символа Нового года, анализ работ. Стилизация  реалистического изображения животного-символа.

Практика: рисуем символ наступающего года на основе стилизации образа животного. Используем новогоднюю символику. Рисуем как отдельное изображение животного-символа, так и составляем зимние, новогодние композиции.

  1. «Новогодняя открытка».

Теория: знакомство с открыткой – её история, принцип композиции, элементы декорирования. Анализ различных открыток.

Практика: рисуем свою, авторскую новогоднюю открытку, используя различные приёмы декорирования. Работа выполняется разными художественными материалами.

  1. «Праздничные надписи».

Теория: Знакомство с декоративным шрифтом - принцип написания букв, построение шрифтовой композиции, стиль написания.

Практика: пишем различные новогодние поздравления, надписи для украшения помещения: на окна, стены, двери. Работаем гуашью.

  1. «Вот готов снеговичок, очень милый толстячок».                                                Теория: знакомство с работами мастеров, изображающих снеговиков. Анализ работ, принцип живописного и декоративного изображения образа снеговика, его характера. Изучение холодной цветовой гаммы.                                                                                                                Практика: рисуем по воображению различные образы снеговиков, передавая их характер. Составляем композиции из снеговиков.

  1. «Зимняя одежда»                                                                                                        Теория: контрастные цвета, цветовая гамма. Знакомство с одеждой прошлого и настоящего, анализ различных видов одежды – форма, цвет, элементы декора. Практика: рисуем зимнюю одежду, сочетая элементы старины и современности. Придумываем свою, авторскую одежду, декорируя всевозможными узорами, соблюдая контрастность цветовых сочетаний, исходя из выбранной цветовой гаммы.

  1. «Зимний лес уснул в снегу»                                                                                            Теория: просмотр, анализ зимних лесных пейзажей в живописи, изучение характера разных пород деревьев. Контраст светлого и тёмного, силуэт.                                                 Практика: на основе своих впечатлений и наблюдений за деревьями зимой рисуем различные по характеру деревья, составляем композицию зимнего леса.

  1. «Открытка в подарок»

Теория: просмотр и анализ всевозможных поздравительных открыток к 23 Февраля. История открытки ко Дню защитника Отечества. Принцип построения композиции и декора открытки. Знакомство с историей атрибутики – гвардейская лента, звезда, флаг, герб, гвоздика.

Практика: создаём авторскую открытку к празднику 23 Февраля на основе просмотренного материала с использованием военной атрибутики.

  1. «Они сражались за Родину»

Теория: знакомство с батальным жанром в живописи. Художники, воспевающие мужество, храбрость русского народа в борьбе с захватчиками. Принцип построения композиции в батальном жанре, выделение композиционного центра. Приглушённые цвета в живописи.

Практика: рисуем композицию в батальном жанре на основе просмотренного материала. С помощью приглушённых цветов создаём атмосферу ужаса войны, учимся цветом выделять композиционный центр, передавать пропорции предметов с учётом многоплановости композиции.

 

  1. «Военная техника»

Теория: просмотр, анализ работ с изображением различных видов военной техники разных эпох. Принцип стилизации при изображении военной техники. Цвет хаки.

Практика: рисуем стилизованную военную технику – водную, подводную, воздушную, наземную. Следуем схемам и таблицам рисования военной техники. Работаем графическими художественными материалами, используем различные оттенки зелёного, цвета хаки. Создаём композиции с изображением военной техники.

  1. Раздел «Весна – красна».

  1. «Подарок своими руками»

Теория: просмотр различных сувениров к празднику 8 Марта, их анализ. Декоративная роспись изделий из дерева и папье-маше. Принцип построения узора в круге, квадрате, в полосе. Орнамент.

Практика: выполняем подарок своими руками – расписываем декоративную тарелку, доску, рисуем поздравительную открытку. Декоративная роспись с использованием народного орнамента, узора.

  1. «Мамин портрет»

Теория: изучение пропорций человеческого лица. Композиция портрета. Виды портретов. Знакомство с творчеством художников портретистов.

Практика: рисуем портрет мамы по памяти, по фотографии, соблюдая пропорции лица человека. Работу выполняем графическими материалами. Учимся получать цвет кожи.

  1. «Солнца рыжий колобок»

Теория: рассказ о солнце, как источнике жизни на Земле. Знакомство с художественными произведениями с изображением солнца. Солнце в живописи, графике, мультипликации, иллюстрации.

Практика: рисуем солнце двух видов: реалистичное и мультипликационное, сказочное. Реалистичное – на основе своих наблюдений; мультипликационное, сказочное – используем фантазию и воображение. Техника выполнения - графика.

  1. «Космические фантазии»

Теория: просмотр, анализ картин Космоса – космические фантазии. Знакомство с творчеством художников, рисующих на тему Космоса. Космические фантазии и реальность. Цвет Космоса – холодные цвета, их оттенки. Свет и тень в космическом пейзаже.

Практика: фантазируем на космические темы: рисуем загадочные пейзажи космоса, придумываем инопланетные существа, космические корабли и т.д. Работу выполняем гуашевыми красками.

  1. «Пасхальные сувениры»

Теория: знакомство с Пасхальными традициями. Яйцо – символ Пасхи. Пасхальные открытки разных времён. Роспись пасхальных яиц: крашенки и писанки. Символика цвета в росписи.

Практика: рисуем пасхальные открытки, расписываем пасхальные яйца из папь-маше, дерева. Составляем декоративные композиции из яиц.

  1. «рисуем к Первомаю»

Теория: знакомство с плакатами, открытками к Первомаю. Первомайские символы. Принцип построения композиции плаката и открытки к 1 Мая.

Практика: рисуем плакаты, открытки, праздничные надписи к Первомайскому празднику. Украшаем окна, стены, создавая композиции из Первомайской символики.

  1. «Помнит сердце эти годы»

Теория: изучение творчества художников, рисующих Великую Отечественную войну 1941-1945 г. Цвет войны - приглушённые цвета. Как с помощью цвета мастера-живописцы передают настроение в картине,ужас войны.

Практика: на основе прочитанных рассказов, стихов о войне рисуем композицию на тему Великой Отечественной войны «Помнит сердце эти годы». С помощью колорита передаём настроение военных лет.

  1. «Цветы весны»

Теория: цвет весны, – какой он? Оттенки зелёного цвета, открытые цвета. Изучаем строение цветов. Презентация по теме «Цветы в творчестве художников».

Практика: рисуем цветы весны: подснежники, тюльпаны, ландыши, сирень, черёмуху, одуванчики и другие. Рисуем цветы с помощью ладошки, пальцев. Используем гуашь, фломастеры, карандаши.

  1. «Посмотри, как мы рисуем!»

Теория: пример оформления работ к выставке. Что такое паспарту, рама, багет? Правила презентации работы.

Практика: оформляем работы в паспарту, рамки. Презентуем свои работы на выставку.

Учебная программа второго года обучения.

Цель:

- развитие потребностей и способностей к творческому самовыражению через рисование.

Задачи:

- совершенствовать навыки работы с художественными материалами;

- развивать умение самостоятельно работать над композицией по собственному замыслу;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество выполнения работы (рисунка, декоративной композиции);

- углублять знания по цветоведению, рисунку, декоративной композиции;

- познакомить с шедеврами изобразительного искусства.

Планируемый результат:

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- виды изобразительного искусства;

- жанры изобразительного искусства;

- правила работы и ухода за художественными материалами;

- поэтапность выполнения рисунка, композиции;

- законы цветоведения.

Уметь:

- проводить анализ произведения искусства;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы пространственного положения; выделять особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

- использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;

- использовать основные средства создания композиции:

высоту линии горизонта,

выбор точки зрения,

светлотонный контраст,

цветовой (хроматический) контраст,

цветовые отношения,

- уметь выделять композиционный центр;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи

Тематический план. 2 год обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации и контроля

Всего

Теория

практика

I

« Краски осени»

72ч.

9

63

1

Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

6

1

5

конкурс

2

Воспоминание о лете:

- рисуем насекомых;

- самый лучший день

8

1

7

выставка

3

Мы собрали урожай:

- рисуем овощи                      

- фрукты, ягоды

- грибы

10

1

9

выставка

4    

Осенний листопад:

- осенние листья

- деревья

- ветка рябины

8

1

7

выставка

5

Осенний букет:

- рисунок в карандаше

- локальные цвета

- введение светотени

8

1

7

Творческая работа

6

Портрет осени

8

1

7

Творческая работа

7

Осенний пейзаж

8

1

7

Творческая работа

8

Я и осень

6

1

5

Творческая работа

9

Животные осенью

10

1

9

выставка

II

«Зимние мотивы»

72 ч.

9

63

10

Символ наступающего года

8

1

7

выставка

11

Новогодняя открытка

8

1

7

Творческая работа

12

Праздничные надписи

8

1

7

конкурс

13

Вот готов снеговичок, очень милый толстячок

8

1

7

выставка

14

Зимняя одежда

8

1

7

выставка

15  

Зимний лес уснул в снегу

8

1

7

Творческая работа

16

Открытка в подарок

8

1

7

Творческая работа

17

Они сражались за родину

8

1

7

выставка

18  

Военная техника

8

1

7

выставка

III

«Весна – красна!»

72 ч.

9

63

19

Подарок своими руками:

- доска

- тарелка

- открытка

10

1

5

творческая работа

20

Мамин портрет

8

1

5

выставка

21

Солнца рыжий колобок

6

1

5

выставка

22

Космические фантазии

8

1

5

конкурс

23

Пасхальные сувениры

10

1

5

Творческая работа

24  

Рисуем к Первомаю

8

1

3

конкурс

25

Помнит сердце эти годы

10

1

5

выставка

26

Цветы весны

8

1

5

выставка

27

Посмотри, как мы рисуем!

4

1

3

выставка

Итого:

216 ч.

36

180

Содержание разделов и тем.

  1. Раздел «Краски осени».

     1.Вводное занятие «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-   диагностика     «Дорисуй предмет»

Теория: Беседа о рисовании в жизни человека; показ лучших детских рисунков за прошлые годы обучения. Знакомство с детьми, организация рабочего места.

Практика: Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

      2.«Воспоминание о лете».

Теория: знакомство с работами художников, изображающих лето. Анализ летних рисунков, пейзажей, зарисовок.

Практика: рисуем насекомых, которых наблюдали летом. Создаём композицию на основе своих лучших воспоминаний о лете - «Самый лучший день».

  1. «Мы собрали урожай»

Теория: просмотр натюрмортов, изображающих дары осени, собранный урожай. Принцип построения композиции в натюрморте. Знакомство с работами художников, изображающих сбор урожая, анализ работ.

Практика: рисуем овощи, фрукты, ягоды, грибы; составляем композиции, натюрморты с изображением осеннего урожая.

  1. «Осенний листопад».

Теория: Знакомство с цветами осени: тёплые цвета и их оттенки. Открытые цвета, разбелённые и приглушённые. Просмотр, анализ работ с изображением осени, осенней листвы в живописи и в декоративном творчестве.

 Практика: Рисуем с натуры осенние листья в живописном и декоративном варианте. Составление орнамента из листьев. Изображаем характер различных осенних деревьев, учимся рисовать ветку рябины.

  1. «Осенний букет».

Теория: Экскурсия в золотую рощу, сбор гербария для составления осеннего букета. Знакомство с работами художников, рисующих букеты осени, анализ работ.

Практика: из собранных листьев составляем осенний букет и, отталкиваясь от натуры, рисуем букет гуашью, фломастерами и карандашами. Делаем рисунок в карандаше, работаем локальными, открытыми цветами, постепенно вводя оттенки цвета и светотени.

  1. «Портрет осени».

Теория: рассказ-презентация о портрете, знакомство с жанром портрета. Изучение пропорций лица и тела. Создание образа осени.

Практика: Рисуем портрет осени, совмещая женский образ с элементами осени.

  1. «Осенний пейзаж»

Теория: Знакомство с жанром пейзажа. Принцип построения пейзажа. Перспектива в пейзаже. Анализ работ художников-пейзажистов, рисующих осень.

Практика: рисуем осенний пейзаж - композиция по памяти, представлению. Учимся передавать в композиции пространственные отношения, выделив композиционный центр.

  1. «Я и осень».

Теория: Рассказы, наблюдения детей за изменением природы с приходом осени. Просмотр репродукций, иллюстраций об осени, чтение стихов. Обсуждение, анализ осенних рисунков детей и художников.

Практика: рисуем композицию, автопортрет «Я и осень» на основе своих эмоций, впечатлений, своего настроения и отношения к окружающей действительности в осеннее время года.

  1. «Животные осенью».

Теория: Просмотр фильма-презентации о жизни животных осенью. Анализ работ с изображением различных животных в осеннее время. Изучение характера выбранного животного, его повадок. Просмотр схем с поэтапным рисование животных. Показать разницу в изображении животных с натуры, в реализме и мультипликационных, сказочных существующих и выдуманных животных.

Практика: рисуем животных осенью как реалистичных, так и выдуманных. Например ежа и шуршунчика, сочетая реалистический стиль и мультяшный, декоративный.

  1. Раздел «Зимние мотивы»
  1. «Символ наступающего года»

Теория: Знакомство с символом наступающего года. Просмотр различных картинок с изображением животного-символа Нового года, анализ работ. Стилизация  реалистического изображения животного-символа.

Практика: рисуем символ наступающего года на основе стилизации образа животного. Используем новогоднюю символику. Рисуем как отдельное изображение животного-символа, так и составляем зимние, новогодние композиции.

  1. «Новогодняя открытка».

Теория: знакомство с открыткой – её история, принцип композиции, элементы декорирования. Анализ различных открыток.

Практика: рисуем свою, авторскую новогоднюю открытку, используя различные приёмы декорирования. Работа выполняется разными художественными материалами.

  1. «Праздничные надписи».

Теория: Знакомство с декоративным шрифтом - принцип написания букв, построение шрифтовой композиции, стиль написания.

Практика: пишем различные новогодние поздравления, надписи для украшения помещения: на окна, стены, двери. Работаем гуашью.

  1. «Вот готов снеговичок, очень милый толстячок».                                                Теория: знакомство с работами мастеров, изображающих снеговиков. Анализ работ, принцип живописного и декоративного изображения образа снеговика, его характера. Изучение холодной цветовой гаммы.                                                                                                                Практика: рисуем по воображению различные образы снеговиков, передавая их характер. Составляем композиции из снеговиков.

  1. «Зимняя одежда»                                                                                                        Теория: контрастные цвета, цветовая гамма. Знакомство с одеждой прошлого и настоящего, анализ различных видов одежды – форма, цвет, элементы декора. Практика: рисуем зимнюю одежду, сочетая элементы старины и современности. Придумываем свою, авторскую одежду, декорируя всевозможными узорами, соблюдая контрастность цветовых сочетаний, исходя из выбранной цветовой гаммы.

  1. «Зимний лес уснул в снегу»                                                                                            Теория: просмотр, анализ зимних лесных пейзажей в живописи, изучение характера разных пород деревьев. Контраст светлого и тёмного, силуэт.                                                 Практика: на основе своих впечатлений и наблюдений за деревьями зимой рисуем различные по характеру деревья, составляем композицию зимнего леса.

  1. «Открытка в подарок»

Теория: просмотр и анализ всевозможных поздравительных открыток к 23 Февраля. История открытки ко Дню защитника Отечества. Принцип построения композиции и декора открытки. Знакомство с историей атрибутики – гвардейская лента, звезда, флаг, герб, гвоздика.

Практика: создаём авторскую открытку к празднику 23 Февраля на основе просмотренного материала с использованием военной атрибутики.

  1. «Они сражались за Родину»

Теория: знакомство с батальным жанром в живописи. Художники, воспевающие мужество, храбрость русского народа в борьбе с захватчиками. Принцип построения композиции в батальном жанре, выделение композиционного центра. Приглушённые цвета в живописи.

Практика: рисуем композицию в батальном жанре на основе просмотренного материала. С помощью приглушённых цветов создаём атмосферу ужаса войны, учимся цветом выделять композиционный центр, передавать пропорции предметов с учётом многоплановости композиции.

 

  1. «Военная техника»

Теория: просмотр, анализ работ с изображением различных видов военной техники разных эпох. Принцип стилизации при изображении военной техники. Цвет хаки.

Практика: рисуем стилизованную военную технику – водную, подводную, воздушную, наземную. Следуем схемам и таблицам рисования военной техники. Работаем графическими художественными материалами, используем различные оттенки зелёного, цвета хаки. Создаём композиции с изображением военной техники.

  1.   Раздел «Весна – красна».

  1. «Подарок своими руками»

Теория: просмотр различных сувениров к празднику 8 Марта, их анализ. Декоративная роспись изделий из дерева и папье-маше. Принцип построения узора в круге, квадрате, в полосе. Орнамент.

Практика: выполняем подарок своими руками – расписываем декоративную тарелку, доску, рисуем поздравительную открытку. Декоративная роспись с использованием народного орнамента, узора.

  1. «Мамин портрет»

Теория: изучение пропорций человеческого лица. Композиция портрета. Виды портретов. Знакомство с творчеством художников портретистов.

Практика: рисуем портрет мамы по памяти, по фотографии, соблюдая пропорции лица человека. Работу выполняем графическими материалами. Учимся получать цвет кожи.

  1. «Солнца рыжий колобок»

Теория: рассказ о солнце, как источнике жизни на Земле. Знакомство с художественными произведениями с изображением солнца. Солнце в живописи, графике, мультипликации, иллюстрации.

Практика: рисуем солнце двух видов: реалистичное и мультипликационное, сказочное. Реалистичное – на основе своих наблюдений; мультипликационное, сказочное – используем фантазию и воображение. Техника выполнения - графика.

  1. «Космические фантазии»

Теория: просмотр, анализ картин Космоса – космические фантазии. Знакомство с творчеством художников, рисующих на тему Космоса. Космические фантазии и реальность. Цвет Космоса – холодные цвета, их оттенки. Свет и тень в космическом пейзаже.

Практика: фантазируем на космические темы: рисуем загадочные пейзажи космоса, придумываем инопланетные существа, космические корабли и т.д. Работу выполняем гуашевыми красками.

  1. «Пасхальные сувениры»

Теория: знакомство с Пасхальными традициями. Яйцо – символ Пасхи. Пасхальные открытки разных времён. Роспись пасхальных яиц: крашенки и писанки. Символика цвета в росписи.

Практика: рисуем пасхальные открытки, расписываем пасхальные яйца из папь-маше, дерева. Составляем декоративные композиции из яиц.

  1. «Рисуем к Первомаю»

Теория: знакомство с плакатами, открытками к Первомаю. Первомайские символы. Принцип построения композиции плаката и открытки к 1 Мая.

Практика: рисуем плакаты, открытки, праздничные надписи к Первомайскому празднику. Украшаем окна, стены, создавая композиции из Первомайской символики.

  1. «Помнит сердце эти годы»

Теория: изучение творчества художников, рисующих Великую Отечественную войну 1941-1945 г. Цвет войны - приглушённые цвета. Как с помощью цвета мастера-живописцы передают настроение в картине,ужас войны.

Практика: на основе прочитанных рассказов, стихов о войне рисуем композицию на тему Великой Отечественной войны «Помнит сердце эти годы». С помощью колорита передаём настроение военных лет.

  1. «Цветы весны»

Теория: цвет весны, – какой он? Оттенки зелёного цвета, открытые цвета. Изучаем строение цветов. Презентация по теме «Цветы в творчестве художников».

Практика: рисуем цветы весны: подснежники, тюльпаны, ландыши, сирень, черёмуху, одуванчики и другие. Рисуем цветы с помощью ладошки, пальцев. Используем гуашь, фломастеры, карандаши.

  1. «Посмотри, как мы рисуем!»

Теория: пример оформления работ к выставке. Что такое паспарту, рама, багет? Правила презентации работы.

Практика: оформляем работы в паспарту, рамки. Презентуем свои работы на выставку.

Календарный учебный график

дата

дата

дата

Название разделов и тем

часы

   1 гр.

2 гр.

3 гр.

« Краски осени»

48 ч.

1.09.

4.09

2.09

Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

2

3.09

8.09

7.09

11.09

7.09

9.09

Воспоминание о лете: - рисуем насекомых;

                                       - самый лучший день

4

10.09

15.09

17.09

14.09

18.09

21.09

14.09

16.09

21.09

Мы собрали урожай: - рисуем овощи

                                     - фрукты, ягоды

                                     - грибы

6

22.09

24.09

29.09

25.09

28.09

2.10

23.09 28.09 30.09    

Осенний листопад: - осенние листья

                                  - деревья

                                  - ветка рябины

6

1.10

6.10

8.10

5.10

9.10

12.10

5.10  

7.10

12.10

Осенний букет: - рисунок в карандаше

                            - локальные цвета

                            - введение светотени

6

13.10

15.10

20.10

16.10

19.10

23.10

14.10 19.10 21.10

Портрет осени

6

22.10

27.10

29.10

26.10

30.10

2.11

26.10  28.10  2.11

Осенний пейзаж

6

5.11

10.11

12.11

6.11

9.11

13.11

9.11  11.11  16.11

Я и осень

6

17.11

19.11

24.11

16.11

20.11

23.11

18.11  23.11  25.11

Животные осенью

6

«Зимние мотивы»

48 ч.

26.11

1.12

3.12

27.11

30.11

4.12

30.11  2.12    7.12

Символ наступающего года

6

8.12

10.12

15.12

7.12

11.12

14.12

9.12  14.12 16.12

Новогодняя открытка

6

17.12

22.12

24.12

18.12      21.12

25.12

21.12  23.12  28.12

Праздничные надписи

6

29.12

12.01

14.01

28.12

11.01

15.01

30.12  11.01  13.01

Вот готов снеговичок, очень милый толстячок

6

19.01

21.01

18.01

22.01

18.01

20.01

Зимняя одежда

4

26.01

28.01

25.01

29.01

25.01

27.01  

Зимний лес уснул в снегу

4

2.02

4.02

9.02

1.02

5.02

8.02      

1.02    3.02    8.02

Открытка в подарок

6

11.02

16.02

18.02

12.02   15.02

19.02      

10.2   15.02   17.02

Они сражались за родину

6

25.02

1.03

26.02

29.02

24.02  27.02  

Военная техника

4

«Весна – красна!»

48 ч.

3.03

10.03

15.03

4.03

5.03

11.03

29.02  2.03    9.03

Подарок своими руками: - доска

                                           - тарелка

                          - открытка

6

17.03

22.03

24.03

14.03

18.03

21.03

14.03  16.03  21.03

Мамин портрет

6

29.03

31.03

25.03

28.03

23.03   28.03

Солнца рыжий колобок

4

5.04

7.04

12.04

1.04

4.04

8.04

30.03  4.04     6.04

Космические фантазии

6

14.04

19.04

21.04

11.04

15.04

18.04

11.04  13.04  18.04

Пасхальные сувениры

6

26.04

28.04

22.04

25.04

20.04  25.04  

Рисуем к Первомаю

4

3.05

5.05

10.05

29.04

6.05

13.05

27.04   4.05   11.05

Помнит сердце эти годы

6

12.05

17.05

19.05

16.05

20.05

23.05

16.05   18.05  23.05

Цветы весны

6

24.05

26.05

27.05

30.05

25.05   30.05

Посмотри, как мы рисуем!

4

Итого:

144 ч.

дата

Название разделов и тем

часы

4 группа

«Краски осени»

72 ч.

1.09

3.09

4.09  

Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг нас. Игра-диагностика «Дорисуй предмет»

6

8.09

10.09

11.09

15.09

Воспоминание о лете:  - рисуем насекомых

                                       - самый лучший день

8

17.09

18.09

22.09

24.09

25.09

Мы собрали урожай:  - рисуем овощи

                                      - фрукты, ягоды

                                      - грибы

10

29.09

1.10

2.10

6.10

Осенний листопад:  - осенние листья

                                   - деревья

                                   - ветка рябины

8

8.10

9.10

13.10

15.10  

Осенний букет: - рисунок в карандаше

                            - локальные цвета

                            - введение светотени

8

16.10

20.10

22.10

23.10

Портрет осени

8

27.10

29.10

5.11

6.11

Осенний пейзаж

8

10.11

12.11

13.11

Я и осень

6

17.11

19.11

20.11

24.11

26.11

Животные осенью

10

«Зимние мотивы»

72 ч.

27.11

1.12

3.12

4.12  

Символ наступающего года

8

8.12

10.12

11.12

15.12

Новогодняя открытка

8

17.12

18.12

22.12

24.12

Праздничные надписи

8

25.12

29.12

12.01

14.01

Вот готов снеговичок, очень милый толстячок!

8

15.01

19.01

21.01

22.01

Зимняя одежда

8

26.01

28.01

29.01

2.02

Зимний лес уснул в снегу

8

4.02

5.02

9.02

11.02

Открытка в подарок

8

12.02

16.02

18.02

19.02

Они сражались за Родину

8

25.02

26.02

1.03

3.03

Военная техника

8

«Весна-красна!»

72 ч.

4.03

10.03

11.03        

15.03

17.03

Подарок своими руками:

 открытка                                                               декоративная тарелка

 расписная доска

10

18.03

22.03

24.03

25.03

Мамин портрет

8

29.03

31.03

1.04

Солнца рыжий колобок

6

5.04

7.04

8.04

12.04

Космические фантазии

8

14.04

15.04

19.04

21.04

22.04

Пасхальные сувениры

10

26.04

28.04

29.04

3.05

Рисуем к Первомаю

8

5.05

6.05

10.05

12.05

13.05

Помнит сердце эти годы

10

17.05

19.05

20.05

24.05

Цветы весны

8

26.05

27.05

Посмотри, как мы рисуем!

4

Итого:

216 ч.

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

Организационные условия: при планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые и индивидуальные.

Занятия для детей первого года обучения организуются 2 раза в неделю по 2 часа (144 учебных часа в год), а для второго года обучения 2 раза в неделю по 3 часа (216 учебных часов в год). Наполняемость групп не менее 10 – 12 человек.

Материально-технические условия:

- кабинет (мастерская);

- столы

- стулья

- компьютер

- мультимедийный экран

- краски (гуашь, акварель);

- кисти;

- простые карандаши, ластик;

- Бумага (альбом, папка);

- обработанные деревянные доски разных форм;

- планшеты или мольберты;

- баночка для воды;

- палитра;

- черная тушь;

- бесцветный лак.

Информационное обеспечение.

- образцы рисунков учащихся из детских художественных школ и художественных училищ;

- репродукции  с картин знаменитых художников;

- схемы поэтапного выполнения работ (рисунок, живопись, композиция, декоративная роспись).

- презентации по темам

- аудио записи по темам

Кадровое обеспечение.

Для реализации программы необходим педагог с художественным образованием, имеющий первую квалификационную категорию. Педагог должен уметь работать с детьми разного возраста, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития ребёнка. Педагог должен владеть различными художественными материалами, работать в разных стилях и жанрах.

Формы аттестации.

- выставка

- творческая работа

- конкурс

Оценочные материалы:

- таблица по уровню ЗУН воспитанников объединения

0-1 балл – низкий                                      

1-2 балла – средний

2-3 балла – высокий

10 критериев по отслеживанию ЗУН:

- знание профессий художника

- знание художественных терминов и принадлежностей

- умение организовать рабочее место

- навыки работы графическими художественными материалами

- навыки работы живописными художественными  материалами

- знания в области цветоведения

- умение скомпоновать рисунок на листе

- умение фантазировать, рисовать по воображению и представлению

- умение рисовать с натуры, соблюдая пропорции предметов

- умение работать самостоятельно, соблюдая поэтапность выполнения работы

Методические материалы:

- процесс обучения очный

- метод обучения и воспитания:

словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, проектный;

убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация

- форма организации учебного процесса индивидуально-групповая

- формы организации учебного занятия:

акция, вернисаж, выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия

- педагогические технологии:

технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской

деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности,

технология портфолио

- алгоритм учебного занятия:

презентация по теме, анализ наглядного материала, пробные упражнения, эскизы и наброски, рисунок , работа в цвете, уточнение деталей, выставка готовых работ, подведение итогов.

- дидактические материалы :

раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы работ.

Литература:

  1. Рисование в начальной школе. Рутковская А. Издат.дом. «Нева» - 2003 г.
  2. учитесь рисовать. Л.П. Стебловская. Радяньска школа. Киев – 1987 г.
  3. Г. Лабунская. Учитесь рисовать. Издат. Детский мир – 1961 г.